Автор: Коновалова Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Дюймовочка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» для детей старшей группы на тему «Интересные, удивительные предметы»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию «Ознакомление с
окружающим миром» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему
«Интересные, удивительные предметы»
Подготовила воспитатель: Коновалова Оксана Николаевна
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие.
Задачи:
Образовательная:
- расширять и уточнять представления детей о природе и предметном мире;
подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы
по подобию объектов природы.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, воображение, познавательную
активность.
Воспитательная:
- вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.
Демонстрационный материал. Картинки с изображением самолёта и
ласточки; письмо от Незнайки, мнемотаблицы, компьютерная презентация.
Раздаточный материал. Картинки с изображением предметов природного и
рукотворного мира . Картон зеленого цвета и красного.
Методы и приёмы: Загадывание загадки, рассматривание предметных
картинок, чтение отрывков стихотворений, вопросы к детям, показ
презентации, игровые и практические действия детей.
Предварительная работа: просмотр обучающих видео «Живая и неживая
природа», «Природа и рукотворный мир», мультфильма «Незнайка»,
дидактические игры и упражнения «Живое – неживое», «Природный –
рукотворный», «Подумай и отвечай «Дама сдавала в багаж …» (С. Маршак),
Ход
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям о полученном им письме от Незнайки:
- Ребята, сегодня нам пришло письмо. (Показывает конверт.) Чтобы письмо
вскрыть, нужно отгадать загадку от кого оно:
Уверен он в себе, забавный неумейка,
А от природы он врунишка и зазнайка,
А ну-ка, угадать скорей его сумей-ка,
Известен коротышка под именем … (Незнайка).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я с друзьями скоро
отправляюсь в путешествие в страну знаний интересных, удивительных
предметов. Знайка выдал нам задания и просил подготовиться к
путешествию. Помогите мне, пожалуйста, с ними разобраться.
Незнайка».
- Ну что, поможем Незнайке? Чтобы выполнить первое задание, нужно быть
внимательным
II.Основная часть
1.Дидактическая словесная игра «Природный – рукотворный»
Воспитатель: Давайте вспомним, какие бывают окружающие нас предметы?
(Природные и рукотворные). Что значит – природные? (Эти предметы
созданы самой природой). А что же такое рукотворные предметы?
(Предметы, сделанные руками человека). Молодцы, всё правильно. А сейчас
поиграем в игру, которая так и называется «Природный – рукотворный»:
если я называю слово, обозначающее рукотворный предмет, вы просто
показываете мне свои ручки; а если я называю слово, которое обозначает
предмет природного происхождения, вы хлопаете в ладоши.
2. Дидактическая игра «Разложи картинки»
Воспитатель раздаёт детям картинки : Ребята, у каждого из вас в руках
картинки, которые нужно разделить на две группы: картинки с предметами
природного происхождения мы будем класть на лист картона зелёного цвета,
а картинки, на которых нарисованы рукотворные предметы – на красный
лист картона .
3. Дидактическая игра «Покажи и назови парный предмет»
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. А
сейчас – следующее задание от Незнайки. Картинки с предметами
природного мира я возьму себе, а картинки с предметами рукотворного мира
раздам вам. Посмотрите на них внимательно. Я буду называть предмет
природного мира. А тот из вас, у кого окажется предмет рукотворного мира
очень похожий, т. е. парный названному мной, поднимет картинку с его
изображением и назовёт этот предмет. Договорились? Начинаем.
Физкультминутка
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протяните,
Лучики его словите,
И к груди скорей прижмите.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
А теперь садитесь на свои места, продолжим наше занятие.
Рассказ «Интересные и удивительные предметы»
- Мы вспомнили, какие бывают предметы, выяснили, что есть очень
интересные вещи и объекты природы, которые удивительно похожи друг на
друга. А вы знаете, почему они так похожи? Когда-то, давным-давно, не
было вообще никаких рукотворных предметов, люди просто ещё не умели их
делать. Долгое время они внимательно наблюдали за объектами природы и в
результате этих наблюдений научились создавать разные очень нужные
вещи. Например, наблюдая за полётом птиц, человек мечтал тоже парить в
небе, как птица, и изобрёл самолёт. Посмотрите, правда, они очень похожи?
4.Упражнение «Сравни картинки»
Воспитатель: Всё верно, молодцы. (Выставляет на доску картинки
«ласточка» и «самолёт». Дети сравнивают предметы птицу и самолёт.) Что
изображено на этой картинке? (Ответы детей.) Чем похожи эти предметы?
Посмотрите внимательно: из каких частей состоит птица? Самолёт? Какие
элементы у них общие? (И у ласточки, и у самолёта есть крылья, нос и хвост;
они оба умеют летать.) А чем же они отличаются? (Ласточка – объект живой
природы, а самолёт – предмет, созданный руками человека.)
5. Игра «Назови лишний предмет»
Воспитатель. А вот ещё одно задание: сейчас я вам буду читать отрывки из
стихотворений и показывать картинки, а вы будете внимательно слушать и
смотреть, а затем назовёте предмет, который на этой карточке лишний, то
есть не принадлежит к той группе предметов, к которой принадлежат все
остальные. Слушайте внимательно:
… «Это - куры, это – утки, чёрный Шарик возле будки». (З. Александрова)
Какое слово и предмет на карточке лишние? (Лишний предмет – собачья
будка, потому что это рукотворный предмет, а куры, утки и собачка –
объекты природного мира.)
«Солнце по небу гуляло и за тучку забежало. Глянул заинька в окно, стало
заиньке темно».(К. Чуковский) (Лишнее окно, это предмет рукотворного
мира, а солнце, небо, тучка и заинька – природные предметы.)
«Дама сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину,
картонку и маленькую собачонку». (С. Маршак)
… «Я нарисую раньше дом, крыльцо, забор, дорожку, а на дорожке – кошку».
(М. Романов)
III.Заключительная часть
Подведение «Дорогой Незнайка! Нам понравились твои задания, они очень
интересные, и мы с увлечением их выполняли.
- О каких предметах мы говорили сегодня? А чем же они так интересны и
почему удивительны? Ребята, кто же нам прислал письмо?
- Получилось у нас выполнить все задания Незнайки?
- Понравилось вам выполнять задания?
- Что больше всего вам понравилось?