Напоминание

Нетрадиционное рисование


Автор: Никулина Елена Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДС №20
Населённый пункт: г. Анжеро- Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционное рисование
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нетрадиционной техники рисования как фактор развития

художественно – творческих способностей дошкольников

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории

и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском

саду.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего

воспитания и развития творчества ребенка. Она позволяет детям передать то, что они

видят в окружающей жизни. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает

толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка,

учит нестандартно мыслить.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, сама

формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на

занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехноогий.

Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее

художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется

возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные

с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Цель

развивать

творческие

способности

каждого

ребенка

посредством

нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя.

Для решения поставленной цели мы поставили ряд задач:

1.

Обучать

приемам

нетрадиционной

техники

рисования

и

способам

изображения с использованием различных материалов.

2.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

3.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении

предметов и явлений окружающей деятельности.

4.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

5.

Развивать творческие способности детей.

6.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

7.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Работа проводится в 3 этапа.

1 этап включает в себя основы художественных восприятий, развитие ощущений и

представлений детей.

2 этап

включает в себя основы художественных представлений, выражение в

рисунке восприятия мира: слов, музыки, цвета с помощью нетрадиционных техник

рисования.

3 этап включает в себя основы художественного, творческого мышления и знаний,

создание образа рисунка.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

Способствует снятию детских страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Учит детей свободно выражать свой замысел;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Учит детей работать с разнообразными материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Развивает мелкую моторику;

Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Используются разные методические приемы?

Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым

материалом.

Словесные, настольно – печатные игры – организуются с целью закрепления и как

форма

проведения

занятия

(ознакомление

с

окружающим,

продуктивные

виды

деятельности).

Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и

проводится в конце занятия.

Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомление с окружающим.

Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по

схемам.

Проведение праздников - проводятся с целью закрепления материала и создания

положительных эмоций у детей;

Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей к совместной

деятельности:

участие

в

викторинах,

развлечениях,

семинарах,

организациях

туристического похода, экскурсий.

Достигнутые результаты:

Создан план реализации этапов работы по данной проблеме;

Создана проект «Волшебная палитра»;

Организован кружок «Волшебники»;

Проведены выставки работ на тему «Чему мы научились?»;

Разработана система проведения занятий по обучению нетрадиционным техникам

рисования

(имеется

перспективный

план,

методики

проведения,

конспекты

интегрированных занятий);

Проведен семинар для педагогов «Развитие творчества дошкольников посредством

нетрадиционной техники рисования».

Главным показателем были итоги проведенной итоговой диагностики «Умелое

использование детьми нетрадиционных техник рисования».

Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных

образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании,

результаты рисунков прошли анализ и в течение года все техники нетрадиционного

рисования были изучены и апробированы в работе с детьми.

Работа с использованием нетрадиционных техник начинается со 2 – ой младшей

группы по принципу «от простого к сложному».

Основные техники, используемые в этом возрасте:

Рисование пальчиками, ладошками

Рисование тычками из поролона, ватными палочками

Тычок жесткой полусухой кистью

печатание пробками

В средней группе добавляется:

Рисование свечой

Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

Рисований зубной щеткой

Печатками, по трафарету;

Нами включены в учебный процесс самые необычные средства изображения:

коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щетку, ватную палочку, нитки,

перья и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию,

воображение, снимает отрицательные эмоции.

И дети, с удовольствием отправляясь в путешествия, знакомятся с различными

изобразительными

техниками:

пальчиковая

живопись,

кляксография,

выдувание,

щетинная кисть и т.д.). А так же узнают много нового, необычного. Такие занятия

развивают творческие способности, активизируют скрытый талант, заставляют думать,

изобретать, фантазировать.

Выводы:

На основе проделанной работы мы отметили, что у детей возрос интерес к

нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий

мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают

новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и

самостоятельно находят средства для его воплощения.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному

развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник

изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества.

Освоение

многообразных

техник

изобразительной

деятельности

представляет

возможность

почувствовать

свойства

изобразительных

материалов,

способы

использования и их выразительные возможности при создании рисунков.



В раздел образования