Авторы: Соколова Ольга Викторовна, Ромодина Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки"
Населённый пункт: город Тольятти Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Тезисы выступлений перед родителями "Нам три года"
Раздел: дошкольное образование
Тезисы выступлений перед родителями
«Нам три года»
(I младшая группа)
Воспитатели: Соколова О.В.
Ромодина Л.А.
МАОУ детский сад №210 «Ладушки»
Этот возраст принято называть кризисным.
Кризис
трех
лет
представляет
собой
ломку
взаимоотношений,
которые
существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего детства
возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что
взрослые больше не закрыты от ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы
впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и
отношений в окружающем мире.
В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности. Это означает не только
возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение
ребенка от взрослого. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами,
превращается в мир взрослых людей. Самостоятельная деятельность становится похожей
на деятельность взрослых, ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, ребенок
хочет действовать как они. Ребенок, отделяясь от взрослых, устанавливает с ними более
глубокие отношения.
Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:
Негативизм – неподчинение определенным требованиям;
Упрямство – настаивание на своем решении;
Строптивость – протест против порядков;
Своеволие – стремление к самостоятельности намерения, замысла;
Обесценивание взрослых;
Протест-бунт – который проявляется в частых ссорах с родителями.
Кроха начинает осознавать себя по-новому. А родители должны быть готовы к
разным неожиданностям.
В три года для человека не существует невыполнимых задач. Достать звезду с
неба - пара пустяков... Больше всего на свете малыш любит говорить: «Я сам!» Многие
в этом возрасте уже достаточно хорошо владеют речью. И мама с папой вдруг
замечают, что в доме стало заметно спокойнее и тише.
В мире чувств
У трехлетнего Алеши родилась сестренка. Когда ее привезли из роддома, маль-
чик долго разглядывал девочку, а затем крепко прижал к себе и поцеловал. «Не так
грубо!» - остановила его мама. Тогда Алёша побежал в свою комнату, принес оттуда
блестящую пожарную машину и поставил ее малютке на голову. Появление нового
малыша в семье всегда вызывает в детской душе бурю противоречивых чувств. Но у
трехлетки все эмоции подчинены главной цели — заслужить одобрение родителей.
Его любовь к папе и маме — сильное и вполне осознанное переживание. Он
искренне старается угодить им, чтобы заслужить ответную любовь. Всем своим
поведением малыш как бы спрашивает взрослых: «Я правильно поступаю?», «Я хоро-
ший?», «Я тебе нравлюсь?». Алеша обнимает и целует новорожденную сестрёнку,
прежде всего потому, что это делают взрослые. Он знает, что порадует их, если
поступит так же. «Я — это я, а ты — другой. Мы можем поиграть вместе, но у тебя
свои чувства, а у меня — свои», — трёхлетний малыш уже постиг эту истину, у него
развивается способность к сопереживанию и заботе о других. Правда, он пока не
знает, как адекватно выразить свои чувства. Например, если мама чем-то расстроена,
кроха может принести ей в утешение плюшевого мишку. Проявляя нежность и заботу
о маленькой сестренке, Алёша делает то, что доставило бы удовольствие ему самому,
- приносит ей свою самую любимую игрушку.
1
Независимость
С 2,5 до 3.5 малыш переживает так называемый кризис трех лет: он начинает
осознавать себя самостоятельной личностью, имеющей собственную волю. Именно
этим объясняется невероятное упрямство трехлеток, их непрерывное «хочу — не
хочу», «буду — не буду». «Пойдем гулять?» - «Нет». «Иди обедать». – «Не хочу!»
Малыш все делает наперекор взрослым, как будто специально провоцируя их на
конфликт. Важно понять, что это не капризы, а острая потребность еще и еще раз
настоять на своём, ощутить себя значимым и независимым. Ребенок просто не
может вести себя иначе и часто сам страдает от раздирающих его внутренних
противоречий. Чем строже ведут себя с ним взрослые, тем упрямее и несноснее он
становится.
И все-таки ваши требования должны выполняться независимо от
желания крохи. Как же этого добиться? Не задавайте вопросов, на которые не
готовы получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти
с вами к врачу, — просто сообщите ему, куда вы идете. Если малыш упрямится. не
вступайте в конфронтацию - постарайтесь заговорить, отвлечь его чем-нибудь.
Обращайтесь с ребенком мягко, никогда не принуждайте его. Стоит признать, что
подчас это требует огромной выдержки и изобретательности. Один трехлетний
мальчик сам подсказал маме, как с ним справиться: он попросил говорить ему все
наоборот. Например, «Костя, правда же ты не будешь есть кашу?» или «На улице
холодно. Ни в коем случае не надевай шапку!» В такой форме любые просьбы и указа-
ния стали выполняться без возражений. В результате получилась игра, которая очень
забавляла взрослых и вполне удовлетворяла несговорчивого трехлетку. А главное
— в семье прекратились споры и конфликты из-за пустяков. Трехлетний малыш
стремится к общению со сверстниками — теперь ему недостаточно просто возиться в
одиночку рядом с другими детьми, иногда он готов поделиться игрушками и поиграть
вместе. Благополучная обстановка в семье способствует формированию чувства
защищенности. Спокойный и уверенный в своей безопасности трехлетка не будет
держаться за мамину юбку на детской площадке, а позволит себе отойти на некоторую
дистанцию. Он может хотя бы ненадолго выпустить родителей из своего поля зрения,
сохраняя их образ в воображении.
У ребенка начинает формироваться понятие времени. Можно, например, обсу-
дить с ним последовательность событий ближайшего будущего: «Сначала мы
позавтракаем, и я отведу тебя в садик. А после садика мы поедем в гости к бабушке».
Однако обещание пойти в цирк на следующей неделе вряд ли будет правильно понято:
скорее всего, малыш каждый день станет спрашивать, не наступила ли еще
следующая неделя.
Фантазии и страхи
Многие дети в таком возрасте любят сочинять истории и подробно описывать
разные события. Это — один из их способов самовыражения. В играх также
прослеживается некий сюжет, в котором, однако, нет особой логики. Например, игра в
аварию на дороге может происходить следующим образом: бух, трах, все машины
сталкиваются, разбиваются вдребезги, а затем отправляются в гараж - есть пирожные.
Детские истории пока еще не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Они состоят из
разрозненных, ничем не связанных друг с другом эпизодов. Предметом этих фантазий
часто становится что-то пугающее, а мир трехлетнего ребенка полон страшными и
непонятными вещами. В этом возрасте дети очень внимательны к тому, что их
окружает, ежедневно они получают массу информации, но им пока не совсем ясно,
2
как ею пользоваться. Узнав, к примеру, что на свете существуют львы — большие
животные с острыми зубами, малыш не знает, как «посадить зверя в клетку». Угроза
встречи со львом переживается им как вполне реальная, лев присутствует в его жизни,
становится героем его страхов. Именно поэтому нельзя оставлять трехлетнего ребенка
одного перед телевизором. Малыш может легко испугаться даже самых невинных, с
нашей точки зрения, вещей. Однако, находясь рядом с ребенком, вы всегда сумеете
успокоить его, обсудить увиденное.
Не пренебрегайте детскими страхами, старайтесь докопаться до их сути. Попытайтесь
объяснить то, что кажется малышу зловещим и загадочным. Учтите, больше всего страшит
то, что непонятно. Если ребенок испугался увиденной по телевизору собаки, расскажите
ему, что это почти такая же, как та, что живет у соседей и которую он очень любит гладить
при встрече. Если кроха проснулся среди ночи с чувством страха, проявите сочувствие и
понимание. Выслушайте малыша и заверьте, что мама и папа всегда рядом и оберегают его.
Ни в коем случае не запрещайте крохе бояться, дайте ему возможность открыто выражать
любые свои чувства, в том числе и страх.
Ребенок уже не так сильно зависит от родителей. Многие из тех, кто раньше боялся
спать один, теперь смело отправляются в собственную кроватку в отдельной комнате.
Правда, при этом они должны быть уверены в том, что родители рядом и к ним всегда можно
прибежать, если вдруг станет страшно.
Общение
Итак, ваш малыш перешагнул важный рубеж своего развития. Он сильно изменился,
стал взрослее и самостоятельнее. Но все-таки иногда кроха по-прежнему нуждается в том.
чтобы почувствовать себя окруженным заботой и любовью. Всем детям необходимо время от
времени посидеть на коленях родителей, «зарядиться» чувством защищенности и
безопасности. Бывают ситуации, когда эта потребность остро возрастает, например, если в
семье родился еще один ребенок или серьезно заболел кто-то из взрослых, короче, во всех
тех случаях, когда другие заботы оттесняют общение с малышом на задний план. Старайтесь
удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. По возможности находите время, чтобы
побыть с ним наедине.
Малышу просто необходимо, чтобы наше внимание иногда
принадлежало только ему. При этом для него одинаково важен контакт с обоими
родителями. Если в семье родился еще один ребенок, отец может хотя бы иногда брать на се-
бя заботу о нем, чтобы мама уделяла время старшим детям.
К трем годам большинство малышей уже свободно могут выражать свои чувства и
желания словами. Это существенно меняет стиль вашего общения с крохой.
С одной стороны, с ребенком, владеющим речью, гораздо легче договориться: он
становится более управляемым, лучше понимает взрослых.
С другой стороны, трехлетки нуждаются в том, чтобы с ними как можно больше
разговаривали: называли всевозможные предметы, события, чувства, слушали их рассказы,
отвечали на вопросы.
Читайте своим малышам сказки. Это бесценный материал для развития не только
речи, но и эмоциональной сферы ребенка.
Поощряйте их общение с другими взрослыми - знакомыми и родственниками.
Печь с бабушкой пирожки очень интересно и познавательно, а во время прогулок с
дедушкой можно о многом поговорить. Кругозор малыша стремительно расширяется. Он
жаждет новых впечатлений, новых знаний, новых знакомств. Период раннего детства
подходит к концу. Пора выходить «в люди».
3
Наши достижения
o
В среднем трехлетний ребенок владеет тысячей слов и понятий, однако у разных
детей этот показатель может сильно различаться.
o
Многие трехлетки хорошо бегают, но легко спотыкаются. Большинство умеет
кидать мяч, не теряя при этом равновесия, подниматься по лестнице, как большие (то есть
чередуя правую и левую ногу), надевать ботинки, застегивать кнопки, пользоваться
ножницами и складывать простейший паззл.
o
Малыш делит людей по половому признаку, осознает свою принадлежность к
определенному полу. Любимыми игрушками мальчиков становятся машинки, в то время
как девочки предпочитают возиться с куклами.
o
Именно в этом возрасте многие дети окончательно перестают пачкать штанишки.
Отчасти такое достижение объясняется тем, что они уже созрели для этого. С другой
стороны, малыш понимает, с какой надеждой родители ждут результатов всякий раз, когда
он отправляется на горшок. Желание угодить взрослым, а также ощущение, что «здесь
решает он», являются для него не менее важными стимулами.
o
Трехлетние дети умеют многое, но им свойственно преувеличивать свои спо-
собности. Так, кроха может утверждать, что ему ничего не стоит достать луну с неба. И если
луна, несмотря на все заверения, продолжает оставаться на месте, его это нисколько не
смущает и ничего, по его мнению, не доказывает.
К трём годам нормально развивающийся ребёнок умеет: прыгать на полной ступне,
ударять ногой по мячу, рисовать неровные круги, говорить фразами из двух-трех слов,
слушать сказки, играть в простейшие ролевые игры, называть и использовать предметы
(мяч, ручку и т.д.).
4