Автор: Григоренко Юлия Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 "Родничок"
Населённый пункт: город Почеп, Брянская область
Наименование материала: проект
Тема: Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста через развивающие игры»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7
«РОДНИЧОК»
Педагогический проект
«Формирование элементарных
математических представлений детей
среднего дошкольного возраста через
развивающие игры»
Подготовил:
воспитатель
высшей
квалификационной
категории
Григоренко Ю.П.
ПОЧЕП 2024
Вид проекта:
1.
По количеству участников: групповой.
2.
По направленности: предметный (математическое развитие).
3.
По приоритету метода: творческий (создание комплекса упражнений).
4.
По контингенту участников: средний дошкольный возраст(4-5 лет).
5.
По продолжительности: долгосрочный (в течении года).
Актуальность:
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют
спонтанный интерес к математическим категориям: количество , форма, время,
пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях,
упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий . В
связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес
в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих
игр.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача , которая в ней заложена, а возможность
проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в
занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с
её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли,
рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения,
навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам
развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и
приемов в образовательном процессе.
Теоритическая база опыта.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.
В XVII-XIX в в. Вопросы содержания и методов обучения детей в дошкольном возрасте
арифметике в формировании представлений о размерах, мерах измерения, времени и
пространстве, нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания,
разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и
др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как :
Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно
развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и
передового педагогического опыта.
Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую
деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах
и числовом уровне. По словам Л.С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не
заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью
величайшего напряжения всей активности его собственной мысли»
Н.А. Виноградова отметила ,что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного
возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры ,
настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические , игры-
инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал .
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством
развивающих игр, рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
Цель проекта:
Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через
развивающие игры с математическим содержанием.
Задачи проекта:
1.
Изучить литературу по формированию элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2.
Обогатить предметно-развивающую среду по данной теме
3.
Составить картотеку игр с математическим содержанием.
4.
Разработать план проект по «Формированию элементарных математических
представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры».
Предполагаемый результат
Использование развивающих игр в процессе обучения способствуют повышению уровня
сформированности элементарных математических представлений у дошкольников,
активизируют познавательную деятельность детей.
Благодаря играм удастся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых не
собранных детей.
Сроки работы.
1.
Этап - подготовительный
2.
Основной
3.
Аналитический (май).
Этапы реализации
1.
Этап. Выявление уровня развития. Изучение и подбор литературы
2.
Этап. Организация совместной деятельности по формированию ЭМП с
использованием развивающих игр в течение учебного года
3.
Этап. Анализируются результаты проведенной работы.
План реализации проекта
Этапы
работы
Содержание работы
Задачи
I. Этап
Самостоятельная
деятельность детей
сентябрь
1. Изучение
методической литературы
2. Составление
перспективного
планирования
3. Обмен опытом с
другими педагогами
4. Социальное
партнерство
II. Этап
Октябрь
1. Дид. Игра «Мы
считаем »
2. Игра с палочками
3. «Какая фигура
лишняя»
4. «Четвертый
лишний»
Закрепить счет предметов
Продолжать учить и различать и
называть геометрические
фигуры
Закрепление знаний о
геометрических фигурах и их
свойствах
Продолжать упражнять
классификации предметов по
признакам
Ноябрь
1. «Кто назовёт
больше»
2. «Сложи узор»
Продолжать учить узнавать
геометрические фигуры в
окружающем
Выявить умение составлять узор
из геометрических фигур на
плоскости в соответствии с их
расположением на образце
3. «Сложи квадрат»
4. Консультация для
родителей «Роль дид.
игры в процессе
формирования ЭМП у
детей дошкольного
возраста
Закреплять умение составлять
целую из частей. Развивать
мышление комбинаторные
способности
Познакомить родителей с
дидактическими играми
Декабрь
1. «Слева-справа ,
сверху снизу»
2. «Найди фигуру»
3. «Пифагор»
4. Игра со счетными
палочками
Упражнять в ориентировке в
пространстве
Продолжать учить различать
геометрические фигуры
Упражнять в сравнении
треугольников и квадратов по
размеру, составлении из них
новых геометрических фигур
Закрепить умение детей в
самостоятельных поисках путей
составления фигур на основе
предварительного обдумывания
хода решения
Январь
1. «Игра с кругами»
2. Логика
«Ассоциации»
3. «Формы»
4. «Сложи узор»
Развивать умение сравнивать
две группы
предметов ,устанавливать
соотношения , «больше-
меньше»
Учить рассуждать, делать свои
умозаключения.
Закрепить геометрические
фигуры, учить находить
похожие на них предметы.
Развивать пространственные
представления.
Февраль
1. «Каких фигур
больше»
2. «Игра с палочками»
3. «Цифры»
Закрепить умения сравнивать
две группы предметов
Упражнять в умении составлять
геометрические фигуры из
счетных палочек, развивать
воображение.
Учить сопоставлять цифру с
количеством объектов на
картинке.
Продолжать учить отсчитывать
на одну больше (меньше) чем
показывает цифра.
4. «Отсчитай столько
же»
Март
1. «Не ошибись»
2. «Сделай фигуру»
3. «Что изменилось»
4. «Сколько и где»
Упражнять в увеличении и
уменьшении числа на одну
единицу.
Упражнять в различении
геометрических фигур,
упражнять в ориентировке на
плоскости.
Развитие внимания, речи,
закрепление изученных детьми
пространственных отношений.
Упражнять в ориентировке на
листе бумаги, учить задавать
вопросы, использовать слова:
сколько , наверху, внизу, слева,
справа, под ,над.
Апрель
1. Игра «Танграм»
2. «Кто больше
назовет»
3. «Геометрическое
домино»
Учить складывать силуэт по
образцу( и без). Развивать
воображение
Упражнять в классификации
предметов по разным признакам
Закрепление знаний о
геометрических фигурах и их
свойствах
Познакомить со значением игр с
математических содержанием
4. Консультация для
родителей «Зачем детям
математика»
III. Этап
Май
1. Консультация для
родителей
«Математические игры»
2. Познавательное
занятие «Путешествие в
мир математики»
Познакомить с разнообразием
игр
Закрепить знания на основе
выполнения игровых
упражнений
Литература:
1.
Воспитатель ДОУ №2 2009г. — Решение логических задач.
2.
Воспитатель ДОУ №6 2008г. — Игра как средство развития ЭМП у дошкольников.
3.
Математика для детей Е.В. Колесникова 2008г.
4.
Колесникова Е.В «Математика для детей 6-7 лет.
5.
Новикова В.П «Математика в Детском саду».
6.
Михайлова
З.А
«Занимательные
материалы
в
обучении
дошкольников
в
элементарной математике» Детство – пресс 2001г.