Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевые игры
Раздел: дошкольное образование
Организация сюжетной игры в детском саду
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок
приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться
определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –
игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ей присущи
основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник,
питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и
сверстников.
Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду
Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми – это
первый принцип. Во время игры воспитатель должен взять на себя роль «играющего партнера», с
которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и
выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как к
сюжетной игре они не применимы.
Игра будет по-настоящему игрой, если ребенок почувствует себя «умеющим интересно играть»
партнером.
Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении
всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом,
чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы игра была успешной, ребенку нужно понимать смысл действий партнеров и самому быть
им понятным. Для этого, во время игры взрослый должен пояснять игровые действия сам и
стимулировать к этому ребенка.
Для того, чтобы ребенок сам проявлял инициативу, взрослый должен как можно раньше начать
вовлекать в игру нескольких детей.
Чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип
организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка
как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому
или сверстнику. Это обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их
согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного
взаимодействия в раннем возрасте.
Эти принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых
способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и
совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.
Особенности организации игры в первой младшей группе
Прежде чем начать работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен учитывать не
только возраст детей, но и уровень их развития, опыт жизни в детском саду, а также тот игровой
опыт, который ребенок приобрел в семье.
Во время формирования сюжетной игры, воспитатель постоянно создает условия для
элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом, начиная с простейшего
взаимодействия между детьми. Для этого можно использовать любые «катающиеся» предметы
(мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным
действиям, направленным друг на друга. Воспитатель может показать на личном примере, как это
делать. Например, покатать мяч вместе с младшим воспитателем, чтобы заинтересовать детей.
После показа на личном примере, воспитателю нужно будет помочь детям на начальной стадии
их взаимодействия. Помочь детям выбрать правильное место и обратить внимание детей друг на
друга.
Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста
воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в
ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого
по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению,
дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к
осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3)
ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника,
стимулировать словесное обозначение игровых действий.
Особенности организации игры во второй младшей группе
К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого
ребенок развертывает самостоятельную игру. Игра дает возможность ребенку попробовать себя
во взрослых ролях, проявить творческий подход к нестандартным жизненным ситуациям.
Чтобы ребенок использовал роль, как специфический способ построения игры, он должен уметь
принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера;
уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь
развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;
уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;
уметь менять свою игровую роль, в зависимости от развертывающегося сюжета. Все это
формируется у детей постепенно.
Воспитатель должен построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным
моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от
действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения
взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность
собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками.
Значение совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной
самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться
ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение
к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое
взаимодействие друг с другом.
Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты –
однотомные и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.
Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются
следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых
действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое
взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение,
короткий диалог.
Особенности организации игры в средней группе
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному
ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в со-
соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою
новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое
поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию
характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать
желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также
совместно строить и реализовывать планы. При разработке игры необходимо стремиться к
максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет
предполагаемые роли и средства игровой организации.
В этом возрасте дети сами создают пространство для игры, и все атрибуты для игры мобильны и
находятся в доступности. Педагог распределяет роли таким образом, чтобы исключить конфликты
между детьми. Для этого воспитатель использует, например, считалки, а также предоставляет
право выбора желаемой роли ребенку.
Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни, и
организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру
ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в
игре определенные ролью действия. Вовлечь детей можно по только по их желанию. Также дети
должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в
игре ту или иную роль, событие как равный партнер.
Особенности организации игры в старшей и подготовительной группе
В этом возрасте ребенок стремится играть вместе со сверстниками, и каждый из них старается
воплотить свой достаточно сложный замысел. У детей увеличивается объем знаний об
окружающем мире, появляются интересы к разным сторонам жизни.
В старшем возрасте детей нужно научить следующему этапу построения игры, более сложному,
который включает в себя: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий,
охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-
сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;
умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем
сюжете в процессе игры. Такой этап называется сюжетосложение.
Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения
сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Это можно увидеть на примере игры-
придумывания. Такая игра развивает фантазию и образное мышление, способность слушать
партнера, не перебивая. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного
изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным
преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового. Начинать
изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-
ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их
содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему
необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь
и др.
Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и
те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и
инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых.
Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта
социальных отношений.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрушек и игровых
материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как
деятельности.
Подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих
общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во
внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.
Библиографический список
Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое
пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с
Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности в детском саду» (2-7 лет), М.: «Мозаика-Синтез»,
2016 г.
Березенкова Татьяна Валерьевна, Попова Г.П., Кудрявцева Елена Александровна Издательство:
Учитель, 2020 г. «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр»