Напоминание

"Пословица, как мудрость русского народа"


Автор: Стрежнева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель комбинированной группы
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №439
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия образовательной деятельности
Тема: "Пословица, как мудрость русского народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия « Пословица, как мудрость русского народа»

Автор - составитель: воспитатель Стрежнева Н.А.

МАДОУ д/с № 439 г. Новосибирск.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: развитие познавательных интересов детей, через знакомство с

пословицей.

Задачи:

- в ходе совместной деятельности объяснить детям смысл пословицы « У страха

глаза велики»;

- развивать внимание, речь, память, воображение;

- развивать восприятие, наглядно-образное и элементы логического мышления;

- учить детей понимать и излагать смысл пословицы своими словами;

- формировать умение детей соотносить содержание пословицы с содержанием

сказки.

Идея возникновения.

В один прекрасный осенний день, во время чтения художественной литературы

детям, к нам в группу залетела муха. Один мальчик, увидев ее, крикнул: «Муха».

Услышав слова мальчика, одна из девочек с визгом соскочила с места и побежала ко

мне, крича: «Здесь огромная муха, она сейчас укусит, съест меня».

А другая девочка посмотрела и говорит: « Да как же она тебя съест, она же

маленькая». Мы все посмотрели на эту маленькую муху, которая сидела на цветке

и дружно засмеялись. И тогда я сказала: «У страха глаза велики». В ответ мне

раздался вопрос от детей: «А что значат эти слова « у страха глаза велики»? Я

приняла решение о необходимости объяснить смысл пословицы.

В результате чего, мною была разработать ситуацию общения с детьми

дошкольного возраста на основе пословицы.

Вводная часть ( мотивационный этап)

ПОСЛОВИЦА

«У страха глаза велики».

Образец наглядного или

Иллюстративного

материала

Беседа по вопросам,

раскрывающая смысл

Пословицы:

Воспитатель: Ребята, вчера я смотрела книгу и

обнаружила забавную картинку. Она мне очень

понравилась. И я решила вам ее показать. Кто

изображен на картинке?

Кто на картинке напуган?

Как вы думаете, что ее так напугало?

А чья эта тень на стене?

А эта большая тень от какой собаки?

Эта маленькая собачка страшная?

Если бы вы увидели такую тень, испугались бы? А

когда увидели эту маленькую собачку, испугались бы?

Можно ли сказать, глядя на эту картинку: «У страха

глаза велики»?

Дети: Да, можно.

Воспитатель: Да, так говорят о боязливых людях, все

мелкое и незначительное воспринимающих за крупное

и страшное.

Основная часть

( содержательный,

деятельностный этап)

Чтение художественной

литературы (название,

жанр, содержание текста

или указание источника)

Чтение русской народной сказки: « У страха глаза

велики».

Однажды пошли бабушка внучка, курочка и мышка за

водой. А в саду под яблоней спал заяц. Ветер дунул,

ветка качнулась и яблоко упало зайке в лоб. Он

испугался и бросился всем под ноги. И каждому герою

в нем почудился свой страх: бабушка увидела –

медведище, внучка – волчище, курочка – лисищу,

мышка – котище, а зайка и вовсе подумал, что это

четыре охотника на него накинулись. Завершается

сказка пословицей: « У страха глаза велики: чего нет, и

то видят».

Вопросы воспитателя для беседы по рассказу «У

страха глаза велики».

О ком эта сказка? За чем пошли бабушка, внучка,

курочка и мышка? Что упало на лоб зайке? Куда он

бросился бежать? Что случилось с водой в ведрах,

которую несли герои? Куда испугавшись побежали

бабушка, внучка, курочка и мышка? Им показалось что

на них напали? А это был? А что подумал зайка? Как

вы думаете можно ли наших героев назвать

боязливыми? А почему вы так думаете? Да, они

восприняли друг друга за что-то крупное и страшное.

Проблемная ситуация,

раскрывающая смысл

пословицы(описание)

Воспитатель: Я Знаю, что многие дети боятся

темноты. А почему? Ведь в самой темноте ничего

страшного нет. Представим, днем вы весело бегаете по

лесу, забегаете в самые глухие и заросшие уголки. А

вот когда стемнеет, совсем другое дело. Лес кажется

нам не знакомым, населенным страшными чудищами.

Обычный куст уже похож на великана, который нас

пугает. А с кем вы ходите в лес?

(Ответы детей)

Воспитатель: Рядом с детьми, чтобы не было беды,

всегда должны быть взрослые. Скажите, а хвастаться

детям можно о том, что они ничего не боятся?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нельзя. Я знаю стихотворение

об одном мальчике-хвастунишке. Послушайте его и

никогда так не делайте! Хорошо?

«Храбрый Андрей».

Как-то раз в кругу друзей

Громко хвастался Андрей:

Не боюсь кусачих змей,

Ни лягушек, ни червей.

Не боюсь я тьмы ночной,

Спорить я готов с волной,

Приведения – это тени!

Не боюсь… и вдруг молчок!

Треснул под ногой сучок…

Испугался наш Андрей,

Побежал домой скорей,

Побледнел он словно мел,

Хвастунишка в лужу сел!

Воспитатель: Теперь вы понимаете смысл поговорки.

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно. Когда человек испуган, то

все преувеличивает.

Физминутка.

Дети кружатся, «превращаются» в героев сказки.

Выполняют движения в соответствии с текстом и

характером героев сказки « У страха глаза велики»:

- Бабушка-старушка ведерки взяла и по воду пошла

( еле еле идут, охают)

- А за ней вприпрыжку – внучка… (бегают, смеются).

- ….. да мышка. ( бегут, пищат).

- А за ними бегом курочка с ведром. ( бегут, кудахчут:

ко-ко-ко)

- Воды набрали и домой зашагали. ( спокойно идут).

Кружатся, «превращаются» в детей.

Заключительная часть

( рефлексивный этап)

Мнемодорожка(кодиров

ание текста пословицы

элементарными

рисунками или

пиктограммами)

У

Совместная творческая

речевая деятельность:

придумывание рассказа

или сказочной истории,

раскрывающей прямой

смысл пословицы

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами придумаем

рассказ?

Ответы детей: Давайте

Воспитатель: Подошло обеденное время. И мама

вспомнила, что забыла сорвать с грядки. Что?

Ответы детей: Огурчики.

Воспитатель: Хорошо огурчики. Вызвалась маме

помочь Маша. Она подбежала к грядке, только хотела

сунуть руку, как услышала громкое фырканье. Присела

возле грядки и закричала: «Мама, я боюсь, там кто-то

страшный и большой сидит в грядке»?

Мама пришла, посмотрела, улыбнулась и сказала:

Ответы детей: «Не бойся Маша, там прячется ежик».

Воспитатель: Ох ты моя трусишка, такого маленького

ежика напугалась.

Цикл проблемных ситуаций общения на основе пословиц.

Ситуация

Пословица

Беседа

Картинка к пословице

Нежелание

ребенка

доделать

поделку (ему

трудно).

Без труда

не

выловишь

и рыбку из

пруда

Каждое дело

требует труда.

Ничего так просто

не дается.

Воспитатель

читает книгу,

все дети

слушают. Один

ребенок не

желает слушать,

а хочет играть

Делу

время,

потехе час

Делам

необходимо

отдавать больше

времени и

внимания, чем

забавам и

развлечениям.

Ребенок не

желает работать

в команде.

Один в

поле не

воин

Человеку сложно

сделать все

самому, ему

необходима

помощь.

Ребенок упал и

плачет, а дети

не обращают

внимание.

Друзья

познаются

в беде

Отношение к тебе

со стороны друзей

можно узнать и

проверить только

в трудной,

тяжелой

ситуации.



В раздел образования