Автор: Коляева Лилия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С №20"
Населённый пункт: Город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Организация уголка по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Уголок сенсорного воспитания в группе раннего
возраста
Автор: Коляева Лилия Викторовна
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их
форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе,
вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном
детстве переоценить трудно. Оно является основной для
интеллектуального развития ребенка, развитие внимание,
воображения, память, наблюдательность, влияет на расширение
словарного запаса ребенка. Не случайно в истории психологии и
педагогики проблема развития восприятия и сенсорных
способностей привлекала внимание многих ученых . Сенсорное
воспитание, направленное на формирование полноценное
восприятия окружающей действительности, служит основой
познания мира , первой ступенью которого является чувственный
опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного
воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного
развития детей, т.е насколько совершенно ребёнок слышит, видит ,
осязает окружающее.
Сенсорное развитие происходить в различных видах детской
деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым
происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир
входит в жизнь ребенка постоянно. Сначала ребенок постигает то,
что его окружает дома, в детском саду. Мир побуждает
любознательность у маленького человечка, желание узнать как
можно больше. В этом ему может помочь взрослых. Вы
сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с
ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком.
В играх с предметами можно использовать различные игрушки и
реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать
сходство и различие; знакомить со свойствами предметов и с их
признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя ребенок
приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать
предметы разнообразных форм, пирамидки, вкладыши.
В нашей группе так же есть уголок сенсорики, который находится в
свободном доступе для детей. Он оснащен различными
дидактическими играми, дидактическими материалами
направленными на развитие у детей памяти, внимания, логического
мышления, тактильно звуковых, зрительных ощущений .
В уголке нашим деткам предложены такие дидактические игры:
" Собери целое ", " Спрячь снеговика", "Найди домик для гномика“ ,
"Собери целое " ( используя тактильные кубики). Подобранные игры
помогут ребенку получить целостное представление о предмете
(величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной
деятельности детей, так и на занятиях. Основные задачи: научить
выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов,
накапливать представления об основных разновидностях цвета и
формы и об отношении между двумя предметами по величине,
развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев,
способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,
цвет).Для формирования представлений о внешних свойствах
предмета их положения в пространстве, а так же их целостности я
использую " Мягкие пазлы"
же в уголке представлены большой выбор "пирамидок",
"игрушек вкладышей" и "кубиков сортеров". Цель этих
дидактического материала сопоставлять и сравнивать
предметы по величине, цвету , форме. Игры с пирамидкой
знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше –
меньше». Способствуют навыкам ориентирования в
пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки
счета.
Для развитие общей моторики рук используются такие игры как
"Шнуровка"," Мозайка"(различной величины и формы), игры с
"прищепками" которые способствуют стимуляции сенсорно
моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой
моторики рук, закрепление цвета.
Для развития слухового восприятия в нашем уголке есть различные
шумовые игрушки: Гусеница, Колокольчики, Трещалки, Бубны ,
книжки
Развивающие "Лото" "Пазлы" " Наряди матрешку" этот
дидактический материал вызывает у детей большой интерес,
желание действовать тем самым играя дети развивают зрительное
восприятие, умение соотносить предметы по определенным
признакам.
Дидактические игрушки на восприятие эталонов величины: Играя с
матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по
возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в
большую
Подводя итог, можно сказать, совершенствование сенсорного опыта
включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи
выполняются..