Напоминание

«Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников татарскому языку»


Авторы: Фатхлисламова Сания Сагитовна, Сания Сагитовна Фатхлисламова
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: «Детский сад комбинированного вида №32 «Непоседы»
Населённый пункт: город Бугульма РТ
Наименование материала: статья
Тема: «Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников татарскому языку»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников

татарскому языку»

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки

являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как

государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения,

а также способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной

культуры обучающихся. Овладение татарским как средством общения направлено на

обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к

взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.

В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в

Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк», - «Будущее», утвержденной

постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12 2010 года №1174.

Министерством образования и науки Р. Т. сформированы творческие группы по

разработке учебно-методических комплектов.

Определены шесть областей по изучению государственных языков Р. Т.

Обучение русскоязычных детей татарскому языку - УМК для детей 4-7 лет «Татарча

сөйләшәбез»(Говорим по- татарски) Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Исаева Р. С и др.

Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей 2-7 лет

«Туган телдэ сөйләшәбез» (Говорим на родном языке, Хазратова Ф. В, Зарипова З. М.

Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности – УМК для детей

6-7 лет. «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы» (Азбука для дошкольников), Шаехова Р. К.

Ознакомление с художественной литературой- Хрестоматия для детей 2-7 лет

«Балачак аланы» (На поляне детства) Закирова К. В.

Учебно- методический комлект «Татарча сөйләшәбез», включает:

1. Пособие для воспитателей:

-тематический план;

-конспекты НОД;

-диагностический материал.

2. Рабочие тетради.

3. Аудиоматериалы.

4. Анимационные сюжеты.

5. Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.

Содержание УМК состоит из трех проектов:

Средняя группа- «Минем өем» (Мой дом)

Старшая группа-«Уйный-уйный усәбез» (Растем играя)

Подготовительная группа- «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»

Принципы программы.

1. Коммуникативный принцип готовит детей использовать татарский язык, как

средство общения. Обучать язык не как наука, а как средство общения.

2. Принцип осуществления задач в тесной связи друг с другом воспитания и

развития ребенка.

3. Принцип преемственности предусматривает последовательность детского сада и

начальной школы.

4. Принцип мотивации образовательной деятельности- ребенок принимает материал,

когда он интересный и соответствует своим интересам. В процессе по обучению языку

просмотр сказочных сюжетов, встреча с знакомыми интересными героями (Акбай, Мияу,

использование игровых элементов обеспечивает мотивизацию обучения языкового

материала. Обучение языка в общении, связывая в игровые ситуации, дети чувствуют

практическое значение обучения языку, рождается эмоциональный подъем, и они с

желанием изучают языковой материал.

5. Принцип индивидуализации предусматривает развитие социально- личностные

качества в обучению языку. Рассчитывается возрастные особенности детей.

6. Принцип наглядности, обучение языку, образует разнообразную деятельность в

повседневной жизни. Игра, как основное средство в познании детей.

7. Принцип интеграции – учитывает особенности разных видов речи, слушание речи

воспитателя, при помощи технических средств (аудио, - видео, особенности языка дать в

разных упражнениях, развивать диалогическую речь детей.

При выполнении задач программы большое значение имеют разные формы работы,

практические навыки, виды. Основными видами работы являются следующее.

Работа с предметами: описание, составить диалог с игрушками, участие в игре и в

сказках

1. Работа с рисунками: описание. развивающий диалог.

2. Сюжетно- ролевые игры.

3. Разучивание хороводных игр (используя аудиодиски)

4. Театрализация, сценирование: пальчиковый театр, маски, костюмы, показать театр

(родителям, детям других групп).

5. Подвижные игры: игры с мячом, игра «Командир», хороводная игра, зарядковые

игры.

6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, ситуативные

упражнения.

7. Выполнить ситуативные и логические упражнения, слушая и понимая.

8. Просмотр мультфильмов и анимационных сюжетов.

9. Интерактивные игры.

Основные виды используемые в изучении татарского языка.

1. Разработки деятельности, диагностический материал.

2. Звуковая наглядность (аудиозаписи для каждого проекта, анимационные сюжеты,

мультфильмы.)

3.

Картинная

и

картинно-дидактическая

наглядность

(раздаточные

и

иллюстративные рисунки, хороводные игры, атрибуты для театральной деятельности).

4. Символическая, графическая наглядность (пиктограммы).

5. Объемная наглядность (макеты, муляжи, игрушки).

6. Интерактивные игры.

7. Рабочие тетради.

Положительные аспекты внедрения УМК в сравнении с предыдущими формами

обучения:

-Объем словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-5 лет 167 слов, что

соответствует возрастным особенностям дошкольника. УМК позволяет повысить качество

обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. Объем слов

доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общению детей, а не только на

увеличение словарного запаса.

- Использование рабочих тетрадей дает возможность ребенку усвоить лексику

татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к

языку, привлекать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процессе

развития своего ребенка.

Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный

материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарским языке. В

тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям

повторять пройденное.

Поддерживать интерес ребенка во время НОД помогает ярко и красочно

оформленных наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи.

Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребенка. Дети с интересом

ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых

участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчики, девочки т. д.

Аудиозапись используется во время введения новых слов, повторения: даны речевые

образцы, диалоги игры, песни, записи знакомые детям сказки для показа настольного

театра.

Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия

воспитателей и родителей.

Хотелось бы надеяться, что вскоре все дети будут легко общаться на двух

государственных языках.



В раздел образования