Автор: Новикова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Мягкая педагогика для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 100»
Доклад на тему:
«Мягкая педагогика для дошкольников»
вторая группа раннего возраста
Выполнила:
Воспитатель высшей кв.категории
Новикова Елена Михайловна
г. Дзержинск
Нижегородской обл.
2024 год
Что такое мягкая педагогика?..
«То, что ребёнку необходимо запомнить и
чему научиться, прежде всего,
должно быть для него интересным».
Сухомлинский В.А.
Раннее детство — основа общего развития ребенка, период развития
фундаментальных жизненных функций. Именно в этот период
закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте
умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического и
эмоционального состояния малыша. Поэтому и необходима такая
организация жизни ребенка в дошкольном образовательном учреждении,
которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному
приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать
положительное отношение к детскому саду, навыки общения со
сверстниками и окружающими взрослыми. Создание эмоционально
благоприятной атмосферы в группе, формирование положительной
установки на детский сад, положительное отношение ребенка к нему зависит,
прежде всего, от педагогов, от их умения создать атмосферу тепла, доброты,
внимания. Именно поэтому мы используем «Мягкую педагогику» в группах
раннего возраста в ДОО. И в этом помогает авторская методика Елены
Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика».
Идея «мягкой педагогики» связана с гуманизацией пространства раннего
детства. «Мягкая педагогика» предполагает нежный, эмоциональный,
деликатный подход к маленькому ребенку, который совершает первые шаги
в освоении большого социального мира.
Педагогическая мягкость выражается в созидании:
- пространства жизнедеятельности, дающего ребенку состояние уюта,
комфорта и безопасности;
- коммуникативно-эмоциональной среды, регулирующей состояния и
поведение ребенка, направляя их на конструктивность и расслабленность.
Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности детей по
всем направлениям. Они положительно влияют на раскрытие умственного и
речевого потенциала, на развитие физических, познавательных,
художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.
Сенсорика
Используя в играх тканевые материалы, ребенок приобретает сенсорные
навыки. Для этого нужно вводить в обиход лоскутки самых разных
тканей - гладких, шершавых, натуральных, синтетических и др.
Терапия
Если ребенок тяжело адаптируется к детскому саду, ему могут помочь
игры с лоскутками ткани или мягкими конструкторами. Это поможет
переключить внимание малыша на совместную деятельность с
взрослыми, поднять настроение и весело проводить время.
Коммуникация
Для развития социальных и коммуникативных умений детей отлично
подойдут большие тканевые полотна. Держась за одно полотно,
совершая одинаковые движения, дети и взрослые объединяются. Это
помогает им развивать чувствительность друг к другу.
Игра
Ткань - хорошее средство для передачи образов. Из нее можно создавать
игровые ситуации и персонажей, а потом совместно с детьми оживлять
их.
Творчество
Из ткани, веревочек, клубков и других материалов можно делать
картины, различные поделки, в том числе интерьерные, и даже рисовать
мультфильмы. Это способствует художественно-эстетическому
развитию детей.
У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер,
то есть малышам хочется брать в руки предметы и взаимодействовать с
ними. Именно поэтому развитие всех качеств, происходит через
практический опыт ребенка.
Малыши любят создавать что-то своими руками, а потом обыгрывать это.
Задача воспитателя в детском саду - стимулировать развитие каждого
ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться и играть. Тогда
ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он
будет расположен к общению и начнет доверять воспитателю.
Развивающие игры и дидактические пособия для «мягкой среды» - это
сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля.
Комплект «Шифоновая радуга», состоящий из разноцветных
шифоновых полотен (авторский конструктор для рисования тканью,
используется в игровой деятельности, изобразительном творчестве и
развивающих занятиях);
Текстильный конструктор «Вязаная графика», состоящий из веревочек
разных длин и оттенков (развивающий набор для творчества,
конструирования, «рисования»);
Палочки – игралочки (податливость материалов создает большие
возможности для развития и обучения детей, настольная игра,
текстильный конструктор);
Меховая рукавичка (игровой набор для организации развивающих,
театрализованных игр, разучивания и обыгрывания сказок, рассказов,
стихотворений, способствуют развитию речи, мыслительных процессов
и творческой активности, фантазии ребенка);
Игрушки «Мнушки» (способствуют развитию фонетического слуха,
развитию межполушарных связей и мелкой моторики, помогает
успокоиться и расслабиться «игрушка-антистресс);
Подушки мягкушки
Панно «Времена года»
Дидактическое пособие «Юбочка с секретом»
Мягкий строительный конструктор
Преимущества этих пособий в том, что их можно эффективно использовать
самыми разными способами:
Как спокойные сенсорные сказки,
Тренажеры для развития ловкости пальцев и кистей рук,
Средства для релаксации,
Дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности,
Для групповой и индивидуальной работы с детьми.
Таким образом, использование «Мягкой педагогики» в работе с детьми
раннего возраста является решением ряда задач:
- социализирующих (адаптация к условиям среды, приобщение к нормам и
ценностям общества и др.);
- воспитывающих (воспитание сотрудничества, коллективизма,
общительности, самостоятельности, воли, формирование нравственных,
эстетических и мировоззренческих позиций);
- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения,
фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить
оптимальные решения и др.);
- дидактических (формирование определенных умений и навыков,
необходимых в практической деятельности, расширение кругозора,
познавательная деятельность и др.)
В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает
практического опыта манипуляции с различными предметами, не хватает
качественных игрушек из натуральных материалов.
Пособия «Мягкой педагогики» удовлетворяют эту потребность в
соответствии с основными принципами дошкольного образования
Список источников
1. Е.Д. Файзуллаева «Мягкая педагогика» Воспитание детей раннего возраста
Издательский дом «Цветной мир» Москва 2021
2. И.А. Лыкова, Е.Д. Файзуллаева , Адаптация к детскому саду детей
раннего возраста. Учебно-методическое пособие. /ФГОС ДО - Цветной мир,
2018. – 96 с.
3. С.Н. Теплюк, Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и
педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 256 с.
4. А.М. Фонарев, Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн.
Для воспитателя дет. сада/ А.М.Фонарев, С.Л. Новоселова, Л.И. Каплан и др.;
Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.