Автор: Слепцова Раиса Родионовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МКОО Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус, с.Кыйы
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа коррекционной работы педагога-психолога"Я ученик"
Раздел: начальное образование
МКОО Тыарасинская специальная (коррекционная) школа-интернат МР «Таттинский улус»
Рабочая программа психокоррекционных занятий с рабочей
тетрадью, для обучающихся начальных классов.
Учитель: Слепцова Р.Р.
Кыйы 2023г
Пояснительная записка
В МКОО ТКШИ в настоящее время обучается 45 учащихся с ОВЗ, с каждым годом растет
число детей с ТМНР, РАС и практически в каждом
заключении психолого-медико-
педагогической комиссии по результатам обследования содержатся рекомендации по организации
направлений психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с овз.
В список рекомендаций в основном включаются занятия с педагогом-психологом по
развитию познавательной деятельности, формированию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы,
стимуляции мнемических и интеллектуальных процессов, формированию позитивного отношения
к своему «Я», развитию самостоятельности, развитию навыков самоорганизации
Рабочая программа предназначена для детей с умственной отсталостью, которые
обучаются в начальных классах МКОО Тыарасинская специальная (коррекционная) школа. Так
как ребенок с ОВЗ отстает в развитии от своих сверстников как физически, так и психологически,
важно проводить коррекционно-развивающую работу дополнительно по всем направлениям.
Назначение программы «Я ученик» в специальных занятиях для развития познавательных
процессов, эмоционально-волевой сферы, осознания своего «Я» и учение общению, составленных
с учетом возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей детей с ОВЗ.
Особенностью данной программы является, работа в рабочих тетрадях на родном языке, для
большей доступности и понимания.
Вся программа осуществляется в игровой форме, чтобы облегчить ребенку процесс запоминания,
также методом многократного запоминания. Так как возможности детей с ОВЗ ограничены,
память слабая, носит механический характер, быстро забывают и искажают полученную
информацию. Также даются задания по развитию мелкой моторики, нейрозадания для тренировки
мозга.
Преимущества: материалы тетради содержат развивающие упражнения, которые можно
использовать как в комплексе, так и отдельными частями. Первые занятия – диагностические,
результаты которых позволяют определить дальнейшую стратегию развития и повлиять на выбор
упражнений из рабочей тетради при проведении занятий. Некоторые из упражнений в разных
вариациях встречаются неоднократно, некоторые – только один раз, но подобные упражнения на
другом материале составить намного легче.
Методы:
1. Игровые.
2. Сказкотерапия.
3. Арт-терапия.
4. Нейропсихологические.
5. Готовые задания на развитие.
6. Релаксация.
Цель программы: Оказание психолого-педагогической поддержки в освоении АООП, создание
условий для успешного усвоения учебного материала учащимися.Повышение уровня общего
развития обучающихся через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и
эмоционально-волевой сферы, осознание себя и коммуникабельности.
Задачи:
Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, восприятие)
Реализация принципа индивидуального подхода в обучении и развитии детей с ОВЗ.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Помощь в осознании своего «Я»
Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.
Аннотация.
Методическая разработка «Рабочая тетрадь педагога-психолога для обучающихся с ОВЗ»
представляет
собой
учебное
пособие,
имеющее
особое
дидактическое
содержание,
способствующее работе (в том числе и самостоятельной) учащегося с ОВЗ над освоением
программы коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога. Пособие может быть
использовано в проведении коррекционно-развивающей работы для учащихся начальных классов
и классов со сложным дефектом.
Календарно-тематическое планирование.
Раздел
Тема урока
Кол-во
часов
Самопознание
Диагностика познавательной сферы
2
Диагностика эмоционально-
личностной сферы
2
Теоретическая часть
Знакомство и работа в рабочей
тетради
2
Игры на развитие ощущения и
восприятия
2
Работа в рабочей тетради
1
Игры на развитие внимания.
2
Работа в рабочей тетради
1
Игры на развитие памяти.
2
Работа в рабочей тетради
1
Игры на развитие воображения
2
Работа в рабочей тетради
1
Релаксационные занятия
Релаксация с помощью ароматов
1
Работа в рабочей тетради
1
Релаксация с помощью музыки
1
Работа в рабочей тетради
1
Индивидуальные консультации
Развиваем внимание
2
Работа в рабочей тетради
1
Развитие памяти
2
Работа в рабочей тетради
1
Работаем с воображением
2
Работа в рабочей тетради
1
Релаксационные занятия
Релаксационные игры
1
Работа в рабочей тетради
1
Рисуночная релаксация
1
Работа в рабочей тетради
1
Индивидуальные консультации
Индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия с детьми
4
Работа в рабочей тетради
1
Индивидуальные консультации
Индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия с детьми
4
Работа в рабочей тетради
1
Индивидуальные консультации
Индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия с детьми
4
Работа в рабочей тетради
1
Релаксационные занятия
Релаксационные игры
4
Релаксация с помощью лепки
2
Способы саморегуляции
3
Индивидуальные консультации
Индивидуальные коррекционно-
развивающие занятия с детьми
4
Диагностика познавательной сферы
2
Диагностика
Диагностика эмоционально-
личностной сферы
2