Напоминание

Познавательно- исследовательский проект


Автор: Кудимова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ дс №8 "Огонек"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Познавательно- исследовательский проект «Берегоша» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Познавательно- исследовательский проект
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно- исследовательский проект

«Берегоша» для детей старшего дошкольного возраста

Выполнил:

Кудимова Анастасия Сергеевна

Обоснование необходимости разработки проекта

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающею среду

человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и

целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису,

пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей

дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения в природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и

своевременна.

Данный проект прививает навыки работы по формированию у детей бережливого отношения к природным ресурсам и пропаганде

рационального их использования.

Вид проекта:

групповой, детско-родительский.

Тип проекта: Познавательно- исследовательский проект

Проблемная задача:

Отсутствие у детей представлений о значении ресурсов земли в жизни человека, об основных источниках загрязнения

воды, последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения окружающей среды .

Участники, партнеры проекта: педагоги, воспитанники подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: Краткосрочный

Цель проекта: формирование представлений о способах экономного и бережливого использования природных ресурсов.

Задачи проекта: формировать представления о природных ресурсах, нужных человеку, и необходимости их бережного использования;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения

Проектный продукт :

Разработка плана проведения проекта

Беседы с детьми

Чтение художественной литературы:

Издание карманных карточек «Берегоша в кармашке»

Презентация «Нам нужна вода»

Коллаж «Берегите ресурсы Земли!» (коллективная работа).

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической

культуры, добра и милосердия как главных качеств личности.

2 этап – организационный планирование и прогнозирование предстоящей работы; создание экологической среды в группе, привлечение

родителей к предстоящей творческой работе с детьми; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического

образования через подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также

начала, основы экологического образования через участие во всероссийском конкурсе, создание выставки и буклетов.

4 этап – итоговый

обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов.

Формы работы по реализации проекта:

· наблюдения ;

· создание презентации, слайд шоу;

· познавательное чтение;

· конкурсы и викторины,

· экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

· эколого-познавательные праздники и развлечения.

Перспективный план работы с детьми

Тема

занятия

Задачи

Общение

Игровая деятельность

Познавательная

практическая

деятельность

Художественная

деятельность

1

«Бережё

м тепло»

формировать

представления

о

природных

ресурсах, нужных

человеку,

и

необходимости их

бережного

использования;

развивать

умение

устанавливать

причинно-

следственные

Рассказы

детей

из

личного

опыта

«Как

берегут тепло в нашей

семье».

Цель

развитие

умения

строить

свой

рассказ

в

соответствии

с

логикой

повествования

Сюжетно-ролевая игра

«Помогаем бабушке».

Цель:

формирование

умения

действовать

с

предметами-

заместителями,

делать

нравственный выбор

Наблюдение «Где живёт

тепло в нашей группе?».

Цель:

расширение

представлений

об

источниках тепла

Инсценировка «Сказка о

Зайке-всезнайке,

или

Детям

об

энергосбережении».

Цель:

закрепление

представлений

о

способах

экономного и бережливого

использования

природных

ресурсов

через

театрализованную

деятельность

связи;

воспитывать

ответственность

за

состояние

природы

ближайшего

окружения

2

«Почему

нужно

беречь

воду?»

формировать

представления

о

взаимосвязях

в

неживой природе;

развивать

умение

замечать

объекты

и

явления

неживой природы

и

их

свойства

в

природе

и

в

обыденной жизни;

воспитывать

ответственность

за

состояние

природы

ближайшего

окружения

Рассказ

воспитателя

«Какая вода существует

на Земле».

Цель:

развитие

умения

внимательно

слушать

собеседника,

отвечать

на

вопросы полным ответом

Дидактическая игра

«Хорошо–плохо».

Цель:

расширение

представлений детей о

важности

и

опасности

воды

в

окружающей

среде.

Игра-лабиринт

«Помоги капле найти

свой дом».

Цель:

формирование

умения

применять

моделирование

как

средство

познания

окружающего

мира,

развитие

образно-

схематического

мышления

Рассматривание схемы-

таблицы

«Как

вода

приходит в наш дом».

Цель:

формирование

представлений

детей

о

способах подачи воды в

дома,

умений

делать

выводы.

Эксперимент

по

определению

качества

воды (чистая/ грязная).

Цель:

формирование

представлений

детей

о

зависимости

здоровья

человека от правильности

удовлетворения жизненно

важных потребностей

Рисование эмблемы

«Берегоша».

Цель:

развитие

изобрази-

тельных

и

творческих

способностей, формирование

сознательного отношения к

бережливому

использова-

нию воды.

Дидактическая

игра

«Сочинялки»

Цель: формирование умения

совместно

со

взрослым

придумывать загадки по теме

тепло- сбережения

3

«Откуда

к

нам

приходит

электрич

еский

ток»

формировать

представления

о

способах

экономного

и

бережного

использования

Беседа-диалог

«Уроки

Берегоши».

Цель:

развитие

умения

самостоятельно

использовать

освоенные

речевые формы в процессе

Настольно-печатная

игра «ЭнергоДом»

Цель:

расширение

представлений

о

способах

экономии

электроэнергии в быту.

Исследование

«Лучик».

Цель: развитие интереса к

поисково-

исследовательской

деятельности

по

выявлению

объектов,

Изготовление

карточки

«Берегоша

в

кармашке»

Цель:

развитие

изобра-

зительных

и

творческих

способностей,

система-

тизация

представлений

о

природных

ресурсов;

развивать умение

соблюдать

правила

безопасного

обращения

с

электроприборам

и;

воспитывать

экономически

значимые

качества

(бережливость,

экономность)

общения со сверстниками и

взрослыми

Словесная

игра

«Закончи

предложение».

Цель:

расширение

представлений детей об

электрических приборах,

правилах

безопасности

при пользовании ими

потребляющих

электроэнергию

в

учреждении дошкольного

образования, расширение

представлений

о

путях

экономии

электроэнер-

гии в быту

способах

экономии

электроэнергии в быту

4

«Электро

энергия,

тепло,

вода

людям

вы

нужны

всегда!».

повышать

общую

работоспособност

ь и выносливость

организма

в

процессе

увеличения

объёма,

интенсивности

и

разнообразия

физических

нагрузок;

закреплять

и

совершенствовать

жизненно важные

двигательные

умения и навыки;

воспитывать

умения применять

способы

Интервью «Знаешь ли ты,

что такое отходы и куда

выбросить батарейку?».

Цель:

развитие

диало-

гического общения, умения

правильно

взаимо-

действовать

с

миром

природы,

бережливого

использования

природных

ресурсов

Дидактическая

игра

«Мусор

надо

разделять!».

Цель:

формирование

представлений

о

правилах

сортировки

мусора.

Дидактическая

игра

«Растёт,

цветёт

и

зреет».

Цель:

расширение

представлений о расти-

тельном

мире,

о

потребности растений в

свете,

воде,

тепле,

питательной почве

Экскурсия

«Где

организован

сбор

батареек?».

Цель:

развитие

способностей

оценивать

собственные действия и

действия других с точки

зрения

их

пользы

для

окружаю- щей среды.

Проблемная

ситуация

«Почему

исчезают

растения и животные?».

Цель: развитие познавате-

льной активности, стрем-

ления к природоохранной

деятельности

Чтение

стихотворения

«Мусорная

фантазия»

А.

Усачёва.

Цель:

расширение

пред-

ставлений о том, что нельзя

оставлять

мусор

в

неустановленных местах

экономного

и

бережливого

использования

природных

ресурсов

(электроэнергия,

вода, тепло)

5

Развлече

ние

«Приклю

чения

в

волшебн

ом лесу»

формировать

представления об

экономии

тепла,

электроэнергии,

воды,

об

источниках тепла,

способах

переработки

макула-

туры;

развивать

мышление,

воображение,

познавательный

интерес,

музыкальные

способности;

воспитывать

бережливое

отношение

к

энергоресурсам,

окружающей

среде

Беседа-рассуждение

«Земля просит защиты».

Цель:

развитие

умения

последовательно

излагать

свои

мысли

в

процессе

общения

Дидактическая

игра

«Природное

сообщество»

Цель:

воспитание

ответственности

за

состояние

растений

ближайшего окружения,

стремления

активно

участвовать

в

охране

природы

Рассматривание лэпбука

«По страницам Красной

книги».

Цель:

формирование

представлений о предста-

вителях

животного

и

растительного

мира,

занесённых

в

Красную

книгу

Создание

коллекции

«Такая разная бумага».

Цель:

расширение

представлений

о

многообразии

бумаги,

развитие

тактильных

ощущений

Коллаж «Берегите ресурсы

Земли!»

(коллективная

работа).

Цель:

развитие

изо-

бразительных и твор-ческих

способностей,

воспитание

ответствен-

ности

за

состояние

природы

ближайшего окружения

Перспективный план работы с родителями

Форма работы

Цель

1

Онлайн-опрос родителей посредством мессенджеров «Что вы

знаете об энергосбережении?».

изучение

уровня

информированности

родителей

о

способах

экономии энергоресурсов

2

Онлайн-консультация «Сбережём энергию сегодня — сохраним

природу в будущем».

расширение

знаний

родителей

о

возможностях и

способах

экономии энергоресурсов

3

Вебинар для родителей «Где бережливость — там богатство».

привлечение

внимания

родителей

к

проблеме

экономии

энергоресурсов, повышение компетенций по формированию у

детей навыков экономного использования энергоресурсов

4

Родительская газета «Экономим всей семьёй!».

обмен

семейным

опытом

экономного

использования

энергоресурсов в быту

5

Папка-передвижка «Мусора много — планета одна».

пропаганда

раздельного

сбора

мусора,

формирование

бережливого отношения к природным ресурсам

6

Выставка

совместного

творчества

«Вторая

жизнь

ненужных

вещей».

вовлечение

родителей

в

практическую

деятельность

по

созданию предметов обихода из вещей, бывших в употреблении

7

Марафон экономии и бережливости «Папа, мама, ты и я —

экономная семья!».

содействие

формированию

у

родителей

экологически

безопасного, энергосберегающего поведения

Перспективный план работы с педагогами

Содержание

1

Создание интерактивной библиотеки методических разработок по формированию у детей дошкольного возраста навыков экономии

и бережливости

2

Ознакомление педагогических работников с содержанием и алгоритмом использования интерактивной библиотеки методических

разработок по формированию у воспитанников бережного отношения к природе и бережливого отношения к природным ресурсам

3

Круглый стол по теме «Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам энергосбережения»

4

Консультация «Как рассказывать детям об экономии энергоресурсов»

Список используемой литературы:

Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.

Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004

Киселева Л.С., Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арктри. 2005

Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.

Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. –

С.57-66.

Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.

Рыжова Н.А. Экологическое образование дошкольников: теория и практика. – М.: Институт развития проф. образования, 1999.

Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2000.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. –М.: пед.университет «Первое Сентября», 2006.

Рыжова Н.А; Рыжов И.Н- Методические рекомендации к учебному-методическому комплекту «Юные экологи Москвы», Москва 2015



В раздел образования