Автор: Сенькова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: Сахалинская областья. Долинский район, село Быков
Наименование материала: конспект урока
Тема: Имя существительное. 2 класс
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Имя существительное» 2 класс
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня наш урок я хочу начать с пословицы:
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете индивидуально и в
паре. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Важно уметь слушать и
слышать друг друга.
3. Минутка чистописания
-Начнём мы наш урок с минутки чистописания. Догадайтесь, какую букву мы сегодня
будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитайте слова и подберите к
ним слова, противоположные по смыслу. Вспомните, как называются слова,
противоположные по смыслу?
враг - ...(друг)
ночь - ...(день)
злой - ....(добрый)
- Обратите внимание, с какой буквы начинаются слова, которые вы подобрали?
-Какую букву мы будем писать?
-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. Посадка!
-Отметьте ту букву, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)
-Какой звук обозначает эта буква? Что ещё вы можете о нём рассказать?
- Запишите скороговорку. Вспомните правила написания предложения.
Добрый Данил дыню делил. Разобрать предложение.
4. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня утром я увидела вот это сообщение.
-Внимание! Внимание!
Потерялась часть речи!
Просим помощи!
Морфология.
- Ребята, вспомните, что такое Морфология? .
- Поможем Морфологии? Найдём эту часть речи?
- Поиск начнём со сбора информации.
-Какую же информацию нам необходимо выяснить?
1. Как называется часть речи?
2. Что обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4.Какие имеет характеристики?
5. Работа по теме
- Итак, вы сегодня выступаете в роли сыщиков!
- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней.
- Собранную информацию вы будете записывать в специальные лист, который так и
называется Лист сбора информации.
-Ну, что, приступим!
1) - Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно.
Возьмите, пожалуйста, жёлтую карточку. На жёлтых карточках записаны слова в
столбиках. Внимательно их прочитайте и подумайте, какое слово в каждом столбике
появилась у людей раньше, чем другие? Подчеркните это слово. Работу выполняйте в
парах.
Карточка №1
зверь
звериный
озверел
рыбачить
рыба
рыбная
- Проверяем. Назовите эти слова
- А почему вы выбрали именно эти слова?
-Конечно, человек сначала придумал название каждому предмету.
- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)
-Как называется эта часть речи?
- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Какие сведения мы занесем в лист сбора информации? (название и вопросы)
- В строчку под №1 запишите ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
В строчку под №2 что обозначает (ПРЕДМЕТ)
2) Идём дальше
-Прочитайте слова, представленные на доске.
(Сорока, цветок, снег, мальчик, бабочка, линейка, заяц, берёза).
-На какие две группы можно разделить эти слова? По какому признаку?
-На какой вопрос отвечают одушевлённые предметы?
-На какой вопрос отвечают неодушевлённые предметы?
-Запишите слова в два столбика самостоятельно.
-Прочитайте слова, которые обозначают одушевлённые предметы,
- Прочитайте слова, которые обозначают неодушевлённые предметы.
-Запишите эту информацию в таблицу в строчку ВОПРОСЫ
Слово БЕРЁЗКА разберём ПО СОСТАВУ
3)-Продолжаем поиски
-Посмотрите, пожалуйста, герои какого мультфильма здесь представлены?
(Трое из Простоквашино)
-Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.
-Возьмите розовую карточку. Вспомни, как звали героев этого мультфильма и найдите
соответствия, соединив стрелками слова из первого и второго столбика
кот Шарик
пёс Мурка
корова Матроскин
почтальон Дядя Фёдор
мальчик Печкин
-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?
- Почему слова во 2 столбике написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные)
- Что ещё обозначают имена собственные?
- Как называются остальные имена существительные? (нарицательными)
- Выполните работу в парах.
-Проверим, правильно ли вы справились с заданием.
- Запишите эту информацию в таблицу
4) -Движемся дальше, мои сыщики.
- Чтобы получить следующую информацию, нужно выполнить задание по образцу:
-Обратите внимание, как изменяются имена существительные? (по числам).
- В каком числе они могут употребляться? (в ед. и во мн.)
- В каком числе представлены эти существительные,
-Поставьте их в форму множественного числа и запишите.
Книга – книги,
тетрадь - ______________________
карандаш - _____________
-Выполните взаимопроверку.
- Запишите эту информацию в таблицу
7. Рефлексия
-Ну, что же, юные сыщики, наше расследование подошло к концу. Давайте вернёмся к
поставленной цели и выясним, достигли мы её?
-Какова была наша цель? (наша цель: найти часть речи, собрать информацию о ней).
- Как называется часть речи, с которой мы сегодня работали?
- Я начну фразу, а вы продолжите.
- Имя существительное- это __________, которая обозначает _________ и отвечает на
вопросы _________________.
Существительные, которые отвечают на вопрос КТО? ,называются …..,
Существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? ,называются …..,
- Существительные, которые обозначают имена, …., называются ….
Существительные, которые обозначают все остальные предметы, называются ……
-Как могут изменяться имена сущ.? В каком числе они могут употребляться?
ДОП-НО упр.108: задание по рядам . Списать, найти имена сущ., указать число, одуш.
или неодуш.
Самооценка деятельности
- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали
различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.
Нарисуйте Гору успеха. Укажите своё положение на этой горе.
Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)
Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!
Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!
8. Домашнее задание. УПР.112
- Спасибо, дети за урок. Надеюсь, он пошёл вам впрок!