Напоминание

Комнатные растения и экология жилища


Автор: Мельничук Элла Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ 14
Населённый пункт: город Ковров Владимирской области
Наименование материала: Программа кружка "Комнатные растения и экология жилища"
Тема: Комнатные растения и экология жилища
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

ГОРОДА КОВРОВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА КРУЖКА

«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА»

УЧИТЕЛЬ: высшая кв. категория .

МЕЛЬНИЧУК Э.Ю.

2023 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современную эпоху НТР, необычайную

важность приобрели вопросы взаимодействия

природы и человека. Бурный рост населения Земли, интенсивное развитие техники – во много

раз увеличили степень воздействия человека на природу. Серьёзной проблемой стали вопросы

быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного

мира. Всё это и заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны

природы и экологии.

Но экология – это прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти

связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Только раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность

понять, как изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой.

Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят к выводу, что это дело не

только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое

образование должно осуществляться с раннего детства. В системе обучения оно должно носить

характер непрерывного и целенаправленного процесса,

цель которого – сделать каждого

человека экологически грамотным. Воспитание экологически грамотного человека, возможно

лишь в том случае, если он получил простейшие знания о процессах происходящих в природе.

В школе это достигается благодаря курсам биологии, химии, географии, естествознания. Часто

этих знания бывают общими и учащиеся не могут применить их в реальной жизни. Вследствие

этого, в этом учебном году, я решила выбрать дл работы направление экологии – аутэкология.

Аутэкология занимается изучением взаимоотношений организма и среды. Из большого числа

организмов, нашим учащимся наиболее доступны для наблюдения и изучения – домашние, а

как среда изучения – городская среда.

В настоящее время в мире наметилась тенденция к увеличению и быстрому росту городов.

Большую часть жизни люди проводят в царстве бетона, без живого общения с природой.

Поэтому понятно стремление человека создать вокруг себя островки природы, устраивать

парки, сады, газоны. В последние 5 лет снова вошло в моду оформление жилых и рабочих

помещений комнатными растениями, часто весьма экзотическими и мало знакомыми. Что мы

знаем об окружающих нас растениях? Знание получаемые в курсе географии и биологии,

ограничивается рассмотрением дикорастущих видов. Часто, ответить на вопрос: «Кто они –

наши домашние, зелёные питомцы, откуда, какие предъявляют требования к среде?» - нам

довольно трудно. Наши взрослые и дети знакомы с очень малым количеством растений. Разводя

отдельные экземпляры дома, мы не знаем о них ничего. А среди наших домашних, зелёных

питомцев есть ядовитые и опасные, растения вызывающие обострение ряда хронических

заболеваний, лекарственные.

Поэтому, считаю, что курс «Комнатные растения и экология жилища» будет весьма интересен

учащимся. Данные занятия рассчитаны на учащихся 6 – 7 классов, имеющих базовые знания по

биологии и географии.

При планировании работы я постаралась сочетать теорию и практику, чтобы, изучив, что и как

необходимо делать на теоретическом материале, кружковцы смогли сразу опробовать это на

практике. В теоретическую часть включены общие вопросы

по работе, уходу, выбору

комнатных растений, а так же изучение наиболее интересных видов и представителей. В

практической части дети будут

заниматься живым и полезным практическим делом –

выращиванием и уходом за растениями. Программа рассчитана на 1 учебный год по 2 часа в

неделю

2

ЦЕЛЬ:

Воспитывать экологически грамотную личность, через изучение аутэкологии

Познакомить учащихся с комнатными растениями и экологией жилища

ЗАДАЧИ:

1.

Сформировать представление о растениях относящихся к группе комнатных

2.

Рассмотреть особенности жилища человека, как среды обитания, и среды жизни

для растений.

3.

Расширить и углубить знания по ботанике,

географии,

привить навыки

практической деятельности по выращиванию и уходу за растениями

4.

Способствовать

эстетическому

воспитанию

кружковцев,

развивать

любознательность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Наличие изучаемых растений в кабинете, где проводятся занятия

Инвентарь для работы с растениями

Иллюстрации и книги по цветоводству

«Эпифитное дерево» (установлено в классе)

Полки, подставки для размещения растений

Кроме изучения теоретических вопросов, на каждом занятии работа по уходу за растениями,

Желательно чтобы занятия проходили на 2 уроках, тогда есть время и для работы с растениями

и для изучения теоретического материала.

3

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕМА

ча

сы

ТЕОРИЯ

Ча

сы

ПРАКТИЧЕСКИЕ

ча

сы

1

ВВЕДЕНИЕ

2

Что

изучает

экология?

Значение

экологических

знаний

1

Комнатное цветоводство,

зарождение и развитие

1

2

ПОДБОР И

ПРИОБРЕТЕНИЕ

КОМНАТНЫХ

РАСТЕНИЙ

5

Жилище человека и его

особенности

1

Растения, рекомендуемые

для озеленения

1

Строение и особенности

декоративных растений

1

Способы

размножения

растений

1

Основные

способы

размножения растений

1

3

ОСОБЕННОСТИ

СОДЕРЖАНИЯ

РАСТЕНИЙ В

ПОМЕЩЕНИИ

7

Микроклиматические

условия для выращивания

растений

1

Световые

условия,

тепловой

и

воздушный

режим

1

Водный режим, условия

полива

1

Способы и

правила

полива растений

1

Почвы

и

питание

растений

1

Обработка

почвы

и

составление почвенных

смесей

1

Посуда

для

посадки,

инвентарь

1

4

УХОД ЗА

КОМНАТНЫМИ

РАСТЕНИЯМИ

17

Профилактика

лучше,

чем лечение

1

Правила

и

способы

посадки

1

Посадка растений

1

Уход за посаженными

растениями

1

Правила

перевалки

и

пересадки растений

1

Перевалка и пересадка

растений

1

Уход

за

пересаженными

растениями

1

Прищипка,

образка,

омолаживание

1

Прищипка,

образка,

омолаживание

1

Подвязка

и

опрыскивание растений

1

Питание

комнатных

растений и удобрение

1

Симптомы

нарушения

минерального питания

1

Удобрение растений,

выявление

симптомов

нарушения

минерального питания

1

Вредители

комнатных

растений и меры борьбы с

1

4

ними

Ботанические названия

растений.

Основы

составления

экологических паспортов

1

Составление

экологических

паспортов растений в

классе

2

5

АССОРТИМЕНТ

КОМНАТНЫХ

РАСТЕНИЙ

15

Красивоцветущие

растения:

абутилон,

антуриум,

бегония,

белоперона

капельная,

импантус, кливия, хойя

1

Работа

по

уходу

за

растениями

1

Декоративнолиственные

растения

1

Иглица, кислица, колеус,

пальмы

1

Папоротники, сансевьеры

1

Работа по уходу за

растениями

1

Лианы

и

ампельные

растения:

жасмин,

клеродендрум

1

Монстера,

очиток,

роициссус, хлорофитум

1

Работа

по

уходу

за

растениями

1

Луковичные растения

1

Выгонка

луковичных

растений

1

Гемантус,

зиферантис,

цикламен

1

Работа

по

уходу

за

растениями

1

Суккуленты:

зигокактус,

алое, агава, маммилярии,

опунции

1

Неожиданные растения:

стапели, толстянки

1

6

ДЕКОРАТИВНЫЕ

РАСТЕНИЯ В

ИНТЕРЬЕРЕ

12

Формы

и

приёмы

размещения растений

Оформление

цветочных

горшков, полок

Оформление

и

размещение растений в

помещении

Вертикальное озеленение

Основы

растительной

композиции

Работа

по

уходу

за

растениями

Варианты

декорирования:

эпифитное дерево

Садик на камне, мини –

оранжерея в аквариуме,

бутылке

Висячие сады

Бонсай,

имитация

«бонсай»

Работа

по

уходу

за

растениями

Контейнерное

озеленение

7

ПЛОДОВЫЙ САД В

ВАШЕМ ДОМЕ

3

Биологические

особенности и уход за

плодоносящими

растениями в жилище

5

Виды

цитрусовых

и

плодовых

растений,

их

влияние на человека

Работа

по

уходу

за

растениями

8

ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

ВАШЕГО ДОМА

1

Виды

растений

и

их

лечебное

значение.

Способы

применения

растений

9

КОСМЕТИЧЕСКИЕ

СВОЙСТВА

КОМНАТНЫХ

РАСТЕНИЙ

2

Виды

растений

обладающих

косметическими

свойствами

способы их

применения

Работа

по

уходу

за

растениями

6

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

ЗАНЯТИЕ №1 Что изучает экология? Значение экологических знаний

Понятие экология, предмет изучения

Становление науки экологии, деление науки на отрасли, «экологический цветок»

Экология и охрана природы

Значение экологических знаний в жизни человека

ЗАНЯТИЕ №2 Комнатное цветоводство, зарождение и развитие

Понятие комнатное цветоводство

Цветоводство до эпохи Великих географических открытий

Цветоводство после эпохи Великих географических открытий

Цветоводство в 18 веке

Цветоводство в 20 – 21 веке

Комнатные или условно комнатные растения. Растения компаньоны

ПОДБОР И ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

ЗАНЯТИЕ №3 Жилище человека и его особенности

Виды жилищ человека

Различие размеров жилищ и подбор растений

Освещение жилища и влияние света на растения

Тепловой режим помещений

ЗАНЯТИЕ №4 Растения, рекомендуемые для озеленения

Правила выбора направления озеленения

Жизненные формы растений

Растения для жилых помещений

Рекомендуемые и нежелательные растения в доме, с учётом особенностей

жизни

человека

Растения для балконов, их выбор в связи с особенностями жизни и здоровья обитателей

квартиры

ЗАНЯТИЕ №5 Строение и особенности декоративных растений

Растения – сложная биологическая система

Корень, формирование, виды, функции

Лист – строение, виды, функции

стебель – формирование, виды, функции, особенности

Цветок – формирование, виды, функции, особенности

ЗАНЯТИЕ №6 Способы размножения растений

Значение размножения комнатных растений для человека

семенное размножение – правила сбора, покупки семян. Виды доступные для семянного

размножения в жилище

Вегетативное размножение – способы, правила

Растения, при семенном или вегетативном размножении которых, следует быть

осторожным( аллергии, астма)

ЗАНЯТИЕ №7

Пр. р

Основные способы размножения растений

Работа по высадке семян комнатных растений (пеларгония, цикламены)

7

Способы вегетативного размножения (черенкование, размножение листьями, делением

куста, молодыми корневыми отпрысками, воздушными отводками и т. д.)

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ РАСТЕНИЙ В ПОМЕЩЕНИИ

ЗАНЯТИЕ №8 Микроклиматические условия для выращивания растений

Особенности климатических и эдафических условий в жилище

Акклиматизация комнатных растений и её особенности

Пластичность растений к изменению микроклиматических условий, последствия

приспособлений

Выбор оптимальных климатических условий, с учётом возможностей вашего жилища

ЗАНЯТИЕ №9 Световые условия, тепловой и воздушный режим

Солнечный свет и его особенности, группы растений по отношению к свету

Расположение окон и количество света

Положение по отношению к источнику света

Температура воздуха и защита растений при проветривании

ЗАНЯТИЕ №10 Водный режим, условия полива

Значение воды в жизни растений

Влажность воздуха в помещении, способы её регулирования

Полив в весеннее – летний и осенне – зимний период

Температура воды, правильный полив

Опрыскивание растений

ЗАНЯТИЕ №11

ПР. Р

Способы и правила полива растений

Подготовка воды

Подготовка и выбор леек, опрыскивателей, губок, кисточек

Правильное опрыскивание, работа с растениями

ЗАНЯТИЕ №12 Почвы и питание растений

Почва, её виды, особенности

Заготовка и первичная обработка почвы Почвенные смеси

ЗАНЯТИЕ №13

ПР. Р

Обработка почвы и составление почвенных смесей

Обработка почвы (просеивание, очистка)

Составление основных и вариативных земляных смесей

ЗАНЯТИЕ №14 Посуда для посадки, инвентарь

Инвентарь для комнатного цветоводства

Посуда для посадки, её виды.

УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

ЗАНЯТИЕ №15 Профилактика лучше, чем лечение

Что не забыть при покупке растений

Рекомендации по поливу

Соблюдение правил перевалки и пересадки

Не занеси вредителей и болезни

ЗАНЯТИЕ №16 Правила и способы посадки

Посадка растений, сроки

Устройство дренажа

8

Укоренение различных видов растений

ЗАНЯТИЕ №17 ПР. Р Посадка растений

Применение теоретических знаний на практике

ЗАНЯТИЕ №18 ПР. Р Уход за посаженными растениями

Осмотр и оценка состояния растений

Полив, рыхление, осмотр, снятие покрытий

ЗАНЯТИЕ №19 Правила перевалки и пересадки растений

Что такое пересадка

Признаки необходимой пересадки, сроки Правила пересадки

Что такое перевалка, когда она необходима

Как правильно сделать перевалку

ЗАНЯТИЕ №20 ПР. Р Перевалка и пересадка растений

Применение теоретических знаний на практике

ЗАНЯТИЕ №21 Уход за пересаженными растениями

Работа по уходу за имеющимися растениями

ЗАНЯТИЕ №22 Прищипка, образка, омолаживание

В каких случаях необходима прищипка, обрезка, омолаживание

Как правильно сделать прищипку, омолодить растение

ЗАНЯТИЕ №23 Прищипка, образка, омолаживание

Применение теоретических знаний на практике, в ходе работы с растениями

ЗАНЯТИЕ №24 Подвязка и опрыскивание растений

Работа с растениями по подвязке. Как правильно подвязать растение. Опоры, их виды

Как правильно обмывать комнатные растения. Виды растений обмыв которых запрещён

ЗАНЯТИЕ №25 Питание комнатных растений и удобрение

Как питаются комнатные растения

Потребности в минеральных питательных веществах

Подкормка растений, как правильно выполнить, когда необходима

Удобрение их виды, назначение

ЗАНЯТИЕ №26 Симптомы нарушения минерального питания

Признаки указывающие на нарушение минерального питания растения

Нехватка серы, азота, фосфора, калия, кальция, магния, меди, цинка, кобальта

Действия при выявлении симптомов нарушения минерального питания

ЗАНЯТИЕ №27 ПР. Р Удобрение растений, выявление симптомов нарушения минерального

питания

Техника безопасности при работе с удобрениями

Осмотр растений и нарушение минерального питания

Удобрение и подкормка растений

ЗАНЯТИЕ №28 Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними

Виды вредителей, симптомы заболевания растений

Меры борьбы с вредителями и возбудителями болезней. Химические и растительные

средства

9

Техника безопасности при работе с ядовитыми веществами. Первая помощь при

отравлении

ЗАНЯТИЕ №29 Ботанические названия растений. Основы составления экологических паспортов

Происхождение, правила составления ботанических названий

Что такое экологический паспорт, правила его оформления

ЗАНЯТИЕ №30 ПР. Р Составление экологических паспортов растений в классе

ЗАНЯТИЕ №31 ПР. Р Составление экологических паспортов растений в классе

АССОРТИМЕНТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

ЗАНЯТИЕ №32

Красивоцветущие растения:

абутилон, антуриум, бегония, белоперона

капельная, импантус, кливия, хойя

Группа красивоцветущих растений, разнообразие видов

Знакомство с конкретными растениями группы (происхождение, внешний вид,

требования к окружающей среде, требование к помещению)

ЗАНЯТИЕ №33 ПР. Р Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

ЗАНЯТИЕ №34

Декоративнолиственные растения

Общая характеристика группы, происхождение, внешний вид, требования к окружающей

среде, особенности ухода, влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №35 Иглица, кислица, колеус, пальмы

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №36 Папоротники, сансевьеры

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №37 ПР. Р Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

ЗАНЯТИЕ №38 Лианы и ампельные

растения:

жасмин, клеродендрум

Группа лиан, разновидности, подгруппы, использование растений в интерьере

помещений

Ампельные растения, разновидности, использование в интерьере помещений

Наиболее распространённые и интересные растения, происхождение, внешний вид,

требования к окружающей среде, особенности ухода, влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №39 Монстера, очиток, роициссус, хлорофитум

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №40 Работа по уходу за растениями

ЗАНЯТИЕ №41

Луковичные растения

Группа луковичных растений особенности, разновидности, использование в интерьере

Наиболее известные и распространённые представители группы

ЗАНЯТИЕ №42 Выгонка луковичных растений

Отбор посадочного материала

10

Посадка луковиц для выгонки

Таблица сроков выгонки

Время появления ростков, уход в этот период

ЗАНЯТИЕ №43 Гемантус, зиферантис, цикламен

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №44 ПР. Р Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

ЗАНЯТИЕ №45 Суккуленты: зигокактус, алое, агава, маммилярии, опунции

Группа суккулентных растений, разнообразие и уникальность представителей

Наиболее интересные и распространенные представители группы. Происхождение,

внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода, влияние на человека

и жилище

ЗАНЯТИЕ №46 Неожиданные растения: стапели, толстянки

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ

ЗАНЯТИЕ №47 Формы и приёмы размещения растений

Определить, что должно получиться в итоге

Разнообразие приёмов и форм оформления интерьеров

Стационарные цветочные ёмкости

Передвижные цветочницы

Выбор цветочного решения

Подбор и сортировка растений

ЗАНЯТИЕ №48 Оформление цветочных горшков, полок

Как в домашних условиях создать необычный цветочный горшок

Оформление неэстетичных ёмкостей

Разнообразие полок и подставок

ЗАНЯТИЕ №49 Оформление и размещение растений в помещении

Размещение цветов в кабинете географии

ЗАНЯТИЕ №50 Вертикальное озеленение

Вертикальное озеленение – живописная форма размещения растений

Подбор растений, конструирование.

ЗАНЯТИЕ №51 Основы растительной композиции

Состояние и декоративность растений для композиции

Пропорции, цвет, форма, фон композиции

Варианты композиции

ЗАНЯТИЕ №52 ПР. Р Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

11

ЗАНЯТИЕ №53 Варианты декорирования: эпифитное дерево

Эпифитное дерево – что это такое

Какие растения необходимы для его создания

Основа композиции, выбор основания, закрепление, обработка

ЗАНЯТИЕ №54 Садик на камне, мини – оранжерея в аквариуме, бутылке

Как выбрать основу композиции, материалы для работы

Подбор растений, субстрата, емкостей для высадки растений

Уход за растительными композициями, правила полива микроклимат

ЗАНЯТИЕ №55 Висячие сады

Как выбрать основу композиции, материалы для работы

подбор растений, субстрата.

Уход за растительной композицией

ЗАНЯТИЕ №56 Бонсай, имитация «бонсай»

Что такое искусство бонсай, его развитие

Стили и методика бонсай, материалы, инструменты, уход и формирование растений

Имитация «бонсай» - методика, материалы

ЗАНЯТИЕ №58 Работа по уходу за растениями

ЗАНЯТИЕ №59 Контейнерное озеленение

Основы и назначение озеленения

Подбор растений, материалов для работы

Уход за растениями, высаженными в контейнер

ПЛОДОВЫЙ САД В ВАШЕМ ДОМЕ

ЗАНЯТИЕ №60 Биологические особенности и уход за плодоносящими растениями в жилище

Плодовые растения, виды

Потребности в тепле, свете, влажности, минеральной подкормке

Особенности ухода за плодовыми растениями

ЗАНЯТИЕ №61 Виды цитрусовых и плодовых растений, их влияние на человека

Происхождение, внешний вид, требования к окружающей среде, особенности ухода,

влияние на человека и жилище

ЗАНЯТИЕ №62 ПР. Р Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА ВАШЕГО ДОМА

ЗАНЯТИЕ №63 Виды растений и их лечебное значение. Способы применения растений

Виды лекарственных растений выращиваемых на подоконниках, их лечебное значение,

свойства

Использование «домашних лекарей», рецепты

КОСМЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

ЗАНЯТИЕ №64 Виды растений обладающих косметическими свойствами

способы их

применения

Виды растений, обладающие косметическими свойствами

паровые бани, лосьоны, косметическое применение сока цитрусовых

комнатные растения стимулирующие и укрепляющие волосы

12

ЗАНЯТИЕ №65 Работа по уходу за растениями

Работа по опрыскиванию, рыхлению, поливу, удобрению растений

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Г. К. Павлинова «Комнатное цветоводство» издательство «Диамант» С – Петербург

1999 год

Энциклопедия комнатных растений Минск 2002 год

Природа в эстетическом восприятии молодёжи В – Волжское издательство 1972 год

Т. В. Кучер «Экологическое образование учащихся в обучении географии» Москва

издательство «просвещение»1990 г

Журнал «Биология в школе 2000 - 2002 год

Журнал «Э кология и жизнь» № 3 1998 год

Журнал «Здоровье» за 2002 год

Сайты Интернета «Комнатные растения» , «Комнатное и домашнее цветоводство»

13



В раздел образования