Напоминание

"Мягкая педагогика для дошкольников"


Автор: Новикова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мягкая педагогика для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 100»

Доклад на тему:

«Мягкая педагогика для дошкольников»

вторая группа раннего возраста

Выполнила:

Воспитатель высшей кв.категории

Новикова Елена Михайловна

г. Дзержинск

Нижегородской обл.

2024 год

Что такое мягкая педагогика?..

«То, что ребёнку необходимо запомнить и

чему научиться, прежде всего,

должно быть для него интересным».

Сухомлинский В.А.

Раннее детство — основа общего развития ребенка, период развития

фундаментальных жизненных функций. Именно в этот период

закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте

умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического и

эмоционального состояния малыша. Поэтому и необходима такая

организация жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении,

которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному

приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать

положительное отношение к детскому саду, навыки общения со

сверстниками и окружающими взрослыми. Создание эмоционально

благоприятной атмосферы в группе, формирование положительной

установки на детский сад, положительное отношение ребенка к нему зависит,

прежде всего, от педагогов, от их умения создать атмосферу тепла, доброты,

внимания. Именно поэтому мы используем «Мягкую педагогику» в группах

раннего возраста в ДОО. И в этом помогает авторская методика Елены

Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика».

Идея «мягкой педагогики» связана с гуманизацией пространства раннего

детства. «Мягкая педагогика» предполагает нежный, эмоциональный,

деликатный подход к маленькому ребенку, который совершает первые шаги

в освоении большого социального мира.

Педагогическая мягкость выражается в созидании:

- пространства жизнедеятельности, дающего ребенку состояние уюта,

комфорта и безопасности;

- коммуникативно-эмоциональной среды, регулирующей состояния и

поведение ребенка, направляя их на конструктивность и расслабленность.

Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности детей по

всем направлениям. Они положительно влияют на раскрытие умственного и

речевого потенциала, на развитие физических, познавательных,

художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.

Сенсорика

Используя в играх тканевые материалы, ребенок приобретает сенсорные

навыки. Для этого нужно вводить в обиход лоскутки самых разных

тканей - гладких, шершавых, натуральных, синтетических и др.

Терапия

Если ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему могут помочь

игры с лоскутками ткани или мягкими конструкторами. Это поможет

переключить внимание малыша на совместную деятельность с

взрослыми, поднять настроение и весело проводить время.

Коммуникация

Для развития социальных и коммуникативных умений детей отлично

подойдут большие тканевые полотна. Держась за одно полотно,

совершая одинаковые движения, дети и взрослые объединяются. Это

помогает им развивать чувствительность друг к другу.

Игра

Ткань - хорошее средство для передачи образов. Из нее можно создавать

игровые ситуации и персонажей, а потом совместно с детьми оживлять

их.

Творчество

Из ткани, веревочек, клубков и других материалов можно делать

картины, различные поделки, в том числе интерьерные, и даже рисовать

мультфильмы. Это способствует художественно-эстетическому

развитию детей.

У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер,

то есть малышам хочется брать в руки предметы и взаимодействовать с

ними. Именно поэтому развитие всех качеств, происходит через

практический опыт ребенка.

Малыши любят создавать что-то своими руками, а потом обыгрывать это.

Задача воспитателя в детском саду - стимулировать развитие каждого

ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться и играть. Тогда

ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он

будет расположен к общению и начнет доверять воспитателю.

Развивающие игры и дидактические пособия для «мягкой среды» - это

сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля.

Комплект «Шифоновая радуга», состоящий из разноцветных

шифоновых полотен (авторский конструктор для рисования тканью,

используется в игровой деятельности, изобразительном творчестве и

развивающих занятиях);

Текстильный конструктор «Вязаная графика», состоящий из веревочек

разных длин и оттенков (развивающий набор для творчества,

конструирования, «рисования»);

Палочки – игралочки (податливость материалов создает большие

возможности для развития и обучения детей, настольная игра,

текстильный конструктор);

Меховая рукавичка (игровой набор для организации развивающих,

театрализованных игр, разучивания и обыгрывания сказок, рассказов,

стихотворений, способствуют развитию речи, мыслительных процессов

и творческой активности, фантазии ребенка);

Игрушки «Мнушки» (способствуют развитию фонетического слуха,

развитию межполушарных связей и мелкой моторики, помогает

успокоиться и расслабиться «игрушка-антистресс);

Подушки мягкушки

Панно «Времена года»

Дидактическое пособие «Юбочка с секретом»

Мягкий строительный конструктор

Преимущества этих пособий в том, что их можно эффективно использовать

самыми разными способами:

Как спокойные сенсорные сказки,

Тренажеры для развития ловкости пальцев и кистей рук,

Средства для релаксации,

Дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности,

Для групповой и индивидуальной работы с детьми.

Таким образом, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми

раннего возраста является решением ряда задач:

- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и

ценностям общества и др.);

- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма,

общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных,

эстетических и мировоззренческих позиций);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,

фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить

оптимальные решения и др.);

- дидактических (формирование определенных умений и навыков,

необходимых в практической деятельности, расширение кругозора,

познавательная деятельность и др.)

В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает

практического опыта манипуляции с различными предметами, не хватает

качественных игрушек из натуральных материалов.

Пособия «Мягкой педагогики» удовлетворяют эту потребность в

соответствии с основными принципами дошкольного образования

Список источников

1. Е.Д. Файзуллаева «Мягкая педагогика» Воспитание детей раннего возраста

Издательский дом «Цветной мир» Москва 2021

2. И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева , Адаптация к детскому саду детей

раннего возраста. Учебно-методическое пособие. /ФГОС ДО - Цветной мир,

2018. – 96 с.

3. С.Н. Теплюк, Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и

педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.

4. А.М. Фонарев, Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн.

Для воспитателя дет. сада/ А.М.Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др.;

Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.



В раздел образования