Напоминание

«Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе».


Автор: Оськина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 5 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН, ТИХОРЕЦК
Наименование материала: Мастер-класс для родителей подготовительной группы
Тема: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс

для родителей подготовительной группы:

«Игровые методы взаимодействия с ребёнком

при подготовке к школе».

Цель: создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в

подготовке детей к школе.

Задачи:

Познакомить родителей с играми, развивающими у детей познавательные

процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

Развивать коммуникативные умения родителей, навыков взаимодействия с

ребенком - будущим школьником.

Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения

заданий и игр.

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на

учёбу. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе

нередко

связано

с

низким

уровнем

развития

памяти,

неумением

поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо

научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать

правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным

делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет

к подготовке к школе.

Основная часть

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид

деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для

полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок

действует,

как

активный

деятель,

он

вникает

в

смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.

-Что такое замысел игры?

В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?

Очень

важный

аспект

процесса игровой

деятельности: ребёнок в

игре

практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него

наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий -

важнейшие

черты

мотивированной игровой

деятельности,

они

имеют

существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выготский

Л.

С.

подчёркивал,

что

личность ребёнка формируют

четыре фактора:

наследственность,

обучение

и

воспитание,

среда

и

активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три

внешних

фактора,

поскольку

игра

активизирует

процесс

деятельности ребёнка.

Обучение

и

воспитание

приобретает

форму

сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда,

мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.

Но

к

школьной

жизни

должны

быть

готовы

и

его

родители.

Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к

школе.

Упражнение на развитие произвольного внимания:

Еще до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется

произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если

взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания

тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное

выполнение любого задания – интересного и неинтересного.

«Корректурная проба».

Ребенок просматривает строчки и как можно быстрее зачёркивает разными

способами три разных элемента: домик - поперечной чертой, мяч –

вертикальной, звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения

задания. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 2-3 минуты

«Графический диктант». (выявляет уровень произвольности)

Важным показателем сформированности восприятия ребёнка является

умение ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка

важна не только в математике, но и при обучении письму, чтению и т.д.

Перед проведением графического диктанта подготовьте всё необходимое:

лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки,

которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы

можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие

тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.

Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно,

приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.

Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в

руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем

всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие

занятия в домашних условиях. Напомните ребенку, где правая сторона, где

левая.

Сейчас мы с вами выполним графический диктант, но прежде. Чем начать

надо пальчики размять.

«Дружные пальчики»

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь

другой руки)

Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке).

Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг

об друга, шурша).

Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем братцем

Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

Проводится графический диктант «Кот».

«Пространство».

Задание для всех родителей: Покажи правую, левую руку, ногу, правое, левое

ухо и т.д..

Возьмем 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису), лист

бумаги в клеточку.

(выполняют 1-2 человека): на столе расположите игрушки следующим

образом: в центре – мишка, справа – уточку, слева – заяц, впереди – кукла,

сзади – лиса, и просят ответить на вопросы: Где сидит мишка? Какая

игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка стоит позади мишки? Какая

игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?

Задание для всех родителей: Нарисуйте на листе бумаги в клетку в центре -

круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над

треугольником – два маленьких кружка, под прямоугольником – маленький

кружок.

«Классификации предметов».

У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим один.

Цель: расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и

тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне,

речи.

Игра с мячом.

По команде «Начали!» необходимо последовательно называть предметы на

заданную тему. По команде «Стоп!» ответы прекращаются.

Темы: Цветы, Деревья, Одежда, Растения, Мебель, Времена года, Дни

недели, Месяца, Посуда, Игрушки, Овощи, Фрукты, Транспорт, Продукты

питания, Домашние животные, Дикие животные, Школьные принадлежности

и т.д.

К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-

логического

мышления,

которое

связано

с

использованием

и

преобразованием понятий. Оно не является ведущим у дошкольника, однако

определенного уровня развития должно достичь к концу дошкольного

возраста. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение

развивают у ребёнка такие мыслительные операции как обобщение,

сравнение, классификация, способность рассуждать.

«Логика».

Ребёнок отвечает на вопросы:

Какое из животных больше – лошадь или собака?

Утром люди завтракают, а вечером?

Днем на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?

Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?

Для чего автомобилю нужны тормоза?

Для чего люди занимаются спортом?

Ребенок 6-7 лет должен правильно ответить примерно на 15 из 20 подобных

вопросов.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Школьное будущее моего

ребенка». Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам

необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу,

не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не

может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и

есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с

ребенком, осознать свою роль в его жизни.

• В школе мой ребенок будет…

• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…

• Когда ребенок пойдет в первый класс…

• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают

ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение

именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие

ожидания вы связываете с его поступлением в школу.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Предлагаю на листе бумаги обвести свою руку. Впишите внутри контура

свои ответы на вопросы, которые я вам задам.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал (а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Никогда не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни

каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте

достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно

сейчас ваши: внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.

Родителям раздаются памятки по проведению графического диктанта и

их примеры.



В раздел образования