Напоминание

Создание музея боевой славы в ДОО


Автор: Попытаева Ольга Павловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №14
Населённый пункт: г.Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Методические рекомендации «Создание музея боевой славы в группе»
Тема: Создание музея боевой славы в ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации

«Создание музея боевой славы в группе»

Подготовила:

Старший воспитатель МДОБУ детский сад № 14 г.Белорецк

(структурное подразделение1) Попытаева О.П.

Введение

«Не забывай

Кровавые закаты,

Когда в руинах был родимый край,

И как на землю падали солдаты,

Убитыми…

Живой, не забывай!»

М. Михайлов.

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей

является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные

ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному

наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за

свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей

является одной из ключевых проблем современного общества.

В

национальной

доктрине

образования

в

Российской

Федерации

приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута

следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание

патриотов России, граждан правового, демократического, социального

государства,

уважающих

права

и

свободу

личности

и

обладающих

высокой нравственностью…»

К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике,

экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об

утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с

этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения

чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость

преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления,

так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических

ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины,

воли и гражданского мужества народа.

Без

патриотизма

невозможно воспитать достойного

человека-

гражданина, выработать у

него

устойчивый

иммунитет

к

негативным

влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о

национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы

Великой Отечественной войны.

Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и

потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими

предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле

боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и

прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.

Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём

мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет,

мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному

образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается

основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован

в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства

любви

и

гордости

за

свою

Родину

через

построение

оптимальной

педагогической системы.

В

настоящее

время

существует

множество

методов

развития

познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими используется

метод музейной педагогики в виде мини-музея.

Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей

и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В

итоге

главная

цель

достигнута:

отношения

родителей

и

педагогов

изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются

партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения,

педагогики

и

психологии,

рассматривает музей как

образовательную

систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую,

просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно

входит в дошкольные образовательные учреждения.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности

путём включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ

заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать

ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению

основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять

любознательность,

задавать

вопросы

взрослым

и

сверстникам,

интересоваться причинно-следственными

связями, формирует умение

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам

людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Нравственно-патриотическое

воспитание детей

дошкольного

возраста

является одной из важнейших задач современного образования. Именно

дошкольный

возраст

один

из

самых

благоприятных

периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных

качеств,

которые

позволяют

вырасти

дошкольнику

человеком

гражданином

своей

страны,

патриотом,

умеющим

ценить

и

беречь

историческое и культурное наследие русского народа.

В

мировой

и

отечественной

истории

есть

события,

имеющие

непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их

величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.

Целью

является

использование

потенциала музея в

образовательной

и воспитательной деятельности

детского

сада

по формированию современного национального воспитательного идеала —

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающего

ответственность за настоящее и будущее своей страны. Задачи реализуются

через внедрение музейную педагогику, создающую условия для развития

свободной,

творческой,

инициативной

личности,

путем

включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского

сада.

Совершенствовать

экспозиционно-выставочное

пространство

с

использованием

современных музейных технологий

и

эстетики,

способствующих повышению привлекательности музея.

Координировать и объединять деятельность участников образовательного

процесса

и

социальных

партнеров

по духовно-нравственному

воспитанию подрастающего поколения.

Основные направления деятельности

• Поисковая, научно-исследовательская работа :

• Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны,

история освобождения населенных пунктов России (города-Герои)

• Работа с музейным фондом

• Формирование фондов

подлинных

памятников

истории

Великой

Отечественной войны; Формирование фондов копий.

• Экскурсионно- просветительская работа

Проведение

занятий

в музее,

проведение

тематических

занятий

мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер,

бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о

великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и. т. д.

• Развитие сетевого взаимодействия

• Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными

организациями.

• Организационная работа

• Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление

экспозиций музея, досуговая деятельность.

Принципы и подходы с учетом ФОП ДО:

• уважение личности ребенка;

• реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской

деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть

ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям

развития;

При реализации используется комплекс взаимодополняющих методов:

• Теоретические:

анализ

психолого–педагогической

литературы,

существующего педагогического опыта и методических подходов по теме

исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.

• Информационные : информационные

стенды,

памятки,

собрания,

беседы, информация на сайте.

• Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Необходимые условия:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы представления :

• о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;

• интерес к военно-патриотической музыке;

• чувство единения и гордости за старшее поколение;

изменение

приоритетов

родителей

в

вопросе нравственно-

патриотического воспитания детей.

• совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями

и педагогами;

Средства патриотического воспитания :

Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;

Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп

Музейные занятия (на базе музея);

Экскурсионная деятельность;

Познавательные занятия в старших группах;

Диспуты, круглые столы с детьми и родителями

Оформление тематических выставок;

Проведение викторин

Этапы:

I этап – Информационно – накопительный :

Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

Поиск инновационных

форм,

методов

и

способов

по работе с

вышеуказанным контингентом.

Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников

проекта.

Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей,

педагогов.

Организовать выставку методической литературы для родителей и

педагогов по теме проекта.

Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения

к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

II этап – Аналитический :

После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался

наглядный

материал,

фото,

аудио

и

видео

материалы,

книги;

разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены

обсуждения

со

специалистами,

педагогами

и

родителями

ДОУ

о

материальных

и

технических

возможностях

реализации

проекта.

Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям

деятельности.

Результатом

проделанной работы явилось

составление

перспективного

плана

развития музея

и

работы

с

родителями

и

воспитанниками дошкольного учреждения.

Примерное содержание:

1. Работа с музейным фондом

Инвентаризация имеющихся музейных предметов

Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами

Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного

фонда)

Создание

нормативно-правовых

актов

и

документации

по

деятельности музея (программа, положение)

2. Поисковая, научно-исследовательская работа

Документы военных лет

Боевые трофеи

Обмундирование

Награды

Переписка

Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года.

Выпуск сборника детских стихов о ВОВ

Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы

Подготовка поделок военной техники, оружия и т. п

3. Экскурсионно- просветительская

Организация экскурсий в музей воспитанников по графику

Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг»

4 Развитие сетевого взаимодействия

Сотрудничество с школой, библиотекой.

Организация работы с семьями воспитанников

Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает

моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного

опыта,

имеющий

огромный воспитательный

потенциал. В

народе

говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый

педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность

ДОУ,

в

систему работы

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

дошкольников.

Действующие формы работы с детьми и родителями:

1. Целевые прогулки в Парк Победы в сочетании с работой в Музее

боевой

Славы

детского

сада. Содержанием

таких

экскурсий

являются: наблюдения

ритуальных

моментов:

возложение

цветов

к

памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же

экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут

выходного

дня» с

подробным

описанием

посещаемого

объекта

и

рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной

категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение

произведений

из

серии «Дедушкины

медали».

Родителям

даются

рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.

4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной

земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о

знаменитых

битвах

и

сражениях

(«Курская

дуга», «Битва

под

Сталинградом»).

5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и

вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события

из окружающей жизни.

6. Встречи с ветеранами труда,

участие в праздничных днях: «День

города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»

7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам,

изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное

участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков,

альбомов.

8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп

старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования

в беседах с детьми.

9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя

Родина-место, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»

10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему

отечественных художников.

11.

Организации

выставки

детских работ военно-патриотической

тематики.

12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной

помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое

моделирование).

13. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и

социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств

дошкольников. Наш детский сад - открытое образовательное пространство,

координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия

для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс :

• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны

сделать

родители

по нравственно-патриотическому

воспитанию

ребёнка», «Человек начинается с детства».

• Психолого-педагогическое консультирование родителей

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными

ресурсами

экспозиций музея Боевой Славы

Экспозиция памятника

Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ»

Экспозиция – стенд «Сражения войны»

коллекция значков по военной тематике,

подборка детской литературы.

Тематические занятия, чтение детской

художественной литературы

Экспозиция

галерея Славы «Портреты

ветеранов

ВОВ» родные

и

близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения

Экспозиция – стенд «Сражения войны»

Оригинал письма с фронта

Портреты ветеранов, участников ВОВ

Демонстрационный материал «Награды войны»

Экспозиция – панорама военного сражения,

выставка игрушек «Военная техника»

Семейные реликвии.

Боевые

награды,

подлинные

фотографии

военных

лет,

наградные

документы.

Научно-вспомогательный фонд:

- галерея портретов «Наши ветераны»

- памятные даты ВОВ

- стенды сражения войны

- города Герои

- баннер «Панорама сражения»

- объемное изображение памятника «Воину-освободителю»

- демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие

войны, награды войны, сражения войны)

Важная особенность организации Музея— возможность его посещения

каждый

день

и

участие

в

его

создании

детей

и

родителей.

В

обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —

соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей

и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях

воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного

учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей боевой Славы, мы

предположили, что это даст возможность практического претворения тех

педагогических

идей

и

методик,

которые

реализуются

в

системе нравственно-патриотического воспитания.

Заключение

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание

основа

формирования

будущего

гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это

результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на

человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль

играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или

добрым, нравственным

или

безнравственным.

То,

какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от

родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими

впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле,

языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется

в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и

беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным

традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны,

преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной

самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Таким

образом,

среда

ДОУ

подчинена

идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций,

без которых невозможна жизнь в современном обществе.

Список литературы

1. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания

детей 5-7 лет «Свет Руси». – М. : АРКТИ.

2

Дудникова

С.

А. Музей в

гражданском

и

патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А

до Я.

3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании

дошкольника. – М. : ТЦ «Сфера»

4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание

дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез

5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и

учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ,

6. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление

дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

7.

Маханева

М.

Д. Нравственно-патриотическое

воспитание дошкольников//Управление

дошкольным

образовательным

учреждением.

8.

Патриотическое воспитание дошкольников

средствами

краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.

9.

Усачёва

Т.

В.

Программа

патриотического воспитания

дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. –

2010. - №4.

10. Цветкова И. М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста

//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.



В раздел образования