Автор: Курашинова Марина Хусеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1 им Т.М.Курашинова"
Населённый пункт: с.п. Атажукино Баксанский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Упражнения по русскому языку для слабоуспевающих обучающихся"
Раздел: среднее образование
Упражнения по русскому языку для слабоуспевающих обучающихся 5 класса.
(Разработаны учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ№1 им.
Т.М.Курашинова» с.п. Атажукино Курашиновой Мариной Хусеновной)
Данные задания по русскому языку предназначены для учащихся 5 класса. Задания
облегчают закрепление материала, который обучающиеся проходят в течение учебного
года. Они выполняются в отдельной тетради.
При выполнении работы можно пользоваться учебником, рабочими тетрадями,
справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными
материалами.
№ 1
1. Напиши сочинение-миниатюру
«Что нового я узнал на сегодняшнем уроке?» (по русскому языку)
№ 2
1. Поставь ударение в словах:
алфавит, шофер, красивее, документ, случай, столяр, магазин.
2. Впиши пропущенные буквы:
Остер меч…., да некого сеч…… Я под….рю Оле книгу о ж….вотных. Я соб….ру вещи
перед от….ездом.
№ 3
Подбери к словам проверочные:
г….ра—горы,
з….рно —………………….
л….са —………………….
л….хой – …………………
с….дой —………………...
2. Объясни правописание мягкого знака после шипящих:
Обжечь., речь, богач, пугач, испечь, горечь, ткач, дичь, развлечь, дремуч, много задач
№ 4
1. Запиши по памяти 10 словарных слов
2. Вычеркни «четвертое лишнее»:
• Существительное, глагол, определение, наречие.
• Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, местоимение.
№ 5
1. Приведи примеры глаголов совершенного и несовершенного вида (по 10 примеров)
2. Расставь недостающие знаки препинания
В нашем лесу растут разные деревья ель сосна осина дуб.
Русский язык интересная наука.
Мокнут цветы листья зонты.
Не забудьте ребята подготовиться к олимпиаде по русскому языку.
№ 6
1. В конце предложения ставится знаки завершения …, …, ….
2. Подчеркни основу предложения. Радос...ные дети прыгали вокруг елк….
3. Составь и запиши вопросительное предложение
4. Подбери синонимы к данному слову Веселый -
№ 7
1. Выпиши пропущенные буквы6 у или и; а или о, я или е
Б...да, к...ты, д...ла, гл...деть, подк. вать.
2. Подбери антонимы к словам. Соедини их
Вверх — отгадка
Белизна — вниз
Загадка — чернота
Выздороветь — заболеть
№ 8
1. Запиши по памяти 5 словарных слов
……………………………………………………………….
2. Составь предложение с омонимами:
скосил (траву), скосил (глаза)
3. Впиши пропущенные буквы:
Снежная к...р...лева, л...хматая с...б...чонка, т...пленое м...локо, тр…пическая ж...ра.
№ 9.
1. Впиши окончания в слова:
По троп…, к мыш…, у школ…, в комнат…, около рощ….
2. Запомни слова: фиолетовый, лиловый
Составь с одним из них предложение
3. разбери предложение по членам предложения
Яркие бабоч...ки подл...тели к цв..там.
№ 10
1. Составь предложение со словами
в...гон, пл….тформа
2. Вставь гласные Е и И в окончания глаголов:
Глубже вспаш….шь—буд….шь с хлебом.
Уход….м в лес дальше. Щелка….т белка. Костяника сверка….т.
№ 11
1. Расскажи все о глаголе (морфологические признаки)
напишешь—……………………………………………………………..
2. Образуй глаголы 2 лица ед. числа.
Шептать—шепчешь,
кричать—…………………………………………………………….
хохотать—…………………………………………………………..
улыбаться—………………………………………………………….
собираться—………………………………………………………..
№ 12
1. В каком времени стоят глаголы в предложении.
Пламя ежит….ся и злит….ся, Уб...гает, как л….сица.
Где обедал в….р….бей?
Мы сделаем из бумаги поделку.
2. Вставь буквы в словарные слова.
М….чта, к….см….навт, ст….д….он, ….рена, сп….рт…..киада.
№ 13
1. Напиши глаголы-исключения:
на –ить …………………………………………………………….
на –еть………………………………………………………………
№ 14
1. Расставь знаки препинания:
Саша вставляет буквы слова запятые. Саша ты прекрасно работаешь.
2. Подчеркни однокоренные слова:
Полет, в полете, летчик, о полете, прилет.
3. Найти сложное предложение. Поставь знаки препинания.
С севера подул студеный вет...р.
С неба посыпались сн...жинки и они падают на землю.
№ 15
1. Подчеркни слова с суффиксом:
лихой, водный, переход.
2. Оформи прямую речь:
Синицы прилетели сказал Санька.
№ 16
1. Построй сложное предложение, дополнив его
Упали первые капли и …
2. Сделай морфемный разбор слова:
заводской
№ 17
1. Поставь знаки препинания в предложении. Вставь пропущенные буквы
Тракт...р поставили под ст ной школы. Вокруг него т...лпились ребятишки ощ …пывали
лазали.
№ 18
1. Сделай синтаксический разбор предложения:
Пять грачей л...тели за б...льшим ястребом.
2. Впиши Е — И в корни с чередованием:
Зап….реть выж…гал
сд….раю соб….раеш…
зам…..р зам….рать
№ 19
Образуй прошедшее время глаголов:
Увидеть — увидел,
обидеть —…………………….
растаять —……………………
взять —…………………………
отнимать —………………….
2. Впиши отрицательную частицу НЕ с глаголами
Без труда…………… и рыбку из пруда.
Крепкую дружбу и топором ………………………………………...
№ 20
1. Составь предложение с одним из этих словарных слов:
Г….мнастика, б...скетбло, сор….вноваться, сост….зат...ся
2. Подчеркни грамматические основы предложений.
Мар….я Петровна сидела перед печ...кой. Мелкая листва одл….тела с прибрежных лозин.
№ 21
1. Вставь Е или И в окончания глаголов I и II спряжения:
Заунывный ветер гон...т
Стаю туч… на край небес, Ель надломленная стон….т, Глухо шепч….т темный лес.
№ 22
1. Вставь нужные буквы:
Б-п? Сугро…, шу...ка.
Г-к? Вра…, подви....
З-с? Сала...ки, про. ..ьба
№ 23
1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы:
З...ма — ………………………..
К...рмить — ………………….
Гн...здо — …………………….
2. Впиши з или с в приставку:
Во...глас, ...беречь, ра...селить, и...печь, и…жевать бе…полезный.
№ 24
1. Вставьте сн или стн
Ме...ость, вку...ый, ле...ица, интере...ный.
2. З или С?
...беречь, ...грести, во...будить, ...двигать, бе...страшный.
3. Напиши слова, в которых в начале слова пишется З: Здесь,
………………………………………………………………
№ 25
1. Вставь пропущенные буквы:
Ш...повник, ч...деса, брош…ра, ж...ри, параш...т, зайч…та.
2. Вставь о или а:
слаг...емое, прил...гать, дол...жить, изл...гаем, обл. жили.
3. Найди «лишнее» слово и подчеркни его
ул… жить предл.. гать распол…житься отл…. жить
№ 26
1. Подчеркни все члены предложения:
Т...желый ком снега обрушился с в...ршины дер...ва.
2. Напиши глаголы-исключения, которые без НЕ не употребляются. С одним из них
составь предложение:
№ 27
1. Запиши словосочетания с глаголами в неопределенной форме по образцу:
Жгу суч...я—жечь суч...я
пересеку пл...щадку—………………………………………..
лягу в постель—………………………………………………
толку к...ртофель—………………………………………….
2. Подчеркни глаголы совершенного вида:
Научит...ся, играть, сделать, поправиться, подстрич…., одевается.
№ 28
1. Запиши 10 слов, которые образуют действия предметов
2. Подчеркни все члены предложения
Мерзлые яг...ды калины д...ревенские хозяйки парили в рус….ких печах.
№ 29
1. Вставь Ъ и Ь:
С...едобные грибы, птич...и голоса, под...ем, в...юга, с...езд.
2. Вставь а или о:
Р...стение, выр...сли, отр...сль, р...стущий, дор...сти, р...сток..
№ 30
1. Напиши слова-исключения:
раст (ращ) - рос:
………………………………………………………………………..
2. Подбери по 4 примера.
Приставка О:………………………………………….
Предлог О:…………………………………………….
3. Вставь имена существительные 1 склонения:
Гулять по …………………., вышли из ………………………..
№ 31
1. Вставь пропущенные буквы:
Прогл...тить, р...сток, док….зательство, предл….жение, прил...гательное, ср...щение.
2. Сделай синтаксический разбор предложения.
На небе в...пыхнули яркие звезды.
3. Вставь ё и о:
Ж...лтенький, ш...в, ш...пот, щ...тка, ш...колад, ш…лк.
№ 32
1. Образуй краткую форму прилагательных:
П...вучий голос—голос п...вуч
т...гучий мед—
ш...пучий напиток—
горячий ...бед—
2. Вставь знаки препинания Спи дитя мое усни. Ребята веселились играли
пели.
№ 33
1. Образуй глаголы с суффиксом –ся
С..рдить—………………..
тр...пать—………………..
пл...скать—……………….
в...рить—………………….
№ 34
1. Напиши и – ы после Ц:
Ц...ганка, ц...ферблат, с улиц…., акац….я, ц...ркуль.
2. Найди «лишнее» слово и подчеркни его:
Ш...фер Ш...ссе Щ...тка Ш...колад
3. Напиши все, что ты знаешь о существительном Перо —
№ 35
1. Вставь пропущенные буквы: На окраин…. д...ревн… ст...яла цв...тущая акац...я.
2. Перечисли самостоятельные части речи и приведи примеры:
……………………………….
№ 36
1. Вставь буквы о или е после шипящих и ц:
Ч...рный, ш...колад, ш...рох, ш...пот, ш...рстка, заш...л, ц….ган, ц...ркуль.
2. Вставь пропущенные в корне слова согласные буквы. Рядом запиши проверочное.
Поз...но — опоздать,
гру...чик—………,
огоро… - ……… ,
про...ьба—………,
пробе….ка —……..
№ 37
1. Укажи части речи По чистому снегу б…жит серая мышка.
2. Вставь, где нужно, ь: Реч…, береч…, уходиш…, плащ…, молодеж….
3. Подчеркни одушевленные имена существительные:
Мальч...к, ц...пленок, р...сток, в…юга, ш…в.
№ 38
1. Перепиши, подчеркни определения в предложении, вставь буквы:
В др..мучем л..су ж..л неукл.жий м..дведь.
№ 39
1. Допиши окончания в прилагательных: О рассказе (каком?) интересн…, человеком
(каким?) честн….,, с улицей (какой?) широк….
2. Вставь буквы
Еж...м, ш..в, плащ..м, задач..й, пищ..й, нож..м.
№ 40
1. Запиши существительные в творительном падеже.
Товарищ - товарищем, храбрец -
ткач - молодец - живописец -
2. Поставь знаки препинания.
Барсук по н..чам соб..рает улиток л..чинок и жуков.
3. Выдели морфемы в слове
прибрежный
№ 41
1. Вспомни глаголы-исключения и запиши их
2. Выпиши прилагательные
Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников.
№ 42
1. Придумай и запиши 10 имен собственных:
Коля, Волгоград,
2. Определи род существительных :Оз...ро – Лист – В..да -
№ 43
1. Вставь ь, где это нужно:
Багаж…, реч…, вещ…, карандаш…, много груш…, молодеж….
2. Составь схему предложения: Ле..кий туман окутал березы осины ольху.
№ 44
1. Расставь знаки препинания
Он шагнул к ней и спросил Я тебя ушиб.
2. Впиши окончания существительных:
В арми…, на здан…,
у стенк…, о мечт….,
o смерч…, у Даш…,
со станци.., после смерт…
№ 45
1. Поставь существительные в предложном падеже: Работать (где?) в лаборотори..,
цех.., академи.., санатори…, библиотек…