Автор: Моргачева Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Моргачева М.С.
Воспитатель первой категории, Детский сад № 19 «Комбинированного вида»
(г. Кемерово)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье исследуются, что является предметом социологии, какие
ученные и мыслители изучали эту науку, особенности социализации детей
старшего возраста, игровая деятельность, как средство социализации
дошкольника и как становление социально – правовых основ у детей
старшего дошкольного возраста влияет на их социальное развитие.
Ключевые слова: социализация личности, игровая деятельность как
средство развития социализации детей, становление социально - правовых
основ старших дошкольников.
Keywords:
socialization of the individual, game activity as means of socialization
of children,
formation of social - legal foundations of the senior preschool children
«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»
Автор: Белинский Виссарион Григорьевич
1.
Предмет социологии
Социологию изучали многие ученые - мыслители, такие как Макс
Вебер (1864 - 1920). Его смело называют Леонардо да Винчи социологии. Он
разработал все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент
социологии: учения о социальном действии и мотивации, профессии как
призвании, социологии религии, экономической социологии и социологии
города и т.д.
Карл Маркс (1818 - 1883) считают основателем теории социального
конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных
классов. Это самая крупная фигура среди социальных философов вообще,
также социологию изучали Георг Зиммель, Фердинанд Теннис, Герберт
Спенсер, Питирим Сорокин и т.д. [6, 37 - 38]
Среди основных понятий социологии следует выделить два главных,
которые выполняют функцию первокирпичиков, - это статус и роль.
Статусом называется позиция человека в группе или обществе. Он дает
статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему
понятие «роли» раскрывает динамический аспект социальной реальности,
поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в
обществе. [6, 11 – 12]
Ролью
называется модель поведения в соответствии с правами и обязанностями,
закрепленными за данным статусом соответствующими социальными
нормами. [6, 14]
Всю жизнь мы
учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным
нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся процесс обучения
называют социализацией. [6, 16]
Социализация — самое широкое
понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие
личности. Посредством социализации ребенок усваивает поведение, навыки,
мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимании
социализация — приобретение, результатом чего является включение
социального в структуру личности. Социализация личности осуществляется
под влиянием совокупности многих условий, как социально-
контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных,
возникающих спонтанно. Она и есть атрибут образа жизни личности, и
может рассматриваться как ее условие и результат. Непременным условием
2
социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная
работа над своим социальным совершенствованием.
Степень социализации личности является важным
критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л. С. Выготский в теории
культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что
«социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для
всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение
определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по
которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из
действительности, как из основного источника развития, тот путь, по
которому социальное развитие становится индивидуальным» [4, 103]
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим
людским ценностям.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности,
формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка. Дети
дошкольного возраста овладевают основами социально - правовой
компетентностью для собственной личностной социальной адаптацией в
современном мире. [10, 3]
В
процессе познания социокультурной среды формируются ориентации и
установки, позволяющие ребенку составить представление и определить
значимость окружающих его предметов и явлений, наметить
индивидуальный план действий, осуществлять деятельность по достижению
целей в конкретной культурно – исторической эпохе. Так определяется
собственная «внутренняя позиция» личности, вырабатывается свое
отношение к действительности, свое мироощущение, образ мироздания. [2,
1]
3
Игровая деятельность является одним из определяющих направлений
социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное
встраивание ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит
усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм
общения, ценностей и достижение оптимального уровня
информированности, глубины, интериоризации знаний.
2.
Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста
Социализация старших дошкольников является сложным структурным
образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом
изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые
зависят от совокупности определенных знаний о мире, от содержания
установок, мотивов и связанных с ними отношений, интересов, стремлений
и актуализации собственного опыта.
На прохождение процесса социализации ребенка оказывают влияние
его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она интро- или
экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее интеллект),
психические состояния (астеническое или стеническое) и типичные
настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с окружающими.
Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного человека
имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по
определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно механизмы
социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через
семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные
институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный
(через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание).
Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника,
позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой
простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления,
4
свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.
Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в
активизации познавательных способностей, коррекции недостатков
личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной
действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих
отношений.
В
старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно — ролевая игра,
наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых действий, вводимых
и реализуемых в игре правил. В данном возрасте конструкторская игра
начинает превращаться в трудовую деятельность. В таких играх дети
усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические
свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. У
ребенка появляется и развивается способность планировать свои действия,
совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и
представления [8,12]
Дети старшего дошкольного возраста учатся овладевать собственными
эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и
предметном плане. У детей возникает произвольное овладение собственным
поведением и действиями, основательно закрепляется такая позиция как «Я и
общество». Игра, в свою очередь, дает ребенку доступные для него способы
моделирования окружающей жизни. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин
рассматривали игру как особую форму практического проникновения ребенка
в мир социальных отношений. В игре ребенок естественен, активно
действует, искренне переживает, придумывает, творит, воображает. [11, 76]
Игра является эмоционально привлекательной формой творческой
самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании
ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей
действительности и норм социального взаимодействия.
В
силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность
5
предоставляет старшим дошкольникам приобрести широкий спектр знаний
об окружающем мире, в том числе социальных знаний.
Благодаря эмоциональной привлекательности игровая деятельность
формирует мотивационную сферу личности. В связи с действенной
направленностью, она развивает индивидуально — творческие способности,
навыки социального поведения, сотрудничества.
Игровая деятельность — это «школа» социальных чувств,
коллективных навыков, которая способствует овладению способами
постижения социальной действительности, накоплению опыта познания
своих резервных возможностей, обеспечивает развитие и реализацию
потенциала ребенка как творческого субъекта социальной действительности.
В процессе социализации на детей оказываются различные влияния со
стороны родителей, родственников, воспитателей, учителей. Все эти агенты
социализации действуют в одно и то же время и с разными позициями, что
ставит ребенка в центр несогласованных действий.
Исходя
из теоретического анализа литературы и практического опыта, выделены
условия социализации детей старшего дошкольного возраста в игровой
деятельности:
1.
Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, соответствующей
возрасту детей.
2.
Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в
группе детского сада и осознание им важности вопроса социализации
ребенка в игровой деятельности.
3.
Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими игровую
ситуацию и направленными на социализацию детей. Рассмотрим каждое
условие более подробно.
В
федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования упоминается о «формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и
6
физиологическим особенностям детей» [7; п.1.6.8].
Имеются требования к развивающей предметно-пространственной
среде, например:
—
предметно-пространственная среда должна обеспечивать общение и
совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, а
также возможность для уединения;
—
развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной.
Понятие «развивающая среда» не имеет однозначного, единого
определения и может пониматься в широком и узком направлениях.
В широком направлении предметно-развивающая среда является
социокультурным пространством, способствующим развитию личности
ребенка. В более узком направлении — это предметно-игровая среда.
Воспитатель, создавая адекватную возрасту и особенностям детей
предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащает
ее, и, соответственно, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда
является проводником знаний о мире и влияет на становление социального
опыта ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующее условие — это организация воспитателем эмоционально-
благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание им важности
вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
Воспитатель детского сада является непосредственным агентом
социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от
адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать
атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада.
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель имеет
возможность направлять их социальное становление, соответственно, он
выступает для детей образцом, знающим каким образом необходимо вести
себя в обществе. Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но
7
при этом, имеющим желание познавать вместе с ними.
Данное положение предполагает сотрудничество с детьми, что
положительно сказывается на доверительном взаимодействии ребенка с
педагогом, и влияет на его социальное становление.
Для успешной социализации ребенка в игре необходимо сочетание
прямых и косвенных способов влияния воспитателя на игровую деятельность
детей.
Под косвенными способами понимается стимулирование
самостоятельности детей в игре при помощи бесед, рассказов, экскурсий.
В
свою очередь прямые способы используются при появлении трудностей в
игровой деятельности детей посредством идей, предложений, при
необходимости непосредственного участия воспитателя, если педагог
включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя
с большой аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу.
В игре
ребенок воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому
воспитателю необходимо развивать воображение, фантазию, мысли,
суждения, социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному
обдумыванию замысла игры.
И последнее условие — интегрирование игр с методами и приемами,
содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей.
Собственно игровая деятельность имеет важнейшее значение для
ребенка старшего дошкольного возраста, его становления личности. Но
только игровой деятельности детей может оказаться недостаточно.
Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и приемами,
имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.
Данное условие является непосредственно направленной деятельностью
педагога и его участие в процессе социализации детей.
Педагог может создать программу сопровождения социализации детей
в игровой деятельности и использовать в ней следующие методы и приемы:
8
1)
Развивающие игры;
2) Упражнения;
3) Тренинги;
4) Психогимнастика;
5) Рисование;
6) Беседы.
Все перечисленные методы и приемы имеют единую цель — развитие у
ребенка старшего дошкольного возраста социальных качеств, например,
развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии и т. д.
Для
формирования гармоничной личности необходимо содействовать
социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в главном
социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты
социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка
к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с
окружающим его миром. Результатом ранней социализации является
готовность детей в школу и свободное общение со сверстниками и
взрослыми.[1, 479]
3.
Становление социально – правовых основ у детей старшего
дошкольного возраста
Становление социально – правовых основ - это формирование ценностно
– осознанного отношения к социально – правовой культуре человека, к
выполнению своих социальных ролей в обществе; формирование
нравственных ценностей; знание основных этических и основополагающих
правовых норм общества и государства; с помощью взрослых разрешать
социально – правовые проблемы; овладение опытом регуляции своего
поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни своей личности и
других людей.
Таким образом, становление социально - правовых основ старших
9
дошкольников представляет собой первоначальные навыки и получение
начальной информации по социально – правовой компетентности,
включающей законопослушную позицию (мотивационный компонет), знания
(когнитивный компонент), социально – правой опыт (деятельностно –
рефлексивный компонент). Социально – правовые основы являются
неотъемлемой составляющей подготовки будущего школьника, и её развитие
может быть успешно осуществлено, если в качестве методологического
регулятивива проектирования данного процесса выступит синтез подходов
общенаучного конкретно научного (правовой) и методико – технологического
(партисипативный) уровней, базирующихся на концептуальных положениях
философии, психологии, педагогики и права, что вносит в его разработку
необходимую строгость постановки задач и их решений, служит
методологической базой для обоснованного прогнозирования. [10, 148]
Необходимо с ранних лет
формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности
связана с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение,
самоприятие, самоощущение.
Внимание к себе, постепенное
осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок
приучается быть более свободным, учится уважать себя и других людей,
понимать их чувства, переживания, поступки, мысли.
Большую роль в этом процессе
играет система образования, как один из важнейших институтов
социализации.
Дошкольное образовательное
учреждение может и должно влиять на защиту прав ребенка, формировать
у самого ребенка представления о своих правах и свободах, а педагоги не
только давать детям знания, но и создавать условия для практического
применения этих знаний.
Ребенок приобретает первоначальный
опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает
моральные нормы общества.
К концу дошкольного детства ребенок
10
становится активным, осознающим себя субъектом собственной
деятельности и отношений с взрослыми и сверстниками, у детей возрастает
способность к саморегуляции поведения сообразно требованиям социального
окружения, развиваются такие качества, как исполнительность, способность
к самоконтролю и самостимулированию. Организуя работу по вопросам
правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности:
игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х
направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.
Для решения поставленных задач по
правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми
программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание
включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и
представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых
отношений между индивидом и обществом.
При отборе
материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные
особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость,
желание и умение играть, что способствует эффективному познанию
окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении
к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и
устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой
эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
Следует помнить, что
для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит
нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое
воспитание.
Правовые нормы позволяют
упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют
что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной
ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая
способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Потенциал ребенка в области его
11
интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.
Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не
восполняются или восполняются с трудом.
В дошкольном возрасте можно
существенно активизировать познавательные интересы ребенка,
способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного
отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином
собственной страны. [5, 83]
Изучение и анализ
психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего
дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на
принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже
способны следовать им и, что особенно важно для формирования в
последующем правового сознания, объяснять смысл нравственной нормы и
значимость её выполнения.
В старшем дошкольном
возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и
др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В.
Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о
чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).
Дети 6-7 лет вполне осознают и чувствуют
несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим
(любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое
проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание
ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих.
Авторами психологических исследований в области
развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе,
своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в
возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к
самосозиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И.
Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).
12
Интеллектуальные возможности детей дошкольного
возраста позволяет сформировать представления и понятия, отражающие
существенные связи и зависимости различных областей действительности
(А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н.
Подддьяков, Н.Е. Веракса и др.) Все сказанное выше свидетельствует о
возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного
возраста [9. 13]
Эффективность осуществления правового воспитания
старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможна в
контексте общей системы нравственного воспитания при следующих
условиях: использовании в комплексе разнообразных средств и методов
воспитания, позволяющих детям глубже осознать гуманную сущность прав
человека, его обязанностей, норм и правил поведения; создании в группе
детей атмосферы, стимулирующей проявление гуманных чувств и
уважительных отношений; обеспечении преемственности воспитательных
усилий педагогов и родителей [3, 79]
У детей старшего дошкольного возраста необходимо
обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и
физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах,
интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной
отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру
поведения и общения; углублять представления о семье, родственных
отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с
формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с
просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять
представления о себе, своём организме, личностных качествах,
возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного
достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение
гуманных и справедливых поступков.
Характерная черта старшего дошкольника
13
устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах,
открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и
самостоятельностьв разных видах детской деятельности: в игре, общении,
конструировании, рисовании, лепке, в сфере решения элементарных
социальных и бытовых задач. Он активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Способен
договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции.
Ребенок проявляет
доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям
другого человека, обладает чувством собственного достоинства, уважает
достоинство других.
В ходе совместной деятельности
обсуждает возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на
интересную для него тему. Находясь в обществе сверстников в предметно
насыщенной среде, ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров и
обнаруживает способность к порождению и воплощению разнообразных,
сменяющих друг друга замыслов. Способность ребенка к фантазии,
воображению особенно выпукло выступает в ролевой и режиссерской игре,
которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием
оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии
сообразно условиям и обстоятельствам.
Творческие способности детей
также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Дети
любят фантазировать вслух, играть звуками и словами. Эта способность
тесно связана с развитием речи и свидетельствует о возникновении
внутреннего плана действия, развитии функции воображения и с тановлении
произвольности предметного действия. Особым объектом освоения
становятся для ребенка собственное тело и телесные движения; детские
движения приобретают произвольный характер. Волевое начало в действиях
ребенка проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает
способность достигать цели, стараться сделать продукт качественно,
14
переделывать, если не получилось. Произвольность также проявляется в
социальном, поведении: ребенок может выполнять инструкцию педагога,
следовать установленным правилам.
В дошкольном детстве получают
развитие познавательные способности ребенка. Он проявляет широкую
любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, интересуется причинно -следственными связями (как?
почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей. Любит наблюдать,
экспериментировать, собирать разнообразные коллекции. Проявляет интерес
к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим
схемам, пытается самостоятельно пользоваться ими. Одновременно с
развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах
деятельности и в сфере отношений.
Компетентность ребенка
проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками,
но и способен принимать на ее основе собственные решения.
Литература
15
1.
А. Г. Дуфаровна. Молодой учёный Ежемесячный научный журнал №
1 (81) / 2015
2.
Безрукова В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника:
Условия и результат формирования / «Интеграция образования»,
2010 год, №2
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1985.
4.
Выготский, Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во
Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
5.
Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных
изменений//Начальная школа, - 2004. - №3. - с. 6-13
6.
Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд–во
Проспект, 2004. – 536 с.
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования
8.
Пятница, Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для
педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый
ветер», 2011. — 67 с.
9.
Репина Е.А. Общение детей и детском саду и семье. - М.:
Педагогика, 1990. -152с.
10.Становление социально – правовых основ у детей старшего
дошкольного возраста: Траектория развития / «Вестник
Челябинского государственного педагогического университета»,
2010 год, № 3
11.
Эльконин, Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
16