Автор: Надежда Олеговна Половникова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №248"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: НОД по речевому развитию
Тема: «Рассматривание сюжетной картины. Дидактическая игра «Что изменилось»»
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно-образовательная деятельность по речевому
развитию во II-ой младшей группе
Образовательная область: ОО «Речевое развитие»
Возрастная группа: младшая группа №1 (3-4 года)
Тема занятия: «Рассматривание сюжетной картины. Дидактическая
игра «Что изменилось»»
Цель занятия: продолжать учить детей рассматривать сюжетную
картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и
взаимоотношения
персонажей;
учить
характеризовать
местоположение
предметов с учётом образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад №248» по ОО «Речевое развитие».
ОО «Речевое развитие»
1.
Образовательные:
- Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине;
- Формировать умение использовать в речи предлоги: на, под, за,
перед;
- Активизировать речь, повторить уже знакомые слова: кубы, арка,
пирамидка, кубики, машина, грузовик, шофер, забор;
- Активизировать использование в речи прилагательных: большие,
красная, голубая, фиолетовые, оранжевые, коричневые, большая,
синяя, грузовая, узкая, маленькая.
- Активизировать звукоподражание (звуки большой и маленькой
машин);
2. Развивающие:
- Способствовать развитию устной речи;
- Развивать психические процессы: память, внимание, логическое
мышление, воображение; умение делать выводы.
3.Воспитательные:
- Воспитывать желание и умения участвовать в беседе, следить за
развитием действия.
ОО «Физическое развитие»
1.
Образовательные:
- Формировать двигательные умения и навыки (ходьба, бег).
2. Развивающие:
- Развивать координацию движений, ловкость.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес и потребность к подвижным играм.
Предварительная работа: беседы по картинкам; конструирование из
кубов; проговаривание чистоговорок; дидактическая игра «Что изменилось»;
артикуляционная гимнастика.
Материалы и оборудование: иллюстрация «Дети играют»; большой и
маленький грузовики; кольца – рули для игры; стол; ёлочка деревянная.
Интеграция областей: ОО «Физическое развитие».
Используемая литература:
1.
Образовательная программа
дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад №248» (младший возраст 3-4 года);
2.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.;
3.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3-4 года. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 272 с.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1.
Вводная часть НОД
Деятельность детей
Деятельность педагога
Примечание
(тянут руки вверх)
(крутят фонарики)
(показывают одну руку)
(показывают другую
руку)
(хлопают в ладоши)
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою:
- С добрым утром!
С ясным днем! –
Вот как славно мы поем.
Психогимнастика
2.
Основная часть НОД
Сегодня к нам в гости
приехали два грузовика:
большой с жёлтым кузовом и
маленький с зелёным кузовом.
Но приехали они не просто
так. Эти грузовики сегодня
утром вместе со своим другом
трактором ехали на стройку по
улице Балтийской мимо
нашего детского сада, и
трактор сломался прямо на
дороге, а инструментов с собой
не оказалось. Вот и заехали
грузовики к нам за помощью,
попросить инструменты для
починки трактора. А чтобы их
получить, нужно поиграть с
нами и выполнить задание. За
- Би-би (громко)
- Би-би (тихо)
- Ответы детей.
- Голубой, фиолетовый,
зелёный, оранжевый,
коричневый.
- Большая синяя
грузовая машина.
- Кубики.
каждое выполненное задание я
буду класть по одному
инструменту большому
грузовику в кузов.
Педагог показывает две
машины и говорит:
- Когда едет большой
грузовик, он подаёт сигнал
громко «Би-би». Как подаёт
сигнал большой грузовик?
- А маленький грузовик
сигналит тихо «Би-би». Как
сигналит маленький грузовик?
Педагог убирает обе
машины и говорит:
- Сейчас будьте
внимательны. Как только
поедет грузовик, вы должны
дать сигнал, не ошибитесь,
большой грузовик сигналит
громко, а маленький – тихо.
Молодцы, дети, справились
с заданием, я кладу в кузов
гаечный ключ.
- А сейчас мы будем
рассматривать
очень
яркую
картинку.
Она
называется
«Дети
играют».
Как
вы
думаете,
во
что
играют
малыши на картинке?
Педагог
даёт
возможность
рассмотреть
картину
и
обменяться
впечатлениями.
- Дети из крупных кубов
построили забор, - продолжает
разговор воспитатель. – Какого
цвета кубы вы видите?
-
В
центре
картины
красная
арка
с
голубой
пирамидкой наверху.
Перед
аркой
остановилась…(какая
машина?). В кузове…(что?).
Игра на
подготовку
ротового
аппарата
«Громко – тихо»
Индивидуально
прокатить
большую и
маленькую
машины 2 – 4
детям.
На мольберте
закреплена
картина «Дети
играют»
Беседа по
картине
Дети отвечают на
вопросы
педагога.
- Ответы детей.
- Арка узкая, а машина
широкая.
- Она показывает, где
лучше объехать забор.
- Маленькая, красная, в
кузове сидит клоун
Петрушка.
- Шофёр отошёл. Да,
проедет. Она маленькая.
- Индивидуальные
ответы детей.
Дети стоят в кругу, по
Почему стоит машина?
Обратим внимание на арку. Да,
арка узкая для этого грузовика.
Девочка, она стоит по
другую сторону забора, что-то
показывает шофёру грузовой
машины. Как вы думаете, что
она показывает?
У забора стоит еще одна
машина. Опишите её.
-
А
где
шофер
этой
машины? И проедет ли красная
машина под аркой?
- Мы с вами рассмотрели
картину
и
теперь
вместе
расскажем, что же мы на ней
увидели.
- Мальчики и девочки
построили из больших кубов
разного
цвета
–
голубых,
зелёных,
фиолетовых,
оранжевых,
коричневых
–
отличный забор. Забор этот с
красной
аркой.
К
арке
подъехала большая машина, у
которой
в
кузове
строительный
материал
–
кубики. Машина остановилась.
Вот
беда!
Для
большой
машины арка слишком узкая.
Девочка, она стоит по другую
сторону
забора,
показывает,
где лучше объехать забор.
Остановилась
и
маленькая красная машина с
Петрушкой в кузове. Петрушка
улыбается, не волнуется. Он
знает,
что
шофёр
вовремя
доставит его на концерт.
-
Молодцы,
дети.
За
выполненное задание я кладу в
кузов грузовика молоток.
Теперь
мы
с
вами
немного отдохнём и побудем
сами недолго машинами.
Составление
рассказа. Педагог
индивидуально
спрашивает 2 – 3
детей.
сигналу педагога идут
по кругу.
Ходьба по кругу.
Сесть на корточки.
Встать, приготовиться.
Бег по кругу.
Дети садятся на
стульчики.
Педагог стоит в центре
круга.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофёра:
Красный свет: проезда нет.
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный свет – кати.
Педагог расставляет на столе
предметы и игрушки, просит
детей
рассказать,
что
они
видят
и
как
расположены
предметы
(педагог
подсказывает, как правильно
обозначить
местоположение
игрушек).
Дети
закрывают
глаза, а воспитатель меняет
игрушки
местами.
Дети
открывают
глаза
и
рассказывают, что изменилось.
-
И
за
последнее
выполненное задание я кладу в
кузов
грузовику
отвертку.
Теперь грузовики готовы ехать
на помощь к трактору.
Физкультминутка
«Светофор»
Дидактическая
игра «Что
изменилось?»
Игра повторяется
2 – 3 раза.
3.
Заключительная часть НОД
- Картину.
- «Дети играют»
- Строили забор из
кубиков и играли.
- Шофёр, грузовик,
кубики, забор.
- Игра с машинами, игра
«Светофор», игра «Что
изменилось».
- На столе, под столом,
за ёлкой, перед ёлкой.
-
Что
мы
сегодня
рассматривали на занятии? Как
называется картина?
- Что делали на картине
мальчики и девочки?
- Какие уже знакомые
нам слова мы использовали на
занятии?
- В какие игры мы играли
на занятии?
- Где были машины в
игре «Что изменилось»?
За
вашу
старательность
на
занятии и помощь грузовикам
я
подготовила
для
вас
раскраски с детьми, которые
играют в разные игры, как и на
картине.
Подведение
итогов