Автор: Ирина Александровна Евплатова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов «Дидактическая игра
как средство экологического воспитания детей
дошкольного возраста».
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности.
В этот период закладываются основы личностной культуры, а также
формируется экологическое мировоззрение. Маленький ребёнок познаёт мир
с открытой душой и сердцем. И то, как ребёнок будет относиться к этому
миру, будет ли он любить и понимать природу, во многом зависит от
взрослых, участвующих в его воспитании.
Главной целью экологического воспитания является формирование
экологической культуры, под которой следует понимать совокупность
экологического сознания, экологических чувств и экологической
деятельности.
Экологическая культура, в свою очередь, является неотъемлемой частью
общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также
сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание
человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру
(интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства,
эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки,
взаимодействие).
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе
общения с природой и педагогически грамотно организованной
деятельности. Показателем сформированности экологической культуры
дошкольника является его экологическая воспитанность, которая выражается
в:
- усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с
окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
- наличии потребности в приобретении экологических знаний;
- потребности в общении с представителями животного и растительного
мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к
людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему;
- проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать
прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего
окружения.
Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где
ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления
о явлениях природы и закономерностях. В процессе приобщения к
экологической культуре дошкольников, воспитательное воздействие
оказывает создание игрой такой ситуации, в которых дети должны совершать
самостоятельный выбор своего поступка. При этом они получают не готовые
знания о природе и правилах поведения в ней, а делают собственные выводы
и заключения. Экологические знания, затрагивающие эмоции и чувства
детей, будут использоваться ими активнее. А это намного эффективнее, чем
простое использование запретов и предписаний, которые запоминаются
механически.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое
явление, которое дает эффект общего психического развития. По
утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни
глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Использование дидактической игры как средства развития детей
дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так,
традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и
обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в
трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого:
Ф.Фребеля, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др. В каждой
педагогической системе дошкольного воспитания, дидактические игры
занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр
была создана в 60-е годы. Её авторами являются известные педагоги и
психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В настоящее время дидактической игре придается большое значение.
Она способствует:
· развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их
обобщению и закреплению;
· обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное
эмоциональное отношение к природе, воспитывают любовь к ней, развивая
при этом его умственные способности;
· развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,
развивается связная речь;
· социально-нравственному развитию: в такой игре происходит познание
взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой
природы, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
помогать в беде, сочувствовать и т.д.
· художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок
думает, насколько оно красиво, насколько оно правильно, уместно ли оно в
конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи
окружающих, происходит развитие творческой фантазии;
· экологическому воспитанию.
В дошкольной современной педагогике все многообразие дидактических игр
объединяется в три основных вида:
- игры с предметами и с природными материалами;
- настольно-печатные;
- словесные игры.
1. Игры с предметами. В таких играх, как правило, используется подручный
материал, различные игрушки, предметы природного материала.
В процессе игры дети учатся сравнивать, различать предметы, изучать
свойства и качества предметов. Природный материал считается наиболее
эффективным средством изучения природы. А проведение занятий на
природе закрепит знания дошкольников об окружающей действительности. К
тому же такие занятия вызывают огромный интерес у дошкольника.
Педагогу необходимо соблюдать осторожность, технику безопасности при
проведении занятий в естественных условиях. Педагоги используют такие
игры как «Чьи следы?», «От какого дерева лист?», «Разложи листья по
убывающей величине» и т.п. (в таких играх развиваются мыслительные
процессы: логика, синтез, анализ).
2.Настольно-печатные игры различают по следующим видам: домино, лото,
игры по картинкам и т.д. Такие виды игр заставляют ребенка анализировать,
сравнивать, классифицировать предметы, развивает логическое мышление и
т.д. Игры, связанные с описанием картины развивают не только творческое
мышление, но и учит правильно говорить. Среди настольных игр есть такие
игры, которые способствуют проявлению у ребенка актерского мастерства.
3. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Используя
словесные дидактические игры, педагог помогает дошкольникам
использовать имеющие знания в игре, прибегая к воображению и фантазии.
В словесных играх дети могут решать самостоятельно различные умственные
задачи (отгадывать, описывать, группировать по признакам и формам).
Среди словесных игр можно назвать такие как «Отгадай-ка», «Магазин» и
т.д. [8, 22].
Таким образом, педагоги целенаправленно систематически направляют свою
деятельность на развитие экологической образованности и воспитанности
детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков
деятельности в природе.
Один из методов формирования у детей экологических знаний является
дидактическая игра, сущность которой заключается в том, что дети отражают
в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых,
уточняют свои знания об окружающей действительности. В будущем эта
деятельность сформирует у дошкольника навык социокультурных
отношений.
Использование игр в воспитании экологической культуры способствует
получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть
умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок
накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о
природе, есть забота о человеке, его будущем.