Автор: Трифонова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"Маленькая страна"
Населённый пункт: город Псков, Псковская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Правила дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
«Правила дорожного движения детям знать положено!»
Уважаемые родители! Все мы знаем, что беду легче предупредить, чем потом справляться с ее
последствиями! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других
взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не
только вашего ребёнка, но других родителей. Берегите ребёнка! Начните с себя. Обучение
правилам дорожного движения начинается отнюдь не тогда, когда ребенок делает первые шаги.
Уже намного раньше он запоминает, как ведут себя его близкие (равно как положительное, так и
отрицательное поведение). Поэтому изучение правил поведения на дороге начинается с того, как
ведут себя в сходных ситуациях взрослые — вы сами, ваш муж, дедушка и бабушка, братья и сестры,
а также все, с кем ваш, ребенок, так или иначе, соприкасается. Прежде чем вы впервые с ребенком
на руках или в коляске пересечете проезжую часть, ведите себя на улице так, как вы бы хотели,
чтобы это делал ваш ребенок.
Рекомендации по обучению детей правилам безопасности поведения в процессе пешего движения.
1. При выходе из дома:
если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите внимание
ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед,
велосипед;
если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья,- закрывающие обзор,
приостановите свое движение и оглядитесь — нет ли за препятствием скрытой опасности.
2. При движении по тротуару:
не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей
части;
маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку;
родители должны быть готовы удержать его при попытке вырваться;
приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с
территории предприятия;
покажите и разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом и др.) и
повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю;
не приучайте детей выходить на проезжую часть: коляски и санки с детьми возите только по
тротуару;
при движении группы ребят учите их идти в паре, не выходя из колонны, не нарушая ее
порядка и выполняя все указания сопровождающих детей взрослых.
3. Готовясь перейти дорогу:
остановись, замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге;
подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра
дороги;
остановку для пропуска автомобилей;
учите ребенка всматриваться вдаль и различать приближающиеся транспортные средства;
не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортное средство может
зацепить, сбить, наехать задними колесами;
обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите
о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста;
покажите неоднократно ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода,
как оно движется по инерции, как водитель пытается резко его остановить, чтобы не сбить
пешехода.
4. При переходе проезжей части:
переходите дорогу только по пешеходным переходам или на, перекрестках — по линии
тротуаров, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
идите только на зеленый сигнал светофора. Ребенок должен привыкнуть, что на красный и
даже на желтый сигнал не переходят, даже, если нет транспорта. Не переходите дорогу на
красный сигнал светофора: если ребенок это делает с вами, он тем более сделает это один;
выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры;
ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги разговоры излишни;
не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом, иначе ребенок
научится спешить и бегать там, где надо наблюдать, чтобы обеспечить безопасность
перехода;
не переходите дорогу под углом к оси, подчеркивайте и показывайте ребенку всякий раз,
что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего
наблюдения за автотранспортными средствами;
не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспортного средства или из-за кустов,
не осмотрев предварительно улицу, так как он приучится делать так же — это типичная
ошибка детей;
не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели: друзей, родственников,
знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, приучите ребенка,
что это опасно;
не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев
вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со
двора дома;
при переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка
внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть
при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
5. При посадке и высадке из транспортных средств общего пользования (автобуса, троллейбуса,
трамвая и такси):
выходите первыми, впереди ребенка. Иначе маленький ребенок может упасть, ребенок
постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
если вы выходите с ребенком последними, то предупредите водителя, чтобы он не закрывал
двери, думая, что посадка и высадка закончены;
подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки.
Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колесо;
не садитесь в транспорт общего пользования (троллейбус, автобус) в последний момент при
его отправлении (может прищемить дверьми). Особую опасность представляет передняя
дверь, так после прищемления ею можно попасть под колеса этого транспортного средства;
научите ребенка быть внимательным в зоне остановки —это опасное место для ребенка:
стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто
спешат и могут вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
6. При ожидании транспортных средств общего пользования:
автобуса, троллейбуса, такси: стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а
при их отсутствии — на тротуаре или обочине;
такси: при необходимости остановить автомобиль вне зоны посадочной площадки, стойте с
ребенком только на тротуаре или обочине;
трамвая: следует стоять на специальной посадочной площадке для ожидания рельсового
транспорта на проезжей части улицы, а при ее отсутствии (на узких участках проезжей
части) — только на тротуаре или обочине;
после высадки из трамвая вместе с ребенком не задерживайтесь на проезжей части.Даются,
рекомендации по обучению детей правилам безопасного движения в транспортном
средстве.
При движении в автомобиле:
приучайте детей дошкольного возраста сидеть в автомобиле только па заднем сиденье, не
разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано
специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении
сила инерции внезапно бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло или переднюю
панель. Этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен;
не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при
столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и
удариться в переднее стекло или панель;
ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит отец (мать), чтобы
помочь сойти ребенку и довести его до перехода пли перекрестка;
не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра. Ребенок должен знать, что на
велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что
велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в транспортном средстве общего пользования:
приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил
травму от удара;
научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только
тогда, когда он стоит.
Ребёнок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен
способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с Правилами дорожного
движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице. Иными
словами, успех профилактики детского дорожного травматизма зависит от сознательности, личной
культуры и дисциплинированности самих родителей.
Не оставайтесь равнодушными к поведению на дороге чужих, не ваших детей. Быть может,
замечание, сделанное Вами ребенку, вовремя протянутая рука помощи предотвратит возможную
беду.
Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что
личный пример — самая доходчивая форма обучения!