Автор: Николаева Ирина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ПНИ "Ягодка"
Населённый пункт: Камчатский край ,г.Елизово
Наименование материала: Доклад
Тема: Приемы АВА -терапии в работе педагога-психолога
Раздел: дошкольное образование
Приёмы АВА-терапии,
уменьшающие
проявление
нежелательного поведения
у детей дошкольного
возраста
Служба психолого – педагогического сопровождения
ГБОУ Школа № 2073
Тьютор Матвеева С. М.
МИФЫ
АВА терапия только для детей с
расстройством РАС;
АВА терапия это подкуп ребенка.
ФУНКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Привлечение внимания
Доступ
Избегание
Аутостимуляция (повторяющиеся действия, осуществляемые с
помощью собственного тела или окружающих предметов,
нацеленные на получение сенсорных ощущений и
отвлечение внимания от
стрессогенного воздействия и позволяющие
справиться с эмоциональным напряжением.
Подкрепление- что это такое?
Это последствия поведения, которые увеличивают его частоту
Поведение меняется в зависимости от своих последствий.
При помощи подкрепления мы можем повлиять на частоту поведения,
увеличив или уменьшив. Главное, чтобы подкрепление не превратилось в
подкуп.
С чего начинать
Возьмем ситуацию, когда ребенок убегает во время прогулки. Для
того, чтобы мы смогли понять какие шаги предпринимать, мы должны
выявить , что подкрепляет его поведение, т.е. какую функцию выполняет
данное нежелательное поведение.
Первое с чего мы должны начать- это наблюдение за ребенком ( как
часто возникает нежелательное поведение, что ребенок получает в
результате, какие факторы предшествуют нежелательному поведению,
происходит ли это дома, как ребенок ведет себя на прогулке с
родителями, убегает или нет, играет один или с ребятами, если убегает
дома-как реагируют родители… ) Сбор информации.
Выявление взаимосвязей
Лишь выявив взаимосвязь между уникальными особенностями
человека и переменными, которые запускают и подкрепляют данное
поведение, мы можем действительно начать понимать его с целью
разработки мер, которые приведут к изменениям поведения.
ДО ПОВЕДЕНИЕ ЧТО ПОЛУЧИЛ
Возможные варианты функций
поведения:
1- Привлечение внимания (воспитатель или мама ищет и догоняет, а для ребенка игра)
Учить- просьбам «поиграй со мной» , учить играть со сверстниками.
Наблюдать, сколько раз убегает за время прогулки, какой интервал между побегами.
Подкреплять несовместимое поведение, т. е. когда ребенок находится рядом с
воспитателем ,с интервалом, пропорциональным интервалу между побегами.
2-Избегание (ребенок не умеет играть со сверстниками; ребенок на прогулке с
родителями всегда играет один, либо всегда с любимой игрушкой, либо дети не
принимают в игру, либо на другой площадке для него есть более интересная игрушка…)
Учить- игровой деятельности с ребятами на улице, уметь правильно использовать игрушки
в игре, возможно приносить свою игрушку для прогулки
Функция аутостимуляция (хочет побыть один и в тишине)
Учить давать сигнал воспитателю(возможно карточка) что хочет побыть один (не
нормотипичные)
Важно! Выявить переменные,
которые управляют поведением.
Несколько
целей
Одна цель
Поведение
Наша задача
Разрушить функциональную связь между проблемным поведением и
поддерживающим последствием
Предложить альтернативные способы получения желаемого
Два вида стратегий
Проактивные методы (ДО возникновения нежелательного поведения)
Реактивные методы(когда поведение уже происходит)
Проактивные методы (до возникновения
поведения):
Подкрепление несовместимого поведения ( подкреплять ту реакцию,
которая физически несовместима с нежелательным поведением)
Например: Если ребенок вскакивает во время занятий, то несовместимое
поведение будет – сидение на стуле. Подкрепляем сидение на стуле.
Например: Ребенок машет руками на занятиях, либо держит их под столом и
что-то там постоянно делает, либо теребит одежду. Несовместимое
поведение- это держать руки на столе. Подкрепляем только когда держит руки
на столе.
Рекомендации:
Тщательно подбирать несовместимое поведение;
Использовать эффективные подкрепления;
Подкрепление предоставлять мгновенно и каждый раз после проявления
несовместимой реакции.
Подкрепление альтернативного поведения (поведения, которое
является приемлемой альтернативой нежелательному поведению)
Например: Ребенок выкрикивает неприемлемые фразы. Функция-
получает внимание. Альтернатива- научить заводить диалог или просить
«поговори со мной»
Например: Ребенок при получении задания начинает плакать, падать на
пол… Функция-избегание. Альтернатива-научить обращаться за помощью.
Воспитателю можно разбить материал на несколько блоков,
использовать чередование 3-4 легких заданий с 1 более сложными.
Предупреждение , с целью снятия тревожности.
Суть: объясняем то, что будет происходить, можно несколько раз, чтобы
снизить стресс.
Например: Дети не хотят заходить с прогулки в группу. Ближе к концу
прогулки, предупреждаем их заранее о том, что через пять минут
заканчивается время прогулки, чтобы дать возможность закончить игру.
Можно напомнить еще раз, что до конца прогулки осталось 3 минуты.
Можно использовать таймер или песочные часы (объяснив детям перед
прогулкой правила пользования)
Например: Ребенок боится осмотра доктора. Объясняем в спокойной ,
тихой обстановке что будет происходить.
Например: Визуальное расписание( для детей с РАС обязательно!)
Обучение функциональной коммуникации (выяснить источник
подкрепления, т. е. каким конкретным просьбам учить ребенка)
Например: Ребенок плохо разговаривает, либо плохо понимает
инструкции, в результате чего, желаемое получает закатив истерику.
Можно использовать карточки с картинками , чтобы в дальнейшем мог
выразить свою просьбу или желание. Карточки можно хранить в
коммуникативном альбоме, чтобы дома родственники тоже при
помощи карточек учили ребенка выражать свои желания. Обязательно
взрослый проговаривает , что изображено на карточке, чтобы
постепенно учить ребенка выражать свои просьбы без карточек.
Реактивные методы
(если поведение произошло):
Прерывание и перенаправление. Прерывание нежелательной реакции
и переключение на доступные формы поведения, как правило,
несовместимые
Например: Ребенок качается на стуле-прерываем реакцию и даем 3
задания на моторные инструкции.
Например: Ребенок вокализирует на занятиях-на каждое такое поведение
даем вербальные задания: например 2-3 чистоговорки или какие то
вопросы, на которые ребенок должен дать незамедлительно ответы.
Сверхкоррекция.
Два вида:
Восстановительная сверхкоррекция (ребенок должен не только
исправить непосредственные последствия своего нежелательного
поведения, но и сделать все еще лучше. Чем было)
Например: Ребенок разбрасывал конструктор должен не только
собрать весь конструктор, но и навести порядок на полке с играми…
Например: Выдернул цветок из горшка
пересадить цветок, полить и
протереть все цветы в группе.
Закрепительная сверкоррекция (много-много раз сделать так, как
нужно)
Например :Ребенок громко хлопает дверью закрыть 10 раз аккуратно
и бесшумно.
Например: Швыряет вещи 5 раз подряд аккуратно кладет каждую
вещь.
Рекомендации для применения:
Давать устный комментарий («ты сделал это неправильно», объявлять о
том , что предстоит сделать нейтральным тоном.
Взрослый должен присутствовать во время проведения коррекции и
давать ребенку при необходимости подсказки.
Минимальные социальные последствия для правильного поведения ( во
избежание формирования цепочки)
Штрафование (устраняется часть подкрепления : игра, мультфильмы и
т.д)
Два вида: прямое и отмена бонуса.
При применении штрафования объяснять за что будет применяться
штраф, и в чем он будет состоять.
Штраф должен быть весомым, но не «обанкротить»
Штраф должен быть по возможности незамедлительным
Обязательно
Все делается согласованно с другими воспитателями и родителями.
Важно всем придерживаться одних методов.
Если начали-доводить до конца.