Автор: Луиза Ахнафовна Масагутова
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №42
Населённый пункт: город Салават
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Психологическая диагностика детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Психологическая
диагностика
детей раннего
возраста.
Подготовил:
Каюкова Н.Ю.
педагог-психолог
ГБУ ЦППМСП м.р. Борский
2019 г.
Психодиагностика раннего
возраста
это совокупность методов и средств
диагностики новорожденных, младенцев
и младших дошкольников
.
При диагностике детей раннего возраста мы
соблюдаем определенные условия:
1. Диагностическая работа проводится на первичном приеме в присутствии родителей
ребенка.
2. Перед диагностикой дается ребенку время на ознакомление с помещением.
3. Специалист устанавливает контакт с ребенком (для ребенка до 2 лет установление контакта
в течение 40 минут – это норма).
Доброжелательный контакт и взаимопонимание с ребенком - одно из условий получения
достоверных результатов.
4. Диагностика с ребенком проводиться в форме дидактической игры.
Нельзя приглашать ребенка на обследование насильно, отвлекать его от интересующего дела
и уводить куда-то против его воли. Нужно привлечь внимание ребенка к предлагаемой игре.
5. Перед началом обследования подготавливаются необходимые методики в соответствии с
эпикризным возрастом (если ребенок не принимает задания, мы берем задания на один
эпикризный период ниже).
Оборудование и материалы желательно расположить вне поля зрения ребенка, чтобы он не
отвлекался.
6. Некоторые данные о развитии детей можно уточнить у родителей.
Методики ранней диагностики и психолого-
педагогической помощи детям раннего
возраста:
«Ранняя диагностика умственного развития» Е.А. Стребелевой (1994),
разработанная для выявления нарушений умственного развития у
детей от 2 до 3 лет,
методика изучения эмоциональной недостаточности ребенка
младенческого и раннего возраста Е. Баенской и М.М. Либлинг (2001)
позволяющая выявить группу риска в сфере эмоциональной
недостаточности,
методика обследования детей с нарушениями в сфере формирования
движений О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой (2001),
методика педагогического обследования слуха у детей первого года
жизни Т.В. Пелымской и Н.Д. Шматко (2001),
методика психолого-педагогической диагностики нарушений
зрительного восприятия у детей И.И. Ильчиковой, М.Э. Вернадской,
О.В. Парамей (2003),
программа ранней логопедической диагностики Г.В. Чиркиной, Ю.А.
Разенковой и другие.
Диагностика нервно-
психического развития
детей 1-го года жизни
(составлено Э.Л. Фрухт)
Методика Э.Л. Фрухт фиксирует развитие
ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по
следующим категориям:
1.
зрительные ориентировочные реакции;
2.
слуховые ориентировочные реакции;
3.
эмоции и социальное поведение;
4.
движения руки и действия с предметами;
5.
движения общие;
6.
Подготовительные этапы понимания речи;
7.
Подготовительные этапы развития активной речи;
8.
навыки и умения в режимных процессах.
Уровень нервно-психического развития
Возраст
Зрительные
ориентировач
ные реакции
Слуховые
ориентировоч
ные реакции
Эмоциональн
ое и
социальное
поведение
Движения
общие
Движение
руки и
действия с
предметами
Речь
активная,
пассивная
Навыки,
умения
1 мес.
*
*
*
*
*
2 мес.
*
*
*
*
*
3 мес.
*
*
*
*
4 мес.
*
*
*
5 мес.
*
*
*
*
*
*
6 мес.
*
*
*
*
*
7 мес.
*
*
*
8 мес.
*
*
*
*
*
9 мес.
*
*
*
*
*
*
10 мес.
*
*
*
*
*
11 мес.
*
*
*
*
12 мес.
*
*
*
*
*
*
Диагностика нервно-
психического развития
детей 2-го года жизни
(составлено К.Л. Печорой, Г.В.
Пантюхиной, Л.Г. Голубевой).
На 2-ом году жизни в развитии
ребенка выделено четыре периода:
1)
от 1 г. 1 мес. до 1 г. до 3 мес.
2) от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.;
3) от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.;
4) от 1 г. 10 мес. до 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни
проверяется по следующим линиям:
1) развитие понимания речи;
2) развитие активной речи
3) сенсорное развитие;
4) развитие игры и действий с предметами;
5) развитие движений;
6) формирование навыков.
Возрастной
эпикризны
й срок
Понимание речи
Активная речь
Сенсорное
развитие
Игры и действия с
предметами
Движения
Навыки
1 год 1 мес.
–
1 год 3мес.
Запас понимаемых слов
быстро расширяется.
Пользуется лепетом и
отдельными словами в
момент двигательной
активности, удивления,
радости.
Ориентируется в
двух контрастных
величинах
предметов (типа
кубов) с разницей
в 3 см.
Воспроизводит в игре
ранее изученные
действия с
предметами (кормит
куклу, нанизывает
кольца на стержень)
Ходит, длительно не
присаживаясь,
меняет положение
тела (приседает,
наклоняется,
поворачивается,
пятится).
Самостоятельно ест
густую пищу.
1 год 4 мес.
–
1 год 6мес.
Обобщает предметы по
существенным
признакам в понимаемой
речи (в конфликтной
ситуации).
Пользуется
облегченными словами
(би-би) и произносит
правильно, называет
предметы и действия в
момент сильной
заинтересованности.
Отвечает на вопрос: Кто
это?
Ориентируется в
четырех
контрастных
формах
предметов (шар,
куб, кирпичик,
призма)
Отображает в игре
отдельные часто
наблюдаемые
действия.
Перешагивает через
препятствия
(брусочки)
приставным шагом.
Самостоятельно ест
жидкую пищу.
1 год 7 мес.
–
1 год 9мес.
Понимает несложный
рассказ по сюжетной
картинке. Отвечает на
вопрос взрослого: где?
Во время игры
обозначает свои действия
словами и двухсловными
предложениями.
Ориентируется в
трех контрастных
величинах
предметов (типа
кубов) с разницей
в 3 см.
Воспроизводит
несложные
сюжетные постройки:
перекрытия типа
«ворот», «скамейки»,
«дома».
Ходит по
ограниченной
поверхности
(шириной 15-20 см).,
приподнятой над
полом (15-20 см).
Частично
раздевается с
небольшой помощью
взрослого (снимает
ботинки, шапку).
1 год 10 мес.
–
2 года
Понимает короткий
рассказ взрослого без
показа о событиях,
бывших в опыте ребенка.
При общении со
взрослыми пользуется
трехсловными
предложениями,
употребляя
прилагательные и
местоимения.
Подбирает по
образцу и слову
три контрастных
цвета.
Воспроизводит ряд
последовательных
действий (начало
сюжетной игры).
Перешагивает через
препятствие
чередующимся
шагом.
Частично надевает
одежду (ботинки,
шапку).
Показатели нервно-психического развития второго года жизни
Показатели нервно-психического развития третьего года жизни.
Возрастной
эпикризный срок
Активная речь
Сенсорное развитие
Игра
Конструктивная
деятельность
ИЗО
Навыки
Движения
грамматика
вопросы
Воспроизведение
формы
Воспроизведение
цвета
одевания
кормления
2 года 1 мес. – 2
года 6 мес.
Говорит
многословными
предложениями
«Где?», «Куда?»
Подбирает по
образцу основные
геометрические
фигуры в
разнообразном
материале
Подбирает по образцу
разнообразные
предметы четырех
основных цветов.
Игра носит сю-
жетный харак-
тер. Ребенок
отражает из
жизни
окружающих
взаимосвязь и
последовательно
сть действий (2-
3).
Самостоятельно
делает простые
постройки и
называет их.
Полностью одевается,
но еще не умеет
застегивать пуговицы и
завязывать шнурки.
Ест аккуратно
Перешагивает
через палку или
веревку,
горизонтально
приподнятую над
полом на 27-30
см.
2 года 7 мес. – 3
года
Начинает
произносить
сложные
придаточные
предложения.
«Почему?», «Когда?»
В своей деятельности
правильно
использует
геометрические
фигуры, по
назначению.
Называет четыре
основных цвета.
Появляются
элементы
ролевой игры.
Появляются
сложные сюжетные
постройки.
С помощью
пластилина и
карандашей
изображает
предметы и
называет их.
Самостоятельно
одевается, может
застегивать пуговицы,
завязывать шнурки с
небольшой помощью
взрослого.
Пользуется
салфеткой по
мере
необходимости
без напоминания.
Перешагивает
через палку или
веревку,
горизонтально
приподнятую над
полом на 30-35
см.
Психолого – педагогическая
диагностика развития детей
2-3 лет.
(составитель Е.А. Стребелева).
Данная методика позволяет определить
основные параметры познавательного развития
ребенка:
- принятие задания (согласие ребенка выполнить предложенное задание
независимо от качества выполнения),
- способы его решения (самостоятельное выполнение — выполнение с
помощью взрослого, (если ребенок не может справиться сам) —
выполнение задания после обучения),
- обучаемость во время диагностического обследования (виды помощи
— прямой показ и действие вместе с ребенком; показ с помощью
жестов; выполнение подражания с помощью речевой инструкции),
- отношение к результату своей деятельности (заинтересованность своей
деятельностью и конечным результатом характерна для ребенка раннего
возраста, безразличие к ним характерно для ребенка с нарушениями
интеллекта).
Психолого – педагогическая диагностика развития детей 2-3 лет.
(составитель Е.А. Стребелева).
Название задания
Выполнение. задания
Расшифровка балов
2-2,5 г
2,5-3г
1
2
3
4
1 балл: ребенок не понял задания; ведет себя
неадекватно, не стремится к цели; после обучения
задания не понял.
2 балла: ребенок не понял задания; после обучения
стремится к достижению цели, но нет соотносящих
действий; к конечному результату безразличен;
самостоятельно задания не выполняет.
3 балла: ребенок принял и понял задание, но
трудности возникли при выполнении соотносящих
действий; заинтересован в результате своих
действий; после обучения задание выполняет.
4 балла: ребѐнок сразу принял и понял задание;
выполняет его самостоятельно, заинтересован в
конечном результате.
Примечание: 6 задание («цветные кубики») –
2балла – ребенок сличает 2 цвета, но не выделяет
цвет по слову даже после обучения;
3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову,
проявляет интерес к результату.
9 задание («достань тележку»)-
2 балла – ребенок пытается достать рукой цель,
после нескольких неудачных попыток отказываться
от выполнения задания;
3 балла – ребенок пытается достать тележку за 1
конец тесемки, после 2-3 попыток достигает
результата, понимает конечный результат своих
действий.
Результат
:
1.Лови шарик
2. Спрячь шарик:
- два шарика;
- три шарика.
3. Разборка и складывание мат
решки :
- двусоставной;
- трехсоставной.
4. Разборка и складывание
пирамидки:
- из трех колец;
- из четырех колец.
5. Парные картинки:
- две;
- четыре.
6. Цветные кубики:
- два (красный и белый)
- четыре (красн, бел, зел, синий).
7. Разрезные картинки:
- из двух частей;
- из трех частей.
8. Конструирование из палочек
- «молоточек» (из 2-х палочек)
- «домик» (из 3-х палочек)
9. Достань тележку
10. Нарисуй:
- дорожку;
- домик.
По результатам диагностики детей
раннего возраста делят на четыре
группы:
1.
Норма (IV группа) – 34-40 баллов;
2.
Группа риска (III группа) – 24–33 балла;
3.
Группа неблагополучного развития (II группа)
– 13–23 балла;
4.
Группа глубокого недоразвития (I группа) –
10–12 баллов
.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей
3-4 лет (составитель Е.А. Стребелева).
№
п/п
Наименование задания
Оценка в баллах по группам
Расшифровка балов
1
2
3
4
1 балл: ребенок не понял задания; ведет себя
неадекватно, не стремится к цели; после обучения
задания не понял.
2 балла: ребенок не понял задания; после обучения
стремится к достижению цели, но нет соотносящих
действий; к конечному результату безразличен;
самостоятельно задания не выполняет.
3 балла: ребенок принял и понял задание, но
трудности возникли при выполнении соотносящих
действий; заинтересован в результате своих действий;
после обучения задание выполняет.
4 балла: ребѐнок сразу принял и понял задание;
выполняет его самостоятельно, заинтересован в
конечном результате.
1.
Поиграй.
2.
Коробка форм.
3.
Разбери и сложи
матрешку.
4.
Группировка игрушек.
5.
Сложи разрезную
картинку.
6.
Достань тележку.
7.
Найди пару.
8.
Построй из кубиков.
Результат:
9.
Нарисуй.
10.
Сюжетные картинки.
Рекомендации:
Общий балл