Напоминание

Психологическая диагностика детей раннего возраста


Автор: Луиза Ахнафовна Масагутова
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологическая диагностика детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая

диагностика

детей раннего

возраста.

Подготовил:

Каюкова Н.Ю.

педагог-психолог

ГБУ ЦППМСП м.р. Борский

2019 г.

Психодиагностика раннего

возраста

это совокупность методов и средств

диагностики новорожденных, младенцев

и младших дошкольников

.

При диагностике детей раннего возраста мы

соблюдаем определенные условия:

1. Диагностическая работа проводится на первичном приеме в присутствии родителей

ребенка.

2. Перед диагностикой дается ребенку время на ознакомление с помещением.

3. Специалист устанавливает контакт с ребенком (для ребенка до 2 лет установление контакта

в течение 40 минут – это норма).

Доброжелательный контакт и взаимопонимание с ребенком - одно из условий получения

достоверных результатов.

4. Диагностика с ребенком проводиться в форме дидактической игры.

Нельзя приглашать ребенка на обследование насильно, отвлекать его от интересующего дела

и уводить куда-то против его воли. Нужно привлечь внимание ребенка к предлагаемой игре.

5. Перед началом обследования подготавливаются необходимые методики в соответствии с

эпикризным возрастом (если ребенок не принимает задания, мы берем задания на один

эпикризный период ниже).

Оборудование и материалы желательно расположить вне поля зрения ребенка, чтобы он не

отвлекался.

6. Некоторые данные о развитии детей можно уточнить у родителей.

Методики ранней диагностики и психолого-

педагогической помощи детям раннего

возраста:

«Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994),

разработанная для выявления нарушений умственного развития у

детей от 2 до 3 лет,

методика изучения эмоциональной недостаточности ребенка

младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001)

позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной

недостаточности,

методика обследования детей с нарушениями в сфере формирования

движений О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой (2001),

методика педагогического обследования слуха у детей первого года

жизни Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко (2001),

методика психолого-педагогической диагностики нарушений

зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой, М.Э. Вернадской,

О.В. Парамей (2003),

программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А.

Разенковой и другие.

Диагностика нервно-

психического развития

детей 1-го года жизни

(составлено Э.Л. Фрухт)

Методика Э.Л. Фрухт фиксирует развитие

ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по

следующим категориям:

1.

зрительные ориентировочные реакции;

2.

слуховые ориентировочные реакции;

3.

эмоции и социальное поведение;

4.

движения руки и действия с предметами;

5.

движения общие;

6.

Подготовительные этапы понимания речи;

7.

Подготовительные этапы развития активной речи;

8.

навыки и умения в режимных процессах.

Уровень нервно-психического развития

Возраст

Зрительные

ориентировач

ные реакции

Слуховые

ориентировоч

ные реакции

Эмоциональн

ое и

социальное

поведение

Движения

общие

Движение

руки и

действия с

предметами

Речь

активная,

пассивная

Навыки,

умения

1 мес.

*

*

*

*

*

2 мес.

*

*

*

*

*

3 мес.

*

*

*

*

4 мес.

*

*

*

5 мес.

*

*

*

*

*

*

6 мес.

*

*

*

*

*

7 мес.

*

*

*

8 мес.

*

*

*

*

*

9 мес.

*

*

*

*

*

*

10 мес.

*

*

*

*

*

11 мес.

*

*

*

*

12 мес.

*

*

*

*

*

*

Диагностика нервно-

психического развития

детей 2-го года жизни

(составлено К.Л. Печорой, Г.В.

Пантюхиной, Л.Г. Голубевой).

На 2-ом году жизни в развитии

ребенка выделено четыре периода:

1)

от 1 г. 1 мес. до 1 г. до 3 мес.

2) от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;

3) от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.;

4) от 1 г. 10 мес. до 2 лет.

Развитие детей 2-го года жизни

проверяется по следующим линиям:

1) развитие понимания речи;

2) развитие активной речи

3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами;

5) развитие движений;

6) формирование навыков.

Возрастной

эпикризны

й срок

Понимание речи

Активная речь

Сенсорное

развитие

Игры и действия с

предметами

Движения

Навыки

1 год 1 мес.

1 год 3мес.

Запас понимаемых слов

быстро расширяется.

Пользуется лепетом и

отдельными словами в

момент двигательной

активности, удивления,

радости.

Ориентируется в

двух контрастных

величинах

предметов (типа

кубов) с разницей

в 3 см.

Воспроизводит в игре

ранее изученные

действия с

предметами (кормит

куклу, нанизывает

кольца на стержень)

Ходит, длительно не

присаживаясь,

меняет положение

тела (приседает,

наклоняется,

поворачивается,

пятится).

Самостоятельно ест

густую пищу.

1 год 4 мес.

1 год 6мес.

Обобщает предметы по

существенным

признакам в понимаемой

речи (в конфликтной

ситуации).

Пользуется

облегченными словами

(би-би) и произносит

правильно, называет

предметы и действия в

момент сильной

заинтересованности.

Отвечает на вопрос: Кто

это?

Ориентируется в

четырех

контрастных

формах

предметов (шар,

куб, кирпичик,

призма)

Отображает в игре

отдельные часто

наблюдаемые

действия.

Перешагивает через

препятствия

(брусочки)

приставным шагом.

Самостоятельно ест

жидкую пищу.

1 год 7 мес.

1 год 9мес.

Понимает несложный

рассказ по сюжетной

картинке. Отвечает на

вопрос взрослого: где?

Во время игры

обозначает свои действия

словами и двухсловными

предложениями.

Ориентируется в

трех контрастных

величинах

предметов (типа

кубов) с разницей

в 3 см.

Воспроизводит

несложные

сюжетные постройки:

перекрытия типа

«ворот», «скамейки»,

«дома».

Ходит по

ограниченной

поверхности

(шириной 15-20 см).,

приподнятой над

полом (15-20 см).

Частично

раздевается с

небольшой помощью

взрослого (снимает

ботинки, шапку).

1 год 10 мес.

2 года

Понимает короткий

рассказ взрослого без

показа о событиях,

бывших в опыте ребенка.

При общении со

взрослыми пользуется

трехсловными

предложениями,

употребляя

прилагательные и

местоимения.

Подбирает по

образцу и слову

три контрастных

цвета.

Воспроизводит ряд

последовательных

действий (начало

сюжетной игры).

Перешагивает через

препятствие

чередующимся

шагом.

Частично надевает

одежду (ботинки,

шапку).

Показатели нервно-психического развития второго года жизни

Показатели нервно-психического развития третьего года жизни.

Возрастной

эпикризный срок

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра

Конструктивная

деятельность

ИЗО

Навыки

Движения

грамматика

вопросы

Воспроизведение

формы

Воспроизведение

цвета

одевания

кормления

2 года 1 мес. – 2

года 6 мес.

Говорит

многословными

предложениями

«Где?», «Куда?»

Подбирает по

образцу основные

геометрические

фигуры в

разнообразном

материале

Подбирает по образцу

разнообразные

предметы четырех

основных цветов.

Игра носит сю-

жетный харак-

тер. Ребенок

отражает из

жизни

окружающих

взаимосвязь и

последовательно

сть действий (2-

3).

Самостоятельно

делает простые

постройки и

называет их.

Полностью одевается,

но еще не умеет

застегивать пуговицы и

завязывать шнурки.

Ест аккуратно

Перешагивает

через палку или

веревку,

горизонтально

приподнятую над

полом на 27-30

см.

2 года 7 мес. – 3

года

Начинает

произносить

сложные

придаточные

предложения.

«Почему?», «Когда?»

В своей деятельности

правильно

использует

геометрические

фигуры, по

назначению.

Называет четыре

основных цвета.

Появляются

элементы

ролевой игры.

Появляются

сложные сюжетные

постройки.

С помощью

пластилина и

карандашей

изображает

предметы и

называет их.

Самостоятельно

одевается, может

застегивать пуговицы,

завязывать шнурки с

небольшой помощью

взрослого.

Пользуется

салфеткой по

мере

необходимости

без напоминания.

Перешагивает

через палку или

веревку,

горизонтально

приподнятую над

полом на 30-35

см.

Психолого – педагогическая

диагностика развития детей

2-3 лет.

(составитель Е.А. Стребелева).

Данная методика позволяет определить

основные параметры познавательного развития

ребенка:

- принятие задания (согласие ребенка выполнить предложенное задание

независимо от качества выполнения),

- способы его решения (самостоятельное выполнение — выполнение с

помощью взрослого, (если ребенок не может справиться сам) —

выполнение задания после обучения),

- обучаемость во время диагностического обследования (виды помощи

— прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью

жестов; выполнение подражания с помощью речевой инструкции),

- отношение к результату своей деятельности (заинтересованность своей

деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего

возраста, безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями

интеллекта).

Психолого – педагогическая диагностика развития детей 2-3 лет.

(составитель Е.А. Стребелева).

Название задания

Выполнение. задания

Расшифровка балов

2-2,5 г

2,5-3г

1

2

3

4

1 балл: ребенок не понял задания; ведет себя

неадекватно, не стремится к цели; после обучения

задания не понял.

2 балла: ребенок не понял задания; после обучения

стремится к достижению цели, но нет соотносящих

действий; к конечному результату безразличен;

самостоятельно задания не выполняет.

3 балла: ребенок принял и понял задание, но

трудности возникли при выполнении соотносящих

действий; заинтересован в результате своих

действий; после обучения задание выполняет.

4 балла: ребѐнок сразу принял и понял задание;

выполняет его самостоятельно, заинтересован в

конечном результате.

Примечание: 6 задание («цветные кубики») –

2балла – ребенок сличает 2 цвета, но не выделяет

цвет по слову даже после обучения;

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову,

проявляет интерес к результату.

9 задание («достань тележку»)-

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель,

после нескольких неудачных попыток отказываться

от выполнения задания;

3 балла – ребенок пытается достать тележку за 1

конец тесемки, после 2-3 попыток достигает

результата, понимает конечный результат своих

действий.

Результат

:

1.Лови шарик

2. Спрячь шарик:

- два шарика;

- три шарика.

3. Разборка и складывание мат

решки :

- двусоставной;

- трехсоставной.

4. Разборка и складывание

пирамидки:

- из трех колец;

- из четырех колец.

5. Парные картинки:

- две;

- четыре.

6. Цветные кубики:

- два (красный и белый)

- четыре (красн, бел, зел, синий).

7. Разрезные картинки:

- из двух частей;

- из трех частей.

8. Конструирование из палочек

- «молоточек» (из 2-х палочек)

- «домик» (из 3-х палочек)

9. Достань тележку

10. Нарисуй:

- дорожку;

- домик.

По результатам диагностики детей

раннего возраста делят на четыре

группы:

1.

Норма (IV группа) – 34-40 баллов;

2.

Группа риска (III группа) – 24–33 балла;

3.

Группа неблагополучного развития (II группа)

– 13–23 балла;

4.

Группа глубокого недоразвития (I группа) –

10–12 баллов

.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

3-4 лет (составитель Е.А. Стребелева).

п/п

Наименование задания

Оценка в баллах по группам

Расшифровка балов

1

2

3

4

1 балл: ребенок не понял задания; ведет себя

неадекватно, не стремится к цели; после обучения

задания не понял.

2 балла: ребенок не понял задания; после обучения

стремится к достижению цели, но нет соотносящих

действий; к конечному результату безразличен;

самостоятельно задания не выполняет.

3 балла: ребенок принял и понял задание, но

трудности возникли при выполнении соотносящих

действий; заинтересован в результате своих действий;

после обучения задание выполняет.

4 балла: ребѐнок сразу принял и понял задание;

выполняет его самостоятельно, заинтересован в

конечном результате.

1.

Поиграй.

2.

Коробка форм.

3.

Разбери и сложи

матрешку.

4.

Группировка игрушек.

5.

Сложи разрезную

картинку.

6.

Достань тележку.

7.

Найди пару.

8.

Построй из кубиков.

Результат:

9.

Нарисуй.

10.

Сюжетные картинки.

Рекомендации:

Общий балл



В раздел образования