Напоминание

"Современные методы и формы работы на уроке в условиях пенитенциарной системы"


Автор: Кащеева Ольга Михайловна
Должность: учитель математики, информатики
Учебное заведение: КОУ "СШ №2 (очно-заочная)"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные методы и формы работы на уроке в условиях пенитенциарной системы"
Раздел: среднее образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ В

УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

Особенность пенитенциарной школы состоит в том, что её ученики как

бы существуют в двух ипостасях – с одной стороны, осужденные, отбывающие

наказание в исправительном учреждении, с другой – это наши ученики. Этим

во многом определяются и уровень отношений в системе «Учитель-ученик», и

содержание воспитательной работы, и учебные педагогические технологии.

В условиях лишения свободы пенитенциарная школа является той нитью,

которая связывает учащихся с остальным обществом и приобщает их к реалиям

жизни. А ещё чаще педагоги пенитенциарных школ являются первыми и даже

единственными из людей, говорящими ученику доброе слово.

Наши

ученики

это

осужденные

особого

и

строгого

режимов

содержания, неоднократно судимые, ряд из них – по тяжелым статьям.

Вследствие асоциального образа жизни, длительного пребывания в агрессивной

среде большинство обучающихся-осужденных имеют низкий уровень развития

психических процессов (память, внимание, мышление), имеют большие

пробелы в знаниях. Кроме того, у большинства учащихся практически

отсутствует мотивация к учебному труду. Наши ученики по разным причинам

не смогли окончить дневную школу, составляя контингент «трудных»

подростков с девиантным поведением.

В

своей

педагогической

деятельности

я

использую

систему

образовательных технологий, адекватных содержанию обучения математики с

учетом особенностей осужденных учащихся: оптимального сочетания форм

учебной работы в структуре уроков разных типов. В своей работе я чаще

других использую технологию адаптивной системы обучения, включая

элементы технологии опорно-логических конспектов и элементы проектной

технологии.

Технология адаптивной системы обучения и технология проектов

относятся

к

личностно-ориентированным

технологиям

обучения.

Они

позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и

потребностям

обучаемых.

Эти

технологии

не

ставят

основной

целью

обеспечения

развивающего

обучения,

но

в

процессе

реализации

этих

технологий у обучаемых может происходить развитие таких психических

процессов, как память, воля, эмоциональная сфера, а также развитие

коммуникативных умений и самостоятельности.

Опыт показывает, что заинтересованная работа учащихся на уроке

способствует формированию у них стремления к самообразованию, помогает

выработать самостоятельность мышления, воспитывает творчески мыслящих

людей, что ведет к эффективности современного урока.

Осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении,

соблюдая принцип доверия и поддержки, я помогаю ученику овладеть

системой теоретических и практических знаний. На этапе первичного

объяснения материала возможно использование опорных конспектов. Они не

только обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и позволяют

увеличить объём изучаемого на уроке материала, но и дают возможность выйти

за рамки учебника и программы. Озвучивая сигналы, учащиеся осуществляют

взаимоконтроль знаний. Иногда ученики проверяют работы друг у друга. И

хотя эти отметки носят условный характер, считаю важными само- и

взаимопроверки, так как они помогают взаимообучаемости на уроке и дают

возможность каждому ученику побыть и учеником, и учителем. Подобный

подход

помогает

самоутверждению

ученика

как

личности,

даёт

ему

возможность показать и развить свои способности.

Важным средством, помогающим в моей работе, является использование

в

процессе

обучения

игровых

методов,

как

компонента

личностно-

ориентированного подхода. Особенность игры заключается в том, что

школьнику не даётся готовый образец, и он сам должен найти путь решения. В

этом случае требуется самостоятельная работа мысли, которая способствует

развитию творческого мышления, возбуждает интерес к учению. Игра на уроке

- это обычное упражнение в занимательной форме. Занимательность нередко

достигается

повышенной

трудностью,

нестандартностью,

а

подчас

и

необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику, что

способствует его стремлению к развитию своих природных и приобретенных

возможностей.

Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, я отработала

технологию закрепления и повторения, благодаря которой учащиеся развивают

умение не только самостоятельно решать поставленные задачи, но и находить

способы организации своей деятельности. Суть технологии состоит в том, что

каждый ученик работает с материалом на повторение со своей собственной

скоростью, в зависимости от индивидуальных возможностей. Таким образом

создается ситуация не только выбора, но и успеха, потому что ученик, набирая

определенное количество плюсов за выполненное задание, чувствует себя

психологически

комфортно.

Такая

работа

дает

возможность

раскрыть

познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим

выстраивать для него индивидуальную траекторию развития, что делает

процесс обучения не только интересным и комфортным, но и эффективным.

На смену излишней требовательности приходит вера в ученика, доверие

ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению, что

соответствует сущности личностно-ориентированного подхода.

Деятельность в этом направлении многопланова и трудна, требует от

учителя большого упорства, настойчивости, специальных знаний, склонности к

педагогической работе, творческого подхода к делу. Общеобразовательная

школа занимает особое место в системе исправления осужденных. Обучаясь,

человек усваивает не только специальные знания, навыки и умения, но и

социальный

опыт,

вырабатывает

свои

взгляды,

убеждения,

активную

жизненную

позицию,

повышает

уровень

общей

и

профессиональной

подготовки, правовой культуры.



В раздел образования