Напоминание

Тезисы выступлений перед родителями "Нам три года"


Авторы: Соколова Ольга Викторовна, Ромодина Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Тезисы выступлений перед родителями "Нам три года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тезисы выступлений перед родителями

«Нам три года»

(I младшая группа)

Воспитатели: Соколова О.В.

Ромодина Л.А.

МАОУ детский сад №210 «Ладушки»

Этот возраст принято называть кризисным.

Кризис

трех

лет

представляет

собой

ломку

взаимоотношений,

которые

существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства

возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что

взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы

впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и

отношений в окружающем мире.

В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только

возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение

ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами,

превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей

на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок

хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более

глубокие отношения.

Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:

Негативизм – неподчинение определенным требованиям;

Упрямство – настаивание на своем решении;

Строптивость – протест против порядков;

Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;

Обесценивание взрослых;

Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями.

Кроха начинает осознавать себя по-новому. А родители должны быть готовы к

разным неожиданностям.

В три года для человека не существует невыполнимых задач. Достать звезду с

неба - пара пустяков... Больше всего на свете малыш любит говорить: «Я сам!» Многие

в этом возрасте уже достаточно хорошо владеют речью. И мама с папой вдруг

замечают, что в доме стало заметно спокойнее и тише.

В мире чувств

У трехлетнего Алеши родилась сестренка. Когда ее привезли из роддома, маль-

чик долго разглядывал девочку, а затем крепко прижал к себе и поцеловал. «Не так

грубо!» - остановила его мама. Тогда Алёша побежал в свою комнату, принес оттуда

блестящую пожарную машину и поставил ее малютке на голову. Появление нового

малыша в семье всегда вызывает в детской душе бурю противоречивых чувств. Но у

трехлетки все эмоции подчинены главной цели — заслужить одобрение родителей.

Его любовь к папе и маме — сильное и вполне осознанное переживание. Он

искренне старается угодить им, чтобы заслужить ответную любовь. Всем своим

поведением малыш как бы спрашивает взрослых: «Я правильно поступаю?», «Я хоро-

ший?», «Я тебе нравлюсь?». Алеша обнимает и целует новорожденную сестрёнку,

прежде всего потому, что это делают взрослые. Он знает, что порадует их, если

поступит так же. «Я — это я, а ты — другой. Мы можем поиграть вместе, но у тебя

свои чувства, а у меня — свои», — трёхлетний малыш уже постиг эту истину, у него

развивается способность к сопереживанию и заботе о других. Правда, он пока не

знает, как адекватно выразить свои чувства. Например, если мама чем-то расстроена,

кроха может принести ей в утешение плюшевого мишку. Проявляя нежность и заботу

о маленькой сестренке, Алёша делает то, что доставило бы удовольствие ему самому,

- приносит ей свою самую любимую игрушку.

1

Независимость

С 2,5 до 3.5 малыш переживает так называемый кризис трех лет: он начинает

осознавать себя самостоятельной личностью, имеющей собственную волю. Именно

этим объясняется невероятное упрямство трехлеток, их непрерывное «хочу — не

хочу», «буду — не буду». «Пойдем гулять?» - «Нет». «Иди обедать». – «Не хочу!»

Малыш все делает наперекор взрослым, как будто специально провоцируя их на

конфликт. Важно понять, что это не капризы, а острая потребность еще и еще раз

настоять на своём, ощутить себя значимым и независимым. Ребенок просто не

может вести себя иначе и часто сам страдает от раздирающих его внутренних

противоречий. Чем строже ведут себя с ним взрослые, тем упрямее и несноснее он

становится.

И все-таки ваши требования должны выполняться независимо от

желания крохи. Как же этого добиться? Не задавайте вопросов, на которые не

готовы получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти

с вами к врачу, — просто сообщите ему, куда вы идете. Если малыш упрямится. не

вступайте в конфронтацию - постарайтесь заговорить, отвлечь его чем-нибудь.

Обращайтесь с ребенком мягко, никогда не принуждайте его. Стоит признать, что

подчас это требует огромной выдержки и изобретательности. Один трехлетний

мальчик сам подсказал маме, как с ним справиться: он попросил говорить ему все

наоборот. Например, «Костя, правда же ты не будешь есть кашу?» или «На улице

холодно. Ни в коем случае не надевай шапку!» В такой форме любые просьбы и указа-

ния стали выполняться без возражений. В результате получилась игра, которая очень

забавляла взрослых и вполне удовлетворяла несговорчивого трехлетку. А главное

— в семье прекратились споры и конфликты из-за пустяков. Трехлетний малыш

стремится к общению со сверстниками — теперь ему недостаточно просто возиться в

одиночку рядом с другими детьми, иногда он готов поделиться игрушками и поиграть

вместе. Благополучная обстановка в семье способствует формированию чувства

защищенности. Спокойный и уверенный в своей безопасности трехлетка не будет

держаться за мамину юбку на детской площадке, а позволит себе отойти на некоторую

дистанцию. Он может хотя бы ненадолго выпустить родителей из своего поля зрения,

сохраняя их образ в воображении.

У ребенка начинает формироваться понятие времени. Можно, например, обсу-

дить с ним последовательность событий ближайшего будущего: «Сначала мы

позавтракаем, и я отведу тебя в садик. А после садика мы поедем в гости к бабушке».

Однако обещание пойти в цирк на следующей неделе вряд ли будет правильно понято:

скорее всего, малыш каждый день станет спрашивать, не наступила ли еще

следующая неделя.

Фантазии и страхи

Многие дети в таком возрасте любят сочинять истории и подробно описывать

разные события. Это — один из их способов самовыражения. В играх также

прослеживается некий сюжет, в котором, однако, нет особой логики. Например, игра в

аварию на дороге может происходить следующим образом: бух, трах, все машины

сталкиваются, разбиваются вдребезги, а затем отправляются в гараж - есть пирожные.

Детские истории пока еще не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Они состоят из

разрозненных, ничем не связанных друг с другом эпизодов. Предметом этих фантазий

часто становится что-то пугающее, а мир трехлетнего ребенка полон страшными и

непонятными вещами. В этом возрасте дети очень внимательны к тому, что их

окружает, ежедневно они получают массу информации, но им пока не совсем ясно,

2

как ею пользоваться. Узнав, к примеру, что на свете существуют львы — большие

животные с острыми зубами, малыш не знает, как «посадить зверя в клетку». Угроза

встречи со львом переживается им как вполне реальная, лев присутствует в его жизни,

становится героем его страхов. Именно поэтому нельзя оставлять трехлетнего ребенка

одного перед телевизором. Малыш может легко испугаться даже самых невинных, с

нашей точки зрения, вещей. Однако, находясь рядом с ребенком, вы всегда сумеете

успокоить его, обсудить увиденное.

Не пренебрегайте детскими страхами, старайтесь докопаться до их сути. Попытайтесь

объяснить то, что кажется малышу зловещим и загадочным. Учтите, больше всего страшит

то, что непонятно. Если ребенок испугался увиденной по телевизору собаки, расскажите

ему, что это почти такая же, как та, что живет у соседей и которую он очень любит гладить

при встрече. Если кроха проснулся среди ночи с чувством страха, проявите сочувствие и

понимание. Выслушайте малыша и заверьте, что мама и папа всегда рядом и оберегают его.

Ни в коем случае не запрещайте крохе бояться, дайте ему возможность открыто выражать

любые свои чувства, в том числе и страх.

Ребенок уже не так сильно зависит от родителей. Многие из тех, кто раньше боялся

спать один, теперь смело отправляются в собственную кроватку в отдельной комнате.

Правда, при этом они должны быть уверены в том, что родители рядом и к ним всегда можно

прибежать, если вдруг станет страшно.

Общение

Итак, ваш малыш перешагнул важный рубеж своего развития. Он сильно изменился,

стал взрослее и самостоятельнее. Но все-таки иногда кроха по-прежнему нуждается в том.

чтобы почувствовать себя окруженным заботой и любовью. Всем детям необходимо время от

времени посидеть на коленях родителей, «зарядиться» чувством защищенности и

безопасности. Бывают ситуации, когда эта потребность остро возрастает, например, если в

семье родился еще один ребенок или серьезно заболел кто-то из взрослых, короче, во всех

тех случаях, когда другие заботы оттесняют общение с малышом на задний план. Старайтесь

удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. По возможности находите время, чтобы

побыть с ним наедине.

Малышу просто необходимо, чтобы наше внимание иногда

принадлежало только ему. При этом для него одинаково важен контакт с обоими

родителями. Если в семье родился еще один ребенок, отец может хотя бы иногда брать на се-

бя заботу о нем, чтобы мама уделяла время старшим детям.

К трем годам большинство малышей уже свободно могут выражать свои чувства и

желания словами. Это существенно меняет стиль вашего общения с крохой.

С одной стороны, с ребенком, владеющим речью, гораздо легче договориться: он

становится более управляемым, лучше понимает взрослых.

С другой стороны, трехлетки нуждаются в том, чтобы с ними как можно больше

разговаривали: называли всевозможные предметы, события, чувства, слушали их рассказы,

отвечали на вопросы.

Читайте своим малышам сказки. Это бесценный материал для развития не только

речи, но и эмоциональной сферы ребенка.

Поощряйте их общение с другими взрослыми - знакомыми и родственниками.

Печь с бабушкой пирожки очень интересно и познавательно, а во время прогулок с

дедушкой можно о многом поговорить. Кругозор малыша стремительно расширяется. Он

жаждет новых впечатлений, новых знаний, новых знакомств. Период раннего детства

подходит к концу. Пора выходить «в люди».

3

Наши достижения

o

В среднем трехлетний ребенок владеет тысячей слов и понятий, однако у разных

детей этот показатель может сильно различаться.

o

Многие трехлетки хорошо бегают, но легко спотыкаются. Большинство умеет

кидать мяч, не теряя при этом равновесия, подниматься по лестнице, как большие (то есть

чередуя правую и левую ногу), надевать ботинки, застегивать кнопки, пользоваться

ножницами и складывать простейший паззл.

o

Малыш делит людей по половому признаку, осознает свою принадлежность к

определенному полу. Любимыми игрушками мальчиков становятся машинки, в то время

как девочки предпочитают возиться с куклами.

o

Именно в этом возрасте многие дети окончательно перестают пачкать штанишки.

Отчасти такое достижение объясняется тем, что они уже созрели для этого. С другой

стороны, малыш понимает, с какой надеждой родители ждут результатов всякий раз, когда

он отправляется на горшок. Желание угодить взрослым, а также ощущение, что «здесь

решает он», являются для него не менее важными стимулами.

o

Трехлетние дети умеют многое, но им свойственно преувеличивать свои спо-

собности. Так, кроха может утверждать, что ему ничего не стоит достать луну с неба. И если

луна, несмотря на все заверения, продолжает оставаться на месте, его это нисколько не

смущает и ничего, по его мнению, не доказывает.

К трём годам нормально развивающийся ребёнок умеет: прыгать на полной ступне,

ударять ногой по мячу, рисовать неровные круги, говорить фразами из двух-трех слов,

слушать сказки, играть в простейшие ролевые игры, называть и использовать предметы

(мяч, ручку и т.д.).

4



В раздел образования