Автор: Яковлева Лилия Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "УСОШ им. Г. Е. Егорова"
Населённый пункт: п. Урмары Урмарского р-на Чувашской Республики
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы и средства художественной выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе."
Раздел: среднее образование
Приёмы и средства художественной выразительности на уроках
литературного чтения в начальной школе.
Конечная цель курса "Литературного чтения" в начальной школе - подготовка к
изучению литературы в среднем звене школы.
Значит, учитель должен не только обучать чтению,
но и пониманию, осмыслению и
переосмыслению прочитанного, то есть анализу художественного произведения. Поэтому
необходимо выделять на уроках достаточно временя на усвоение литературоведческих
понятий, сведений, средств. Без знания литературных приемов, средств художественной
выразительности анализ художественного произведения будет поверхностным, неточным.
Надо помнить, что в начальной школе не стоит перегружать учащихся теоретическими
знаниями, но в то же время надо научить детей видеть литературные приемы в тексте и
понимать цель, которую преследовал автор, используя в своем произведении тот или иной
прием. Элементы анализа прочитанного надо вводить с 1 класса, но полноценная работа
начинается с 3 класса. Первоклассникам нравится красивое слово «олицетворение» и
неплохо находят его в произведениях. Олицетворение - это перенос на неживые объекты
свойства живых, т.е. неживые объекты отожествляются с живыми, "оживляются".
А слониха-щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала. («Азбука» УМК «Школа России»)
Я даю и понятие «сравнение». Сравнение- сопоставление двух предметов или явлений, помогают
союзы: как, точно, словно, будто.
«У бобров зубы острые, как бритва»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. («Азбука» УМК «Школа России»)
Начиная с 3 класса даю еще понятия: эпитет, метафора.
Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего эпитеты – это красочные
определения, выраженные прилагательными отвечающее на вопрос какой? к акая? какое? какие?
Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.
( красно солнышко, черемуха душистая)
Метафора- перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Это
скрытое сравнение. Например:
руки, как золото — золотые руки;
волосы, как серебро — серебряные волосы.
С
помощью
найденных
в
тексте
литературных
приемов
ученики
также
узнают
индивидуальный стиль каждого автора, его особенную художественную манеру.