Авторы: Фатхлисламова Сания Сагитовна, Сания Сагитовна Фатхлисламова
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: «Детский сад комбинированного вида №32 «Непоседы»
Населённый пункт: город Бугульма РТ
Наименование материала: статья
Тема: «Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников татарскому языку»
Раздел: дошкольное образование
«Основные принципы использования УМК в ДОУ при обучении дошкольников
татарскому языку»
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки
являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как
государственного предусматривает овладение татарским языком как средством общения,
а также способом духовно- нравственного развития, формирования коммуникативной
культуры обучающихся. Овладение татарским как средством общения направлено на
обеспечение способности и готовности к коммуникации в повседневной жизни, к
взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе.
В целях реализации первоочередных мероприятий Стратегии развития образования в
Республики Татарстан на 2010-2015 годы «Киләчәк», - «Будущее», утвержденной
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12 2010 года №1174.
Министерством образования и науки Р. Т. сформированы творческие группы по
разработке учебно-методических комплектов.
Определены шесть областей по изучению государственных языков Р. Т.
Обучение русскоязычных детей татарскому языку - УМК для детей 4-7 лет «Татарча
сөйләшәбез»(Говорим по- татарски) Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г., Исаева Р. С и др.
Обучение детей татарской национальности родному языку – УМК для детей 2-7 лет
«Туган телдэ сөйләшәбез» (Говорим на родном языке, Хазратова Ф. В, Зарипова З. М.
Подготовка к обучению грамоте детей татарской национальности – УМК для детей
6-7 лет. «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы» (Азбука для дошкольников), Шаехова Р. К.
Ознакомление с художественной литературой- Хрестоматия для детей 2-7 лет
«Балачак аланы» (На поляне детства) Закирова К. В.
Учебно- методический комлект «Татарча сөйләшәбез», включает:
1. Пособие для воспитателей:
-тематический план;
-конспекты НОД;
-диагностический материал.
2. Рабочие тетради.
3. Аудиоматериалы.
4. Анимационные сюжеты.
5. Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.
Содержание УМК состоит из трех проектов:
Средняя группа- «Минем өем» (Мой дом)
Старшая группа-«Уйный-уйный усәбез» (Растем играя)
Подготовительная группа- «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»
Принципы программы.
1. Коммуникативный принцип готовит детей использовать татарский язык, как
средство общения. Обучать язык не как наука, а как средство общения.
2. Принцип осуществления задач в тесной связи друг с другом воспитания и
развития ребенка.
3. Принцип преемственности предусматривает последовательность детского сада и
начальной школы.
4. Принцип мотивации образовательной деятельности- ребенок принимает материал,
когда он интересный и соответствует своим интересам. В процессе по обучению языку
просмотр сказочных сюжетов, встреча с знакомыми интересными героями (Акбай, Мияу,
использование игровых элементов обеспечивает мотивизацию обучения языкового
материала. Обучение языка в общении, связывая в игровые ситуации, дети чувствуют
практическое значение обучения языку, рождается эмоциональный подъем, и они с
желанием изучают языковой материал.
5. Принцип индивидуализации предусматривает развитие социально- личностные
качества в обучению языку. Рассчитывается возрастные особенности детей.
6. Принцип наглядности, обучение языку, образует разнообразную деятельность в
повседневной жизни. Игра, как основное средство в познании детей.
7. Принцип интеграции – учитывает особенности разных видов речи, слушание речи
воспитателя, при помощи технических средств (аудио, - видео, особенности языка дать в
разных упражнениях, развивать диалогическую речь детей.
При выполнении задач программы большое значение имеют разные формы работы,
практические навыки, виды. Основными видами работы являются следующее.
Работа с предметами: описание, составить диалог с игрушками, участие в игре и в
сказках
1. Работа с рисунками: описание. развивающий диалог.
2. Сюжетно- ролевые игры.
3. Разучивание хороводных игр (используя аудиодиски)
4. Театрализация, сценирование: пальчиковый театр, маски, костюмы, показать театр
(родителям, детям других групп).
5. Подвижные игры: игры с мячом, игра «Командир», хороводная игра, зарядковые
игры.
6. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, ситуативные
упражнения.
7. Выполнить ситуативные и логические упражнения, слушая и понимая.
8. Просмотр мультфильмов и анимационных сюжетов.
9. Интерактивные игры.
Основные виды используемые в изучении татарского языка.
1. Разработки деятельности, диагностический материал.
2. Звуковая наглядность (аудиозаписи для каждого проекта, анимационные сюжеты,
мультфильмы.)
3.
Картинная
и
картинно-дидактическая
наглядность
(раздаточные
и
иллюстративные рисунки, хороводные игры, атрибуты для театральной деятельности).
4. Символическая, графическая наглядность (пиктограммы).
5. Объемная наглядность (макеты, муляжи, игрушки).
6. Интерактивные игры.
7. Рабочие тетради.
Положительные аспекты внедрения УМК в сравнении с предыдущими формами
обучения:
-Объем словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-5 лет 167 слов, что
соответствует возрастным особенностям дошкольника. УМК позволяет повысить качество
обучения, способствует лучшему усвоению программного материала. Объем слов
доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общению детей, а не только на
увеличение словарного запаса.
- Использование рабочих тетрадей дает возможность ребенку усвоить лексику
татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к
языку, привлекать интерес к языку, привлекать родителей активно включаться в процессе
развития своего ребенка.
Во время работы в тетрадях дети повторяют пройденный
материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарским языке. В
тетрадях задания даны на русском языке, что позволяет воспитателям и родителям
повторять пройденное.
Поддерживать интерес ребенка во время НОД помогает ярко и красочно
оформленных наглядно-демонстрационный и раздаточный материал, аудио-видео записи.
Использование аудиозаписи развивает речь и воображение ребенка. Дети с интересом
ждут голоса знакомых персонажей Акбай и Мияу, рады слышать голоса новых
участников: мамы, папы, бабушки, дедушки, мальчики, девочки т. д.
Аудиозапись используется во время введения новых слов, повторения: даны речевые
образцы, диалоги игры, песни, записи знакомые детям сказки для показа настольного
театра.
Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия
воспитателей и родителей.
Хотелось бы надеяться, что вскоре все дети будут легко общаться на двух
государственных языках.