Автор: Павлив Елена Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС № 77 "Эрудит"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
"Игры и игровые упражнения по развитию фонематического слуха и
восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Пособие «Домик с сюрпризом»
Цели:
формировать навык звуко-буквенного анализа;
определять позицию звука в слове;
формировать умение правильно употреблять предлоги в предложении;
закрепить артикуляционные позы звуков.
Оборудование: домик из восьми кубиков, на гранях которых задания.
Правила игры
В игре могут принимать участие 8 детей. Педагог предлагает детям выбрать
кубик и выполнить задания, которые даны на гранях кубика.
Задания:
1. по моделям назвать звук и придумать слова с этим звуком;
2. назвать предмет, определить первый и последний звук;
3. составить предложение по схеме;
4. по схеме придумать слово
Пособие «Волшебный кубик»
Цели:
развивать фонематический слух;
развивать логическое мышление;
развивать мышление, память, внимание.
Оборудование: кубик, на гранях которого даны задания.
Правила игры
Дети вращают кубик и проговаривают слова:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будешь кубик ты вращать.
Затем выполняют задания (разгадывание ребусов).
Пособие «Волшебные круги»
Цели:
развивать фонематический слух;
закреплять умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: пособие «Волшебные кольца».
Правила игры
Для игры в одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой
подбирается при прокручивании второго кольца. В такой игре одной картинке
первого кольца обязательно должна соответствовать картинка второго кольца.
Задания:
1. подобрать слова отличающиеся друг от друга одним звуком;
2. определить количество слогов в слове и подобрать схему.
Пособие «Разноцветная пирамида»»
Цели:
развивать фонематический слух;
закреплять умения определять количество слогов в слове.
Оборудование: предметные картинки.
Правила игры
Для игры детям предлагаются предметные картинки, они должны определить
количество слогов в слове и расставить на пирамидке (1 слог, 2 слога, 3 слога,
4 слога).
Дидактические игры и пособия по развитию фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза используются в непосредственно образовательной,
совместной и самостоятельной деятельности.
Мною изготовлено пособие «Домик с сюрпризом». Домик изготовлен из
восьми
кубиков, на гранях которых даны задания с использованием моделей
звуков, слогов, слов, предложений. Использование данного пособия способствует
развитию фонематического слуха и восприятия, формированию навыков звукового
анализа и синтеза.
Пособие «Волшебный кубик» имеет шесть граней, на которых даны задания –
ребусы. Такие задания развивают логическое мышление, внимание, память,
сообразительность.
Пособие «Волшебные круги» состоит из двух дисков, на которых наклеены
предметные картинки: коза – коса, мишка – мышка, кит – кот, крыша – крыса и т.д.
Каждый играющий крутит круги и подбирает пару картинок, отличающихся одним
звуком. Использование данного пособия способствует упражнению детей в подборе
слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развитию фонематического слуха.
Пособие «Необычный цветок». На столе лежит «серединка цветка». На ней
изображена модель звука (А, У, И. и т.д.). Рядом выкладываются «цветочные
лепестки», на которых изображены картинки со звуками. Дети должны среди этих
«лепестков» с картинками выбрать те, где есть определенный звук. Использование
данного пособия способствует развитию фонематического слуха.
Предложенные игры и пособия позволяют расширить речевую среду, создать
у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со
взрослыми и сверстниками. В процессе игры, легко и непринужденно развиваются
и совершенствуются речевые навыки, а также интеллектуальные способности детей.
Их использование позволяет развивать фонематический слух, расширять
речевые возможности.