Напоминание

Приемы АВА -терапии в работе педагога-психолога


Автор: Николаева Ирина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ПНИ "Ягодка"
Населённый пункт: Камчатский край ,г.Елизово
Наименование материала: Доклад
Тема: Приемы АВА -терапии в работе педагога-психолога
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приёмы АВА-терапии,

уменьшающие

проявление

нежелательного поведения

у детей дошкольного

возраста

Служба психолого – педагогического сопровождения

ГБОУ Школа № 2073

Тьютор Матвеева С. М.

МИФЫ

АВА терапия только для детей с

расстройством РАС;

АВА терапия это подкуп ребенка.

ФУНКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Привлечение внимания

Доступ

Избегание

Аутостимуляция (повторяющиеся действия, осуществляемые с

помощью собственного тела или окружающих предметов,

нацеленные на получение сенсорных ощущений и

отвлечение внимания от

стрессогенного воздействия и позволяющие

справиться с эмоциональным напряжением.

Подкрепление- что это такое?

Это последствия поведения, которые увеличивают его частоту

Поведение меняется в зависимости от своих последствий.

При помощи подкрепления мы можем повлиять на частоту поведения,

увеличив или уменьшив. Главное, чтобы подкрепление не превратилось в

подкуп.

С чего начинать

Возьмем ситуацию, когда ребенок убегает во время прогулки. Для

того, чтобы мы смогли понять какие шаги предпринимать, мы должны

выявить , что подкрепляет его поведение, т.е. какую функцию выполняет

данное нежелательное поведение.

Первое с чего мы должны начать- это наблюдение за ребенком ( как

часто возникает нежелательное поведение, что ребенок получает в

результате, какие факторы предшествуют нежелательному поведению,

происходит ли это дома, как ребенок ведет себя на прогулке с

родителями, убегает или нет, играет один или с ребятами, если убегает

дома-как реагируют родители… ) Сбор информации.

Выявление взаимосвязей

Лишь выявив взаимосвязь между уникальными особенностями

человека и переменными, которые запускают и подкрепляют данное

поведение, мы можем действительно начать понимать его с целью

разработки мер, которые приведут к изменениям поведения.

ДО ПОВЕДЕНИЕ ЧТО ПОЛУЧИЛ

Возможные варианты функций

поведения:

1- Привлечение внимания (воспитатель или мама ищет и догоняет, а для ребенка игра)

Учить- просьбам «поиграй со мной» , учить играть со сверстниками.

Наблюдать, сколько раз убегает за время прогулки, какой интервал между побегами.

Подкреплять несовместимое поведение, т. е. когда ребенок находится рядом с

воспитателем ,с интервалом, пропорциональным интервалу между побегами.

2-Избегание (ребенок не умеет играть со сверстниками; ребенок на прогулке с

родителями всегда играет один, либо всегда с любимой игрушкой, либо дети не

принимают в игру, либо на другой площадке для него есть более интересная игрушка…)

Учить- игровой деятельности с ребятами на улице, уметь правильно использовать игрушки

в игре, возможно приносить свою игрушку для прогулки

Функция аутостимуляция (хочет побыть один и в тишине)

Учить давать сигнал воспитателю(возможно карточка) что хочет побыть один (не

нормотипичные)

Важно! Выявить переменные,

которые управляют поведением.

Несколько

целей

Одна цель

Поведение

Наша задача

Разрушить функциональную связь между проблемным поведением и

поддерживающим последствием

Предложить альтернативные способы получения желаемого

Два вида стратегий

Проактивные методы (ДО возникновения нежелательного поведения)

Реактивные методы(когда поведение уже происходит)

Проактивные методы (до возникновения

поведения):

Подкрепление несовместимого поведения ( подкреплять ту реакцию,

которая физически несовместима с нежелательным поведением)

Например: Если ребенок вскакивает во время занятий, то несовместимое

поведение будет – сидение на стуле. Подкрепляем сидение на стуле.

Например: Ребенок машет руками на занятиях, либо держит их под столом и

что-то там постоянно делает, либо теребит одежду. Несовместимое

поведение- это держать руки на столе. Подкрепляем только когда держит руки

на столе.

Рекомендации:

Тщательно подбирать несовместимое поведение;

Использовать эффективные подкрепления;

Подкрепление предоставлять мгновенно и каждый раз после проявления

несовместимой реакции.

Подкрепление альтернативного поведения (поведения, которое

является приемлемой альтернативой нежелательному поведению)

Например: Ребенок выкрикивает неприемлемые фразы. Функция-

получает внимание. Альтернатива- научить заводить диалог или просить

«поговори со мной»

Например: Ребенок при получении задания начинает плакать, падать на

пол… Функция-избегание. Альтернатива-научить обращаться за помощью.

Воспитателю можно разбить материал на несколько блоков,

использовать чередование 3-4 легких заданий с 1 более сложными.

Предупреждение , с целью снятия тревожности.

Суть: объясняем то, что будет происходить, можно несколько раз, чтобы

снизить стресс.

Например: Дети не хотят заходить с прогулки в группу. Ближе к концу

прогулки, предупреждаем их заранее о том, что через пять минут

заканчивается время прогулки, чтобы дать возможность закончить игру.

Можно напомнить еще раз, что до конца прогулки осталось 3 минуты.

Можно использовать таймер или песочные часы (объяснив детям перед

прогулкой правила пользования)

Например: Ребенок боится осмотра доктора. Объясняем в спокойной ,

тихой обстановке что будет происходить.

Например: Визуальное расписание( для детей с РАС обязательно!)

Обучение функциональной коммуникации (выяснить источник

подкрепления, т. е. каким конкретным просьбам учить ребенка)

Например: Ребенок плохо разговаривает, либо плохо понимает

инструкции, в результате чего, желаемое получает закатив истерику.

Можно использовать карточки с картинками , чтобы в дальнейшем мог

выразить свою просьбу или желание. Карточки можно хранить в

коммуникативном альбоме, чтобы дома родственники тоже при

помощи карточек учили ребенка выражать свои желания. Обязательно

взрослый проговаривает , что изображено на карточке, чтобы

постепенно учить ребенка выражать свои просьбы без карточек.

Реактивные методы

(если поведение произошло):

Прерывание и перенаправление. Прерывание нежелательной реакции

и переключение на доступные формы поведения, как правило,

несовместимые

Например: Ребенок качается на стуле-прерываем реакцию и даем 3

задания на моторные инструкции.

Например: Ребенок вокализирует на занятиях-на каждое такое поведение

даем вербальные задания: например 2-3 чистоговорки или какие то

вопросы, на которые ребенок должен дать незамедлительно ответы.

Сверхкоррекция.

Два вида:

Восстановительная сверхкоррекция (ребенок должен не только

исправить непосредственные последствия своего нежелательного

поведения, но и сделать все еще лучше. Чем было)

Например: Ребенок разбрасывал конструктор должен не только

собрать весь конструктор, но и навести порядок на полке с играми…

Например: Выдернул цветок из горшка

пересадить цветок, полить и

протереть все цветы в группе.

Закрепительная сверкоррекция (много-много раз сделать так, как

нужно)

Например :Ребенок громко хлопает дверью закрыть 10 раз аккуратно

и бесшумно.

Например: Швыряет вещи 5 раз подряд аккуратно кладет каждую

вещь.

Рекомендации для применения:

Давать устный комментарий («ты сделал это неправильно», объявлять о

том , что предстоит сделать нейтральным тоном.

Взрослый должен присутствовать во время проведения коррекции и

давать ребенку при необходимости подсказки.

Минимальные социальные последствия для правильного поведения ( во

избежание формирования цепочки)

Штрафование (устраняется часть подкрепления : игра, мультфильмы и

т.д)

Два вида: прямое и отмена бонуса.

При применении штрафования объяснять за что будет применяться

штраф, и в чем он будет состоять.

Штраф должен быть весомым, но не «обанкротить»

Штраф должен быть по возможности незамедлительным

Обязательно

Все делается согласованно с другими воспитателями и родителями.

Важно всем придерживаться одних методов.

Если начали-доводить до конца.



В раздел образования