Напоминание

Причины неуспеваемости обучающихся основной школы


Автор: Парчевская Кристина Степановна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ "СШ№25"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Причины неуспеваемости обучающихся основной школы
Тема: Причины неуспеваемости обучающихся основной школы
Раздел: среднее образование





Назад




М Работа со слабоуспевающими детьми:

как повысить качество знаний

школьников?

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на "4” и "5”.

Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними

чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного

труда. Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными

возможностями заботится Правительство, ему вторят региональные власти и

Комитет образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики,

получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической

конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы,

не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети –

учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем

необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на

камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают

учителя, принимая в класс такого ученика. И оказывается, что детей таких

гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что

чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и

чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике.

Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней,

Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе

последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в

школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных.

Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не

всё обстоит просто и однозначно. Слабоуспевающие - это те, кто имеет

слабые умственные способности; те, кто имеет слабые учебные умения; у

кого низкие навыки устной и письменной речи; кто не владеет нормой чтения

текста; кто не владеет техникой устного счета; у кого низкий уровень памяти;

у кого не сформировались навыки исполнительного труда; у кого не

сформировалось прилежание, сознательно низкая мотивация к учению; у

кого слабая техника письма. Ни один психически здоровый ребенок не хотел

бы отставать от сверстников. Но постоянные неудачи окончательно отбивают

желание учиться. Школьники начинают искать товарищей, при общении с

которыми они не чувствуют себя «за бортом». Задача педагогов — грамотно

организовать

работу

со

слабоуспевающими

детьми,

обеспечивая

им

поддержку и помогая справиться с трудностями.

Почему ученики не справляются с программой?

Чтобы побороть неуспеваемость, надо знать ее истоки. Их анализ —

основной метод разработки способов предотвращения проблем с учебой.

Причины отставания:

Пропуск занятий.

Отсутствие желания изучать предмет.

Необъективное оценивание во время урока.

Сложность материала.

Недостаточные способности ребенка.

Пробелы в воспитании.

Отсутствие элементарных организационных навыков.

Чересчур объемные домашние задания.

Невнимательность педагога.

Неэффективность урока.

Ученик не уделяет должного внимание работе дома.

Низкая активность во время занятий.

Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных

семей).

Каждого неуспевающего школьника можно отнести к одной из трех

групп:

Дети

с

низким

качеством

мышления,

которые

положительно

относятся

к

учебе и статусу школьника.

Ученики

с

достаточным

уровнем

развития

мыслительной

деятельности.

При

этом

они

негативно

относятся к процессу усвоения

знаний. Такие дети частично

или

полностью

потеряли

позицию человека, причастного

к школе.

Школьники со слабо развитым

мышлением и отрицательным

отношением к обучению. Они

полностью сдали свои позиции,

стремятся

оставить

учебное

заведение.

Как предупредить неуспеваемость?

Этап урока

Действия педагога

Контроль подготовки

школьников

Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал.

После проверки письменных самостоятельных работ, анализа

устных ответов, выявить типичные для класса ошибки.

Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник

пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал.

Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень

усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной

отставания.

Изложение нового

материала

Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых

терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать

вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы,

которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное

усвоение знаний всеми учащимися.

Самостоятельная работа

Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы.

Главное не количество упражнений, а подача их в определенной

системе. Самостоятельная работа должна включать задания на

устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок

выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают

трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить

составлять план своих действий, выполняя упражнения с

достаточной скоростью. Контролировать процесс.

Домашнее задание

В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный

материал. Внимание сосредотачивается на самых важных,

трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать

упражнения, при решении которых ученикам придется поработать

над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные

инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с

отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими

этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем

упражнений с другими педагогами, преподающими в классе.

Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель

должен:

Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную

обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять

разумную

требовательность,

неиссякаемое

терпение,

справедливую

строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика,

использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки,

таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным

материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные

формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

В работе со слабыми учащимися нужно опираться на следующие

правила, разработанные психологами:

1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать

быстрого

ответа

на

него,

давать

ученику

достаточно

времени

на

обдумывание и подготовку.

2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,

разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на

отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере

усвоения.

4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому,

только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий

урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и

замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно

формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в

возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных

стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень

болезненно к ним относится.

7.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки

и исправления написанного.

8.Следует

в

минимальной

степени

отвлекать

ученика,

стараться

не

переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют

делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже

нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он

добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы

он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого

добиться? Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов

урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет

сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и

сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не

просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения

в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды

разного

уровня.

«Индивидуальная»

ответственность

каждого

ученика

означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач

каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг

друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для

достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает

задания разного уровня. Это даёт всем членам команды равные возможности

в получении очков для своей команды. Позволяет слабоуспевающим

ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует

желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых

учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной

работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма

работы.

У

одноклассников

проще

спросить

непонятное,

получить

консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах.

Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания

выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос

друг друга, решение задачи различными способами с последующим

обсуждением и т.д.

Современному учителю в своей практике необходимо использовать

технологии,

отвечающие

потребностям

общества.

Одной

из

таких

технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается

как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности

учащихся.

Что

так

необходимо

в

работе

с

неуспевающими

и

слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не

только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и

развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет

школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. А как

помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю

нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с

ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед

учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы. Нужно

стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых

ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

Выявление

«успешных»

сфер

деятельности

отстающего

школьника

позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, учеников в

лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие

удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные

сдвиги к лучшему.

Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и

поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно

касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и

направленным

на

устранение

ясно

осознаваемых

самим

учеником

недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и

т.д.).

Немаловажно,

каков

тон

речи

учителя

в

момент

порицания.

Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика.

Нужно

стараться

говорить

с

ним

спокойно

доброжелательно

и

заинтересованно.

Следует

обращать

внимание

и

на

такие

моменты,

связанные

с

получаемой

неуспевающим

оценкой

как

ее

подробное

обоснование, а также выделение тех критериев, по которым идет оценивание,

с тем, чтобы они были понятны самим учащимся. Достаточно эффективным

может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А.

Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника,

помогающего слабому ученику из младшего класса.



В раздел образования