Напоминание

"Игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"


Автор: Павлив Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС № 77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха и

восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Пособие «Домик с сюрпризом»

Цели:

формировать навык звуко-буквенного анализа;

определять позицию звука в слове;

формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении;

закрепить артикуляционные позы звуков.

Оборудование: домик из восьми кубиков, на гранях которых задания.

Правила игры

В игре могут принимать участие 8 детей. Педагог предлагает детям выбрать

кубик и выполнить задания, которые даны на гранях кубика.

Задания:

1. по моделям назвать звук и придумать слова с этим звуком;

2. назвать предмет, определить первый и последний звук;

3. составить предложение по схеме;

4. по схеме придумать слово

Пособие «Волшебный кубик»

Цели:

развивать фонематический слух;

развивать логическое мышление;

развивать мышление, память, внимание.

Оборудование: кубик, на гранях которого даны задания.

Правила игры

Дети вращают кубик и проговаривают слова:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будешь кубик ты вращать.

Затем выполняют задания (разгадывание ребусов).

Пособие «Волшебные круги»

Цели:

развивать фонематический слух;

закреплять умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: пособие «Волшебные кольца».

Правила игры

Для игры в одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой

подбирается при прокручивании второго кольца. В такой игре одной картинке

первого кольца обязательно должна соответствовать картинка второго кольца.

Задания:

1. подобрать слова отличающиеся друг от друга одним звуком;

2. определить количество слогов в слове и подобрать схему.

Пособие «Разноцветная пирамида»»

Цели:

развивать фонематический слух;

закреплять умения определять количество слогов в слове.

Оборудование: предметные картинки.

Правила игры

Для игры детям предлагаются предметные картинки, они должны определить

количество слогов в слове и расставить на пирамидке (1 слог, 2 слога, 3 слога,

4 слога).

Дидактические игры и пособия по развитию фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза используются в непосредственно образовательной,

совместной и самостоятельной деятельности.

Мною изготовлено пособие «Домик с сюрпризом». Домик изготовлен из

восьми

кубиков, на гранях которых даны задания с использованием моделей

звуков, слогов, слов, предложений. Использование данного пособия способствует

развитию фонематического слуха и восприятия, формированию навыков звукового

анализа и синтеза.

Пособие «Волшебный кубик» имеет шесть граней, на которых даны задания –

ребусы. Такие задания развивают логическое мышление, внимание, память,

сообразительность.

Пособие «Волшебные круги» состоит из двух дисков, на которых наклеены

предметные картинки: коза – коса, мишка – мышка, кит – кот, крыша – крыса и т.д.

Каждый играющий крутит круги и подбирает пару картинок, отличающихся одним

звуком. Использование данного пособия способствует упражнению детей в подборе

слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развитию фонематического слуха.

Пособие «Необычный цветок». На столе лежит «серединка цветка». На ней

изображена модель звука (А, У, И. и т.д.). Рядом выкладываются «цветочные

лепестки», на которых изображены картинки со звуками. Дети должны среди этих

«лепестков» с картинками выбрать те, где есть определенный звук. Использование

данного пособия способствует развитию фонематического слуха.

Предложенные игры и пособия позволяют расширить речевую среду, создать

у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со

взрослыми и сверстниками. В процессе игры, легко и непринужденно развиваются

и совершенствуются речевые навыки, а также интеллектуальные способности детей.

Их использование позволяет развивать фонематический слух, расширять

речевые возможности.



В раздел образования