Автор: Крайникова Марина Юрьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Тема: «Развивайка» для 5 - 9 класса (АООП вариант 2)
Раздел: дополнительное образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
протокол № 1 от 29.08.2022 г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
С.В. Куклина ______________
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
А.В. Иванов __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Развивайка»
для 5 - 9 класса (АООП вариант 2)
(срок освоения программы 1 год)
Составила: учитель М.Ю. Крайникова
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Пояснительная записка………………………………………………………………….……………………….……….3
2.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности……………………………………………………………….5
3.
Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………………………..………………...6
4.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане……………………………………………………
7
5.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………….…………….………..8
6.
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………….………………..………...9
7.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса …………….…………………………..……..12
8.
Приложение 1…………………………………………………………………………………………………………….14
2
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развивайка» составлена на основе следующих документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утвержден приказом министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 года №1599)
3.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» вариант 2;
4.
Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска».
5.
План внеурочной деятельности ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска».
Развитие познавательных процессов является важным условием коррекционного обучения. Объясняется это
социально-гуманистическими тенденциями в современном обществе, во всем мире и в России в частности. Умственно
отсталый
ребенок
характеризуется
исследователями
общим
недоразвитием,
и
мыслительные
способности,
естественно, формируются у него с большими задержками и в высокой степени недостаточности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, организация знаний по
направлениям внеурочной деятельности, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Одним
из направлений внеурочной деятельности является вектор познавательного развития личности. Проведение цикла
занятий по курсу внеурочной деятельности «Развивайка» в рамках реализации программы соответствует целям и
задачам формирования и развития жизненной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями
развития, интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость).
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируются в условиях неполноценного чувственного
познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции
замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.
3
Своеобразие, атипичность психического развития умственно отсталых детей не исключает наличия у них
определенных потенциальных возможностей, что подчеркивает необходимость своевременной коррекционной
помощи.
Педагогическая
целесообразность программы
внеурочной
деятельности «Развивайка» обусловлена
необходимостью формирования и развития познавательных способностей обучающихся, через преодоление
имеющихся особенностей с опорой на сохранные качества психики.
Цель программы: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих
занятий.
Основные задачи:
- корректировать все компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с
умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- развивать мыслительные операции в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности:
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
- развивать психические познавательные процессы: мышление, память, внимание, восприятие, воображение;
- развивать познавательную инициативу и самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся;
-
развивать
коммуникативные навыки (вербальная и невербальная коммуникация), взаимопонимание,
взаимодействие;
- формировать и развивать способность применения полученных знаний и представлений в процессе изучения
учебных дисциплин и в практической деятельности.
4
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Развивайка» состоит из системы дидактических и развивающих
игр, специальных заданий. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и
упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды. Развитие и совершенствование познавательных
процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и
расширение познавательных возможностей детей. Систематический курс создает благоприятные возможности для
развития важных сторон личности обучающихся, познавательных интересов, вызывает и повышает чувства
уверенности в своих силах и возможностях, позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных
видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения.
Внеурочная деятельность общеинтеллектуального направления «Развивайка» ориентирована на оказание
помощи и поддержки детям, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной
сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой
деятельности,
направлена на развитие психических процессов у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В программу включены много заданий на развитие внимания – обучающимся
предлагается анализировать имеющиеся рисунки, схемы, находить черты сходства и различия, выполнять задания по
аналогии, устанавливать определённые закономерности, самим действовать по образцу или словесной инструкции
взрослого. Предлагаются задания, развивающие творческое воображение, тренирующие зрительное и слуховое
восприятие, зрительную и слуховую память. А также графические задания и упражнения на развитие мелкой
моторики зрительно-двигательной координации, согласованных действий рук.
5
3.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа данного курса представляет систему дидактических и развивающих игр интеллектуально-
развивающих и тренировочных упражнений. На занятиях применяются занимательные задания, задачи, загадки, игры,
ребусы, бродилки, кроссворды и т.д. Задания подбираются с учётом индивидуальных особенностей и возможностей
обучающихся, с опорой на их жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый обучающийся
продвигается вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал
различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.
Развитие и совершенствование познавательных процессов наиболее эффективно при целенаправленной
организованной работе, что влечёт за собой расширение познавательных возможностей обучающихся. При
составлении календарно-тематического плана за основу взяты примерные лексические темы (Приложение 1).
Дидактические игры на внимание направлены на развитие произвольного внимания обучающихся, объема
внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Дидактические игры на развитие памяти способствуют точности и быстроте запоминания, увеличению
объёма памяти, качества воспроизведения материала, совершенствованию слуховой, образной, смысловой и
зрительной памяти.
Дидактические игры на развитие воображения.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
построение образа конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределённости;
создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов описываемых объектов несколько групп.
Дидактические игры на развитие мышления направлены на формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных
операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на
основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
6
Приоритетным направлением обучения является развитие мышления. С этой целью включены задания, которые
позволяют обучающимся на доступном материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
4.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению
внеурочной деятельности «Развивайка»
разработана на основе
программно-методического материала
для детей с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью, ТМНР в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком ГОКУ «СКШ №33 г.
Братска» на 2022/2023 учебный год. На ее изучение отведено 33 часа в год, 1час в неделю. Программа реализуется в
условиях классно-урочной системы обучения.
.
7
5.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Предметные результаты
Личностные результаты
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично –
изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына
(дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной
деятельности и формирования личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
общепринятых правилах;
развитие
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
8
6.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема занятий
Элементы содержания работы
I четверть
1
06.09.
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Я - ученик».
«Топни-хлопни», «Лабиринты», «Найди тень».
2
13.09.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Овощи. Фрукты».
«Четвёртый лишний», «Бабушкино варенье», «Поварята», «Подбери по
цвету».
3
20.09.
Дидактические
игры
на
развитие
зрительной памяти «Грибы. Ягоды».
«Собери лукошко», «Что пропало», «Запомни и нарисуй».
4
27.09.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «Лес, деревья, кустарники».
«Соедини по точкам», «Дорисуй, чего не хватает», «Волшебный лес».
5
04.10.
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Лес, деревья, кустарники».
«Кто спрятался в лесу», «Найди тень», «Лабиринты».
6
11.10.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Домашние птицы».
«Собери картинку», «Четвёртый лишний», «Ребусы».
7
18.10.
Дидактические игры на развитие памяти
(зрительной,
слуховой)
«Домашние
животные».
«Повтори последовательность», «Чего не хватает?», «Я сложил в
мешок…».
II четверть
8
01.11.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «Дикие животные».
«Дорисуй, чего не хватает», «Соедини по точкам», «Крокодил».
9
08.11.
Дидактические игры на развитие внимания
«Дикие животные».
«Найди тень», «Узнай по описанию», «Лабиринты».
10
15.11.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Рыбы».
«Собери картинку», «Продолжи последовательность», «У кого нет
тени».
11
22.11.
Дидактические игры на развитие памяти
«Рыбы».
«Какая птица улетела?», «Мемори», «Опиши по памяти».
12
29.11.
Дидактические
игры
на
развитие
«Соедини по точкам», «Дорисуй, чего не хватает», «Изобрази птицу из
воображения «Зимующие птицы».
геометрических фигур».
13
06.12.
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Мой город».
«Найди отличия», «Что изменилось?», «Лабиринты».
14
13.12.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Транспорт».
«Четвёртый
лишний»,
«Собери
картинку»,
«Продолжи
последовательность», «Какой формы предмет?», «Ребусы».
15
20.12.
Дидактические игры на развитие памяти
«Зимние виды спорта».
«Мемори», «Опиши по памяти», «Повтори последовательность».
III четверть
16
10.01.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «Моя семья».
«Дорисуй картинку», «Подбери эмоцию», «Если бы у меня…», «Мамин
парикмахер».
17
17.01
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Моя семья».
«Топни-хлопни», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Найди тень».
18
24.01.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Мой дом».
«Загадки», «Четвёртый лишний», «Разгадай кроссворд», «Какой формы
предмет?».
19
31.01.
Дидактические игры на развитие памяти
«Мебель».
«Повтори последовательность», «Назови по памяти», «Что пропало?».
20
07.02.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «Продукты».
«Укрась
торт»,
«Дорисуй
картинку»,
«Соедини
по
точкам»,
«Разноцветное молоко».
21
14.02.
Дидактические игры на развитие внимания
«Посуда».
«Топни-хлопни», «Лабиринты», «Найди отличия».
22
21.02.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «День защитника Отечества».
«Филворд», «Четвёртый лишний», «Найди хозяина», «Загадки».
23
28.02.
Дидактические игры на развитие памяти
«Профессии».
«Повтори последовательность», «Мемори», «Что пропало?».
24
07.03.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «Международный женский
день».
«Парикмахеры», «Дорисуй картинку», «Соедини по точкам», «Портрет
мамы».
25
14.03.
Дидактические игры на развитие внимания
«Перелётные птицы».
«Найди тень», «Узнай по описанию», «Лабиринты».
IV четверть
26
28.03.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Цветы».
«Филворд», «Четвёртый лишний», «Найди пару», «Загадки».
10
27
04.04.
Дидактические игры на развитие памяти
«Цветы».
«Раскрась по памяти», «Повтори последовательность», «Что пропало?».
28
11.04.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «День космонавтики».
«Дорисуй картинку», «Соедини по точкам», «Портрет инопланетянина»,
«Придумай окончание истории».
29
18.04.
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Насекомые».
«Топни-хлопни», «Найди тень», «Узнай по описанию», «Лабиринты».
30
25.04.
Дидактические
игры
на
развитие
мышления «Времена года».
«Найди отличия», «Что лишнее?», «Ребусы», «Загадки», «Продолжи
последовательность».
31
02.05.
Дидактические игры на развитие памяти
«День Победы».
«Чего не стало?», «Повтори последовательность», «Назови по памяти».
32
16.05.
Дидактические
игры
на
развитие
воображения «День Победы».
«Открытка солдату», «Соедини по точкам», «Что забыл дорисовать
художник?».
33
23.05.
Дидактические
игры
на
развитие
внимания «Лето».
«Топни-хлопни», «Лабиринты», «Найди тень».
11
7.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Список учебно-методической литературы
1.
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.
2.
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. М.,
1997.
3.
Воскобович В.А. Развивающие игры. РИВ, 2009.
4.
Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет,
2001.
5.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985.
6.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.: Просвещение, 1990.
7.
Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего
школьного возраста. М.: Айрис, 2007.
2. Технические средства обучения
•
ИКТ
•
Принтер
•
Видеопроектор
•
Мультимедийное оборудование
3. Демонстрационные пособия
•
печатные изображения предметных и графических алгоритмов;
•
предметные и сюжетные картинки;
•
филворды, ребусы.
12
4.
Демонстрационно-раздаточный материал
•
набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
•
разрезные картинки;
•
карточки-задания;
•
карточки с изображениями объектов, действий, с напечатанными словами;
•
сюжетные картинки различной тематики.
13
Приложение 1
Сентябрь – октябрь. Осень. Сезонные изменения
Игрушки / школа
Игрушки –
рекомендовано
Тетрадь Баряевой
Школа – правила
поведения, я –
ученик, школьные
принадлежности,
школьные
помещения,
территория школы,
ПДД, профессии –
учитель,
воспитатель.
1 нед
01- 09.
09
Дорога в школу. ПДД
(соц. мир)
Одежда сезонная
(человек)
Овощи. Фрукты.
Грибы. Ягоды./
Сад - огород
Труд людей осенью
По программе.
Выбор темы по
уровню развития
детей.
2 нед
12 –
23.09
«Продукты питания»
(соц. мир)
Лес, деревья,
кустарники./
Растения
природных зон
холодного пояса/
Растения
природных зон
жаркого пояса/
Выбор темы по
уровню развития
детей.
2 нед
26.09 –
07.10
05.10 – День учителя
«Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком» «Берегите
природу» (Соц мир)
14
Горы – пустыни.
Птицы домашние
Выбор темы по
уровню развития
детей.
1 нед
10 –
14.10
Домашние животные
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
17 –
21.10
Ноябрь – декабрь. Зима. Сезонные изменения (с декабря)
Дикие животные./
Животные жарких
стран/ животные
холодного пояса
Выбор темы по
уровню развития
детей
2 нед
31.10 –
11.11
04.11 – День народного
единства (Соц мир)
старшие классы
Водоемы. Рыбы.
(Озеро Байкал, река
Ангара)
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
14 –
25.11
Зимующие птицы
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
28.11 –
02.12
Мой город /
Транспорт
Выбор темы по
уровню развития
детей
2 нед.
05. –
16.12
12.12 – День города
(Соц мир)
Братск-мой любимый
город
Зимние
развлечения/
Зимние виды
спорта. Подготовка
к новому году.
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
19 –
23.12
ОБЖ (техника
безопасности на
каникулах и в
праздничные дни).
Новый год. Традиции
Январь – февраль (Зима)
15
Моя семья.
Семейные
традиции
Выбор темы по
уровню развития
детей
2 нед
9 -
20.01
Мой дом.
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
23.01-
27.01
Мебель /
Электроприборы
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
30-
02.02
Магазин
Продукты.
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
06-
10.02
Магазин
Посуда
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
13 –
17.02
Магазин
День защитника
Отечества
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
20 –
24.02
Март – май. Весна. Сезонные изменения.
Профессии
Мужские /
Женские
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
27.02 –
03.03
Международный
женский день
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед
05 –
10.03
Перелетные птицы
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед.
13 –
17.03
Цветы. Комнатные.
Выбор темы по
2 нед
16
Первоцветы.
Садовые. Луговые.
Лекарственные
травы.
уровню развития
детей
27.03 -
07.04
Небесные тела.
День космонавтики
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед.
10 –
14.04
Насекомые.
Выбор темы по
уровню развития
детей
1 нед.
17 –
21.04
Круговорот времен
года. (Повторение.
Закрепление)
Выбор темы по
уровню развития
детей
24.04 –
28.04
День Победы
Выбор темы по
уровню развития
детей
2 нед.
02. -
12.05
Лето. Сезонные
изменения. Труд
людей. Безопасное
лето.
Выбор темы по
уровню развития
детей
15 –
24.05
При планировании включаем региональный компонент (в первую очередь изучаем растения и животных Иркутской
обл.)
17