Автор: Цыденова Баярма Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им.Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Методические основы обучения чтению с листа
Раздел: дополнительное образование
Методические основы обучения чтению с листа
Цыденова Баярма Валентиновна
МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ
Преподаватель по классу шанза
Чтение с листа и игра по слуху приучают ученика осознанно и активно, то есть на
основе прочных музыкально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых и
слухо-двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Они
опираются на музыкальные способности и активно развивают их. Каждого учащегося
отличают
индивидуальные
особенности:
различны
степень
одаренности,
восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма. Педагог должен знать как
сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений,
музыкальной памяти. Составляя задания по чтению с листа, педагог должен, с одной
стороны, опираться на уже имеющиеся умения и навыки учащегося, а с другой –
способствовать их дальнейшему формированию и развитию. Методика работы в младших
классах ДШИ определяется прежде всего образностью мышления семи-девятилетних
детей. Поэтому основой обучения в младших классах является эмоциональное воспитание
детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Поэтому и
теоретические
сведения
должны
даваться
неназойливо,
в
тесной
связи
с
непосредственным музицированием в классе специального инструмента. Успешности
проведения уроков могут способствовать элементы игры. В старших классах развивается
активность, на основе полученных теоретических знаний совершенствуются навыки игры
на
инструменте.
Лучшим
музыкальным
материалом
для
формирования
слухо-
двигательных представлений в процессе чтения с листа являются попевки и песни,
изложенные в сборниках сольфеджио, поскольку они тщательно систематизированы и
подобраны по степени нарастания ладотональных и фактурных трудностей; в них нет
аккомпанемента, аппликатуры, что создает условия для развития инициативы и
самостоятельности учащегося. В процессе повышения исполнительского мастерства
совершенствование навыков чтения с листа приобретает все более самостоятельный
характер.
Под чтением нот с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального
материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих
чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором
исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более
сложным, чем просто разбор нового текста. Успешность чтения нот с листа целиком
зависит от степени развития знаний, умения и навыков учащегося. Чем больше он видит и
внутренне слышит в нотном тексте, чем скорее и далее предугадает логику развития
музыкального материала, чем лучше он владеет инструментом, тем успешнее и
качественнее прочитает он и ноты с листа. Успешность этой деятельности зависит также и
от опыта, приобретенного в процессе упражнений. Для развития навыков чтения с листа
рекомендуется исполнять нотный текст в темпе и без остановок, даже путем упрощения
фактуры изложения музыкального материала. В развитии навыков чтения с листа следует
идти от целого к деталям. Обучение чтению с листа следует начинать с анализа нотной
записи предварительно усвоенного по слуху очень легкого музыкального материала. Для
этой цели лучше использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного
лада. В процессе зрительского анализа «звучащего внутри» нотного текста учащийся
называет звуки, длительности, фиксирует знакомые по слуху элементарные методические
и ритмические комплексы, вносит в текст аппликатуру, затем проигрывает мелодию «с
листа». Вслед за этим педагог предлагает учащемуся несколько новых мелодий. Они
имеют тот же звуковой объем и те же длительности, но одновременно содержат новые
мелодические
и
ритмические
сочетания.
Учащийся
анализирует
нотный
текст,
проигрывает его в классе, а дома транспонирует. Дальнейшее усложнение нотного
материала происходит на основе последовательного привнесения в мелодии нового
звуковысотного элемента.
В процессе чтения с листа в классе и последующего его транспонирования дома
учащийся усваивает и другие элементы музыкальной речи – длительности, размеры,
штрихи и т.д. Следует использовать разные тональности, поскольку не только слуховое,
но и зрительское восприятие той или иной тональности способствует формированию и
развитию тональных ощущений и представлений. Особую роль следует придавать
зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Необходимо
приучать учащегося к определенной последовательности анализа, начиная с названия
пьесы. Анализ включает в себя осмысление лада, размера, тональности, определение
составных частей мелодии (предложений, фраз), выявление характерных особенностей
мелодии, определение фразировки, проектирование движений и аппликатуры, и т.д. В
старших классах следует приобщать учащегося к проведению анализа в двух планах: -
целостный
анализ
формы,
ладотональности,
жанровых
особенностей
и
других
выразительных средств -анализ элементов музыкального языка – интервалов, аккордов,
ритмических групп и т.д. Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального
материала легче контролировать, когда он рассуждает вслух. Не желательно при чтении с
листа считать вслух, так как учащийся хуже слышит себя и не может до конца
контролировать. На всем протяжении обучению чтения с листа педагог должен учить
ребенка играть предложенный текст сразу двумя руками, красивым звуком, грамотно и
выразительно. Непременное условие для этого – степень сложности музыкального
материала для чтения с листа должна полностью соответствовать поставленной задаче и
возможностям учащегося. А для того, чтобы в будущем учащийся мог исполнить с листа
нотный текст, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, нужно
последовательно учить его упрощению фактуры изложения музыкального материала, при
обязательном сохранении мелодии и гармонической основы. После того как учащийся
научился соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно иногда требовать от
него исполнения нотного текста без предварительного анализа. Это развивает способность
более быстрого ориентирования в музыкальном материале. Также, необходимо научить
учащегося определенным закономерностям нотописания: -группировка нот способствует
охвату целых групп, при этом связки указывают не только на длительности нот, но и
направление движения мелодии (вверх – вниз) -фразировочные лиги указывают на
законченность
построений
-графические
изображения
интервалов
и
аккордов
способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками
(терции пишутся только на соседних линейках, или в промежутках, квинты – через
линейку и т.д.). Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками
должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх, а не сверху вниз.
Список использованной литературы:
1.
Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л.
Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960
2.
Разумеева Т.Ю. Азбука домриста. М.: Кифара, 2006
3.
Кулагина Г.В. «Развитие навыков чтения нот с листа в классах
домры, балалайки
4.
Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на
фортепиано
5.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947