Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колобок"
Населённый пункт: ЯНАО,Тюменская обл., город Ноябрьск.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гостях у Умки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместной непрерывно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
область «Речевое развитие»
«В гостях у Умки»
Подготовила воспитатель:
Котовская О.Н.
Цель: Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста через
детскую литературу.
Задачи:
Образовательные задачи:
Актуализировать знания детей о жизни животных на Севере.
Расширить знания детей о способностях белого медведя выживать в условиях
Крайнего Севера через организацию экспериментальной деятельности.
Развивающие задачи:
Формирование связной речи.
Совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы.
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать любовь к детским художественным произведениям,
стремление помочь.
Предварительная работа:
Познавательное развитие:
-рассматривание карты, мира и глобуса, иллюстраций о жизни животных
Крайнего Севера;
Речевое развитие:
- составление описательных рассказов по плану;
- работа над выделением определенного звука в слове, предложении;
- чтение художественной литературы: чтение сказки Ю.Яковлева «Умка»,
А.Гайдар «Чук и Гек», Г. Снегирёв «Пингвиний пляж», «К морю», Ю. Салин
«Наш друг мишка».
Художественно - эстетическое развитие:
-лепка, рисование «Животные Крайнего Севера»;
- использование приемов бумагопластики при изготовлении животных Крайнего
Севера;
- прослушивание звуков ветра, океана.
Социально - коммуникативное развитие:
- совместные развивающие игры, обсуждение по теме.
Физическое развитие:
-игры малой и высокой подвижности.
Работа с родителями (законными представителями);
- чтение и обсуждение сказки Ю.Яковлева «Умка», просмотр мультфильма
«Умка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент
-Ребята! У меня сегодня замечательное настроение! Я хочу с помощью улыбки
передать его вам. Вот теперь и вы улыбаетесь!
2. Проблемная ситуация (ориентирующая к поиску).
-Как интересно наш глобус тоже появился в зале…
Дети подходят к столу, на котором стоит глобус и светится. Делают вывод,
что они отправляются в путешествие.
-Правильно, нас ожидает путешествие.
-Интересно, куда же нас приглашает глобус? (варианты ответов детей.)
Дети рассматривают глобус и находят на нём условный знак с меткой
«SOS»
- Что обозначают буквы SOS?
Вывод:
Нас приглашает глобус совершить путешествие… на Северный полюс, по-
видимому там кому- то нужна наша помощь.
-А вы можете предположить, кому нужна наша помощь? (Варианты ответов
детей). Я тоже не знаю.
-На чём же можно нам добраться до Северного полюса? (варианты ответов
детей.)
-Это долго… Что же нам делать? (Сказать волшебные слова.)
-Раз, два, три! Повернись, и на Северном полюсе очутись!
(Дети произносят слова и выполняют движения.)
Презентация.
-Как красиво! А вдруг это не Северный полюс? Может быть, мы ошиблись и не
туда попали?
(Дети называют признаки Севера.)
Вывод: Да, действительно, это Северный полюс.
-Но кто же нас просил о помощи…?
3.Выделение звука словах. Развитие фонематического слуха.
Шум ветра (запись). Слайд 2. Дует арктический ветер и затихает.
- Что это за звук? И как-то холодно стало (Это арктический ветер, метель)
- Ветер везде летает, и про всё на свете знает. Как вы думаете, если мы с ним
поиграем, он нам тогда подскажет, кому нужна наша помощь?
-Подул холодный арктический ветер (СС-с), сильнее подул (СС-с), тише подул
(Сь-Сь-сь) (движения руками)
А) воспитатель (показ)
Б) дети
-Ой, сколько льдин пригнал арктический ветер! Они нам пригодятся для
путешествия! Но льдины не простые, чтобы отправиться в путешествие их нужно
заколдовать зимним словом, в которых есть звук [с] или [сь].
(Снег, север, сияние, снеговик, мороз [с], сани, сугроб, снежинка, сосулька,
снегопад…)
Воспитатель называет первое слово и садиться на «льдину» (мягкий модуль».
Дети называют слова и садятся на «льдины».
- А вот, наверное…и подсказка…Здесь чье - то письмо…Ничего не написано,
только нарисовано. От кого же оно? (под льдинкой у воспитателя)
4. Чтение воспитателем (играет музыка из мультфильма УМКА)
«Я долго плавал, нырял и даже поймал на коготь серебристую рыбку. Но когда
вышел на берег, моего нового знакомого не оказалось на месте. Наверное, он
убежал в свою берлогу. Или пошел охотиться на полянку, надеясь встретить
двуногого друга. Я принюхивался, но ветер не пахнул ни дымом, ни молоком».
-От кого же это письмо? А кто такой Умка?
-А о каком новом знакомом он нам пишет?
5. Беседа по произведению.
- А из какого же произведения Умка и его двуногий друг - мальчик?
-Кто может вспомнить имя и фамилию автора?
-Ребята, как выдумаете, Ю. Яковлев написал сказку про Умку или рассказ про
Умку? Почему? (Вымышленный сюжет, медведи разговаривают).
-К какому виду мы можем отнести эту сказку (Авторская, о животных.)
-А почему автор так назвал медвежонка? (варианты ответов детей)
-Оказывается, на языке северных народов слово «умка» обозначает - белый
медведь.
-Какая же помощь нужна Умке? (Варианты ответов детей.)
-Чем мы можем помочь нашему медвежонку? (Помочь подружиться, объяснить,
почему мальчик ушёл.)
-Кто может напомнить нам, как Умка познакомился с мальчиком?
(Пересказ отрывка.)
-Почему мальчик не мог поплавать с Умкой и ушёл?
-Умка не боится ледяной воды? Почему? (Варианты ответов детей: У него тёплый
густой мех, толстый слой жира под кожей, который сохраняет тепло.)
6.ОПЫТ.
Действительно, белые медведи приспособлены к холодным условиям, им
холод не страшен. По океану плавают огромные льдины, плывут они медленно, а
вокруг ледяная вода да вода и берега не видно. Вылезет белый медведь из воды на
льдину, отряхнется – и опять сухой. А вы знаете, почему медведь быстро
становиться сухим?
-Я вам сейчас покажу, и вы все поймете.
Дети подходят к столу.
-Возьмите пипетку, наберите немного воды.
-Капните из пипетки водой на бумажного медвежонка.
-Посмотрите внимательно. Что произошло? (Вода впиталась, бумага мокрая.)
- А если бы сейчас ударил мороз, что бы произошло? (Медвежонок покрылся бы
корочкой льда)
-Теперь другого бумажного медвежонка смажьте жиром с помощью кисти.
-Капните из пипетки водой. Что заметили?
-Встряхните бумажного медвежонка. Что заметили?
Так почему же белый медведь быстро становиться сухим?
ВЫВОД: Шерсть у медведя покрыта жирной смазкой, которая не позволяет воде
замёрзнуть. Когда медведь встряхивается, капельки воды быстро стекают и не
успевают замёрзнуть.
-Вот мы и выяснили, почему Умка не боится ледяной воды, а для мальчика такое
купание было бы очень опасным. А еще медвежонок не мёрзнет, потому что Умка
много двигается и играет. Может и нам поиграть?
ФИЗМИНУТКА
Умка прячет чёрный нос.
Что он хочет? Вот вопрос!
Может, хочет напугать?
Или рыбку он поймать?
Дети занимают свои места на льдинах.
7. Триз-игра (эмпатия) «Расскажи о себе».
-Мы знаем, что наш Умка из сказки значит, он умеет разговаривать. Мог бы он
рассказать о себе мальчику, чтобы тот перестал его бояться и не убежал?
-Кто хочет «превратиться» в маленького медвежонка и рассказать о себе
мальчику.
- Кто хочет «превратиться» в мальчика и рассказать о себе Умке.
«Расскажи о себе».
Я …
Моя мама…
Мой папа…
Мои друзья…
Мне нравится…
Я боюсь…
Я мечтаю…
Вывод: Мальчик бы не убежал, и они подружились. - Кто из вас хотел бы
дружить с Умкой?
-Скажу вам по секрету, это будет наше следующее путешествие, которое будет
называться "Умка ищет друга".
8.ИТОГ
-Вот и закончилось наше путешествие по Северному полюсу. Что бы вы хотели
сказать Умке на прощанье?
- Нам пора возвращаться и собираться на прогулку, но для этого надо вспомнить
волшебные слова.
- Раз, два, три! Повернись, и в детском саду очутись!