Автор: Стрежнева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель комбинированной группы
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №439
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия образовательной деятельности
Тема: "Пословица, как мудрость русского народа"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия « Пословица, как мудрость русского народа»
Автор - составитель: воспитатель Стрежнева Н.А.
МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирск.
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: развитие познавательных интересов детей, через знакомство с
пословицей.
Задачи:
- в ходе совместной деятельности объяснить детям смысл пословицы « У страха
глаза велики»;
- развивать внимание, речь, память, воображение;
- развивать восприятие, наглядно-образное и элементы логического мышления;
- учить детей понимать и излагать смысл пословицы своими словами;
- формировать умение детей соотносить содержание пословицы с содержанием
сказки.
Идея возникновения.
В один прекрасный осенний день, во время чтения художественной литературы
детям, к нам в группу залетела муха. Один мальчик, увидев ее, крикнул: «Муха».
Услышав слова мальчика, одна из девочек с визгом соскочила с места и побежала ко
мне, крича: «Здесь огромная муха, она сейчас укусит, съест меня».
А другая девочка посмотрела и говорит: « Да как же она тебя съест, она же
маленькая». Мы все посмотрели на эту маленькую муху, которая сидела на цветке
и дружно засмеялись. И тогда я сказала: «У страха глаза велики». В ответ мне
раздался вопрос от детей: «А что значат эти слова « у страха глаза велики»? Я
приняла решение о необходимости объяснить смысл пословицы.
В результате чего, мною была разработать ситуацию общения с детьми
дошкольного возраста на основе пословицы.
Вводная часть ( мотивационный этап)
ПОСЛОВИЦА
«У страха глаза велики».
Образец наглядного или
Иллюстративного
материала
Беседа по вопросам,
раскрывающая смысл
Пословицы:
Воспитатель: Ребята, вчера я смотрела книгу и
обнаружила забавную картинку. Она мне очень
понравилась. И я решила вам ее показать. Кто
изображен на картинке?
Кто на картинке напуган?
Как вы думаете, что ее так напугало?
А чья эта тень на стене?
А эта большая тень от какой собаки?
Эта маленькая собачка страшная?
Если бы вы увидели такую тень, испугались бы? А
когда увидели эту маленькую собачку, испугались бы?
Можно ли сказать, глядя на эту картинку: «У страха
глаза велики»?
Дети: Да, можно.
Воспитатель: Да, так говорят о боязливых людях, все
мелкое и незначительное воспринимающих за крупное
и страшное.
Основная часть
( содержательный,
деятельностный этап)
Чтение художественной
литературы (название,
жанр, содержание текста
или указание источника)
Чтение русской народной сказки: « У страха глаза
велики».
Однажды пошли бабушка внучка, курочка и мышка за
водой. А в саду под яблоней спал заяц. Ветер дунул,
ветка качнулась и яблоко упало зайке в лоб. Он
испугался и бросился всем под ноги. И каждому герою
в нем почудился свой страх: бабушка увидела –
медведище, внучка – волчище, курочка – лисищу,
мышка – котище, а зайка и вовсе подумал, что это
четыре охотника на него накинулись. Завершается
сказка пословицей: « У страха глаза велики: чего нет, и
то видят».
Вопросы воспитателя для беседы по рассказу «У
страха глаза велики».
О ком эта сказка? За чем пошли бабушка, внучка,
курочка и мышка? Что упало на лоб зайке? Куда он
бросился бежать? Что случилось с водой в ведрах,
которую несли герои? Куда испугавшись побежали
бабушка, внучка, курочка и мышка? Им показалось что
на них напали? А это был? А что подумал зайка? Как
вы думаете можно ли наших героев назвать
боязливыми? А почему вы так думаете? Да, они
восприняли друг друга за что-то крупное и страшное.
Проблемная ситуация,
раскрывающая смысл
пословицы(описание)
Воспитатель: Я Знаю, что многие дети боятся
темноты. А почему? Ведь в самой темноте ничего
страшного нет. Представим, днем вы весело бегаете по
лесу, забегаете в самые глухие и заросшие уголки. А
вот когда стемнеет, совсем другое дело. Лес кажется
нам не знакомым, населенным страшными чудищами.
Обычный куст уже похож на великана, который нас
пугает. А с кем вы ходите в лес?
(Ответы детей)
Воспитатель: Рядом с детьми, чтобы не было беды,
всегда должны быть взрослые. Скажите, а хвастаться
детям можно о том, что они ничего не боятся?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нельзя. Я знаю стихотворение
об одном мальчике-хвастунишке. Послушайте его и
никогда так не делайте! Хорошо?
«Храбрый Андрей».
Как-то раз в кругу друзей
Громко хвастался Андрей:
Не боюсь кусачих змей,
Ни лягушек, ни червей.
Не боюсь я тьмы ночной,
Спорить я готов с волной,
Приведения – это тени!
Не боюсь… и вдруг молчок!
Треснул под ногой сучок…
Испугался наш Андрей,
Побежал домой скорей,
Побледнел он словно мел,
Хвастунишка в лужу сел!
Воспитатель: Теперь вы понимаете смысл поговорки.
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно. Когда человек испуган, то
все преувеличивает.
Физминутка.
Дети кружатся, «превращаются» в героев сказки.
Выполняют движения в соответствии с текстом и
характером героев сказки « У страха глаза велики»:
- Бабушка-старушка ведерки взяла и по воду пошла
( еле еле идут, охают)
- А за ней вприпрыжку – внучка… (бегают, смеются).
- ….. да мышка. ( бегут, пищат).
- А за ними бегом курочка с ведром. ( бегут, кудахчут:
ко-ко-ко)
- Воды набрали и домой зашагали. ( спокойно идут).
Кружатся, «превращаются» в детей.
Заключительная часть
( рефлексивный этап)
Мнемодорожка(кодиров
ание текста пословицы
элементарными
рисунками или
пиктограммами)
У
Совместная творческая
речевая деятельность:
придумывание рассказа
или сказочной истории,
раскрывающей прямой
смысл пословицы
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами придумаем
рассказ?
Ответы детей: Давайте
Воспитатель: Подошло обеденное время. И мама
вспомнила, что забыла сорвать с грядки. Что?
Ответы детей: Огурчики.
Воспитатель: Хорошо огурчики. Вызвалась маме
помочь Маша. Она подбежала к грядке, только хотела
сунуть руку, как услышала громкое фырканье. Присела
возле грядки и закричала: «Мама, я боюсь, там кто-то
страшный и большой сидит в грядке»?
Мама пришла, посмотрела, улыбнулась и сказала:
Ответы детей: «Не бойся Маша, там прячется ежик».
Воспитатель: Ох ты моя трусишка, такого маленького
ежика напугалась.
Цикл проблемных ситуаций общения на основе пословиц.
Ситуация
Пословица
Беседа
Картинка к пословице
Нежелание
ребенка
доделать
поделку (ему
трудно).
Без труда
не
выловишь
и рыбку из
пруда
Каждое дело
требует труда.
Ничего так просто
не дается.
Воспитатель
читает книгу,
все дети
слушают. Один
ребенок не
желает слушать,
а хочет играть
Делу
время,
потехе час
Делам
необходимо
отдавать больше
времени и
внимания, чем
забавам и
развлечениям.
Ребенок не
желает работать
в команде.
Один в
поле не
воин
Человеку сложно
сделать все
самому, ему
необходима
помощь.
Ребенок упал и
плачет, а дети
не обращают
внимание.
Друзья
познаются
в беде
Отношение к тебе
со стороны друзей
можно узнать и
проверить только
в трудной,
тяжелой
ситуации.