Напоминание

"Методы обучения на уроках технологии"


Автор: Лукманова Екатерина Игоревна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Школа "Взлетай"
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы обучения на уроках технологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Методы обучения на уроках технологии.

Подготовила: Лукманова Екатерина Игоревна

Учитель технологии МОБУ Школа «Взлетай»

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать

социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи

социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с

появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития.

Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные –

менее опытным и т.д. По мере развития человеческого общества опыт

человечества становится все объемнее и многообразнее. Многие века процесс

передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого

существования

и

не

являлся

предметом

социального

изучения.

На

определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта,

который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С

этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал

целенаправленным. Это явление получили название педагогический процесс.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие

старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача

старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для

жизни и труда в обществе.

Термин

«педагогика»

возник

в

Древней

Греции

.

В

переводе

он

означает детовождение .

Педагогами

назывались

наставники,

воспитывающие

и

обучающие

детей.

Оформление

педагогики

в

самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна

Амоса Коменского (1592-1670)

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид

взаимодействия людей. Педагогика – это наука изучающая сущность,

закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического

процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его

жизни.

Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей,

содержания и процесса обучения.

Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает

следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:

1.

Повысить

интеллектуальный

потенциал,

образовательный

и

профессиональный.

2.

Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения.

3.

Воспитывать учащегося как личность.

4.

Привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений.

5.

Умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу.

Определение целей урока.

.

Формулируются три вида целей урока:

1.

Учебные

2.

Развивающие

3.

Воспитательные

Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения.

Например, Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности

учащихся. М.Н. Скаткин разработал классификацию по уровню включения в

продуктивную деятельность. Совершенно другой подход был использован

Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими классифицировать

по источникам получения знаний. Сложив многие классификации, ученые

выделяют следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель

сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют.

Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником.

2.

Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником

учебных действий по заранее определенному алгоритму.

3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам

показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения

проблемы.

4.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель

расчленяет проблемную задачу на подпроблемные, а учащиеся осуществляют

отдельные шаги поиска ее решения.

5.Исследовательский

метод. Задачу,

поставленную

учителем

учащиеся

решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.

Для

разработки

уроков

по

технологии

чаще

используется

метод

объяснительно-иллюстративный,

метод

проблемного

изложения

и

репродуктивный метод.

Выбор формы организации деятельности учащихся.

Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть

организована конкретная работа на данном занятии.

В настоящее время на уроках технологии установились три формы

организации учащихся:

• Фронтальная

• Звеньевая

• Индивидуальная

Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части

овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.

Во-вторых,

важно,

чтобы

при

организации

обучения

у

школьников

формировалось наиболее приближенное к реальному представление о

производстве и современных технологических процессах.

Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма

организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав

группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь

личными взглядами( дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем,

чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили

как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления.

Работой

группы

руководит

бригадир,

которого

ученики

выбирают

самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.

Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у

школьников правильное представление о современной организации труда.

Учебно-материальное оснащение урока.

Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-

техническое

обеспечение.

Безделье-

бич

дисциплины

на

уроке.

В

значительной

степени

зависимость

преподавателя

от

материальной

обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда

школьников. Есть два аспекта выбора объектов труда: слишком постой

объект, сравнительно не материалоемкий, может оказаться неинтересным для

учащихся, а интересный в изготовлении - затруднителен в обеспечении

заготовками. Педагоги убеждены, что комплексный подход в сообщении

знаний, формировании умений и навыков для осознанной самостоятельной

работы обязательно активизирует творческую деятельность учащихся.

Учитель вправе, исходя из местных условий, сам решать, какие объекты

труда будут подобраны. Важно, чтобы они формировали положительную

мотивацию у школьников. Побуждение учащихся к учению- важнейшее

требование дидактики. На уроках технологии такой подход должен стать

неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или

совместными.

Одним из важнейших условий работы в школьных мастерских является

обеспечение

учебного

процесса

необходимыми

инструментами

(индивидуального и общего пользования), приспособлениями и средствами

наглядности. В соответствии с нормами разработаны типовые «Перечни для

учебно-производственных мастерских различных типов». Типовые перечни

разработаны также для кабинетов технологии.

Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для

обучения необходимыми инструментами и пособиями является предметом

заботы учителя и руководителя учебного заведения.

Проведение организационной части урока.

Организационная часть урока очень важна, т.к. школьники должны

настроиться на урок, на работу. Важно переключить внимание учащегося с

предыдущего урока на следующий.

Организационная часть может занимать 3-4 мин.

а) контроль посещаемости ( перекличка)

б) проверка готовности к уроку

Проведение вводного инструктажа.

Водный инструктаж может составлять 5-7 мин. Здесь следует напомнить

учащимся

технику

безопасности

для

конкретного

урока,

санитарно-

гигиенические требования, культуру поведения в классе и в мастерских.

Формирование мотивации-5 мин.

Здесь важно заинтересовать ученика, рассказать, что после данного урока

ученик сможет сам приготовить то или иное блюдо, сам сделать ту или иную

вещь.

Описание роли и сущности мотивации учения.

Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой

учащийся может спросить: « Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в

жизни?» Задача учителя так заинтересовать школьника, чтобы он выполнял

задание с интересом, с творческим подходом и увидел конечный результат

своей работы. Будет ли приготовление какого-либо блюда, пошив изделия

или выпиливание чего-либо из дерева.

Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную

деятельность учащихся.

Мотивы бывают как внешними, так и внутренними. Об этом хорошо сказано

в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Согласно этой системе ребенок

рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как

самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь

потребность

в

самоизменении

и

быть

способным

удовлетворять

ее

посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учится. Поисково-

исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как

субъект учения. Это обстоятельство побуждает его активно включаться в

процесс решения учебных задач. По мере того, как ученик начинает

оценивать расширение своих возможностей , у него возникает интерес не

только к процессу решения, но и к его результатам (внешняя мотивация).

Формирование

содержательных

мотивов

учения

является

одним

из

важнейших событий в развитии школьника.

Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание

неудовлетворенности собой. Именно это переживание побуждает ученика

искать ключ к пониманию проблемной ситуации (внутренняя мотивация).

Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию

чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.

Обоснование выбора приемов мотивации.

Приемов мотивации может быть несколько:

1) сообщение учебных и развивающих целей урока;

2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;

3)

показ

образцов

качественно

выполненной

работы

учителем

или

учениками;

4) показ привлекательности профессии;

Описание процесса формирования мотивации.

Процесс

формирования

мотивации

заключается

в

заинтересованности

ребенка

делать

то

или

иное

действие.

В

этом

разделе

можно

продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем

или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял

эту же работу и как хорошо у них получилось.

При разработке методики проведения практических уроков используются и

материальные и идеальные средства обучения (рассказ, работа с учебником,

наглядные пособия).

Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.

Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые

методы

при

различной

форме

организации

могут

применяться

для

достижения различных задач обучения.

Это методы:

получения новых знаний;

выработки

практических

умений

и

накопления

опыта

учебной

деятельности;

закрепления изученного материала;

организации взаимодействия учащихся.

Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К

словесным методам относятся:

1.

Рассказ.

Этот

метод

наиболее

распространенный

в

организации

учебной

деятельности. Рассказ-

это

метод

повествовательного

изложения

содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на

всех этапах школьного обучения. Чаще этот метод используется, когда в него

вкраплены другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых

фактов и т.д.

2.

Объяснение.

Под

объяснением

следует

понимать

словесное

пояснение,

анализ,

доказательство

и

истолкование

различных

положений

излагаемого

материала.

3.

Школьная лекция.

Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение

учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной

деятельности учащихся ( выписывание основной мысли, конспектирование).

4.

Беседа.

Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает

учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала

или проверяет усвоение уже изученного.

По

своей

форме

беседа

может

быть индивидуальной, групповой

и

фронтальной.

Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:

активизирует деятельность учащихся;

развивает их память и речь;

помогает контролировать знания;

К наглядным методам относятся:

1.

Работа с книгой.

Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в

двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме

самостоятельной работы.

Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда

ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и

параллельно приобретает умение работать с книгой.

2.

Организация наблюдения.

Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или

предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные

черты.

3.

Иллюстрация.

Метод

иллюстрации

предполагает

показ

ученикам

иллюстративных

пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.

4.

Демонстрация.

Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов,

связанных с демонстрацией кинофильмов, приборов, опытов, технических

установок и пр.

Описание процесса реализации межпредметных связей.

Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая

естественные

взаимосвязи

процессов

и

явлений

окружающего

мира.

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный

предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим

учебным предметом. Практически любая тема курса «Технологии» позволяет

выявить и реализовать межпредметные связи. Например, раздел кулинарии

тесно переплетается с природоведением. При приготовлении салатов

ученики вспоминают где, и при каких климатических условиях растут овощи

или фрукты. При приготовлении различных каш ученики из курса

природоведение знают, как растут рожь или пшеница и как потом

получаются крупы. При приготовлении хлебобулочных изделий ученики

также из курса природоведения знают, откуда берутся яйца или как

получается мука. Так же кулинария тесно связана с физикой (нагревание и

кипение воды, работа с духовым шкафом и с плитами).

Описание процесса реализации развивающих целей урока.

Развивающие

цели

предполагают

формирование

у

школьников

профессиональных умений и навыков. Атмосфера занятия, совместная

деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для

трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к

труду.

К развивающим целям можно отнести:

Развивать у школьников умение:

- анализировать

- ставить вопросы

- делать выводы

- применять имеющиеся знания на практике

- формулировать задачи

Развивать у учащихся профессиональные интересы

Готовить школьников к сознательному выбору профессии

Развивающая цель должна ориентироваться на практическую направленность

трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее

педагогическую ценность.

Описание процесса реализации воспитательных целей урока.

Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные

и

личностные

качества.

На

уроках

технологии

создаются

наиболее

благоприятные

условия

для

трудового

воспитания,

развития

общей

культуры. Уроки технологии позволяют развивать восприимчивость к

новому, так же развивать экологическое мышление.

К воспитательным целям можно отнести:

формировать творческое начало

совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание

формировать осознанную потребность в труде

воспитывать инициативу и самостоятельность

В процессе разработки методики проведения уроков преследуется несколько

воспитательных целей.

Во-первых,

на

уроках

практического

обучения

ученики

могут

поэкспериментировать,

проявить

свое

творческое

начало,

у

ребят

вырабатывается

положительное

отношение

к

труду

и

формируется

инициатива и самостоятельность.

Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой

учебной информации.

Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников.

Текущие

наблюдения

педагога

позволяют

верно

оценить

и

при

необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и

навыков.

При разработке методики проведения урока можно использовать устный

контроль,

т.е.

попросить

учеников

(1-2

человека)

рассказать

последовательность

выполнения

конкретного

задания.

К

остальным

ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь

уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную

формулировку задания.

Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой

форме

проявляется

в

четкости

логической

структуры

контрольного

материала, а также в оперативности получения результата контроля.

Критерии оценивания практических работ по технологии

Оценка «5»

1. тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

2.

задание

выполнено

качественно,

без

нарушения

соответствующей

технологии;

3.

правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески

выполнялась работа;

4. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»

1.

допущены

незначительные

недостатки

в

планировании

труда

и

организации рабочего места;

2. задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от

соответствующей технологии

изготовления;

3. в основном правильно выполняются приемы труда;

4. работа выполнялась самостоятельно;

5. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

6. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»

1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего

места;

2.

задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей

технологии изготовления;

3. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

4. самостоятельность в работе была низкой;

5. норма времени недовыполнена на 15-20 %;

6. не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»

1.

имеют место существенные недостатки в планировании труда и

организации рабочего места;

2. неправильно выполнялись многие приемы труда;

3. самостоятельность в работе почти отсутствовала;

4. норма времени недовыполнена на 20-30 %;

5. не соблюдались многие правила техники безопасности.



В раздел образования