Автор: Оськина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН, ТИХОРЕЦК
Наименование материала: Мастер-класс для родителей подготовительной группы
Тема: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе».
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс
для родителей подготовительной группы:
«Игровые методы взаимодействия с ребёнком
при подготовке к школе».
Цель: создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в
подготовке детей к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с играми, развивающими у детей познавательные
процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.
Развивать коммуникативные умения родителей, навыков взаимодействия с
ребенком - будущим школьником.
Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения
заданий и игр.
Ход мастер-класса:
Вводная часть
Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на
учёбу. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе
нередко
связано
с
низким
уровнем
развития
памяти,
неумением
поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо
научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать
правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным
делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет
к подготовке к школе.
Основная часть
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид
деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для
полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок
действует,
как
активный
деятель,
он
вникает
в
смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.
-Что такое замысел игры?
В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?
Очень
важный
аспект
процесса игровой
деятельности: ребёнок в
игре
практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него
наиболее интересный, эмоционально значимый.
Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий -
важнейшие
черты
мотивированной игровой
деятельности,
они
имеют
существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Выготский
Л.
С.
подчёркивал,
что
личность ребёнка формируют
четыре фактора:
наследственность,
обучение
и
воспитание,
среда
и
активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три
внешних
фактора,
поскольку
игра
активизирует
процесс
деятельности ребёнка.
Обучение
и
воспитание
приобретает
форму
сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда,
мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.
Но
к
школьной
жизни
должны
быть
готовы
и
его
родители.
Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к
школе.
Упражнение на развитие произвольного внимания:
Еще до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется
произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если
взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания
тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное
выполнение любого задания – интересного и неинтересного.
«Корректурная проба».
Ребенок просматривает строчки и как можно быстрее зачёркивает разными
способами три разных элемента: домик - поперечной чертой, мяч –
вертикальной, звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения
задания. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 2-3 минуты
«Графический диктант». (выявляет уровень произвольности)
Важным показателем сформированности восприятия ребёнка является
умение ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка
важна не только в математике, но и при обучении письму, чтению и т.д.
Перед проведением графического диктанта подготовьте всё необходимое:
лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки,
которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы
можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие
тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.
Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно,
приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.
Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в
руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем
всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие
занятия в домашних условиях. Напомните ребенку, где правая сторона, где
левая.
Сейчас мы с вами выполним графический диктант, но прежде. Чем начать
надо пальчики размять.
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь
другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг
об друга, шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Проводится графический диктант «Кот».
«Пространство».
Задание для всех родителей: Покажи правую, левую руку, ногу, правое, левое
ухо и т.д..
Возьмем 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису), лист
бумаги в клеточку.
(выполняют 1-2 человека): на столе расположите игрушки следующим
образом: в центре – мишка, справа – уточку, слева – заяц, впереди – кукла,
сзади – лиса, и просят ответить на вопросы: Где сидит мишка? Какая
игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка стоит позади мишки? Какая
игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?
Задание для всех родителей: Нарисуйте на листе бумаги в клетку в центре -
круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над
треугольником – два маленьких кружка, под прямоугольником – маленький
кружок.
«Классификации предметов».
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим один.
Цель: расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и
тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне,
речи.
Игра с мячом.
По команде «Начали!» необходимо последовательно называть предметы на
заданную тему. По команде «Стоп!» ответы прекращаются.
Темы: Цветы, Деревья, Одежда, Растения, Мебель, Времена года, Дни
недели, Месяца, Посуда, Игрушки, Овощи, Фрукты, Транспорт, Продукты
питания, Домашние животные, Дикие животные, Школьные принадлежности
и т.д.
К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-
логического
мышления,
которое
связано
с
использованием
и
преобразованием понятий. Оно не является ведущим у дошкольника, однако
определенного уровня развития должно достичь к концу дошкольного
возраста. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение
развивают у ребёнка такие мыслительные операции как обобщение,
сравнение, классификация, способность рассуждать.
«Логика».
Ребёнок отвечает на вопросы:
Какое из животных больше – лошадь или собака?
Утром люди завтракают, а вечером?
Днем на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?
Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
Для чего автомобилю нужны тормоза?
Для чего люди занимаются спортом?
Ребенок 6-7 лет должен правильно ответить примерно на 15 из 20 подобных
вопросов.
Предлагаю вашему вниманию упражнение «Школьное будущее моего
ребенка». Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам
необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу,
не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не
может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и
есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с
ребенком, осознать свою роль в его жизни.
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают
ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение
именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие
ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Предлагаю на листе бумаги обвести свою руку. Впишите внутри контура
свои ответы на вопросы, которые я вам задам.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал (а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни
каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте
достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно
сейчас ваши: внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.
Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
Родителям раздаются памятки по проведению графического диктанта и
их примеры.