Напоминание

Межпредметные связи в начальной школе.


Автор: Татьяна Николаевна Шуранова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№102" г.Воронеж
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Межпредметные связи в начальной школе.

Тарасова Мария Владимировна

Шуранова Татьяна Николаевна

Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным

выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в

жизни общества. Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление

получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти

идеи находят отражение в концепции ФГОС. Но решить такую проблему

невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике

обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая

позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к

построению модели общей картины жизни. Интеграция вопросов из различных

учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей

является реализацией межпредметных связей в обучении. Межпредметные

связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической

подготовки обучающихся, существенной особенностью которой является

овладение школьниками обобщенным характером познавательной

деятельности.

Данные связи являются важнейшим фактором

совершенствования процесса обучения в целом, на всех его уровнях, также

выступают как потребность развивающего обучения современных школьников.

Межпредметное обучение наиболее эффективно решает задачу уточнения и

обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей

действительности, о человеке, о природе и обществе и на их основе – задачу

формирования понятий, общих для разных учебных предметов, которые

являются объектом изучения разных наук. На уроках требуется использование

таких методов и форм, как сравнение, сопоставление, а это есть основание для

межпредметных связей или интеграции.

В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое

обоснование о дидактической значимости межпредметных связей дал

Константин Дмитриевич Ушинский. Он оказал огромное влияние и на

методическую разработку теории межпредметных связей, которой занимались

впоследствии многие российские педагоги. Интеграция позволяет:

- научить ребёнка самостоятельно добывать знания;

- развивать интерес к учению;

- повышать интеллектуальный уровень.

В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на

объединении достаточно близких областей знаний. В свою очередь

интегрированные уроки позволяют учителю:

- сократить сроки изучения отдельных тем;

- ликвидировать дублирование материала по разным предметам;

- уделить больше внимания тем целям, которые, учитель выделяет в данный

момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости,

творческого потенциала)

- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с

одного вида деятельности на другой.

Наверняка опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя.

И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна

высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 40 минут должна

выглядеть гармонично и быть понятной ученику. Интегрированные уроки

являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети

начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между

предметами и явлениями. К тому же уроки такого типа как нельзя лучше

раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в

профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для

него выйти на новый уровень отношений с классом.

А что касается практики... Практика подтверждает хорошую интеграцию

литературного чтения и русского языка, литературного чтения и

изобразительного искусства, математики и технологии, окружающего мира и

изобразительного искусства или технологии.

Рассмотрим несколько интегрированных уроков.

Русский язык и познание мира. Тема: Зимние изменения в природе.

Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне слова.

I.В начале урока загадка, чтобы узнать тему урока.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка

Тряхнёт перинки

Над миром пушинки. (Зима)

II.- Итак, тема нашего урока: Зима, зимние изменения в природе. Работая над

темой, мы постоянно будем вспоминать правила написания и проверки

безударных гласных в корнях слов и упражняться в написании слов на это и

другие изученные правила.

- Закроем глаза и произнесём шепотом слово зима. Какое чувство возникло?

Какие вы знаете признаки зимы?

- А сейчас откройте тетради по познанию мира и нарисуйте карандашом

несколько снежинок. Какие бывают снежинки? С чем их можно сравнить? А

какая буква русского алфавита больше других похожа на снежинку(показать

плакат с буквой Ж)

III. Чистописание.

- Откройте тетрадь по русскому языку и запишите буквы Ж,ж и слово снежинка

(разбор по составу, изменить форму слова, подобрать однокоренные слова,

среди них найти проверочное для всех остальных. Вспомнить правило )

IV. Рассказ учителя.

С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в

воздухе и падают на землю одна красивее другой! Чем тише морозная погода,

тем красивее падающие снежинки. При сильном ветре у них обламываются

лучи и грани, и белые цветы и звёзды превращаются в снежную пыль. А когда

мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы тогда

говорим, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза,

образуют хлопья.

- Во что же превращаются снежинки на земле? (В снег)

-Составьте предложение с данным словом.

Окружающий мир и литература. Тема: Дикие животные.

При изучении темы на уроке, ребятам предложено творческое задание:

написать буриме по теме урока. Каждому раздаются листочки с буриме.

_________________ёж

_________________ не трожь

_________________слон

_________________ балкон

_________________крот

________________огород

________________птенчик

________________бубенчик

Урок окружающего мира и литература. Тема: Вода. Состояния воды.

На уроке можно использовать творческие задания на развитие речи:

составить синквейн на тему «Вода» и предложено написать мини-сочинение

«Путешествие озорной капельки».

Математика и окружающий мир. Темы: Воздух. Формы поверхности

земли.

Человек неотделим от природы. Решение на уроке математики задач на

экологическую тему развивает у учащихся интерес к природе, воспитывает

пытливых, любознательных людей. Приведём пример: в сутки автомобиль

способен выбросить в воздух примерно 20кг выхлопных газов. Сколько

выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?)

После ознакомления на уроке окружающего мира с темой «Формы земной

поверхности» на уроках математики создаются условия для составления задач,

содержание которых знакомит учащихся не только с названием гор, но и с их

числовой характеристикой. После того, как учащиеся ознакомятся со

следующими темами, на уроках математики можно составить серию задач,

углубляющих знание этих тем.

Еще более интересна интеграция, которая захватывает сразу несколько

предметов. Допустим, сегодня по расписанию следующие уроки: математика,

русский язык, окружающий мир и изобразительное искусство. Выбираем так

называемую «сквозную» тему. Пусть будет тема «Профессии». Все тексты на

уроках русского языка, все задания на уроке математики и окружающего мира

будут связаны именно с профессиями людей. Закончить день можно выставкой

рисунков по данной «сквозной» теме.

Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что межпредметные связи в

современной школе - реальная потребность времени, эти уроки в начальной

школе призваны научить ребенка с самых первых шагов в школе представлять

мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.

Список литературы.

1)

Федорец Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Нар. образова

ние, 1985.

2)

Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи - М., Педагогика,

1989.

3)

Кулагин П. Г. Межпредметные связи в обучении. -М.: Просвещение, 1983

4)

Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.- М., Гуманит. изд.

центр Владос, 1999

5) Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной

школе., СПб:КАРО, 2003



В раздел образования