Напоминание

"СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА"


Автор: Платонова Ирина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №24 "Родничок"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПЕЦИФИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С

УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ЭФФЕКТИВНОГО

МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА»

Платонова Ирина Викторовна

МБДОУ «Детский сад № 24 «Родничок»

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Речь

-

одно

из

наиболее

совершенных

проявлений

деятельности

человеческого мозга. Дошкольный возраст очень мобилен в исправлении

дефектов,

в

воспитании

правильной

и

четкой

дикции,

развитии

фонематического слуха, что так необходимо для дальнейшего обучения в

школе.

В

настоящее

время

требования

к

образовательному

процессу

основываются

на

федеральных

государственных

образовательных

стандартах

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

и

требуют

учета

потребностей

каждого

ребенка

и

максимальной

индивидуализации.

Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном

возрасте,

и

очень

часто

могут

быть

обусловлены

нарушением

п с и хо ф и з и ч е с ко го

и

р еч е в о го

р а з в и т и я ,

н и з к и м

у р о в н е м

сформированно сти

познавательных

интере сов,

н е з р е л о с т ь ю

эмоционально-личностной

сферы,

неблагоприятным

социальным

окружением или сочетанием тех и других факторов.

Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание

правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития

ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное

образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС

ДО

заключается

в

поддержке

разнообразия

детства

через

создание

условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития

способностей каждого ребенка. Стандарт ДО даст возможность всем детям

проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться тем

темпом, который характерен для него. Современные дети отличаются от

нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем,

ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Стандарт

нового

поколения

характеризуется

с и с т е м н о -

деятельностным

подходом,

в

котором

главное

внимание

уделяется

развитию

личности

воспитанника.

Развитие

речи

это

важнейший

компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать

коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него

способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

Задача учителя-логопеда — сформировать у детей грамматически

правильную,

лексически

богатую,

фонетически

четкую

речь,

которая

должна подготовить ребёнка к обучению в школе.

Приоритетным

направлением

деятельности

нашего

дошкольного

учреждения

является

«Формирование

здорового

образа

жизни

у

детей

дошкольного

возраста

через

создание

модели

развивающей

педагогики

оздоровления»,

поэтому

в

практике

нашего

детского

сада

широкое

применение получили здоровьесберегающие технологии (см. Приложение

1):

дыхательные упражнения; артикуляционные упражнения с элементами

биоэнергопластики;

точечный

массаж,

самомассаж

пальцев

рук

с

различными

предметами;

пальчиковые

упражнения;

психогимнастика;

релаксационные упражнения; кинезиологическая коррекция речевых и не

речевых процессов; игры и упражнения на развитие речи с движением;

подвижные игры.

Работа по этому направлению осуществляется комплексно, в течение

всего дня и с участием всех участников коррекционного процесса: учителя-

логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической

культуре, музыкального руководителя, медицинского персонала ДОУ(см.

Приложение 2).

Являясь

участником

этого

общего

процесса,

я

уделяю

особое

внимание развитию физиологического и речевого дыхания, так как роль

дыхания

важна

в

логопедической

практике

в

начале

постановки

звукопроизношения, голосоподачи и голосоведения.

Работой

по

восстановлению

и

развитию

этой

важной

функции

занимались

многое

авторы

(А.Г.

Ипполитова,

Е.Л.

Пеллингер,

А.Н.

Стрельникова,

М.

Норбеков

и

др.).

Ими

были

разработаны

различные

методики,

суть

которых

заключается

в

осознанном

управлении

всеми

фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку

работы дыхательного центра.

В

практической

деятельности

с

детьми,

имеющими

недостатки

речевого

развития,

у

меня

возникла

необходимость

адаптировать

существующие

методики

и

сделать

их

упражнения

доступными

и

интересными детям.

Для

правильного

произношения

нужны

сильные,

упругие

и

подвижные язык, губы, мягкое небо. Все эти речевые органы состоят из

мышц.

Необходимо

тренировать

мышцы

языка

и

губ.

Для

этого

и

существует специальная артикуляционная гимнастика, которая является

подготовительным этапом при постановке звуков.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают

активизировать

естественное

распределение

биоэнергии

в

организме

(биоэнергопластика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на

активизацию

интеллектуальной

деятельности

детей.

Поэтому

артикуляционные упражнения сочетаю с элементами биоэнергопластики.

У

детей

с

речевой

патологией

наблюдаются

нарушения

мелкой

моторики, поэтому самомассаж рук у детей необходимо проводить уже в

это время, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для

развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память

в

этот

период

очень

цепкая. При

обучении

детей

самомассажу

использовала массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям

обеих

рук:

поглаживание,

растирание,

легкое

надавливание

кончиками

пальцев при массировании, легкое пощипывание, похлопывание, сгибание

и разгибание пальчиков (как всех вместе, так и поочередно). Использовала

упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика (при усложнении

— используем два), катание ребристого карандаша, как по внутренней, так

и по тыльной стороне руки, имитация скатывания колобка, палочек (как в

лепке), сжимание резиновых игрушек разной плотности.

В практике коррекционной педагогики встречаются случаи, когда

детей можно развивать через узнавание чужих эмоций по их мимическим

проявлениям. Этой задаче и служит психогимнастика. Этот метод также

нашел свое место в коррекционном процессе. Психогимнастику сочетаю с

элементами

релаксации

после

выполнения

различных,

трудных

для

ребенка, упражнений.

Для

улучшения

этапа

автоматизации

звуков,

а

также

в

качестве

смены

одного

вида

деятельности

другим

использую

различные

физминутки,

игры

и

упражнения,

направленные

на

развитие

речи

с

движением.

Опираясь

на

опыт

зарубежных

(Д.

Дьюи)

и

исследования

отечественных (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др.) ученых в собственной

педагогической деятельности применяю проектный метод в коррекционно-

развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи. С этой

целью

был

внедрен

в

работу

с

детьми

проект «Использование

здоровьесберигающих

технологий,

как

эффективный

метод

в

коррекционной

работе

с

детьми

дошкольного

возраста

в

условиях

ЛОГОПУНКТА».

Цель

проекта:

Сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

по

средствам

здоровьесберегающих

технологий,

необходимых

в

коррекционно- образовательной деятельности.

Задачи проекта:

Изучение

внедрения

здоровьесберегающих

технологий

в

образовательную деятельность с детьми;

Разработка

и

научное

обоснование

модели

внедрения

здоровьесберегающих технологий в коррекционный процесс

Апробация на практике формирование здорового образа жизни

у

детей

дошкольного

возраста

через

создание

модели

развивающей

педагогики оздоровления.

Внедрение здоровьесберегающих технологий

на различных

этапах коррекционной работы.

Формирование у детей, родителей и педагогов практических

умений и навыков использования здоровьесберегающих технологий;

Воспитание культуры речевого общения как части речевого

этикета.

Характеристика проекта:

По продолжительности: долгосрочный;

По доминирующей линии в проекте: практико-ориентированый;

По типу: социально-педагогический;

По виду – коррекционно-оздоровительный;

По форме: образовательный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

По количеству участников: подгрупповой.

Гипотеза. Развитие речи дошкольников и укрепление их

здоровья будет более

успешным при систематическом использовании в

коррекционно–образовательной работе здоровьесберегающих технологий.

Объект:

организация

здоровье с берегающего

п р о ц е с с а

коррекционного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет

исследования:

совокупность

разнообразных

методов

и

приемов для исправления звукопроизношения и укрепления здоровья детей

дошкольного возраста по средствам здоровьесберегающих технологий в

условиях логопункта.

База исследования: МБДОУ« Детский сад № 24 «Родничок».

Сроки реализации проекта: 2013- 2015 учебный год.

Участники

проекта:

дети,

учитель-логопед,

воспитатели,

педагог-

психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,

родители, заведующий ДОУ

Модель реализации проекта:

Модель

реализации

проекта

включает

следующие

направления

работы: Самообразование. Работа с детьми. Работа с родителями. Работа с

педагогами.

Этапы реализации проекта:

1

э т а п

- Организационный

изучение

научной

психолого-

педагогической,

коррекционной

и

методической

литературы

по

использованию здоровьесберегающих технологий и методик в работе с

детьми – дошкольниками. Раскрытие смысла и содержания предстоящей

работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации

проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.

Изучение

уровня

разработ анно сти

проблемы

и

в н е д р е н и я

здоровьесберегающих

технологий

в

коррекционную

работу

учителей-

логопедов НПР.

2

этап

– Диагностический

-

выявление

у

детей

вида

речевых

нарушений, знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении

здоровья, использование

здоровьесберегающих технологий в игровой и

познавательной деятельности.

3 этап - Практический – повышение и оптимизация уровня знаний в

области

применения

здоровьесберегающих

технологий

и

методик.

Апробирование, реализация и внедрение модели проекта в практическую

деятельность с детьми, педагогами и родителями.

4

этап

– Контрольно – аналитический –

сравнительный анализа

улучшения

качества

речевого

развития

детей

с

использованием

в

коррекционно-образовательной работе здоровьесберегающих технологий.

5

э т а п

- Обобщающий

применение

здоровьесберегающих

технологий

в

коррекционном,

воспитательно-образовательном

процессе

среди

детей,

воспитателей,

родителей.

Обобщение

и

распространение

опыта среди учителей-логопедов НПР.

Реализуя проект предполагала следующие результаты:

Для детей:

1. Овладение детьми элементами здоровьясбережения по средствам

специальных игр и упражнений.

2. Использование знаний, умений и навыков здоровьесбережения в

практической деятельности.

3. Владение

детьми

устойчивой

мотивации

к

здоровому

образу

жизни.

Для родителей:

1. Приобретение

знаний

и

применение

эдоровьесберегающих

технологий для улучшения качества речевой деятельности детей.

2. Привлечение

родителей

для

активного

участия

во

всех

мероприятиях,

проводимых

в

детском

саду,

по

использованию

здоровьесберегающих технологий для развития речи детей.

3. Выработка устойчивой мотивации к здоровому образу жизни всей

семьи.

Для педагогов:

1. Повышение

профессионального

мастерства

педагогов

по

использованию здоровьюсберегающих технологии для улучшения качества

речевого развития детей, через разнообразные формы и методы работы.

2. Создание системы и применение в работе с детьми по речевому

развитию здоровьесберегающих технологий.

3.

Поиск

и

развитие

педагогического

сотрудничества

с

воспитателями и учителями-логопедами других детских садов в вопросах

использования

здоровьесберигающих

технологий

для

развития

речевой

активности детей дошкольного возраста.

Реализация проекта основывалась на работе кружка «Звукарик», цель

которого являлось развитие всех сторон звучащей речи, с использованием

здоровьесберегающих

технологий.

Так

как

проект

долгосрочный

то

в

кружок вошли дети среднего и старшего возраста, имеющие статус ОВЗ.

Основа

моей

кружковой деятельности

это

использование

разнообразных

игр

и

игровых

упражнений

с

различными

элементами

здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение качества

общей и речевой моторики, психического и физического здоровья. Играя,

дошкольник

моделирует

отношения

между

людьми,

предметами,

явлениями. Только творческие игровые задания помогают ему создавать

свой образ мира и ориентироваться в нем, вести здоровый образ жизни.

О ч е н ь

в а ж н о

о б е с п еч и т ь

в о

в р е м я деятельности

с

д е т ь м и

положительный настрой, поддержать интерес к изученным ранее играм и

упражнениям,

это

позволяет

значительно

повысить

эффективность

коррекционо-поисковой деятельности.

С

этой

целью

с

детьми

проводились

следующие

мероприятия:

сравнительная

диагностика

уровня

речевого

развития

(2

раза

в

год).

Игровые занятия в логопункте «Мастерская слова», игровая коррекционная

деятельность в кружке «Звукарик», музыкально-литературные гостиные на

темы: «В здоровом

теле – здоровый дух!»

«Осенняя пора – здоровью

начало!», «Зимушка-хрустальная!»,

«Весна-Красна!», «Где

прячется

здоровье?» «Расскажу стихи руками!», в которых использовались знания,

полученные в различных видах детской деятельности и в кружке. В конце

учебного года проводился

праздник

совместно

с

родителями «Здоровая

семья – здоровая страна!». Логопедический КВН «Умники и умницы!»

Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом

и психическом развитии детей. Поэтому, создание правильной предметной

среды

предполагает

постоянное

мотивированное

общение

с

ребенком

независимо от его возможностей, восприятия речи и уровня развития.

Умело

организованная

среда

позволяет

вывести

детей

на

качественно

новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними

более сложные задачи в умственном, психическом и речевом развитии.

С этой целью в группах были организованы речевые уголки, с

разнообразным

практиче ским

материа лом

по

п р и м е н е н и ю

здоровьесберегающих технологий. Материал менялся в зависимости от

уровня

речевых

нарушений,

изучаемой

лексической

темы,

а

также

овладение детьми определенными навыками.

С педагогами групп в рамках реализации проекта проводились

следующие

мероприятии:

семинар-практикум

«Артикуляционный

игротренинг в работе с детьми», мастер-класс для педагогов «Применение

здоровьесберегающих

технологий

для

улучшения

качества

речевого

развития детей дошкольного возраста», по результатам мастер-класса был

организован конкурс среди педагогов «Нестандартное оборудование для

развития

речи

детей

своими

руками»,

анкетирование

«Самооценка

речевого развития педагога», праздник между воспитателями и детьми

«Колейдоскоп здоровья!», педагогическое многоборье «Здоровье - высшая

ценность человека», круглый стол «Здоровьесберегающие технологии и их

применение в педагогическом процессе».

Несмотря на то, что большую часть дня ребенок находится в детском

саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает

семья. В нашей ситуации ребенок и его родители - неразрывная цепочка.

Поэтому для эффективного результата я выстраивала работу с семьей на

основе партнерских отношений (см. Приложение 3).

Чтобы родители помогали в работе с детьми, их надо «впустить» в

эту работу. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель - не

гость,

а

полноправный

член

команды»,

я

строю

свое

общение

с

родителями.

С

родителями

были

организованы

следующие

мероприятия:

анкетирование

«Речь

и

речевое

развитие

в

семье»,

конкурс

«Наши

изобретения»

(изготовление

нестандартного

оборудования),

выставка

рисунков родителей с детьми «Рисуем вместе ЗОЖ», круглый стол «Играем

с пальчиками – развиваем речь!», показ цикла занятий для родителей в

кружке «Звукарик», фотоконкурс семей «Красота в движении – здоровье с

детства»,

семинар

практикум

«Учимся

правильно

дышать!»,

родительское собрание «Применение здоровьесберегающих технологий –

залог успешного речевого развития ребенка». Ознакомление родителей о

состоянии речи детей ведется через листы «Речевые достижения».

Для

обучения

родителей

составлен

и

систематизирован

консультативный

материал

с

практическими

упражнениями

«Советы

логопеда»,

организована «Логопедическая школа для родителей», в которой родители

получают

знания

для

работы

с

ребенком по

развитию

речи

с

использованием

здоровьесберегающих

направлений

в

домашних

условиях.

Об эффективности реализации проекта, осуществляемого с 2013 по

2015 учебный год, свидетельствуют показатели сравнительного анализа по

улучшению

качества

речевого

развития

детей

с

использованием

здоровьесберегающих технологий. Обследование проводилось в начале и в

конце учебного года.

2012-2013 учебный год: высокий уровень имеют- 8 (67%) детей,

средний уровень - 4 (33%) ребенка, низкий уровень отсутствует (это в

среднем на 10% лучший результат по сравнению с началом года);

2013-2014 учебный год: высокий уровень имеют - 10 (84%) детей,

средний уровень - 2 (16%) ребенка, низкий уровень отсутствует.

2014-2015 учебный год: высокий уровень имеют - 11 (91%) детей,

средний уровень - 1 (9%) ребенок, низкий уровень отсутствует.

Использование

здоровьесберегающих

технологий

в

своей

работе

считаю

перспективным

средством

коррекционно-развивающей

деятельности

с

детьми

с

ОВЗ.

Эти

методы

принадлежат

к

числу

эффективных средств коррекции, и помогают достижению максимально

возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и

общего

оздоровления

детей

дошкольного

возраста.

А

здоровье

это

главное

жизненное

благо.

Только

здоровый

человек

может

быть

свободным, радостным, счастливым.

Таким

образом,

внедрение

ФГОС

ДО

в

коррекционно-

образовательную деятельность с детьми дает возможность планировать

свою работу по–новому, ориентируясь на образовательные потребности и

индивидуальные возможности каждого ребенка.

Используемая литература

1. Гаврючина,

Л.В.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ:

Методическое пособие (Текст) / Л.В.Гаврючина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –

160 с. (Здоровый малыш)

2. Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников:

Учебно-методическое

пособие

для

логопедов

и

воспитателей.

-

СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

3. Белякова Л.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития

речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.; 2004.

4. Климова

Т.В.

Здоровьесберегающий

аспект

воспитательно-

образовательных программ для детей дошкольного возраста. - НГПУ.

5. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод. пособие

по развитию речи детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Лебедева Н.В. Нетрадиционный подход к формированию речевого

дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М.; 2000.

7. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии

речевой деятельности дошкольников. - М.; 1999.

8. Щетинин

М.Н.

Стрельниковская

дыхательная

гимнастика

для

детей. - М.; 2007.

Сайты:

1.

logos.

pp.

ru

2.festival.1septemb



В раздел образования