Автор: Михалева Светлана Александровна
Должность: инструктор ФИЗО
Учебное заведение: МАОУ СОШ 1 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Сюжетно-физкультурное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР).
Тема: «Домашние животные»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя
образовательная школа 1» (дошкольное отделение).
Непосредственно образовательная деятельность
«Домашние животные».
Сюжетно-физкультурное занятие для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ТНР).
Возраст 5-6 лет
Инструктор по физической культуре
Михалева С.А
.
Боровичи
2024г.
Место проведения: спортивный зал.
Программное содержание:
Задачи:
1.
Образовательные:
Способствовать активизации словаря существительных по теме
«Домашние животные»
Обеспечить закрепление навыка согласовывать существительные
с числительными
2.
Развивающие:
Способствовать развитию фонетического слуха
Обеспечить развитие умения выполнять прыжки на двух ногах
с продвижением вперед
Обеспечить развитие равновесия при ходьбе по уменьшенной
площади опоры.
Закреплять навык ходьбы между предметами, на носках
Закреплять навык действовать по сигналу инструктора
3. Формировать умение делать выбор и отвечать за него.
4. Развивать у детей выдержку, навыки сотрудничества, взаимовыручку,
потребность в физкультурных занятиях.
5. Получать удовольствие от совместной игровой деятельности.
Оборудование и инвентарь:
гимнастическая скамья
обручи 5 шт.
игрушки домашние животные-10 шт.
2 корзины для игрушек
маска волка, платок на голову (для бабки) – для игры
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в зал в колонне по одному, строятся в одну шеренгу.
Инструктор: Группа, равняйсь! Смирно! Здравствуйте, ребята!
-Сегодня мы с вами отправляемся в деревню. Будем дышать свежим
воздухом, укреплять здоровье и вспомним кто живет в деревне.
- Ребята, в деревне живут дикие или домашние животные?
Ответ детей…
-Внимание, направо! В обход по залу, шагом марш!
I. Вводно-подготовительная часть (3 мин).
1.
Раз-два-три, раз-два-три-
По дорожке мы пошли. (Ходьба в колонне по одному)-10 сек
2.
Вот мы кочки увидали,
Через них мы прыгать стали (прыжки с продвижением вперед)-15 сек
3.
Впереди течет ручей,
Проходите поскорей!
Руки в стороны расставим,
Переходить его мы станем (ходьба на носках и на пятках, руки в
стороны, руки на
пояс)- 15 сек
4.
Лес весенний увидали
И к нему мы побежали (бег) -15 сек
5.
В лес весенний прибежали, и ногами зашагали.
Ходьба с восстановлением дыхания – 10сек
Инструктор: Выстраиваемся за направляющим в верхнем углу зала! Девочки
выходят вперед, 4 шага! На вытянутой руки разомкнись (разойтись)!
II Основная часть (19 мин)
Игровая беседа с элементами движений. ОРУ «Домашние животные»
1.
«Она дает нам молоко,
И детвора всегда здорова.
Загадку разгадать легко.
Конечно, это же» … (Корова) -6 раз
И.п.: о.с.
1-2 – поднять плечи вверх – вдох;
3-4 – опустить плечи вниз с длительным выдохом и произношением звука –
«му-у-у».
Указания: Выдох длиннее вдоха.
2.
«Встал он прямо у дорожки:
Не идут от страха ножки.
Мычит бедняга: «Му!
Сделать шаг я не могу!» (Бычок) - 6 раз
Поворачиваем головой как бык вправо и влево!
И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс.
1 – поворот головы направо;
2 – и.п.;
3 – поворот головы влево;
4 – и.п.
Указания: Поворачивается только голова, корпус на месте.
3.
«Мохнатенькая, усатенькая, на лапках царапки.
Молоко пьет, «Мяу-мяу» поет» (Кошка)- 6-8 раз
И.п.: стойка, ноги врозь, руки вверх.
1-2 – наклон вперед, коснуться руками носок;
3-4 – и.п.
Указания: Ноги в коленях не сгибать.
4.
«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается, доят, но не корова.
С пухом, а не птица, лыко дерет, а лаптей не плетет» (Коза) – 6-8 раз
И.п.: стойка ноги врозь, руки на поясе.
1 – правую ногу вперед, вверх;
2 – и.п.;
3 – левую ногу вперед, вверх;
4 – и.п.;
5-8 – то же.
Указания: Поднятая нога прямая. Сохранять равновесие.
5.
«Ходит бочком,
Ушки торчком,
Нос пяточком,
Хвостик крючком» (Поросенок) -6 раз
И.п.: стойка ноги врозь, руки за головой.
1-2 - наклон туловища вправо, одновременно руки поднять вверх;
3-4 – и.п.;
5-8 – то же в другую сторону.
Указания: Ноги от пола не отрывать, спина прямая.
6.
«С козликом дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвостик – колечком» (Собака) – 6 раз
И.п.: стойка, ноги врозь.
1-2 – присед, руки за голову;
3-4 – и.п.
Указания: Спина прямая, вперед не наклоняться.
7.
«Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку» (Кролик) – 3 раза
И.п.: узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.
1- 8 – прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя вправо и влево (смена
направления движения, на звуковой сигнал);
9-16 – ходьба на месте.
Указания: Прыгать, мягко пружиня ноги, на пятки не опускаться.
Основные виды движений.
1.Прыжки.
Прыжки из обруча в обруч на двух ногах.
(5 штук) с
выполнением задания логопеда.
Задание: Дети в колонне по одному подходят к обручу, берут из корзины
игрушку (домашнее животное). Перепрыгивая из обруча в обруч считают
животных.
Например, «Одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять
лошадей» и т.д.
2. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамье с хлопками на каждый шаг
перед собой и за спиной с выполнением задания логопеда.
Задание: Пройти по гимнастической скамье на каждый слог чисто говорки
выполняя шаг и хлопок.
Варианты чисто говорок:
ТЫ – ТЫ – ТЫ – раз-ноц-вет-ны-е ко-ты
АКИ – АКИ – АКИ – дво-ро-вы-е со-ба-ки
АЮТ – АЮТ – АЮТ – со-ба--ки ох-ра-ня-ют
НЯ-ТА – НЯ-ТА – НЯ-ТА – бе-га-ют ще-ня-та
ТЯ-ТА – ТЯТА – ТЯТА – пу-шис-ты-е ко-тя-та
ЗА – ЗА – ЗА - на лу-гу сто-ит ко-за
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ – ко-ло-коль-чик у ко-зы
ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – мно-го бе-лень-ких коз-лят
ЗУ – ЗУ – ЗУ – на-кор-ми-ли мы ко-зу
ОВА – ОВА – ОВА – ро-га-та-я ко-ро-ва
МУ – МУ – МУ – го-во-рит ко-ро-ва «МУ»
АН – АН – АН - на го-ре сто-ит ба-ран
ЦА – ЦА – ЦА – уп-ря-ма-я ов-ца
Подвижные игры:
Подвижная игра «Гуси»
Задачи: развитие ловкости, упражнение в беге с увертыванием, развитие
слухового внимания, смекалки, закрепление знаний о домашних животных.
Атрибуты и инвентарь: цветной платок для бабки; шапочка-маска волка
Описание игры:
Ведущий: У одной бабуси жили-были…
Дети: Гуси!
Ведущий повязывает платок на голову ребенка, который будет бабкой.
Ведущий: А в нашей сказке, ради шутки,
У бабуси жили…
Дети: Утки!
При необходимости использовать звуковую подсказку – охотничий манок
для уток.
Ведущий: А серый волк под горой
Не пускает их домой.
Ведущий надевает маску волка на голову ребенку, который будет играть роль
волка и помогает ему разместиться на площадке.
Ведущий: Стала бабка уток звать,
На всю улицу кричать!
Бабка: Утки! Утки!
Дети: Кря-кря-кря!
Бабка: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Бабка: Ну, бегите.
Дети: Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Бабка: Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
С последними словами, дети перебегают на другую сторону зала, а волк их
пятнает.
Ведущий: Сколько уток волк поймал?
Никого он не догнал,
Только зубы обломал! (если волк никого не поймал)
Так давайте посчитаем.
Вы готовы? Начинаем. (если волк поймал кого ни будь)
Ведущий: Продолжать игру готовы?
Дети: Да!
Ведущий: На лугу паслись…коровы,
Их бабуся бережет,
Утром в поле их ведет.
А серый волк под горой
Не пускает их домой.
Стала бабуся коровушек звать,
На всю улицу кричать.
Бабуся: Коровы, коровы!
Дети: Му-му-му!
Бабуся: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Бабуся: Ну, бегите.
Дети: Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Бабуся: Ну, бегите, как хотите,
Только рожки берегите!
С последними словами дети перебегают на другую сторону зала, волк их
пятнает.
Ведущий: Не боялся волк рогов,
Сколько он поймал коров?
(пересчет пойманных коров со стихами, как и уток)
Отвечайте без запинки,
Кто в грязи валялся?
Дети: Свинки.
Ведущий: Стала бабка свинок звать,
На всю улицу кричать!
Бабка: Свинки, свинки!
Дети: Хрю-хрю-хрю.
Бабка: Есть хотите?
Дети: Хрю-хрю-хрю.
Бабка: Ну. Бегите.
Дети: Нам нельзя.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Бабка: Ну, бегите, как хотите,
Только хвостик берегите.
Дети перебегают на другую сторону зала. Волк их пятнает, потом идет
пересчет пойманных.
Волк и бабуся снимают атрибуты и становятся вместе со всеми.
Усложнение игры:
Эту игру можно усложнить за счет преодоления препятствий при беге.
Например, гуси перепрыгивают через веревку высотой 40-50 см; утки
подлезают под веревкой на высоте 70-80 см или пролезают через обручи
большого диаметра; коровы перескакивают через поставленную поперёк зала
скамейку; свинки пробегают по вращающейся веревкой или под полотнищем
ткани ритмично поднимаемым и опускаемым.
III. Заключительная часть (3 мин):
1.
Игра малой подвижности «Угадай чей голосок?»
Задачи: развитие слухового восприятия, снятие напряжения, способствовать
переключению с одного вида деятельности на другое.
Описание игры:
Водящий встает в центр зала и закрывает глаза. Дети образуют круг, не
держась за руки, идут по кругу вправо и произносят:
Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем: «Скок-скок-скок»,
Угадай, чей голосок.
Слова «скок –скок-скок» произносит один ребенок (по указанию
воспитателя)
Водящий открывает глаза и пытается угадать, кто сказал эти слова. Если он
отгадывает, этот игрок становится на его место. Если водящий не угадал, то
при повторении игры вновь выполняет эту роль. Дети идут по кругу в
другую сторону.
2.
Построение в шеренгу.
3.
Подведение итогов:
Дети где мы сегодня побывали?
Какие животные живут в деревне?
4.
Организованный уход из зала в колонне по одному.
Список используемой литературы:
1. Картушина М.Ю. – Физкультурные сюжетные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2012. -128с. (Модули Программы ДОУ).
2. Картушина М.Ю. – Праздники здоровья для детей 5-6 лет. Сценарии для ДОУ. – М.: ТЦ
Сфера, 2010. - -128с. (Вместе с детьми).
3. Пензулаева Л.И. –Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе
группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016. -112с.