Автор: Бойко Лариса Анатольевна
Должность: УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ
Учебное заведение: КОУ ХМАО - ЮГРЫ "РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Населённый пункт: г. РАДУЖНЫЙ ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нейроигр в работе с обучающимися с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»
муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Применение нейроигр в работе
педагога - психолога и учителя -
логопеда с детьми с ОВЗ старшего
дошкольного возраста
Составили:
Педагог – психолог: Ткачева Л.А.
Учитель – логопед: Кудряшова О.Н.
Слайд 1
Нерехта 2024
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов
слайд 2
I.
Введение
1.1 Пояснительная записка
В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста
с ОВЗ. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации
звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и
длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать
занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для
детей. Целенаправленное системное логопедическое воздействие,
направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с ОВЗ, с
использованием инновационных технологий позволяет значительно
повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
С этой целью мы: учитель – логопед и педагог – психолог, решили
разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, включив в
коррекционно-развивающий процесс использование инновационных
технологий включая нейроигры и нейроупражнения.
В своей работе используем нейроигры с речевым материалом, когда
ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с
проговариванием отдельных звуков, слогов, слов. Данные игры на
координацию речи с движением, позволяют не только эффективно
воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой
моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению
звукопроизношения, ритмичности речи, формированию правильного
речевого дыхания.
Данные игры педагог – психолог применяет на коррекционно –
развивающих занятиях, а также в индивидуальной работе. А учитель –
логопед на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до
их автоматизации в речи. Так же эти упражнения по рекомендации
специалистов родители могут использовать дома для закрепления
звукопроизношения
.
Так как использование нейроигр позволяет, с одной
стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса,
с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе
обучения.
Слайд 3
1.2. Цель методической разработки
Основная цель применения нейроигр с детьми с ОВЗ старшего
дошкольного возраста — это активизация развития речи у детей,
способствование развития межполушарного взаимодействия и
межполушарных связей, развитию общей и мелкой моторики.
Задачи:
Стимулировать речевую активность детей;
Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
Закреплять правильное произношение звуков в слогах, в словах;
Развивать фонематическое восприятие,
Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за
речь ребёнка;
Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);
Улучшать контроль и регулирование деятельности (ритмичное
изменение положений руки).
Слайд 4
II.
Содержательный раздел
2.1. Нейроигры в психолого - коррекционной работе и речевом
развитии у детей с ОВЗ.
Включение нейроигр и упражнений на занятиях становятся
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми
старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Данные нейроигры на координацию речи с движением, позволяют не
только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов,
общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также
способствуют улучшению звукопроизношения, формированию правильного
речевого дыхания.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения,
которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком
разная. Эффективной работа педагогов будет тогда, когда будет выстроена
дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех
коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ также во многом
зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
У детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдаются выраженные
нарушения межполушарного взаимодействия. Как следствие, возникают
нарушения высших психических функций. Речь также является высшей
психической функцией, и чаще всего страдает в первую
очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы:
звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас,
грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении
материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга
детей.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит
активизация работы мозга, повышение его функциональности и
пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и
моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Слайд 5
2.2 Автоматизация звуков посредством нейроигры
1. Нейродорожки
Цель: развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающие
за речь ребёнка.
Детям предлагается пройти по дорожке, при этом перекладывать шар и
одновременно произносить слова с заданным звуком. Нейроигры с
элементами подвижной игры хорошо воспринимаются детьми, т.к. не
являются монотонными.
Слайд 6
Так же: пройти по дорожке, снеголепом взять шарик и положить его в кольцо
и произносить слова с заданным звуком. Выполнение данного упражнения
способствует развитию координации движения у детей с ОВЗ.
Слайд 7
И: провести двумя руками по дорожкам для межполушарного развития
крышечки, при этом проговаривая заданный звук.
Слайд 8
2.
Игра на переключение
Цель: упражнять детей переключать внимание и стимулировать речевую
активность.
Только на первый взгляд эти игры кажутся легкими, но когда одновременно
в игру «Съедобное – несъедобное», нужно соотносить движение рук и слова
и на съедобное поднимать правую руку вверх, а на несъедобное хлопнуть два
раза по левой коленке.
Второй вариант: ребенку предлагается прихватить ногами шарик и
переложить его на противоположную сторону, при этом произносить слова с
заданным звуком.
Слайд 9
3.
Игра «Скалолаз»
Цель: автоматизация сонорных звуков. Пальчиками передвигаемся от локтя к
кончикам пальцев и произносим слоги с заданными звуками.
Слайд 10
4.. Игра «Веселые пальчики»
Цель: автоматизация звуков; развитие внимания; совершенствование
координации в работе рук – глаз.
Перед ребёнком находится изображение двух ладошек, кончики пальцев
которых раскрашены разными цветами. Ребенок кладёт свои ладошки на
картинки. Справа и лева от ребенка находятся карточки с предметными
картинками. Под каждой картинкой кружок определенного цвета. Ребенок
поочередно называет картинки то с правовой карточки, то с левой при этом
он должен поднять пальчик того, цвета какой кружок нарисован под
картинкой.
Слайд 11
5. Игра «Прищепки»
Цель – автоматизация звуков и развитие мелкой моторики.
Ребенку предлагаем снять прищепку и произносить слова или слоги с
заданными звуками. Работа может проходить как индивидуально, так и в
паре.
Слайд 12
6. Игра «Поп ит»
Современная игрушка Pop it пользуется большой популярностью на
занятиях с детьми. Детям предлагается на сенсорной игрушке найти нужный
цвет, нажав на него произнести название предмета четко проговаривая звук, а
так же прочитать слово, нажимая на каждом слоге нужный цвет на сенсорной
игрушке.
Слайд 13
7. Игра «Логопедические нейрокарточки»
Цель – развитие координации рук, автоматизация звуков в словах.
Предлагаем ребенку карточки с изображением предметов с
переключением позы рук. Ребенок называет предмет и показывает движение
рукой.
Слайд 14
8. Игра «Подбери по образцу»
Цель: развитие логического мышления, моторики, словарного запаса и
памяти.
Ребенку предлагаются карточки с образцами выкладывания башни. Как
усложнение используем прием на развитие внимания и памяти. Ребенок
смотрит на образец, запоминает, а затем выкладывает по памяти.
Слайд 15
9. Игра «Лесенка»
Цель: развитие логического и пространственного мышления, развитие
цветовосприятия, употребление предлогов, активизация словарного запаса.
Ребенку предлагается выложить животных по образцу, по памяти. В
работе логопеда можем давать инструкцию положи на 3 ступеньку, положи
под ежа, положи над зайчиком и т.д.
Слайд 16
10. Игра «Находилка» (подбери подарок по образцу)
Цель: развитие мелкой моторики, цветовосприятие, активизация
словарного запаса.
Перед ребенком образцы подарков, которые нужно найти. Он с
помощью кисточки находит его в песочнице. Если подарок отсутствует в
образце, ребенок его закрывает песком.
III. Материально – техническое обеспечение для проведения
нейроигр.
- коврики разноцветные;
- снеголеп большой и маленький;
- шарики разноцветные, кольца;
- прищепки;
- сенсорная игрушка Pop it;
- нейродорожки, нейрокарточки;
- задания, упражнения и дидактические игры.
Слайд 17
Планируемые результаты
Правильное и четкое произношение звуков в речи дошкольников с
ОВЗ.
активизация работы мозга, повышение его функциональности и
пластичности;
развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных
функций;
развитие межполушарного взаимодействия.
Слайд 18
Вывод
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование
нейроигр в логопедической работе, работе педагога – психолога повышает
интерес и мотивацию детей к занятиям. Также оказывает положительное
влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и
улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и
социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность
к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции
недостатков развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации
поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков
словообразования словоизменения, развития познавательных способностей,
усвоения лексических тем, развития моторики.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с
использованием нейроигр и упражнений, внесла много положительных
моментов в общее и речевое развитие детей с ОВЗ.