Автор: Кастусева Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №34
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сказок в развитии ребенка раннего возроста"
Раздел: дошкольное образование
Роль сказок в развитии ребёнка раннего возраста
С
самого
раннего
возраста
сказка
входит
в
жизнь
ребенка,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на
всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром
литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев,
закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,
превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и
поступки ребенка.
К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-
ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Взрослый сопровождает чтение или
рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть
живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу,
высоту голоса, теми, интонацию, вовлекает детей в действие сказки.
Например, при рассказывании Репки со словами «тянут-потянут» он
обхватывает ребенка, раскачивается с ним в такт словам, а на последней
фразе: «Вытянули репку!» — шутливо его опрокидывает. Как показывает
педагогическая практика, малыши просто в восторге от подобных занятий и
даже самые застенчивые из них рано или поздно начинают участвовать в
действии сказки.
В мир сказок хочется «окунаться» как детям, так и взрослым. Она
существует для тех, кто способен фантазировать, уметь верить в волшебство,
и несёт в себе «частичку» детской непосредственности и наивность. Задача
взрослых погрузить ребёнка в волшебную страну сказок.
Сказки для детей – это своеобразный мир, полный ярких красок,
чудес, приключений, историй о добро и зле, о дружбе и обо всем живом.
В период привыканию к детскому саду сказка помогает решить
непростые психологические проблемы и справиться со стрессом. Также они
способствуют
всестороннему
развитию
ребёнка.
Решаются
многие
воспитательные задачи. Именно они учат детей сопереживать, радоваться
чужому счастью, попадать в различные жизненные ситуации. Сказки
развивают воображение, творческую активность, речь, мышление, память.
Роль
сказок
в
воспитании ребенка состоит не только в
приятном
времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее
состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их
поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и
погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
Детские сказки помогают расширить словарный запас, строить
связную речь. Также очень важно, чтобы ребенок разговаривал не только
правильно, но при этом еще и эмоционально, образно, красиво. Для
приобщения
детей
к
художественной
литературе
необходимо
продемонстрировать
всё
её
многообразие,
показать
содержание
предложенного материала. Детей можно разделить по типу характера.
Например, непосед познакомить с произведениями: «Колобок», «Три
поросёнка». Застенчивым детям можно предложить такие произведения, как
«Как заяц за яблоками ходил».
При прочтении необходимо использовать наглядный материал,
иллюстрации должны быть красочными, привлекать внимание. После
прочтения сказки можно показать кукольный или пальчиковый театр,
попробовать продемонстрировать игры-драматизации.
Дорогие родители, читайте детям сказки! Тем самым вы общаетесь с
ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего
ребёнка
на
примере
положительных
героев. Сказка
учит
доброте,
преданности, уважению, поэтому ребёнок хочет подражать любимым героям.
Учится различать добро и зло.