Автор: Мельничук Элла Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ 14
Населённый пункт: город Ковров Владимирской области
Наименование материала: Программа кружка "Комнатные растения и экология жилища"
Тема: Комнатные растения и экология жилища
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ГОРОДА КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА КРУЖКА
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА»
УЧИТЕЛЬ: высшая кв. категория .
МЕЛЬНИЧУК Э.Ю.
2023 год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современную эпоху НТР, необычайную
важность приобрели вопросы взаимодействия
природы и человека. Бурный рост населения Земли, интенсивное развитие техники – во много
раз увеличили степень воздействия человека на природу. Серьёзной проблемой стали вопросы
быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного
мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны
природы и экологии.
Но экология – это прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти
связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.
Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность
понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.
Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не
только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое
образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить
характер непрерывного и целенаправленного процесса,
цель которого – сделать каждого
человека экологически грамотным. Воспитание экологически грамотного человека, возможно
лишь в том случае, если он получил простейшие знания о процессах происходящих в природе.
В школе это достигается благодаря курсам биологии, химии, географии, естествознания. Часто
этих знания бывают общими и учащиеся не могут применить их в реальной жизни. Вследствие
этого, в этом учебном году, я решила выбрать дл работы направление экологии – аутэкология.
Аутэкология занимается изучением взаимоотношений организма и среды. Из большого числа
организмов, нашим учащимся наиболее доступны для наблюдения и изучения – домашние, а
как среда изучения – городская среда.
В настоящее время в мире наметилась тенденция к увеличению и быстрому росту городов.
Большую часть жизни люди проводят в царстве бетона, без живого общения с природой.
Поэтому понятно стремление человека создать вокруг себя островки природы, устраивать
парки, сады, газоны. В последние 5 лет снова вошло в моду оформление жилых и рабочих
помещений комнатными растениями, часто весьма экзотическими и мало знакомыми. Что мы
знаем об окружающих нас растениях? Знание получаемые в курсе географии и биологии,
ограничивается рассмотрением дикорастущих видов. Часто, ответить на вопрос: «Кто они –
наши домашние, зелёные питомцы, откуда, какие предъявляют требования к среде?» - нам
довольно трудно. Наши взрослые и дети знакомы с очень малым количеством растений. Разводя
отдельные экземпляры дома, мы не знаем о них ничего. А среди наших домашних, зелёных
питомцев есть ядовитые и опасные, растения вызывающие обострение ряда хронических
заболеваний, лекарственные.
Поэтому, считаю, что курс «Комнатные растения и экология жилища» будет весьма интересен
учащимся. Данные занятия рассчитаны на учащихся 6 – 7 классов, имеющих базовые знания по
биологии и географии.
При планировании работы я постаралась сочетать теорию и практику, чтобы, изучив, что и как
необходимо делать на теоретическом материале, кружковцы смогли сразу опробовать это на
практике. В теоретическую часть включены общие вопросы
по работе, уходу, выбору
комнатных растений, а так же изучение наиболее интересных видов и представителей. В
практической части дети будут
заниматься живым и полезным практическим делом –
выращиванием и уходом за растениями. Программа рассчитана на 1 учебный год по 2 часа в
неделю
2
ЦЕЛЬ:
Воспитывать экологически грамотную личность, через изучение аутэкологии
Познакомить учащихся с комнатными растениями и экологией жилища
ЗАДАЧИ:
1.
Сформировать представление о растениях относящихся к группе комнатных
2.
Рассмотреть особенности жилища человека, как среды обитания, и среды жизни
для растений.
3.
Расширить и углубить знания по ботанике,
географии,
привить навыки
практической деятельности по выращиванию и уходу за растениями
4.
Способствовать
эстетическому
воспитанию
кружковцев,
развивать
любознательность.
ОБОРУДОВАНИЕ: Наличие изучаемых растений в кабинете, где проводятся занятия
Инвентарь для работы с растениями
Иллюстрации и книги по цветоводству
«Эпифитное дерево» (установлено в классе)
Полки, подставки для размещения растений
Кроме изучения теоретических вопросов, на каждом занятии работа по уходу за растениями,
Желательно чтобы занятия проходили на 2 уроках, тогда есть время и для работы с растениями
и для изучения теоретического материала.
3
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
ТЕМА
ча
сы
ТЕОРИЯ
Ча
сы
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ча
сы
1
ВВЕДЕНИЕ
2
Что
изучает
экология?
Значение
экологических
знаний
1
Комнатное цветоводство,
зарождение и развитие
1
2
ПОДБОР И
ПРИОБРЕТЕНИЕ
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ
5
Жилище человека и его
особенности
1
Растения, рекомендуемые
для озеленения
1
Строение и особенности
декоративных растений
1
Способы
размножения
растений
1
Основные
способы
размножения растений
1
3
ОСОБЕННОСТИ
СОДЕРЖАНИЯ
РАСТЕНИЙ В
ПОМЕЩЕНИИ
7
Микроклиматические
условия для выращивания
растений
1
Световые
условия,
тепловой
и
воздушный
режим
1
Водный режим, условия
полива
1
Способы и
правила
полива растений
1
Почвы
и
питание
растений
1
Обработка
почвы
и
составление почвенных
смесей
1
Посуда
для
посадки,
инвентарь
1
4
УХОД ЗА
КОМНАТНЫМИ
РАСТЕНИЯМИ
17
Профилактика
лучше,
чем лечение
1
Правила
и
способы
посадки
1
Посадка растений
1
Уход за посаженными
растениями
1
Правила
перевалки
и
пересадки растений
1
Перевалка и пересадка
растений
1
Уход
за
пересаженными
растениями
1
Прищипка,
образка,
омолаживание
1
Прищипка,
образка,
омолаживание
1
Подвязка
и
опрыскивание растений
1
Питание
комнатных
растений и удобрение
1
Симптомы
нарушения
минерального питания
1
Удобрение растений,
выявление
симптомов
нарушения
минерального питания
1
Вредители
комнатных
растений и меры борьбы с
1
4
ними
Ботанические названия
растений.
Основы
составления
экологических паспортов
1
Составление
экологических
паспортов растений в
классе
2
5
АССОРТИМЕНТ
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ
15
Красивоцветущие
растения:
абутилон,
антуриум,
бегония,
белоперона
капельная,
импантус, кливия, хойя
1
Работа
по
уходу
за
растениями
1
Декоративнолиственные
растения
1
Иглица, кислица, колеус,
пальмы
1
Папоротники, сансевьеры
1
Работа по уходу за
растениями
1
Лианы
и
ампельные
растения:
жасмин,
клеродендрум
1
Монстера,
очиток,
роициссус, хлорофитум
1
Работа
по
уходу
за
растениями
1
Луковичные растения
1
Выгонка
луковичных
растений
1
Гемантус,
зиферантис,
цикламен
1
Работа
по
уходу
за
растениями
1
Суккуленты:
зигокактус,
алое, агава, маммилярии,
опунции
1
Неожиданные растения:
стапели, толстянки
1
6
ДЕКОРАТИВНЫЕ
РАСТЕНИЯ В
ИНТЕРЬЕРЕ
12
Формы
и
приёмы
размещения растений
Оформление
цветочных
горшков, полок
Оформление
и
размещение растений в
помещении
Вертикальное озеленение
Основы
растительной
композиции
Работа
по
уходу
за
растениями
Варианты
декорирования:
эпифитное дерево
Садик на камне, мини –
оранжерея в аквариуме,
бутылке
Висячие сады
Бонсай,
имитация
«бонсай»
Работа
по
уходу
за
растениями
Контейнерное
озеленение
7
ПЛОДОВЫЙ САД В
ВАШЕМ ДОМЕ
3
Биологические
особенности и уход за
плодоносящими
растениями в жилище
5
Виды
цитрусовых
и
плодовых
растений,
их
влияние на человека
Работа
по
уходу
за
растениями
8
ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА
ВАШЕГО ДОМА
1
Виды
растений
и
их
лечебное
значение.
Способы
применения
растений
9
КОСМЕТИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА
КОМНАТНЫХ
РАСТЕНИЙ
2
Виды
растений
обладающих
косметическими
свойствами
способы их
применения
Работа
по
уходу
за
растениями
6
ПРОГРАММА
ВВЕДЕНИЕ
ЗАНЯТИЕ №1 Что изучает экология? Значение экологических знаний
Понятие экология, предмет изучения
Становление науки экологии, деление науки на отрасли, «экологический цветок»
Экология и охрана природы
Значение экологических знаний в жизни человека
ЗАНЯТИЕ №2 Комнатное цветоводство, зарождение и развитие
Понятие комнатное цветоводство
Цветоводство до эпохи Великих географических открытий
Цветоводство после эпохи Великих географических открытий
Цветоводство в 18 веке
Цветоводство в 20 – 21 веке
Комнатные или условно комнатные растения. Растения компаньоны
ПОДБОР И ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
ЗАНЯТИЕ №3 Жилище человека и его особенности
Виды жилищ человека
Различие размеров жилищ и подбор растений
Освещение жилища и влияние света на растения
Тепловой режим помещений
ЗАНЯТИЕ №4 Растения, рекомендуемые для озеленения
Правила выбора направления озеленения
Жизненные формы растений
Растения для жилых помещений
Рекомендуемые и нежелательные растения в доме, с учётом особенностей
жизни
человека
Растения для балконов, их выбор в связи с особенностями жизни и здоровья обитателей
квартиры
ЗАНЯТИЕ №5 Строение и особенности декоративных растений
Растения – сложная биологическая система
Корень, формирование, виды, функции
Лист – строение, виды, функции
стебель – формирование, виды, функции, особенности
Цветок – формирование, виды, функции, особенности
ЗАНЯТИЕ №6 Способы размножения растений
Значение размножения комнатных растений для человека
семенное размножение – правила сбора, покупки семян. Виды доступные для семянного
размножения в жилище
Вегетативное размножение – способы, правила
Растения, при семенном или вегетативном размножении которых, следует быть
осторожным( аллергии, астма)
ЗАНЯТИЕ №7
Пр. р
Основные способы размножения растений
Работа по высадке семян комнатных растений (пеларгония, цикламены)
7
Способы вегетативного размножения (черенкование, размножение листьями, делением
куста, молодыми корневыми отпрысками, воздушными отводками и т. д.)
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ РАСТЕНИЙ В ПОМЕЩЕНИИ
ЗАНЯТИЕ №8 Микроклиматические условия для выращивания растений
Особенности климатических и эдафических условий в жилище
Акклиматизация комнатных растений и её особенности
Пластичность растений к изменению микроклиматических условий, последствия
приспособлений
Выбор оптимальных климатических условий, с учётом возможностей вашего жилища
ЗАНЯТИЕ №9 Световые условия, тепловой и воздушный режим
Солнечный свет и его особенности, группы растений по отношению к свету
Расположение окон и количество света
Положение по отношению к источнику света
Температура воздуха и защита растений при проветривании
ЗАНЯТИЕ №10 Водный режим, условия полива
Значение воды в жизни растений
Влажность воздуха в помещении, способы её регулирования
Полив в весеннее – летний и осенне – зимний период
Температура воды, правильный полив
Опрыскивание растений
ЗАНЯТИЕ №11
ПР. Р
Способы и правила полива растений
Подготовка воды
Подготовка и выбор леек, опрыскивателей, губок, кисточек
Правильное опрыскивание, работа с растениями
ЗАНЯТИЕ №12 Почвы и питание растений
Почва, её виды, особенности
Заготовка и первичная обработка почвы Почвенные смеси
ЗАНЯТИЕ №13
ПР. Р
Обработка почвы и составление почвенных смесей
Обработка почвы (просеивание, очистка)
Составление основных и вариативных земляных смесей
ЗАНЯТИЕ №14 Посуда для посадки, инвентарь
Инвентарь для комнатного цветоводства
Посуда для посадки, её виды.
УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
ЗАНЯТИЕ №15 Профилактика лучше, чем лечение
Что не забыть при покупке растений
Рекомендации по поливу
Соблюдение правил перевалки и пересадки
Не занеси вредителей и болезни
ЗАНЯТИЕ №16 Правила и способы посадки
Посадка растений, сроки
Устройство дренажа
8
Укоренение различных видов растений
ЗАНЯТИЕ №17 ПР. Р Посадка растений
Применение теоретических знаний на практике
ЗАНЯТИЕ №18 ПР. Р Уход за посаженными растениями
Осмотр и оценка состояния растений
Полив, рыхление, осмотр, снятие покрытий
ЗАНЯТИЕ №19 Правила перевалки и пересадки растений
Что такое пересадка
Признаки необходимой пересадки, сроки Правила пересадки
Что такое перевалка, когда она необходима
Как правильно сделать перевалку
ЗАНЯТИЕ №20 ПР. Р Перевалка и пересадка растений
Применение теоретических знаний на практике
ЗАНЯТИЕ №21 Уход за пересаженными растениями
Работа по уходу за имеющимися растениями
ЗАНЯТИЕ №22 Прищипка, образка, омолаживание
В каких случаях необходима прищипка, обрезка, омолаживание
Как правильно сделать прищипку, омолодить растение
ЗАНЯТИЕ №23 Прищипка, образка, омолаживание
Применение теоретических знаний на практике, в ходе работы с растениями
ЗАНЯТИЕ №24 Подвязка и опрыскивание растений
Работа с растениями по подвязке. Как правильно подвязать растение. Опоры, их виды
Как правильно обмывать комнатные растения. Виды растений обмыв которых запрещён
ЗАНЯТИЕ №25 Питание комнатных растений и удобрение
Как питаются комнатные растения
Потребности в минеральных питательных веществах
Подкормка растений, как правильно выполнить, когда необходима
Удобрение их виды, назначение
ЗАНЯТИЕ №26 Симптомы нарушения минерального питания
Признаки указывающие на нарушение минерального питания растения
Нехватка серы, азота, фосфора, калия, кальция, магния, меди, цинка, кобальта
Действия при выявлении симптомов нарушения минерального питания
ЗАНЯТИЕ №27 ПР. Р Удобрение растений, выявление симптомов нарушения минерального
питания
Техника безопасности при работе с удобрениями
Осмотр растений и нарушение минерального питания
Удобрение и подкормка растений
ЗАНЯТИЕ №28 Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними
Виды вредителей, симптомы заболевания растений
Меры борьбы с вредителями и возбудителями болезней. Химические и растительные
средства
9
Техника безопасности при работе с ядовитыми веществами. Первая помощь при
отравлении
ЗАНЯТИЕ №29 Ботанические названия растений. Основы составления экологических паспортов
Происхождение, правила составления ботанических названий
Что такое экологический паспорт, правила его оформления
ЗАНЯТИЕ №30 ПР. Р Составление экологических паспортов растений в классе
ЗАНЯТИЕ №31 ПР. Р Составление экологических паспортов растений в классе
АССОРТИМЕНТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
ЗАНЯТИЕ №32
Красивоцветущие растения:
абутилон, антуриум, бегония, белоперона
капельная, импантус, кливия, хойя
Группа красивоцветущих растений, разнообразие видов
Знакомство с конкретными растениями группы (происхождение, внешний вид,
требования к окружающей среде, требование к помещению)
ЗАНЯТИЕ №33 ПР. Р Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
ЗАНЯТИЕ №34
Декоративнолиственные растения
Общая характеристика группы, происхождение, внешний вид, требования к окружающей
среде, особенности ухода, влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №35 Иглица, кислица, колеус, пальмы
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №36 Папоротники, сансевьеры
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №37 ПР. Р Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
ЗАНЯТИЕ №38 Лианы и ампельные
растения:
жасмин, клеродендрум
Группа лиан, разновидности, подгруппы, использование растений в интерьере
помещений
Ампельные растения, разновидности, использование в интерьере помещений
Наиболее распространённые и интересные растения, происхождение, внешний вид,
требования к окружающей среде, особенности ухода, влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №39 Монстера, очиток, роициссус, хлорофитум
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №40 Работа по уходу за растениями
ЗАНЯТИЕ №41
Луковичные растения
Группа луковичных растений особенности, разновидности, использование в интерьере
Наиболее известные и распространённые представители группы
ЗАНЯТИЕ №42 Выгонка луковичных растений
Отбор посадочного материала
10
Посадка луковиц для выгонки
Таблица сроков выгонки
Время появления ростков, уход в этот период
ЗАНЯТИЕ №43 Гемантус, зиферантис, цикламен
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №44 ПР. Р Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
ЗАНЯТИЕ №45 Суккуленты: зигокактус, алое, агава, маммилярии, опунции
Группа суккулентных растений, разнообразие и уникальность представителей
Наиболее интересные и распространенные представители группы. Происхождение,
внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода, влияние на человека
и жилище
ЗАНЯТИЕ №46 Неожиданные растения: стапели, толстянки
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ
ЗАНЯТИЕ №47 Формы и приёмы размещения растений
Определить, что должно получиться в итоге
Разнообразие приёмов и форм оформления интерьеров
Стационарные цветочные ёмкости
Передвижные цветочницы
Выбор цветочного решения
Подбор и сортировка растений
ЗАНЯТИЕ №48 Оформление цветочных горшков, полок
Как в домашних условиях создать необычный цветочный горшок
Оформление неэстетичных ёмкостей
Разнообразие полок и подставок
ЗАНЯТИЕ №49 Оформление и размещение растений в помещении
Размещение цветов в кабинете географии
ЗАНЯТИЕ №50 Вертикальное озеленение
Вертикальное озеленение – живописная форма размещения растений
Подбор растений, конструирование.
ЗАНЯТИЕ №51 Основы растительной композиции
Состояние и декоративность растений для композиции
Пропорции, цвет, форма, фон композиции
Варианты композиции
ЗАНЯТИЕ №52 ПР. Р Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
11
ЗАНЯТИЕ №53 Варианты декорирования: эпифитное дерево
Эпифитное дерево – что это такое
Какие растения необходимы для его создания
Основа композиции, выбор основания, закрепление, обработка
ЗАНЯТИЕ №54 Садик на камне, мини – оранжерея в аквариуме, бутылке
Как выбрать основу композиции, материалы для работы
Подбор растений, субстрата, емкостей для высадки растений
Уход за растительными композициями, правила полива микроклимат
ЗАНЯТИЕ №55 Висячие сады
Как выбрать основу композиции, материалы для работы
подбор растений, субстрата.
Уход за растительной композицией
ЗАНЯТИЕ №56 Бонсай, имитация «бонсай»
Что такое искусство бонсай, его развитие
Стили и методика бонсай, материалы, инструменты, уход и формирование растений
Имитация «бонсай» - методика, материалы
ЗАНЯТИЕ №58 Работа по уходу за растениями
ЗАНЯТИЕ №59 Контейнерное озеленение
Основы и назначение озеленения
Подбор растений, материалов для работы
Уход за растениями, высаженными в контейнер
ПЛОДОВЫЙ САД В ВАШЕМ ДОМЕ
ЗАНЯТИЕ №60 Биологические особенности и уход за плодоносящими растениями в жилище
Плодовые растения, виды
Потребности в тепле, свете, влажности, минеральной подкормке
Особенности ухода за плодовыми растениями
ЗАНЯТИЕ №61 Виды цитрусовых и плодовых растений, их влияние на человека
Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,
влияние на человека и жилище
ЗАНЯТИЕ №62 ПР. Р Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА ВАШЕГО ДОМА
ЗАНЯТИЕ №63 Виды растений и их лечебное значение. Способы применения растений
Виды лекарственных растений выращиваемых на подоконниках, их лечебное значение,
свойства
Использование «домашних лекарей», рецепты
КОСМЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ
ЗАНЯТИЕ №64 Виды растений обладающих косметическими свойствами
способы их
применения
Виды растений, обладающие косметическими свойствами
паровые бани, лосьоны, косметическое применение сока цитрусовых
комнатные растения стимулирующие и укрепляющие волосы
12
ЗАНЯТИЕ №65 Работа по уходу за растениями
Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Г. К. Павлинова «Комнатное цветоводство» издательство «Диамант» С – Петербург
1999 год
Энциклопедия комнатных растений Минск 2002 год
Природа в эстетическом восприятии молодёжи В – Волжское издательство 1972 год
Т. В. Кучер «Экологическое образование учащихся в обучении географии» Москва
издательство «просвещение»1990 г
Журнал «Биология в школе 2000 - 2002 год
Журнал «Э кология и жизнь» № 3 1998 год
Журнал «Здоровье» за 2002 год
Сайты Интернета «Комнатные растения» , «Комнатное и домашнее цветоводство»
13