Напоминание

"Международный день школьных библиотек"


Автор: Вера Михайловна Разенкова
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7 им.Героя Советского Союза Трынина А.С.г.Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: г. Ртищево, Саратовская область
Наименование материала: Библиотечный урок
Тема: "Международный день школьных библиотек"
Раздел: среднее образование





Назад




Библиотечный урок.

5-ые классы.

Тема: «Международный День Школьных Библиотек»

Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры

учащихся.

Задачи:

-

Расширить кругозор в области истории библиотек

-

Выявить уровень начитанности учащихся

-

Сформировать представление о работе библиотекаря

Ход

Ведущий: Здравствуйте, дети. Любите ли вы читать? Давайте, каждый из вас

назовет свою любимую книгу (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Я спросила про книги не просто так, сегодня наше мероприятие будет

посвящено школьным библиотекам.

Высказывание Лихачёва гласит: «Пока жива библиотека – жив и народ.

Умрёт она – умрет наше прошлое и будущее».

Давайте немного познакомимся с историей библиотек и узнаем, когда

впервые отметили Международный День Школьных Библиотек.

В переводе слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от греческого

«biblion» - книга и «teke» - хранилище).

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой

библиотекой называют собрание глиняных табличек, найденное в храме

вавилонского города Ниппур, приблизительно в 2500 году до н. э.

Первая библиотека на Руси появилась при Ярославе Мудром. О ней

упоминается в «Повести временных лет».

В лето 1037 «заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые

ворота; заложил и церковь Святой Софии и книги любил, читая их часто и

ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на

славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются

верующие люди. Ярослав же, книги многие написав, «положил в церкви

Святой Софии, которую создал сам».

Судьба библиотеки Ярослава остается исторической загадкой. Через

двести лет Киев разграбили монголо-татары, но никто из свидетелей не

говорит о гибели библиотеки. Возможно, она и по сей день хранится в

подземельях киевского собора. Его книжное собрание, как утверждают,

насчитывало до тысячи рукописных томов.

Книги в ту пору имели не только духовную, но и материальную

ценность. Их переплеты изготавливались из сафьяновой кожи, украшались

золотом, серебром со вставками из алмазов, изумрудов и жемчугов.

Писали книги специально обученные переписчики или очень

грамотные и образованные люди. Это считалось очень почетным занятием.

Высокие духовные лица, монахи, князья и княгини посвящали свое

свободное время такой переписке.

Ученые очень дорожат древними рукописными книгами.

Организуются экспедиции по старинным деревням и монастырям в поисках

интересных находок.

Школьные библиотеки в России возникли в начале XVIII века и

являются одним из старейших типов библиотек нашей страны.

В настоящее время самой крупной библиотекой в Европе является

Российская государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн.

единиц.

Международный день школьных библиотек появился в реестре праздников

в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его ежегодно отмечали

каждый четвертый понедельник октября.

Но в 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник

школьных библиотек. В этом же году впервые этот день стал отмечаться и в

России.

По календарю 2023 года мероприятие приходится на 23 октября.

Ребята, предлагаю вам побывать сегодня в роли библиотекарей. Для этого

давайте разделимся на 2 команды 4 кл. и 5 кл.

Придумайте название для своей команды, которое будет связано с

библиотекой или книгами.

Первое задание для вас – это блиц – опрос. Для каждой команды по очереди

будут

задаваться

вопросы.

За

правильный

ответ

1

бал.

Первый

произнесенный вариант ответа сразу принимается, если ответ неверный, то

право ответить на этот вопрос передается другой команде.

5-А класс

1.

Кто ушел от бабушки и дедушки? (Колобок)

2.

Кто разбил золотое яичко в сказке Курочка-Ряба? (мышка)

3.

С чем осталась старуха в сказке о золотой рыбке? (С корытом)

4.

Что несла Красная шапочка бабушке? (Пирожки)

5.

Имя девочки с голубыми волосами (Мальвина)

6.

Что больше всего на свете любит Винни-Пух? (мед)

7.

Кем был Чиполино? (Луковицей)

8.

Из чего сделан Буратино? (полено)

5-Б класс

1.

Кто ходил и днем и ночью по цепи кругом? (Кот ученый)

2.

Кто сидел на ветвях дуба у лукоморья? (русалка)

3.

Что во рту держала ворона в басни Крылова «Ворона и лисица»? (Сыр)

4.

Что собрались везти с поклажей в басне «Лебедь, Рак и Щука»? (воз)

5.

Зачем перед Новым годом злая мачеха послала падчерицу в лес в

сказке 12 месяцев? (За подснежниками)

6.

Во что превратилось сердце Кая в сказке Снежная Королева? (кусок

льда)

7.

Как называется список в начале или конце книги, где перечислены

названия произведений? (Содержание)

8.

Что должен сделать человек в своей библиотечной карточке, получив

книгу от библиотекаря? (Расписаться)

Задание – Пословицы

Выберите конверт с началом пословиц, ваша задача правильно найти ее

окончание. Раздать конверты с началом пословиц и выдать все варианты

окончаний. За правильный ответ – 1 бал.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Книга мала, а ума придала.

Книга не пряник, а к себе манит.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Будешь книги читать – будешь все знать.

Трудности работы библиотекаря.

Труд библиотекаря очень кропотливый, нужно знать на какой полке стоит

книга, следит, чтобы книги стояли по алфавиту, чтобы их вовремя вернули

читатели. Библиотекарь поможет нам выбрать жанр, автора и произведение.

Но вот один библиотекарь запутался в книгах, и все перепутал в

читательских карточках. Ребята, ваша задача исправить ошибки в названиях

произведений. За каждое правильное произведение 1 бал.

Давайте исправим ошибки:

5-А класс

1.

Красная кепочка

2.

Волк и шестеро козлят

3.

Приключение Зазнайки

4.

Буратино и золотой замочек

5-Б класс :

1.

18 месяцев

2.

Снежная принцесса

3.

Краснощечка и семь гномов

4.

Кот в ботинках

5.

Иван – царевич и серый заяц

6.

Илья Муромец и Скворец-разбойник

Итоги викторины и конкурса «Книжная закладка»

Заключение

Вот и подошло наше мероприятие к концу. Спасибо всем за активную

работу. Я надеюсь, что вам понравилось и закончить мероприятие я его хочу

стихотворением, которое посвящено школьным библиотекам.

Всемирный день библиотек

Отметит каждая страна!

Хоть «интернетный» у нас век,

Но книга нам всегда нужна!

Ведь в мире все ученики

Признаются нам срочно:

Без книги школьные деньки

Нельзя представить точно!

Библиотекам нашим

Хвала, большая честь!

Сегодня все мы скажем: «Спасибо, что вы есть!»



В раздел образования