Напоминание

"Использование нейроигр в работе с обучающимися с ОВЗ"


Автор: Бойко Лариса Анатольевна
Должность: УЧИТЕЛЬ - ДЕФЕКТОЛОГ
Учебное заведение: КОУ ХМАО - ЮГРЫ "РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Населённый пункт: г. РАДУЖНЫЙ ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нейроигр в работе с обучающимися с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Применение нейроигр в работе

педагога - психолога и учителя -

логопеда с детьми с ОВЗ старшего

дошкольного возраста

Составили:

Педагог – психолог: Ткачева Л.А.

Учитель – логопед: Кудряшова О.Н.

Слайд 1

Нерехта 2024

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга». И. П. Павлов

слайд 2

I.

Введение

1.1 Пояснительная записка

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста

с ОВЗ. Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации

звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и

длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать

занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для

детей. Целенаправленное системное логопедическое воздействие,

направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с ОВЗ, с

использованием инновационных технологий позволяет значительно

повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

С этой целью мы: учитель – логопед и педагог – психолог, решили

разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, включив в

коррекционно-развивающий процесс использование инновационных

технологий включая нейроигры и нейроупражнения.

В своей работе используем нейроигры с речевым материалом, когда

ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с

проговариванием отдельных звуков, слогов, слов. Данные игры на

координацию речи с движением, позволяют не только эффективно

воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой

моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению

звукопроизношения, ритмичности речи, формированию правильного

речевого дыхания.

Данные игры педагог – психолог применяет на коррекционно –

развивающих занятиях, а также в индивидуальной работе. А учитель –

логопед на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до

их автоматизации в речи. Так же эти упражнения по рекомендации

специалистов родители могут использовать дома для закрепления

звукопроизношения

.

Так как использование нейроигр позволяет, с одной

стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса,

с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе

обучения.

Слайд 3

1.2. Цель методической разработки

Основная цель применения нейроигр с детьми с ОВЗ старшего

дошкольного возраста — это активизация развития речи у детей,

способствование развития межполушарного взаимодействия и

межполушарных связей, развитию общей и мелкой моторики.

Задачи:

Стимулировать речевую активность детей;

Развивать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;

Закреплять правильное произношение звуков в слогах, в словах;

Развивать фонематическое восприятие,

Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за

речь ребёнка;

Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление);

Улучшать контроль и регулирование деятельности (ритмичное

изменение положений руки).

Слайд 4

II.

Содержательный раздел

2.1. Нейроигры в психолого - коррекционной работе и речевом

развитии у детей с ОВЗ.

Включение нейроигр и упражнений на занятиях становятся

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми

старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Данные нейроигры на координацию речи с движением, позволяют не

только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов,

общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также

способствуют улучшению звукопроизношения, формированию правильного

речевого дыхания.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения,

которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком

разная. Эффективной работа педагогов будет тогда, когда будет выстроена

дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех

коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ также во многом

зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

У детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдаются выраженные

нарушения межполушарного взаимодействия. Как следствие, возникают

нарушения высших психических функций. Речь также является высшей

психической функцией, и чаще всего страдает в первую

очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы:

звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас,

грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении

материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга

детей.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит

активизация работы мозга, повышение его функциональности и

пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и

моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

Слайд 5

2.2 Автоматизация звуков посредством нейроигры

1. Нейродорожки

Цель: развитие нейродинамических процессов головного мозга, отвечающие

за речь ребёнка.

Детям предлагается пройти по дорожке, при этом перекладывать шар и

одновременно произносить слова с заданным звуком. Нейроигры с

элементами подвижной игры хорошо воспринимаются детьми, т.к. не

являются монотонными.

Слайд 6

Так же: пройти по дорожке, снеголепом взять шарик и положить его в кольцо

и произносить слова с заданным звуком. Выполнение данного упражнения

способствует развитию координации движения у детей с ОВЗ.

Слайд 7

И: провести двумя руками по дорожкам для межполушарного развития

крышечки, при этом проговаривая заданный звук.

Слайд 8

2.

Игра на переключение

Цель: упражнять детей переключать внимание и стимулировать речевую

активность.

Только на первый взгляд эти игры кажутся легкими, но когда одновременно

в игру «Съедобное – несъедобное», нужно соотносить движение рук и слова

и на съедобное поднимать правую руку вверх, а на несъедобное хлопнуть два

раза по левой коленке.

Второй вариант: ребенку предлагается прихватить ногами шарик и

переложить его на противоположную сторону, при этом произносить слова с

заданным звуком.

Слайд 9

3.

Игра «Скалолаз»

Цель: автоматизация сонорных звуков. Пальчиками передвигаемся от локтя к

кончикам пальцев и произносим слоги с заданными звуками.

Слайд 10

4.. Игра «Веселые пальчики»

Цель: автоматизация звуков; развитие внимания; совершенствование

координации в работе рук – глаз.

Перед ребёнком находится изображение двух ладошек, кончики пальцев

которых раскрашены разными цветами. Ребенок кладёт свои ладошки на

картинки. Справа и лева от ребенка находятся карточки с предметными

картинками. Под каждой картинкой кружок определенного цвета. Ребенок

поочередно называет картинки то с правовой карточки, то с левой при этом

он должен поднять пальчик того, цвета какой кружок нарисован под

картинкой.

Слайд 11

5. Игра «Прищепки»

Цель – автоматизация звуков и развитие мелкой моторики.

Ребенку предлагаем снять прищепку и произносить слова или слоги с

заданными звуками. Работа может проходить как индивидуально, так и в

паре.

Слайд 12

6. Игра «Поп ит»

Современная игрушка Pop it пользуется большой популярностью на

занятиях с детьми. Детям предлагается на сенсорной игрушке найти нужный

цвет, нажав на него произнести название предмета четко проговаривая звук, а

так же прочитать слово, нажимая на каждом слоге нужный цвет на сенсорной

игрушке.

Слайд 13

7. Игра «Логопедические нейрокарточки»

Цель – развитие координации рук, автоматизация звуков в словах.

Предлагаем ребенку карточки с изображением предметов с

переключением позы рук. Ребенок называет предмет и показывает движение

рукой.

Слайд 14

8. Игра «Подбери по образцу»

Цель: развитие логического мышления, моторики, словарного запаса и

памяти.

Ребенку предлагаются карточки с образцами выкладывания башни. Как

усложнение используем прием на развитие внимания и памяти. Ребенок

смотрит на образец, запоминает, а затем выкладывает по памяти.

Слайд 15

9. Игра «Лесенка»

Цель: развитие логического и пространственного мышления, развитие

цветовосприятия, употребление предлогов, активизация словарного запаса.

Ребенку предлагается выложить животных по образцу, по памяти. В

работе логопеда можем давать инструкцию положи на 3 ступеньку, положи

под ежа, положи над зайчиком и т.д.

Слайд 16

10. Игра «Находилка» (подбери подарок по образцу)

Цель: развитие мелкой моторики, цветовосприятие, активизация

словарного запаса.

Перед ребенком образцы подарков, которые нужно найти. Он с

помощью кисточки находит его в песочнице. Если подарок отсутствует в

образце, ребенок его закрывает песком.

III. Материально – техническое обеспечение для проведения

нейроигр.

- коврики разноцветные;

- снеголеп большой и маленький;

- шарики разноцветные, кольца;

- прищепки;

- сенсорная игрушка Pop it;

- нейродорожки, нейрокарточки;

- задания, упражнения и дидактические игры.

Слайд 17

Планируемые результаты

Правильное и четкое произношение звуков в речи дошкольников с

ОВЗ.

активизация работы мозга, повышение его функциональности и

пластичности;

развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных

функций;

развитие межполушарного взаимодействия.

Слайд 18

Вывод

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование

нейроигр в логопедической работе, работе педагога – психолога повышает

интерес и мотивацию детей к занятиям. Также оказывает положительное

влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и

улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и

социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность

к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции

недостатков развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации

поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков

словообразования словоизменения, развития познавательных способностей,

усвоения лексических тем, развития моторики.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с

использованием нейроигр и упражнений, внесла много положительных

моментов в общее и речевое развитие детей с ОВЗ.



В раздел образования