Автор: Кащеева Ольга Михайловна
Должность: учитель математики, информатики
Учебное заведение: КОУ "СШ №2 (очно-заочная)"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные методы и формы работы на уроке в условиях пенитенциарной системы"
Раздел: среднее образование
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ В
УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как
бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие
наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим
во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и
содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.
В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью,
которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям
жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже
единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.
Наши
ученики
–
это
осужденные
особого
и
строгого
режимов
содержания, неоднократно судимые, ряд из них – по тяжелым статьям.
Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной
среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития
психических процессов (память, внимание, мышление), имеют большие
пробелы в знаниях. Кроме того, у большинства учащихся практически
отсутствует мотивация к учебному труду. Наши ученики по разным причинам
не смогли окончить дневную школу, составляя контингент «трудных»
подростков с девиантным поведением.
В
своей
педагогической
деятельности
я
использую
систему
образовательных технологий, адекватных содержанию обучения математики с
учетом особенностей осужденных учащихся: оптимального сочетания форм
учебной работы в структуре уроков разных типов. В своей работе я чаще
других использую технологию адаптивной системы обучения, включая
элементы технологии опорно-логических конспектов и элементы проектной
технологии.
Технология адаптивной системы обучения и технология проектов
относятся
к
личностно-ориентированным
технологиям
обучения.
Они
позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и
потребностям
обучаемых.
Эти
технологии
не
ставят
основной
целью
обеспечения
развивающего
обучения,
но
в
процессе
реализации
этих
технологий у обучаемых может происходить развитие таких психических
процессов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие
коммуникативных умений и самостоятельности.
Опыт показывает, что заинтересованная работа учащихся на уроке
способствует формированию у них стремления к самообразованию, помогает
выработать самостоятельность мышления, воспитывает творчески мыслящих
людей, что ведет к эффективности современного урока.
Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении,
соблюдая принцип доверия и поддержки, я помогаю ученику овладеть
системой теоретических и практических знаний. На этапе первичного
объяснения материала возможно использование опорных конспектов. Они не
только обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и позволяют
увеличить объём изучаемого на уроке материала, но и дают возможность выйти
за рамки учебника и программы. Озвучивая сигналы, учащиеся осуществляют
взаимоконтроль знаний. Иногда ученики проверяют работы друг у друга. И
хотя эти отметки носят условный характер, считаю важными само- и
взаимопроверки, так как они помогают взаимообучаемости на уроке и дают
возможность каждому ученику побыть и учеником, и учителем. Подобный
подход
помогает
самоутверждению
ученика
как
личности,
даёт
ему
возможность показать и развить свои способности.
Важным средством, помогающим в моей работе, является использование
в
процессе
обучения
игровых
методов,
как
компонента
личностно-
ориентированного подхода. Особенность игры заключается в том, что
школьнику не даётся готовый образец, и он сам должен найти путь решения. В
этом случае требуется самостоятельная работа мысли, которая способствует
развитию творческого мышления, возбуждает интерес к учению. Игра на уроке
- это обычное упражнение в занимательной форме. Занимательность нередко
достигается
повышенной
трудностью,
нестандартностью,
а
подчас
и
необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику, что
способствует его стремлению к развитию своих природных и приобретенных
возможностей.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я отработала
технологию закрепления и повторения, благодаря которой учащиеся развивают
умение не только самостоятельно решать поставленные задачи, но и находить
способы организации своей деятельности. Суть технологии состоит в том, что
каждый ученик работает с материалом на повторение со своей собственной
скоростью, в зависимости от индивидуальных возможностей. Таким образом
создается ситуация не только выбора, но и успеха, потому что ученик, набирая
определенное количество плюсов за выполненное задание, чувствует себя
психологически
комфортно.
Такая
работа
дает
возможность
раскрыть
познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим
выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что делает
процесс обучения не только интересным и комфортным, но и эффективным.
На смену излишней требовательности приходит вера в ученика, доверие
ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, что
соответствует сущности личностно-ориентированного подхода.
Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от
учителя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, склонности к
педагогической работе, творческого подхода к делу. Общеобразовательная
школа занимает особое место в системе исправления осужденных. Обучаясь,
человек усваивает не только специальные знания, навыки и умения, но и
социальный
опыт,
вырабатывает
свои
взгляды,
убеждения,
активную
жизненную
позицию,
повышает
уровень
общей
и
профессиональной
подготовки, правовой культуры.