Напоминание

Методические основы обучения чтению с листа


Автор: Цыденова Баярма Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств им.Л.Л.Линховоина
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Методические основы обучения чтению с листа
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические основы обучения чтению с листа

Цыденова Баярма Валентиновна

МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 им. Л.Л. Линховоина» г. Улан-Удэ

Преподаватель по классу шанза

Чтение с листа и игра по слуху приучают ученика осознанно и активно, то есть на

основе прочных музыкально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых и

слухо-двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Они

опираются на музыкальные способности и активно развивают их. Каждого учащегося

отличают

индивидуальные

особенности:

различны

степень

одаренности,

восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма. Педагог должен знать как

сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений,

музыкальной памяти. Составляя задания по чтению с листа, педагог должен, с одной

стороны, опираться на уже имеющиеся умения и навыки учащегося, а с другой –

способствовать их дальнейшему формированию и развитию. Методика работы в младших

классах ДШИ определяется прежде всего образностью мышления семи-девятилетних

детей. Поэтому основой обучения в младших классах является эмоциональное воспитание

детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Поэтому и

теоретические

сведения

должны

даваться

неназойливо,

в

тесной

связи

с

непосредственным музицированием в классе специального инструмента. Успешности

проведения уроков могут способствовать элементы игры. В старших классах развивается

активность, на основе полученных теоретических знаний совершенствуются навыки игры

на

инструменте.

Лучшим

музыкальным

материалом

для

формирования

слухо-

двигательных представлений в процессе чтения с листа являются попевки и песни,

изложенные в сборниках сольфеджио, поскольку они тщательно систематизированы и

подобраны по степени нарастания ладотональных и фактурных трудностей; в них нет

аккомпанемента, аппликатуры, что создает условия для развития инициативы и

самостоятельности учащегося. В процессе повышения исполнительского мастерства

совершенствование навыков чтения с листа приобретает все более самостоятельный

характер.

Под чтением нот с листа понимают сквозное проигрывание нового музыкального

материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих

чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором

исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более

сложным, чем просто разбор нового текста. Успешность чтения нот с листа целиком

зависит от степени развития знаний, умения и навыков учащегося. Чем больше он видит и

внутренне слышит в нотном тексте, чем скорее и далее предугадает логику развития

музыкального материала, чем лучше он владеет инструментом, тем успешнее и

качественнее прочитает он и ноты с листа. Успешность этой деятельности зависит также и

от опыта, приобретенного в процессе упражнений. Для развития навыков чтения с листа

рекомендуется исполнять нотный текст в темпе и без остановок, даже путем упрощения

фактуры изложения музыкального материала. В развитии навыков чтения с листа следует

идти от целого к деталям. Обучение чтению с листа следует начинать с анализа нотной

записи предварительно усвоенного по слуху очень легкого музыкального материала. Для

этой цели лучше использовать короткие мелодии в объеме трех нижних звуков мажорного

лада. В процессе зрительского анализа «звучащего внутри» нотного текста учащийся

называет звуки, длительности, фиксирует знакомые по слуху элементарные методические

и ритмические комплексы, вносит в текст аппликатуру, затем проигрывает мелодию «с

листа». Вслед за этим педагог предлагает учащемуся несколько новых мелодий. Они

имеют тот же звуковой объем и те же длительности, но одновременно содержат новые

мелодические

и

ритмические

сочетания.

Учащийся

анализирует

нотный

текст,

проигрывает его в классе, а дома транспонирует. Дальнейшее усложнение нотного

материала происходит на основе последовательного привнесения в мелодии нового

звуковысотного элемента.

В процессе чтения с листа в классе и последующего его транспонирования дома

учащийся усваивает и другие элементы музыкальной речи – длительности, размеры,

штрихи и т.д. Следует использовать разные тональности, поскольку не только слуховое,

но и зрительское восприятие той или иной тональности способствует формированию и

развитию тональных ощущений и представлений. Особую роль следует придавать

зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Необходимо

приучать учащегося к определенной последовательности анализа, начиная с названия

пьесы. Анализ включает в себя осмысление лада, размера, тональности, определение

составных частей мелодии (предложений, фраз), выявление характерных особенностей

мелодии, определение фразировки, проектирование движений и аппликатуры, и т.д. В

старших классах следует приобщать учащегося к проведению анализа в двух планах: -

целостный

анализ

формы,

ладотональности,

жанровых

особенностей

и

других

выразительных средств -анализ элементов музыкального языка – интервалов, аккордов,

ритмических групп и т.д. Логику мышления учащегося в процессе анализа музыкального

материала легче контролировать, когда он рассуждает вслух. Не желательно при чтении с

листа считать вслух, так как учащийся хуже слышит себя и не может до конца

контролировать. На всем протяжении обучению чтения с листа педагог должен учить

ребенка играть предложенный текст сразу двумя руками, красивым звуком, грамотно и

выразительно. Непременное условие для этого – степень сложности музыкального

материала для чтения с листа должна полностью соответствовать поставленной задаче и

возможностям учащегося. А для того, чтобы в будущем учащийся мог исполнить с листа

нотный текст, сложность которого не позволяет воспроизвести его во всей полноте, нужно

последовательно учить его упрощению фактуры изложения музыкального материала, при

обязательном сохранении мелодии и гармонической основы. После того как учащийся

научился соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно иногда требовать от

него исполнения нотного текста без предварительного анализа. Это развивает способность

более быстрого ориентирования в музыкальном материале. Также, необходимо научить

учащегося определенным закономерностям нотописания: -группировка нот способствует

охвату целых групп, при этом связки указывают не только на длительности нот, но и

направление движения мелодии (вверх – вниз) -фразировочные лиги указывают на

законченность

построений

-графические

изображения

интервалов

и

аккордов

способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками

(терции пишутся только на соседних линейках, или в промежутках, квинты – через

линейку и т.д.). Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками

должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх, а не сверху вниз.

Список использованной литературы:

1.

Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. Под ред. Беркман Т.Л.

Издательство академии педагогических наук. – Москва, 1960

2.

Разумеева Т.Ю. Азбука домриста. М.: Кифара, 2006

3.

Кулагина Г.В. «Развитие навыков чтения нот с листа в классах

домры, балалайки

4.

Блинова Е.В. Формирование навыков чтения нот с листа на

фортепиано

5.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947



В раздел образования