Напоминание

«Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».


Автор: Ирина Александровна Евплатова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов «Дидактическая игра

как средство экологического воспитания детей

дошкольного возраста».

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности.

В этот период закладываются основы личностной культуры, а также

формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир

с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому

миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от

взрослых, участвующих в его воспитании.

Главной целью экологического воспитания является формирование

экологической культуры, под которой следует понимать совокупность

экологического сознания, экологических чувств и экологической

деятельности.

Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью

общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также

сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание

человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру

(интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства,

эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки,

взаимодействие).

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе

общения с природой и педагогически грамотно организованной

деятельности. Показателем сформированности экологической культуры

дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается

в:

- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с

окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- наличии потребности в приобретении экологических знаний;

- потребности в общении с представителями животного и растительного

мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к

людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;

- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать

прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;

- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего

окружения.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где

ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления

о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к

экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие

оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать

самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые

знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы

и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства

детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем

простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются

механически.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое

явление, которое дает эффект общего психического развития. По

утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни

глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Использование дидактической игры как средства развития детей

дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так,

традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и

обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в

трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого:

Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др. В каждой

педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры

занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр

была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и

психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

В настоящее время дидактической игре придается большое значение.

Она способствует:

· развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их

обобщению и закреплению;

· обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное

эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая

при этом его умственные способности;

· развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,

развивается связная речь;

· социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание

взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой

природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,

помогать в беде, сочувствовать и т.д.

· художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок

думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в

конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи

окружающих, происходит развитие творческой фантазии;

· экологическому воспитанию.

В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр

объединяется в три основных вида:

- игры с предметами и с природными материалами;

- настольно-печатные;

- словесные игры.

1. Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный

материал, различные игрушки, предметы природного материала.

В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать

свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее

эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на

природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К

тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника.

Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при

проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие

игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по

убывающей величине» и т.п. (в таких играх развиваются мыслительные

процессы: логика, синтез, анализ).

2.Настольно-печатные игры различают по следующим видам: домино, лото,

игры по картинкам и т.д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать,

сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и

т.д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое

мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие

игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.

3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Используя

словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам

использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии.

В словесных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные

задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам).

Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и

т.д. [8, 22].

Таким образом, педагоги целенаправленно систематически направляют свою

деятельность на развитие экологической образованности и воспитанности

детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков

деятельности в природе.

Один из методов формирования у детей экологических знаний является

дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают

в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых,

уточняют свои знания об окружающей действительности. В будущем эта

деятельность сформирует у дошкольника навык социокультурных

отношений.

Использование игр в воспитании экологической культуры способствует

получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть

умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок

накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о

природе, есть забота о человеке, его будущем.



В раздел образования