Автор: Попытаева Ольга Павловна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №14
Населённый пункт: г.Белорецк Республика Башкортостан
Наименование материала: Методические рекомендации «Создание музея боевой славы в группе»
Тема: Создание музея боевой славы в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендации
«Создание музея боевой славы в группе»
Подготовила:
Старший воспитатель МДОБУ детский сад № 14 г.Белорецк
(структурное подразделение1) Попытаева О.П.
Введение
«Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты,
Убитыми…
Живой, не забывай!»
М. Михайлов.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей
является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные
ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному
наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за
свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей
является одной из ключевых проблем современного общества.
В
национальной
доктрине
образования
в
Российской
Федерации
приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута
следующая задача: «Система образования призвана обеспечить… воспитание
патриотов России, граждан правового, демократического, социального
государства,
уважающих
права
и
свободу
личности
и
обладающих
высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация сложившаяся в нашей стране в политике,
экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об
утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с
этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения
чувства патриотизма и гражданственности. Возрастает необходимость
преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления,
так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических
ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины,
воли и гражданского мужества народа.
Без
патриотизма
невозможно воспитать достойного
человека-
гражданина, выработать у
него
устойчивый
иммунитет
к
негативным
влияниям, когда в угоду моде усваивается всё зарубежное при забвении о
национальном достоинстве. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы
Великой Отечественной войны.
Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и
потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими
предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле
боя, сражаясь за Родину, за то, чтобы мы жили в этом огромном и
прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны.
Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём
мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы не прошло лет,
мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному
образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается
основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован
в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства
любви
и
гордости
за
свою
Родину
через
построение
оптимальной
педагогической системы.
В
настоящее
время
существует
множество
методов
развития
познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими используется
метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей
и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В
итоге
главная
цель
достигнута:
отношения
родителей
и
педагогов
изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются
партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музееведения,
педагогики
и
психологии,
рассматривает музей как
образовательную
систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую,
просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно
входит в дошкольные образовательные учреждения.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности
путём включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ
заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать
ФГОС, в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению
основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять
любознательность,
задавать
вопросы
взрослым
и
сверстникам,
интересоваться причинно-следственными
связями, формирует умение
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Нравственно-патриотическое
воспитание детей
дошкольного
возраста
является одной из важнейших задач современного образования. Именно
дошкольный
возраст
один
из
самых
благоприятных
периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных
качеств,
которые
позволяют
вырасти
дошкольнику
человеком
—
гражданином
своей
страны,
патриотом,
умеющим
ценить
и
беречь
историческое и культурное наследие русского народа.
В
мировой
и
отечественной
истории
есть
события,
имеющие
непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их
величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации.
Целью
является
использование
потенциала музея в
образовательной
и воспитательной деятельности
детского
сада
по формированию современного национального воспитательного идеала —
высоконравственного,
творческого,
компетентного
гражданина
России,
принимающего
судьбу
Отечества
как
свою
личную,
осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей страны. Задачи реализуются
через внедрение музейную педагогику, создающую условия для развития
свободной,
творческой,
инициативной
личности,
путем
включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского
сада.
Совершенствовать
экспозиционно-выставочное
пространство
с
использованием
современных музейных технологий
и
эстетики,
способствующих повышению привлекательности музея.
Координировать и объединять деятельность участников образовательного
процесса
и
социальных
партнеров
по духовно-нравственному
воспитанию подрастающего поколения.
Основные направления деятельности
• Поисковая, научно-исследовательская работа :
• Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественной войны,
история освобождения населенных пунктов России (города-Герои)
• Работа с музейным фондом
• Формирование фондов
подлинных
памятников
истории
Великой
Отечественной войны; Формирование фондов копий.
• Экскурсионно- просветительская работа
•
Проведение
занятий
в музее,
проведение
тематических
занятий
мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер,
бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о
великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и. т. д.
• Развитие сетевого взаимодействия
• Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными
организациями.
• Организационная работа
• Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление
экспозиций музея, досуговая деятельность.
Принципы и подходы с учетом ФОП ДО:
• уважение личности ребенка;
• реализация Проекта в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть
ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития;
При реализации используется комплекс взаимодополняющих методов:
• Теоретические:
анализ
психолого–педагогической
литературы,
существующего педагогического опыта и методических подходов по теме
исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
• Информационные : информационные
стенды,
памятки,
собрания,
беседы, информация на сайте.
• Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Необходимые условия:
интерес детей и родителей;
методические разработки,
интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы представления :
• о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
• интерес к военно-патриотической музыке;
• чувство единения и гордости за старшее поколение;
•
изменение
приоритетов
родителей
в
вопросе нравственно-
патриотического воспитания детей.
• совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями
и педагогами;
Средства патриотического воспитания :
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн;
Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
Музейные занятия (на базе музея);
Экскурсионная деятельность;
Познавательные занятия в старших группах;
Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
Оформление тематических выставок;
Проведение викторин
Этапы:
I этап – Информационно – накопительный :
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
Поиск инновационных
форм,
методов
и
способов
по работе с
вышеуказанным контингентом.
Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников
проекта.
Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей,
педагогов.
Организовать выставку методической литературы для родителей и
педагогов по теме проекта.
Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения
к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
II этап – Аналитический :
После того, как были определены тема и цель проекта, мною подбирался
наглядный
материал,
фото,
аудио
и
видео
материалы,
книги;
разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены
обсуждения
со
специалистами,
педагогами
и
родителями
ДОУ
о
материальных
и
технических
возможностях
реализации
проекта.
Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям
деятельности.
Результатом
проделанной работы явилось
составление
перспективного
плана
развития музея
и
работы
с
родителями
и
воспитанниками дошкольного учреждения.
Примерное содержание:
1. Работа с музейным фондом
Инвентаризация имеющихся музейных предметов
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного
фонда)
Создание
нормативно-правовых
актов
и
документации
по
деятельности музея (программа, положение)
2. Поисковая, научно-исследовательская работа
Документы военных лет
Боевые трофеи
Обмундирование
Награды
Переписка
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года.
Выпуск сборника детских стихов о ВОВ
Выпуск сборника сценариев, посвященных Дню Победы
Подготовка поделок военной техники, оружия и т. п
3. Экскурсионно- просветительская
Организация экскурсий в музей воспитанников по графику
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг»
4 Развитие сетевого взаимодействия
Сотрудничество с школой, библиотекой.
Организация работы с семьями воспитанников
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает
моральные принципы и нормы, семья - транслятор нравственного, духовного
опыта,
имеющий
огромный воспитательный
потенциал. В
народе
говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый
педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность
ДОУ,
в
систему работы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
дошкольников.
Действующие формы работы с детьми и родителями:
1. Целевые прогулки в Парк Победы в сочетании с работой в Музее
боевой
Славы
детского
сада. Содержанием
таких
экскурсий
являются: наблюдения
ритуальных
моментов:
возложение
цветов
к
памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же
экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут
выходного
дня» с
подробным
описанием
посещаемого
объекта
и
рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной
категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение
произведений
из
серии «Дедушкины
медали».
Родителям
даются
рекомендации к посещению вместе с детьми городской библиотеки.
4. Использование ИКТ-технологий: показ видеоматериалов о родной
земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о
знаменитых
битвах
и
сражениях
(«Курская
дуга», «Битва
под
Сталинградом»).
5. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и
вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события
из окружающей жизни.
6. Встречи с ветеранами труда,
участие в праздничных днях: «День
города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам,
изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают активное
участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков,
альбомов.
8. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей групп
старшего дошкольного возраста (значки, открытки и т. д.) для использования
в беседах с детьми.
9. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя
Родина-место, где я родился», «Моя родословная», «Рисую вместе с папой»
10. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему
отечественных художников.
11.
Организации
выставки
детских работ военно-патриотической
тематики.
12. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной
помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое
моделирование).
13. Общее родительское собрание, посвящённое влиянию семьи и
социальных факторов на формирование нравственно-патриотических чувств
дошкольников. Наш детский сад - открытое образовательное пространство,
координируя систему работы по данному направлению, ДОУ создает условия
для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс :
• Групповые родительские собрания по темам: «Что могут и должны
сделать
родители
по нравственно-патриотическому
воспитанию
ребёнка», «Человек начинается с детства».
• Психолого-педагогическое консультирование родителей
Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными
ресурсами
экспозиций музея Боевой Славы
Экспозиция памятника
Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ»
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
коллекция значков по военной тематике,
подборка детской литературы.
Тематические занятия, чтение детской
художественной литературы
Экспозиция
–
галерея Славы «Портреты
ветеранов
ВОВ» родные
и
близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения
Экспозиция – стенд «Сражения войны»
Оригинал письма с фронта
Портреты ветеранов, участников ВОВ
Демонстрационный материал «Награды войны»
Экспозиция – панорама военного сражения,
выставка игрушек «Военная техника»
Семейные реликвии.
Боевые
награды,
подлинные
фотографии
военных
лет,
наградные
документы.
Научно-вспомогательный фонд:
- галерея портретов «Наши ветераны»
- памятные даты ВОВ
- стенды сражения войны
- города Герои
- баннер «Панорама сражения»
- объемное изображение памятника «Воину-освободителю»
- демонстрационные картинки и беседы (дети-герои, города герои, оружие
войны, награды войны, сражения войны)
Важная особенность организации Музея— возможность его посещения
каждый
день
и
участие
в
его
создании
детей
и
родителей.
В
обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он —
соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Каждый Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей
и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях
воспитательно – образовательного процесса как в рамках дошкольного
учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей боевой Славы, мы
предположили, что это даст возможность практического претворения тех
педагогических
идей
и
методик,
которые
реализуются
в
системе нравственно-патриотического воспитания.
Заключение
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ
к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание
–
основа
формирования
будущего
гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это
результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на
человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль
играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или
добрым, нравственным
или
безнравственным.
То,
какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от
родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими
впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле,
языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется
в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и
беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным
традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны,
преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной
самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Таким
образом,
среда
ДОУ
подчинена
идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций,
без которых невозможна жизнь в современном обществе.
Список литературы
1. Вишневская В. Н. Программа духовно-патриотического воспитания
детей 5-7 лет «Свет Руси». – М. : АРКТИ.
2
Дудникова
С.
А. Музей в
гражданском
и
патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. //Детский сад от А
до Я.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника. – М. : ТЦ «Сфера»
4. Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание
дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез
5. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и
учителей / авт. – сост. Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина и др. – М. :АРКТИ,
6. Лебедева О. В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление
дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.
7.
Маханева
М.
Д. Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников//Управление
дошкольным
образовательным
учреждением.
8.
Патриотическое воспитание дошкольников
средствами
краеведотуристской деятельности / под ред. А. А. Остапца и др.
9.
Усачёва
Т.
В.
Программа
патриотического воспитания
дошкольников. //Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения. –
2010. - №4.
10. Цветкова И. М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста
//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №1.