Напоминание

"Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Моргачева Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моргачева М.С.

Воспитатель первой категории, Детский сад № 19 «Комбинированного вида»

(г. Кемерово)

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье исследуются, что является предметом социологии, какие

ученные и мыслители изучали эту науку, особенности социализации детей

старшего возраста, игровая деятельность, как средство социализации

дошкольника и как становление социально – правовых основ у детей

старшего дошкольного возраста влияет на их социальное развитие.

Ключевые слова: социализация личности, игровая деятельность как

средство развития социализации детей, становление социально - правовых

основ старших дошкольников.

Keywords:

socialization of the individual, game activity as means of socialization

of children,

formation of social - legal foundations of the senior preschool children

«Создает человека природа,

но развивает и образует его общество»

Автор: Белинский Виссарион Григорьевич

1.

Предмет социологии

Социологию изучали многие ученые - мыслители, такие как Макс

Вебер (1864 - 1920). Его смело называют Леонардо да Винчи социологии. Он

разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент

социологии: учения о социальном действии и мотивации, профессии как

призвании, социологии религии, экономической социологии и социологии

города и т.д.

Карл Маркс (1818 - 1883) считают основателем теории социального

конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных

классов. Это самая крупная фигура среди социальных философов вообще,

также социологию изучали Георг Зиммель, Фердинанд Теннис, Герберт

Спенсер, Питирим Сорокин и т.д. [6, 37 - 38]

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных,

которые выполняют функцию первокирпичиков, - это статус и роль.

Статусом называется позиция человека в группе или обществе. Он дает

статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему

понятие «роли» раскрывает динамический аспект социальной реальности,

поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в

обществе. [6, 11 – 12]

Ролью

называется модель поведения в соответствии с правами и обязанностями,

закрепленными за данным статусом соответствующими социальными

нормами. [6, 14]

Всю жизнь мы

учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным

нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся процесс обучения

называют социализацией. [6, 16]

Социализация — самое широкое

понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие

личности. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки,

мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании

социализация — приобретение, результатом чего является включение

социального в структуру личности. Социализация личности осуществляется

под влиянием совокупности многих условий, как социально-

контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных,

возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и

может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием

2

социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная

работа над своим социальным совершенствованием.

Степень социализации личности является важным

критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории

культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что

«социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для

всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение

определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по

которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из

действительности, как из основного источника развития, тот путь, по

которому социальное развитие становится индивидуальным» [4, 103]

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого

человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,

становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,

природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим

людским ценностям.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности,

формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дети

дошкольного возраста овладевают основами социально - правовой

компетентностью для собственной личностной социальной адаптацией в

современном мире. [10, 3]

В

процессе познания социокультурной среды формируются ориентации и

установки, позволяющие ребенку составить представление и определить

значимость окружающих его предметов и явлений, наметить

индивидуальный план действий, осуществлять деятельность по достижению

целей в конкретной культурно – исторической эпохе. Так определяется

собственная «внутренняя позиция» личности, вырабатывается свое

отношение к действительности, свое мироощущение, образ мироздания. [2,

1]

3

Игровая деятельность является одним из определяющих направлений

социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное

встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит

усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм

общения, ценностей и достижение оптимального уровня

информированности, глубины, интериоризации знаний.

2.

Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста

Социализация старших дошкольников является сложным структурным

образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом

изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые

зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания

установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений

и актуализации собственного опыта.

На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние

его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она интро- или

экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект),

психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные

настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.

Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека

имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по

определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно механизмы

социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через

семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные

институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный

(через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).

Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника,

позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой

простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления,

4

свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.

Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в

активизации познавательных способностей, коррекции недостатков

личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной

действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих

отношений.

В

старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра,

наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых

и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра

начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети

усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические

свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У

ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия,

совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и

представления [8,12]

Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными

эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и

предметном плане. У детей возникает произвольное овладение собственным

поведением и действиями, основательно закрепляется такая позиция как «Я и

общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы

моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин

рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка

в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно

действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. [11, 76]

Игра является эмоционально привлекательной формой творческой

самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании

ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей

действительности и норм социального взаимодействия.

В

силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность

5

предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний

об окружающем мире, в том числе социальных знаний.

Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность

формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной

направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности,

навыки социального поведения, сотрудничества.

Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств,

коллективных навыков, которая способствует овладению способами

постижения социальной действительности, накоплению опыта познания

своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию

потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.

В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со

стороны родителей, родственников, воспитателей, учителей. Все эти агенты

социализации действуют в одно и то же время и с разными позициями, что

ставит ребенка в центр несогласованных действий.

Исходя

из теоретического анализа литературы и практического опыта, выделены

условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой

деятельности:

1.

Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей

возрасту детей.

2.

Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в

группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации

ребенка в игровой деятельности.

3.

Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую

ситуацию и направленными на социализацию детей. Рассмотрим каждое

условие более подробно.

В

федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного

образования упоминается о «формирования социокультурной среды,

соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и

6

физиологическим особенностям детей» [7; п.1.6.8].

Имеются требования к развивающей предметно-пространственной

среде, например:

предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и

совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а

также возможность для уединения;

развивающая предметно-пространственная среда должна быть

содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.

Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого

определения и может пониматься в широком и узком направлениях.

В широком направлении предметно-развивающая среда является

социокультурным пространством, способствующим развитию личности

ребенка. В более узком направлении — это предметно-игровая среда.

Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей

предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает

ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда

является проводником знаний о мире и влияет на становление социального

опыта ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующее условие — это организация воспитателем эмоционально-

благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности

вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

Воспитатель детского сада является непосредственным агентом

социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от

адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать

атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада.

Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет

возможность направлять их социальное становление, соответственно, он

выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести

себя в обществе. Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но

7

при этом, имеющим желание познавать вместе с ними.

Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что

положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с

педагогом, и влияет на его социальное становление.

Для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание

прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность

детей.

Под косвенными способами понимается стимулирование

самостоятельности детей в игре при помощи бесед, рассказов, экскурсий.

В

свою очередь прямые способы используются при появлении трудностей в

игровой деятельности детей посредством идей, предложений, при

необходимости непосредственного участия воспитателя, если педагог

включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя

с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу.

В игре

ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому

воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли,

суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному

обдумыванию замысла игры.

И последнее условие — интегрирование игр с методами и приемами,

содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.

Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для

ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Но

только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно.

Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами,

имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.

Данное условие является непосредственно направленной деятельностью

педагога и его участие в процессе социализации детей.

Педагог может создать программу сопровождения социализации детей

в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы:

8

1)

Развивающие игры;

2) Упражнения;

3) Тренинги;

4) Психогимнастика;

5) Рисование;

6) Беседы.

Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель — развитие у

ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например,

развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д.

Для

формирования гармоничной личности необходимо содействовать

социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном

социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты

социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка

к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с

окружающим его миром. Результатом ранней социализации является

готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и

взрослыми.[1, 479]

3.

Становление социально – правовых основ у детей старшего

дошкольного возраста

Становление социально – правовых основ - это формирование ценностно

– осознанного отношения к социально – правовой культуре человека, к

выполнению своих социальных ролей в обществе; формирование

нравственных ценностей; знание основных этических и основополагающих

правовых норм общества и государства; с помощью взрослых разрешать

социально – правовые проблемы; овладение опытом регуляции своего

поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и

других людей.

Таким образом, становление социально - правовых основ старших

9

дошкольников представляет собой первоначальные навыки и получение

начальной информации по социально – правовой компетентности,

включающей законопослушную позицию (мотивационный компонет), знания

(когнитивный компонент), социально – правой опыт (деятельностно –

рефлексивный компонент). Социально – правовые основы являются

неотъемлемой составляющей подготовки будущего школьника, и её развитие

может быть успешно осуществлено, если в качестве методологического

регулятивива проектирования данного процесса выступит синтез подходов

общенаучного конкретно научного (правовой) и методико – технологического

(партисипативный) уровней, базирующихся на концептуальных положениях

философии, психологии, педагогики и права, что вносит в его разработку

необходимую строгость постановки задач и их решений, служит

методологической базой для обоснованного прогнозирования. [10, 148]

Необходимо с ранних лет

формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности

связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение,

самоприятие, самоощущение.

Внимание к себе, постепенное

осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок

приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей,

понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.

Большую роль в этом процессе

играет система образования, как один из важнейших институтов

социализации.

Дошкольное образовательное

учреждение может и должно влиять на защиту прав ребенка, формировать

у самого ребенка представления о своих правах и свободах, а педагоги не

только давать детям знания, но и создавать условия для практического

применения этих знаний.

Ребенок приобретает первоначальный

опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает

моральные нормы общества.

К концу дошкольного детства ребенок

10

становится активным, осознающим себя субъектом собственной

деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками, у детей возрастает

способность к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального

окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность

к самоконтролю и самостимулированию. Организуя работу по вопросам

правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности:

игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х

направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.

Для решения поставленных задач по

правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми

программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание

включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и

представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых

отношений между индивидом и обществом.

При отборе

материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные

особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость,

желание и умение играть, что способствует эффективному познанию

окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении

к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и

устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой

эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Следует помнить, что

для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит

нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое

воспитание.

Правовые нормы позволяют

упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют

что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной

ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая

способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его

11

интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.

Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не

восполняются или восполняются с трудом.

В дошкольном возрасте можно

существенно активизировать познавательные интересы ребенка,

способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного

отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином

собственной страны. [5, 83]

Изучение и анализ

психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего

дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на

принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже

способны следовать им и, что особенно важно для формирования в

последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и

значимость её выполнения.

В старшем дошкольном

возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и

др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В.

Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о

чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).

Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют

несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим

(любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое

проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание

ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.

Авторами психологических исследований в области

развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе,

своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в

возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к

самосозиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И.

Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).

12

Интеллектуальные возможности детей дошкольного

возраста позволяет сформировать представления и понятия, отражающие

существенные связи и зависимости различных областей действительности

(А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н.

Подддьяков, Н.Е. Веракса и др.) Все сказанное выше свидетельствует о

возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного

возраста [9. 13]

Эффективность осуществления правового воспитания

старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в

контексте общей системы нравственного воспитания при следующих

условиях: использовании в комплексе разнообразных средств и методов

воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав

человека, его обязанностей, норм и правил поведения; создании в группе

детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и

уважительных отношений; обеспечении преемственности воспитательных

усилий педагогов и родителей [3, 79]

У детей старшего дошкольного возраста необходимо

обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и

физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах,

интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной

отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру

поведения и общения; углублять представления о семье, родственных

отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с

формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с

просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять

представления о себе, своём организме, личностных качествах,

возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного

достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение

гуманных и справедливых поступков.

Характерная черта старшего дошкольника

13

устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах,

открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и

самостоятельностьв разных видах детской деятельности: в игре, общении,

конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных

социальных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и

взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен

договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.

Ребенок проявляет

доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям

другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает

достоинство других.

В ходе совместной деятельности

обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на

интересную для него тему. Находясь в обществе сверстников в предметно

насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и

обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных,

сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии,

воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре,

которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием

оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии

сообразно условиям и обстоятельствам.

Творческие способности детей

также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети

любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность

тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении

внутреннего плана действия, развитии функции воображения и с тановлении

произвольности предметного действия. Особым объектом освоения

становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские

движения приобретают произвольный характер. Волевое начало в действиях

ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает

способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно,

14

переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в

социальном, поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога,

следовать установленным правилам.

В дошкольном детстве получают

развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую

любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких

предметов и явлений, интересуется причинно -следственными связями (как?

почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать,

экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес

к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим

схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Одновременно с

развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах

деятельности и в сфере отношений.

Компетентность ребенка

проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками,

но и способен принимать на ее основе собственные решения.

Литература

15

1.

А. Г. Дуфаровна. Молодой учёный Ежемесячный научный журнал №

1 (81) / 2015

2.

Безрукова В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника:

Условия и результат формирования / «Интеграция образования»,

2010 год, №2

3.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Просвещение, 1985.

4.

Выготский, Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во

Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

5.

Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных

изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13

6.

Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд–во

Проспект, 2004. – 536 с.

7.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об

утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования

8.

Пятница, Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для

педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый

ветер», 2011. — 67 с.

9.

Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.:

Педагогика, 1990. -152с.

10.Становление социально – правовых основ у детей старшего

дошкольного возраста: Траектория развития / «Вестник

Челябинского государственного педагогического университета»,

2010 год, № 3

11.

Эльконин, Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.:

Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

16



В раздел образования