Напоминание

Сюжетно-ролевые игры


Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевые игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация сюжетной игры в детском саду

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок

приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться

определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного

поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста –

игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память,

воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный,

свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Ей присущи

основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,

активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник,

питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и

сверстников.

Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми – это

первый принцип. Во время игры воспитатель должен взять на себя роль «играющего партнера», с

которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и

выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, так как к

сюжетной игре они не применимы.

Игра будет по-настоящему игрой, если ребенок почувствует себя «умеющим интересно играть»

партнером.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении

всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом,

чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Чтобы игра была успешной, ребенку нужно понимать смысл действий партнеров и самому быть

им понятным. Для этого, во время игры взрослый должен пояснять игровые действия сам и

стимулировать к этому ребенка.

Для того, чтобы ребенок сам проявлял инициативу, взрослый должен как можно раньше начать

вовлекать в игру нескольких детей.

Чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип

организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного

детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка

как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому

или сверстнику. Это обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их

согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного

взаимодействия в раннем возрасте.

Эти принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых

способов, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и

совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Особенности организации игры в первой младшей группе

Прежде чем начать работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен учитывать не

только возраст детей, но и уровень их развития, опыт жизни в детском саду, а также тот игровой

опыт, который ребенок приобрел в семье.

Во время формирования сюжетной игры, воспитатель постоянно создает условия для

элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом, начиная с простейшего

взаимодействия между детьми. Для этого можно использовать любые «катающиеся» предметы

(мячик, тележка и т. п.), которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным

действиям, направленным друг на друга. Воспитатель может показать на личном примере, как это

делать. Например, покатать мяч вместе с младшим воспитателем, чтобы заинтересовать детей.

После показа на личном примере, воспитателю нужно будет помочь детям на начальной стадии

их взаимодействия. Помочь детям выбрать правильное место и обратить внимание детей друг на

друга.

Таким образом, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста

воспитателю необходимо развертывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в

ней ребенка в такой последовательности: 1) привлекать ребенка к осуществлению необходимого

по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению,

дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлекать ребенка к

осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3)

ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника,

стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Особенности организации игры во второй младшей группе

К трем годам у детей складывается условное предметное действие, посредством которого

ребенок развертывает самостоятельную игру. Игра дает возможность ребенку попробовать себя

во взрослых ролях, проявить творческий подход к нестандартным жизненным ситуациям.

Чтобы ребенок использовал роль, как специфический способ построения игры, он должен уметь

принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера;

уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия и уметь

развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров;

уметь менять свою игровую роль, в зависимости от развертывающегося сюжета. Все это

формируется у детей постепенно.

Воспитатель должен построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным

моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от

действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Отвечая на ролевые обращения

взрослого, вступая в инициированный им ролевой диалог, ребенок «откроет» условность

собственной позиции (роли) в игре, скрытую для него раньше действиями с игрушками.

Значение совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной

самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться

ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение

к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое

взаимодействие друг с другом.

Сюжеты игры, которые развертывает взрослый с детьми этого возраста, должны быть просты –

однотомные и построены, в основном, на парных ролях, тесно связанных по смыслу.

Показателями успешности формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются

следующие: развертывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых

действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей, парное ролевое

взаимодействие со сверстником, включающее название своей роли, ролевое обращение,

короткий диалог.

Особенности организации игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному

ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в со-

соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою

новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое

поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию

характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать

желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также

совместно строить и реализовывать планы. При разработке игры необходимо стремиться к

максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет

предполагаемые роли и средства игровой организации.

В этом возрасте дети сами создают пространство для игры, и все атрибуты для игры мобильны и

находятся в доступности. Педагог распределяет роли таким образом, чтобы исключить конфликты

между детьми. Для этого воспитатель использует, например, считалки, а также предоставляет

право выбора желаемой роли ребенку.

Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни, и

организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру

ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в

игре определенные ролью действия. Вовлечь детей можно по только по их желанию. Также дети

должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в

игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Особенности организации игры в старшей и подготовительной группе

В этом возрасте ребенок стремится играть вместе со сверстниками, и каждый из них старается

воплотить свой достаточно сложный замысел. У детей увеличивается объем знаний об

окружающем мире, появляются интересы к разным сторонам жизни.

В старшем возрасте детей нужно научить следующему этапу построения игры, более сложному,

который включает в себя: умение ребенка выстраивать новые последовательности событий,

охватывающие разнообразное тематическое содержание; быть ориентированным на партнеров-

сверстников; обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;

умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем

сюжете в процессе игры. Такой этап называется сюжетосложение.

Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения

сюжетосложения. Однако меняется форма взаимодействия. Это можно увидеть на примере игры-

придумывания. Такая игра развивает фантазию и образное мышление, способность слушать

партнера, не перебивая. Совместное придумывание рекомендуется начинать с частичного

изменения уже известных сюжетов. Постепенно воспитатель переводит детей к более сложным

преобразованиям знакомого сюжета. А затем – к совместному придумыванию нового. Начинать

изменение сказки можно с главного героя, а затем вносить другие изменения.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-

ролевыми играми:

1) развитие игры как деятельности;

2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их

содержания. В игре лети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему

необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь

и др.

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и

те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и

инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых.

Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта

социальных отношений.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрушек и игровых

материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как

деятельности.

Подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих

общественные события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во

внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.

Библиографический список

Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое

пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с

Н.В.Губанова «Развитие игровой деятельности в детском саду» (2-7 лет), М.: «Мозаика-Синтез»,

2016 г.

Березенкова Татьяна Валерьевна, Попова Г.П., Кудрявцева Елена Александровна Издательство:

Учитель, 2020 г. «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр»



В раздел образования