Автор: Лукманова Екатерина Игоревна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Школа "Взлетай"
Населённый пункт: с.Булгаково
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы обучения на уроках технологии"
Раздел: среднее образование
Методы обучения на уроках технологии.
Подготовила: Лукманова Екатерина Игоревна
Учитель технологии МОБУ Школа «Взлетай»
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать
социальный опыт все новым и новым поколениям. Необходимость передачи
социального опыта подрастающим поколениям возникла одновременно с
появлением общества, и будет существовать на всех этапах его развития.
Родители передают свой опыт детям, старшие – младшим, более опытные –
менее опытным и т.д. По мере развития человеческого общества опыт
человечества становится все объемнее и многообразнее. Многие века процесс
передачи социального опыта протекал как естественный для человеческого
существования
и
не
являлся
предметом
социального
изучения.
На
определенном этапе развития человечества был накоплен такой объем опыта,
который невозможно было освоить в ходе естественного существования. С
этого момента процесс передачи социального опыта выделился и стал
целенаправленным. Это явление получили название педагогический процесс.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие
старшего и младшего. Целью этого взаимодействия является передача
старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для
жизни и труда в обществе.
Термин
«педагогика»
возник
в
Древней
Греции
.
В
переводе
он
означает детовождение .
Педагогами
назывались
наставники,
воспитывающие
и
обучающие
детей.
Оформление
педагогики
в
самостоятельную науку связывают с именем великого чешского педагога Яна
Амоса Коменского (1592-1670)
Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид
взаимодействия людей. Педагогика – это наука изучающая сущность,
закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического
процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его
жизни.
Предметом дисциплины «технология» является взаимодействие целей,
содержания и процесса обучения.
Концепция технологического образования принятая за основу выдвигает
следующие цели и задачи образовательной области «Технология»:
1.
Повысить
интеллектуальный
потенциал,
образовательный
и
профессиональный.
2.
Обеспечить творческий подход к формированию системы обучения.
3.
Воспитывать учащегося как личность.
4.
Привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений.
5.
Умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу.
Определение целей урока.
.
Формулируются три вида целей урока:
1.
Учебные
2.
Развивающие
3.
Воспитательные
Многие ученые предлагали разные классификации методов обучения.
Например, Е.Я. Голант предложил классификацию по уровню активности
учащихся. М.Н. Скаткин разработал классификацию по уровню включения в
продуктивную деятельность. Совершенно другой подход был использован
Е.И. Перовским и Д.О. Лордкипанидзе, предложившими классифицировать
по источникам получения знаний. Сложив многие классификации, ученые
выделяют следующие методы:
1. Объяснительно-иллюстративный. Суть этого метода в том, что учитель
сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают и фиксируют.
Сюда относятся такие приемы как рассказ, лекция, работа с учебником.
2.
Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником
учебных действий по заранее определенному алгоритму.
3. Проблемное изложение. Учитель ставит перед учеником проблему и сам
показывает путь ее решения. Учащиеся следят за логикой решения
проблемы.
4.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть в том, что учитель
расчленяет проблемную задачу на подпроблемные, а учащиеся осуществляют
отдельные шаги поиска ее решения.
5.Исследовательский
метод. Задачу,
поставленную
учителем
учащиеся
решают самостоятельно, подбирая необходимые приемы.
Для
разработки
уроков
по
технологии
чаще
используется
метод
объяснительно-иллюстративный,
метод
проблемного
изложения
и
репродуктивный метод.
Выбор формы организации деятельности учащихся.
Только учитель технологии принимает решение, каким образом должна быть
организована конкретная работа на данном занятии.
В настоящее время на уроках технологии установились три формы
организации учащихся:
• Фронтальная
• Звеньевая
• Индивидуальная
Во-первых, важно определить, какая из форм наиболее эффективна в части
овладения знаниями, формирования профессиональных умений и навыков.
Во-вторых,
важно,
чтобы
при
организации
обучения
у
школьников
формировалось наиболее приближенное к реальному представление о
производстве и современных технологических процессах.
Для урока практического обучения наиболее подходит звеньевая форма
организации. Ученики делятся на небольшие группы (3-6 чел.) Состав
группы постоянен. Учащиеся создают звенья (группы) сами, руководствуясь
личными взглядами( дружба, общие интересы и т.д.) Учитель следит за тем,
чтобы группа составляла «миниатюру класса», т.е. чтобы в ее состав входили
как сильные, так и слабые ученики, различающиеся образом мышления.
Работой
группы
руководит
бригадир,
которого
ученики
выбирают
самостоятельно и который меняется на каждом следующем уроке.
Достоинства такой формы организации очевидны. Она позволяет создать у
школьников правильное представление о современной организации труда.
Учебно-материальное оснащение урока.
Успех занятий трудового обучения во многом определяет их материально-
техническое
обеспечение.
Безделье-
бич
дисциплины
на
уроке.
В
значительной
степени
зависимость
преподавателя
от
материальной
обеспеченности можно снизить за счет тщательного подбора объектов труда
школьников. Есть два аспекта выбора объектов труда: слишком постой
объект, сравнительно не материалоемкий, может оказаться неинтересным для
учащихся, а интересный в изготовлении - затруднителен в обеспечении
заготовками. Педагоги убеждены, что комплексный подход в сообщении
знаний, формировании умений и навыков для осознанной самостоятельной
работы обязательно активизирует творческую деятельность учащихся.
Учитель вправе, исходя из местных условий, сам решать, какие объекты
труда будут подобраны. Важно, чтобы они формировали положительную
мотивацию у школьников. Побуждение учащихся к учению- важнейшее
требование дидактики. На уроках технологии такой подход должен стать
неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса.
Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раздельными или
совместными.
Одним из важнейших условий работы в школьных мастерских является
обеспечение
учебного
процесса
необходимыми
инструментами
(индивидуального и общего пользования), приспособлениями и средствами
наглядности. В соответствии с нормами разработаны типовые «Перечни для
учебно-производственных мастерских различных типов». Типовые перечни
разработаны также для кабинетов технологии.
Следует особо подчеркнуть, что наполнение учебно-материальной базы для
обучения необходимыми инструментами и пособиями является предметом
заботы учителя и руководителя учебного заведения.
Проведение организационной части урока.
Организационная часть урока очень важна, т.к. школьники должны
настроиться на урок, на работу. Важно переключить внимание учащегося с
предыдущего урока на следующий.
Организационная часть может занимать 3-4 мин.
а) контроль посещаемости ( перекличка)
б) проверка готовности к уроку
Проведение вводного инструктажа.
Водный инструктаж может составлять 5-7 мин. Здесь следует напомнить
учащимся
технику
безопасности
для
конкретного
урока,
санитарно-
гигиенические требования, культуру поведения в классе и в мастерских.
Формирование мотивации-5 мин.
Здесь важно заинтересовать ученика, рассказать, что после данного урока
ученик сможет сам приготовить то или иное блюдо, сам сделать ту или иную
вещь.
Описание роли и сущности мотивации учения.
Для проведения любого урока очень важна мотивация ученика. Любой
учащийся может спросить: « Зачем мне это нужно? Как мне это пригодится в
жизни?» Задача учителя так заинтересовать школьника, чтобы он выполнял
задание с интересом, с творческим подходом и увидел конечный результат
своей работы. Будет ли приготовление какого-либо блюда, пошив изделия
или выпиливание чего-либо из дерева.
Описание видов мотивов и оценка их влияния на познавательную
деятельность учащихся.
Мотивы бывают как внешними, так и внутренними. Об этом хорошо сказано
в системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Согласно этой системе ребенок
рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как
самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь
потребность
в
самоизменении
и
быть
способным
удовлетворять
ее
посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учится. Поисково-
исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как
субъект учения. Это обстоятельство побуждает его активно включаться в
процесс решения учебных задач. По мере того, как ученик начинает
оценивать расширение своих возможностей , у него возникает интерес не
только к процессу решения, но и к его результатам (внешняя мотивация).
Формирование
содержательных
мотивов
учения
является
одним
из
важнейших событий в развитии школьника.
Учебный интерес представляет собой сложное эмоциональное переживание
неудовлетворенности собой. Именно это переживание побуждает ученика
искать ключ к пониманию проблемной ситуации (внутренняя мотивация).
Процесс решения учебных задач является мощным стимулом к развитию
чувств, обращенных «внутрь», на самого субъекта учения.
Обоснование выбора приемов мотивации.
Приемов мотивации может быть несколько:
1) сообщение учебных и развивающих целей урока;
2) показ значения новых знаний и умений для учащегося;
3)
показ
образцов
качественно
выполненной
работы
учителем
или
учениками;
4) показ привлекательности профессии;
Описание процесса формирования мотивации.
Процесс
формирования
мотивации
заключается
в
заинтересованности
ребенка
делать
то
или
иное
действие.
В
этом
разделе
можно
продемонстрировать образцы качественно выполненной работы учителем
или другими учениками. Возможно, рассказать, что другой класс выполнял
эту же работу и как хорошо у них получилось.
При разработке методики проведения практических уроков используются и
материальные и идеальные средства обучения (рассказ, работа с учебником,
наглядные пособия).
Описание сущности словесных и наглядных приемов изложения.
Эта группа методов является наиболее крупной и проработанной. Некоторые
методы
при
различной
форме
организации
могут
применяться
для
достижения различных задач обучения.
Это методы:
получения новых знаний;
выработки
практических
умений
и
накопления
опыта
учебной
деятельности;
закрепления изученного материала;
организации взаимодействия учащихся.
Приемы изложения (методы) бывают словесными и наглядными. К
словесным методам относятся:
1.
Рассказ.
Этот
метод
наиболее
распространенный
в
организации
учебной
деятельности. Рассказ-
это
метод
повествовательного
изложения
содержания изучаемого материала учителем. Этот метод применяется на
всех этапах школьного обучения. Чаще этот метод используется, когда в него
вкраплены другие элементы: рассуждения учителя, анализ излагаемых
фактов и т.д.
2.
Объяснение.
Под
объяснением
следует
понимать
словесное
пояснение,
анализ,
доказательство
и
истолкование
различных
положений
излагаемого
материала.
3.
Школьная лекция.
Школьная лекция представляет собой продолжительное устное изложение
учебного материала в сочетании с приемами активизации познавательной
деятельности учащихся ( выписывание основной мысли, конспектирование).
4.
Беседа.
Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает
учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала
или проверяет усвоение уже изученного.
По
своей
форме
беседа
может
быть индивидуальной, групповой
и
фронтальной.
Методы беседы обладают рядом следующих достоинств:
активизирует деятельность учащихся;
развивает их память и речь;
помогает контролировать знания;
К наглядным методам относятся:
1.
Работа с книгой.
Это один из важнейших методов. Работа с книгой может быть организована в
двух формах: под непосредственным руководством учителя и в форме
самостоятельной работы.
Сущность этого метода заключается в овладении новыми знаниями, когда
ученик изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры и
параллельно приобретает умение работать с книгой.
2.
Организация наблюдения.
Метод заключается в том, что учащиеся наблюдают какое-либо явление или
предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные
черты.
3.
Иллюстрация.
Метод
иллюстрации
предполагает
показ
ученикам
иллюстративных
пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр.
4.
Демонстрация.
Этот метод представляет собой синтез словесных и наглядных приемов,
связанных с демонстрацией кинофильмов, приборов, опытов, технических
установок и пр.
Описание процесса реализации межпредметных связей.
Межпредметные связи повышают научный уровень образования, отражая
естественные
взаимосвязи
процессов
и
явлений
окружающего
мира.
Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный
предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим
учебным предметом. Практически любая тема курса «Технологии» позволяет
выявить и реализовать межпредметные связи. Например, раздел кулинарии
тесно переплетается с природоведением. При приготовлении салатов
ученики вспоминают где, и при каких климатических условиях растут овощи
или фрукты. При приготовлении различных каш ученики из курса
природоведение знают, как растут рожь или пшеница и как потом
получаются крупы. При приготовлении хлебобулочных изделий ученики
также из курса природоведения знают, откуда берутся яйца или как
получается мука. Так же кулинария тесно связана с физикой (нагревание и
кипение воды, работа с духовым шкафом и с плитами).
Описание процесса реализации развивающих целей урока.
Развивающие
цели
предполагают
формирование
у
школьников
профессиональных умений и навыков. Атмосфера занятия, совместная
деятельность учителя и учеников образуют благоприятные условия для
трудового мастерства, выработки у учеников сознательного отношения к
труду.
К развивающим целям можно отнести:
Развивать у школьников умение:
- анализировать
- ставить вопросы
- делать выводы
- применять имеющиеся знания на практике
- формулировать задачи
Развивать у учащихся профессиональные интересы
Готовить школьников к сознательному выбору профессии
Развивающая цель должна ориентироваться на практическую направленность
трудовой подготовки, это качество в решающей степени определяет ее
педагогическую ценность.
Описание процесса реализации воспитательных целей урока.
Воспитательные задачи призваны формировать у школьников нравственные
и
личностные
качества.
На
уроках
технологии
создаются
наиболее
благоприятные
условия
для
трудового
воспитания,
развития
общей
культуры. Уроки технологии позволяют развивать восприимчивость к
новому, так же развивать экологическое мышление.
К воспитательным целям можно отнести:
формировать творческое начало
совершенствовать нравственное и эстетическое воспитание
формировать осознанную потребность в труде
воспитывать инициативу и самостоятельность
В процессе разработки методики проведения уроков преследуется несколько
воспитательных целей.
Во-первых,
на
уроках
практического
обучения
ученики
могут
поэкспериментировать,
проявить
свое
творческое
начало,
у
ребят
вырабатывается
положительное
отношение
к
труду
и
формируется
инициатива и самостоятельность.
Описание процесса проверки степени понимания учащимися новой
учебной информации.
Отдельную группу составляют методы проверки знаний у школьников.
Текущие
наблюдения
педагога
позволяют
верно
оценить
и
при
необходимости скорректировать уровень необходимых знаний, умений и
навыков.
При разработке методики проведения урока можно использовать устный
контроль,
т.е.
попросить
учеников
(1-2
человека)
рассказать
последовательность
выполнения
конкретного
задания.
К
остальным
ученикам применим письменный контроль с тем же заданием. Здесь
уместнее сделать тестовые задания. Тест предопределяет краткую, ясную
формулировку задания.
Ряд ученых утверждают, что главное преимущество заданий в тестовой
форме
проявляется
в
четкости
логической
структуры
контрольного
материала, а также в оперативности получения результата контроля.
Критерии оценивания практических работ по технологии
Оценка «5»
1. тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
2.
задание
выполнено
качественно,
без
нарушения
соответствующей
технологии;
3.
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески
выполнялась работа;
4. полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
1.
допущены
незначительные
недостатки
в
планировании
труда
и
организации рабочего места;
2. задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от
соответствующей технологии
изготовления;
3. в основном правильно выполняются приемы труда;
4. работа выполнялась самостоятельно;
5. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
6. полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего
места;
2.
задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей
технологии изготовления;
3. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
4. самостоятельность в работе была низкой;
5. норма времени недовыполнена на 15-20 %;
6. не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
1.
имеют место существенные недостатки в планировании труда и
организации рабочего места;
2. неправильно выполнялись многие приемы труда;
3. самостоятельность в работе почти отсутствовала;
4. норма времени недовыполнена на 20-30 %;
5. не соблюдались многие правила техники безопасности.