Напоминание

Психолого-педагогические аспекты развития музыкально-творческих способностей и мотивации учащихся ДМШ и ДШИ в классе фортепиано


Автор: Моисеенко Светлана Вениаминовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ № 19
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая работа
Тема: Психолого-педагогические аспекты развития музыкально-творческих способностей и мотивации учащихся ДМШ и ДШИ в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская хоровая школа № 19»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

И МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДМШ И ДШИ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Методическая работа

Автор-составитель:

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО ДХШ № 19

Моисеенко Светлана Вениаминовна

Новосибирск-2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..……. 3

1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся

ДМШ и ДШИ как психолого-педагогическая проблема ………….……… 4

2. Формирование мотивационной сферы начинающих пианистов ...………. 6

3. Роль возрастных психофизиологических особенностей учащихся

в процессе фортепианного обучения ………………………………..….….. 8

4. Способы преодоления сценического волнения учащихся-пианистов …. 11

Заключение ………………………………………………………………...….. 16

Список литературы …………………………………………………..……….. 17

2

Введение

Всестороннее

развитие

музыкально-творческих

способностей

обучающихся ДМШ и ДШИ является одной из приоритетных задач системы

дополнительного образования – процесса воспитания творческой личности, ее

музыкального мышления, художественного сознания, творческой фантазии и

воображения.

Современные требования к педагогу-музыканту предполагают обладание

им на высоком уровне знаниями психологических закономерностей обучения

юных

пианистов

для

достижения

ими

качественных

результатов

в

исполнительском творчестве. Надлежащее воздействие на психику учащегося

оказывает благоприятное влияние на процесс преподавания в целом, делая его

содержательнее, интереснее и продуктивнее.

Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания – характерная

инновационная

методика

музыкальной

педагогики,

что

обусловлено

следующими факторами: поиском новых методов обучения, способствующих

активизации творческих способностей детей; воспитательной ценностью

детского творчества как способа познания окружающего мира; доступностью

творчества всем детям. Под способностью к творчеству или креативностью

ребёнка понимают его творческие возможности и готовность к созиданию

нового в процессе музыкальной деятельности, что придаёт ей творческую

направленность. Для успешного развития и воспитания музыкально-творческих

способностей необходима позитивная мотивация учащегося-музыканта к

творческой деятельности и направленность на осознание своей причастности к

национальной и мировой художественной культуре.

Рассмотрению актуального для фортепианного обучения круга вопросов,

связанных с претворением в педагогической практике закономерностей

психологии музыкального творчества, возрастной психологии и психологии

музыкального исполнительства, – посвящена данная работа.

3

1.

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся ДМШ и

ДШИ как психолого-педагогическая проблема

Л.С.

Выготский

писал:

«Творчество

есть

необходимое

условие

существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключается хоть

нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека»

[5, с.6]. Основа готовности учащихся-пианистов к продуктивной музыкально-

творческой деятельности имеет внешнее и внутреннее проявление. Внешнее –

это знание основ музыкальной системы, владение навыками игры на

инструменте, умение фиксировать музыкальную мысль нотными символами.

Внутреннее проявление – это яркое творческое воображение, желание

реализовать художественные образы средствами звуковой палитры. Это даёт

детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской

инициативы,

что

связано

с

активным

формированием

музыкальных

способностей (музыкальный слух во всех его компонентах, чувство ритма и

лада, музыкальная память и мышление). Это будет основой для воспитания

художественного вкуса и положительного воздействия на духовный мир

подрастающего поколения.

В процессе развития музыкально-творческих способностей учащимися

осуществляются различные виды деятельности: познавательная; развивающая;

эстетическая;

интеллектуальная;

творческая;

ценностно-ориентационная;

диагностическая; стимулирующе-регулятивная; контрольно-оценочная.

Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи. Нервно-

психическая жизнь современного ребёнка отличается от жизни его сверстников

в прошедшие десятилетия и столетия. В настоящее время в социальной

структуре

общества

произошли

изменения,

произошла

и

переоценка

музыкальных предпочтений. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и

находить общий язык не только на почве классики, но и в сфере популярной

музыки.

4

Во главу угла в современных условиях становится проблема гуманизации

образования – обучение во имя развития личности ребёнка. Процесс обучения

искусству

должен

проходить

так,

чтобы

вместе

со

знаниями

и

профессиональными навыками, ученик развивал в себе навыки творца.

Современный процесс музыкального образования сфокусирован на

личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения

с музыкой. Занятия с учеником – это творческий процесс. Если раньше педагог

занимал авторитарную позицию: «нужно делать так, как я сказал», то теперь

приоритеты изменились. Методы преподавания, стимулирующие инициативу и

самостоятельность обучающихся («поищи, подумай, попробуй») и методы

«авторитарной»

педагогики

(«запомни

то-то»,

«сделай

так-то»)

в

педагогической практике должны быть сбалансированными.

Учитель должен заботиться не только о передаче знаний и навыков, что

характерно для традиционной методики, но и применять инновационные

методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих

арсеналом творческих приёмов. В отечественной фортепианной методике

создано большое число пособий и сборников, посвященных развитию

музыкально-творческих способностей детей разных возрастов в процессе

обучения в детской музыкальной школе. В их содержании представлено

множество творческих заданий, которые способных активизировать слух и

фантазию ребенка путем подбора по слуху, сочинения, импровизации, подбора

аккомпанемента, выполнению разнообразных ритмических и гармонических

заданий. Задача преподавателя – постоянно будить фантазию ребёнка, сохраняя

его увлечённость и заинтересованность в занятиях. Педагогу необходимо

всегда помнить, что субъектом, на который направлен процесс обучения,

является ребёнок. Педагогическая цель состоит в том, чтобы создать

оптимальные условия для развития врождённых способностей ребёнка.

Конечным результатом этого процесса должно стать воспитание творческой

личности, способной проявить себя в любой сфере деятельности.

5

2.

Формирование мотивационной сферы начинающих пианистов

По мнению А.Н. Леонтьева, мотивационная сфера – это ядро личности,

ее стержень, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность,

ценностные ориентации, установки, притязания, эмоции, волевые качества и

другие

социально-психологические

характеристики

[12].

К

личностным

качествам учащегося при обучении игре на фортепиано относятся: воля,

внимание,

самостоятельность

и

критичность

мышления,

точность

в

выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти

качества стимулируют планомерное развитие необходимых музыкально-

исполнительских навыков.

Предпосылками

развития

воли

является

заинтересованность

(мотивированность), вызывающая потребность в деятельности. Это достигается

различными методами, обогащающими урок, на котором учащийся чувствует

себя соучастником происходящего и ощущает радость творчества, что

оказывает благоприятное воздействие на его волю. Педагогу следует обратить

внимание на привитие умения трудиться. Ведь для того, чтобы провести один

час за инструментом, нужно сделать усилие над собой.

Основным побудительным мотивом, который становится приказом к

действию, является ясное, конкретное и точное представление о цели действия.

В детском возрасте понятны лишь близкие и реальные цели, поэтому

необходимо точно определять средства достижения этой цели. Наличие навыка

постановки целей является показателем зрелости мотивационной сферы

школьника. В старших классах понадобится помощь в распределении учебного

дня, можно прохронометрировать день, а потом вместе разобрать, где он теряет

драгоценные минуты.

Внимание – следующий фактор обучения игре на фортепиано. У детей

умение сконцентрировать внимание зависит от возраста. Важно с первых шагов

учить ребёнка правильно распределять своё внимание. Работоспособные дети

6

всё выполняют хорошо и работают продуктивно. Встречаются типы детей,

которые быстро усваивают материал, но столь же быстро устают, другие

проявляют медлительность в работе, третьи – и медлительность, и небрежность.

Педагогу следует применять индивидуальный подход: одних приучать к

тщательной и детальной работе, у других – поощрять самостоятельность и

активность.

Обучение игре на фортепиано предполагает повышенную нагрузку на

нервную систему учащихся. Игра наизусть, репетиции, выступления в

концертах требуют усилия и напряжения, подвергают учащихся нервному

напряжению, которое должно компенсироваться радостью игры, возможностью

самовыражения за инструментом.

Самостоятельность мышления – ещё один важный компонент в обучении

детей. Когда ребёнок что-то мастерит своими руками, результат своего труда он

видит сразу. В музыкальной школе он сталкивается с тем, что результаты будут

иметь отдалённые последствия: пока он выучит пьесу и, может быть, выступит

с ней в концерте или на конкурсе, то есть здесь предмет труда для него имеет

абстрактные очертания.

Важное значение в развитии мотивации ученика играет формирование у

него самостоятельности мышления. Обычно, чем одарённее ученик, тем

отчётливее проявляются его пристрастия к музыке. Ученикам менее способным

нужно помочь выработать своё отношение к музыке. Для этого важно создать

условия, благоприятные для более широкого выбора понравившихся ему

произведений. Поощрение самостоятельности в этой области стимулирует

живое отношение к музыке и работе над выбранным произведением. Цель,

поставленная ребенком самостоятельно, создаёт и усиливает мотивацию,

положительное отношение к работе. Не нужно запрещать ребёнку сыграть

понравившееся произведение, даже если оно не соответствует уровню его

музыкального развития. Если он хочет его сыграть, значит, оно отвечает его

психологическому состоянию или эмоциональным переживаниям.

7

С

воспитанием

самостоятельности

мышления

связано

ещё

одно

требование – учащийся должен самокритично оценить свою игру и предложить

способы устранения ошибок. Этот способ окажется весьма продуктивным в

домашних занятиях. Одновременно с этим педагог подводит ребёнка

к

точности выполнения заданий. Если ученик понимает свою задачу и знает

способы её выполнения, он избежит лишней затраты времени на переучивание

неверно

закреплённых

навыков.

Способность

ученика

к

оценке

своей

собственной учебной деятельности, умение ставить точный самодиагноз –

характерная примета развитого профессионального мышления.

Успешность в игре на фортепиано зависит от многих составляющих,

среди которых психологический аспект занимает не последнее место.

Пробуждение интереса к занятиям стимулирует волю учащегося, что ведёт к

сосредоточенности внимания, развивает самостоятельность его мышления,

воспитывает умение трудиться – таков механизм, по которому формируются

основные навыки и умения в классе фортепиано, если рассматривать этот

процесс с точки зрения психологических особенностей. Если ребёнок в

процессе обучения начинает радоваться тому, что что-то узнал, понял, чему-то

научился, – значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре

учебной деятельности.

3.

Роль возрастных психофизиологических особенностей учащихся в

процессе фортепианного обучения

В повседневной работе преподавателя встречаются различные возрастные

категории

учащихся,

поэтому

следует

учитывать

и

опираться

на

соответствующие

психологические

показатели.

Возрастные

особенности

обучающихся нужно не просто учитывать: из возрастных особенностей надо

исходить с самого начала обучения. Научные открытия последних лет

подтверждают, что люди рождаются с доминантой работы правого полушария,

8

которое заведует художественно-образным мышлением, и привилегия эта

сохраняется

до

10-13

лет,

когда

чувственное

восприятие,

интуиция

притупляются от недостаточной загрузки эмоциональной сферы, что приводит

к угасанию творческих способностей ребёнка [7].

Младший

школьный

возраст

возраст

вхождения

в

учебную

деятельность, овладения её структурными компонентами (Д.Б. Эльконин, В.В.

Давыдов).

В

процессе

обучения

младшего

школьника-пианиста

уже

в

начальных

классах

остро

встают

вопросы

музыкально-творческого

и

психологического

контакта

педагога

с

учеником.

Любознательность,

непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в

непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любое его задание

являются благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте мотивов

долга, ответственности, понимания необходимости учиться. Именно первые

годы воспитания пианиста являются этапом, на котором создаётся творческий

фундамент и формируется отношение к музыке, закладываются основы для

будущего развития юного пианиста.

Дети младшего возраста наделены двигательными способностями и

испытывают потребность в движении. Объяснение приёмов исполнения должно

соответствовать уровню мышления детей и их физического развития. Процесс

их

обучения

следует

выстраивать

по

степени

усвоения

материала

и

постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно помнить, что дети 5-7

лет не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна:

основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому

задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным

для ребёнка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для

разрядки.

Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребёнок

легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке.

Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию. Кроме

9

того, у ребенка иной тип мышления, чем у взрослого, он думает медленнее.

Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции на уроке

приведёт к отрицательным последствиям, так как внесёт беспокойство, а,

возможно, и страх.

Точную

характеристику ребёнка дал швейцарский

психолог Жан Пиаже, который сказал, что «ребёнок – это не маленький

взрослый, а психологически своеобразное существо» [Цит. по: 13, с.206].

Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в

конкретных образах. Объяснение музыкальных терминов и приёмов, довольно

абстрактных для детского восприятия, нужно проводить на примере явлений,

хорошо знакомых ребёнку из его собственного опыта. Контакт педагога с

учеником на уроке наступает тогда, когда и учитель, и ученик испытывают

интерес к занятиям, удовлетворённость их результатами, когда ученик увлечён

художественно-образными

переживаниями

и

ясно

представляет

себе

логически-смысловые задачи. Всё это становится стимулом для дальнейших

занятий.

Период обучения в средних классах ДМШ – это переход от детского

состояния к взрослому, который связан с перестройкой психических процессов

и поэтому требует особого внимания. Специфика музыкального образования в

ДМШ (4-7 классы) приходится на время становления новых качеств личности

учащегося, поэтому многие трудности во взаимоотношениях объясняются

незнанием или игнорированием психического развития в этом возрасте. Кроме

того, следует учитывать и фактор физического развития ребёнка. Бурный

физический рост часто приводит к неравномерности развития сердечно-

сосудистой системы. Изменения деятельности желез внутренней секреции

(щитовидной

железы)

вызывают

повышенную

возбудимость,

раздражительность, вспыльчивость. При публичных выступлениях в этом

возрасте наблюдается нестабильность в исполнении хорошо выученных

произведений, метроритмическая неустойчивость. Одни учащиеся склонны к

ускорениям темпов или берут неоправданно завышенные темпы, другие –

10

быстро утомляются, становятся вялыми, апатичными и рассеянными. В это

время наблюдается спад интереса к творческой деятельности, но зато

повышается интерес к приобретению знаний и желание приобщиться к миру

взрослых людей. Здесь педагогу нужно изменить привычные методы, найти

новые формы, приёмы и средства воздействия. Все сложности этого периода

объясняются психологическими факторами, которые нельзя не учитывать в

обучении подростка: формирование более высокого уровня психического

развития, новых качеств личности ученика. В старшем возрасте активно

формируется мировоззрение школьника, его духовное «Я». Жизненный опыт и

ситуации,

приобретённые

знания

побуждают

подростков

осмысливать

окружающий мир и своё место в нём.

4.

Способы преодоления сценического волнения учащихся-пианистов

Особая сложность музыкально-педагогической деятельности состоит в

умении научить ребенка не только играть на инструменте, но и достойно

показать всех полученные навыки в публичном выступлении.

Конечно, волнение некоторых профессиональных музыкантов является

тем самым источником вдохновения, без которого выступления лишаются

особого эмоционального настроя, необходимого для передачи художественного

образа

произведения,

и

оно

несет

совершенно

иную

эмоциональную

направленность.

«Волнение-паника»

– вот то, что до сих пор довлеет над

огромным числом исполнителей, независимо от их возраста.

Для того чтобы воспитать исполнителя, выступающего с высокой

степенью

стабильности,

необходимо

подготавливать

его

к

концертной

деятельности с первого знакомства с инструментом. Концерт – это всегда

праздник. Концерт – это конечный итог проделанной нелегкой работы, и он

обязательно должен нести радость. Психологическая проблема публичных

выступлений

является

сугубо

педагогической,

ведь

именно

педагог

воспитывает правильное отношение ученика к концертной деятельности.

11

Умение правильно подготовить ребенка к ответственному выступлению

играет большую роль в педагогическом процессе. Очень важно научиться

анализировать конкретную ситуацию, т.к. «ответственность деятельности

музыканта в условиях сценического выступления требует формирования

особого состояния психической готовности, кроме того, экстремальные условия

некоторых форм публичного выступления (к примеру, конкурс) предъявляют

повышенные требования к нервно психической организации человека» [3, с.41].

Педагогу необходимо выявить возможные причины возникновения волнения и

выработать способы их устранения.

Зачастую ученик обеспокоен либо возможностью забыть текст, либо, как

говорил

Г.

М.

Коган,

«причиной

волнения

считается

обыкновенно

преувеличенная

скромность

волнующегося,

его

неверия

в

себя,

свои

способности, недооценка им своего дарования» [8, с.36]. Ф. Шопен наставлял

молодых учеников: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще

лучше» [Цит. по: 16, с. 13].

Эффективно помогает сольфеджирование исполняемого произведения

вслух как без инструмента, так и во время игры. В этом случае к моторной

памяти, так часто «отключающейся» в ответственный момент, подключается

абстрактно-вербальная, а если часто при этом смотреть в нотный текст, то и

зрительно-слуховая: таким образом, процент забывания материала становится

минимален.

Неуверенность учащегося в себе, и, как следствие боязнь сцены, порой

возникает из-за невнимательного отношения педагога к его психотипу. Как

известно, существует четыре разновидности темперамента: холерик; сангвиник;

флегматик; меланхолик. Характер – это сплав врожденных свойств высшей

нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными

чертами, которые необходимо учитывать для выбора претендентов на участие в

том или ином выступлении, так возрастает возможность прогнозирования

поступков учащегося в определенных условиях. Владение азами психологии

12

дает педагогу возможность прогнозирования развития конкретной ситуации для

каждого конкретного ученика, и предлагает способы реализации творческого

потенциала ребенка, исходя из особенностей темперамента и характера,

напрямую влияющих на деятельность различных психических состояний,

вызываемых сложной обстановкой и эмоциогенными факторами.

Волнение может возникнуть и ввиду завышенных требований и

«перегруженной»

программы,

этого

можно

избежать

при

правильном

педагогическом подходе: не ученик для программы, а программа для ученика.

Четкой и ясной методики подготовки к выступлению нет, и вследствие

чего, есть слабое представление учеником своего поведения перед публикой.

Необходимо приучать ученика к сценической культуре с первых же уроков.

Уже при выборе музыкального произведения следует четко сформировать цели

и мотивы будущего выступления, согласовав их с ребенком, начав таким

образом, «предконцертную» подготовительную работу. В процессе работы над

музыкальным произведением нужно время от времени просить ученика

пропевать нотный текст, исполняя пьесу, таким образом, проверяя качество его

домашней подготовки.

Исполнение новой программы в первый раз является стрессом для

выступающего. Во избежание психологической травмы следует начинать

обыгрывания в небольшой аудитории, либо провести так называемый

«умственный

эксперимент»,

заключающийся

в

мысленном,

беззвучном

«проигрывании» сочинения сначала по нотам, а затем не глядя в них. Данная

методика была разработана польским пианистом И. Гофманом и подробно

описана в его книге «Фортепианная игра. Вопросы и ответы» [6].

В процессе подготовки к концертному выступлениюбольшую помощь

может оказать и моделирование состояния, близкого к сценическому, т.е.

формирование искусственной стрессовой ситуации.

Ученику необходимо ощущение дружеской поддержки, поэтому следует

заканчивать разговор на положительной ноте, отметив главные достоинства

13

исполнения. Также важно объяснить ученику, что он должен игнорировать

любой промах, допущенный во время игры, иначе, разволновавшись из-за

одной фальшивой ноты, можно загубить всю оставшуюся часть программы.

Ясность мысли, и позитивность мышления должны стать постоянными

спутниками музыканта, и вместо того, чтобы переживать о несыгранном

пассаже, нужно стремиться к максимальной реализации качества дальнейшего

исполнения. Важно помнить, что установка на успешному выступление и

разумное сбережение нервно-психической энергии окажут неоценимую услугу

исполнителю. Если ученику необходимо длительное разыгрывание, стоит

отдать предпочтение инструктивно-техническому материалу.

В день концерта важна каждая мелочь. Спокойно сидеть в удобной позе –

при несколько расслабленной мускулатуре, таким образом тренируя столь

необходимую для выступления волевую выдержку. Совершенно недопустимо,

особенно в период подготовки к концерту, находиться в состоянии утомления –

как физического, так и эмоционального. Особое внимание следует уделить и

концертной форме одежды, она не должна сковывать движения и скользить.

Программирование удачного выступления. Педагогу часто приходится

слышать от ученика: «боюсь ошибиться … я боюсь забыть текст ... я боюсь

зажатия рук ...» и т.д. К сожалению, подобные страхи имеют тенденцию

реализовываться, т.е. ученик как бы задает себе «программу», которая попав в

глубину подсознания ждет назначенного часа, и проявлением своим объясняет

странный феномен, получивший название «неудачи» или «невезения». Видя,

как люди добровольно становятся «творцами своего несчастья», психологи

придумали противоядие от этого недуга, предложив заменить деструктивные

мысли конструктивными, и затем жать их материализации.

Мысленно переносим себя в то место, где должен состояться концерт

(экзамен,

конкурс),

и

воссоздаем

мельчайшие

детали

обстановки

зала

(экзаменаторов, жюри), лицо концертмейстера, произнесение вашей программы

конферансье, и непосредственно сам выход. Возможно, после этого, сердце

14

учащенно

забьется,

и

вас

просто

вытолкнет

в

состояние

активного

бодрствования, тогда придется начинать сначала:

а) полное расслабление;

б) мысленное воспроизведение концертной ситуации;

в) переход к программированию.

Заключается оно в прочтении либо про себя, либо вслух формул-

аффирмаций. Вот примерный вариант:

Я великолепный исполнитель.

Мне нравится играть на сцене.

Мои мышцы в отличном тонусе.

Я уверенно знаю нотный текст.

Я насаждаюсь своей игрой.

Любые помехи и трудности только мобилизуют меня.

Не допускается употребление частицы «не»: к примеру, формулу «я не

боюсь играть на сцене», следует заменить на «я совершенно спокоен(а) на

сцене», либо «на сцене я чувствую себя великолепно», в зависимости от

различия вызываемых ассоциаций. Нужно поверить в себя, понять, что «все

ваше тело это не что иное, как ваша мысль, выраженная в форме, доступной

вашему зрению, разбейте цепи, сковывающие вашу мысль, и вы разобьете цепи,

сковывающие ваше тело...».

15

Заключение

Обучение игре на фортепиано делает личность человека многогранной,

оптимизирует

его

творческие

способности,

развивает

его

фантазию

и

воображение, артистичность, интеллект, укрепляет волевые качества, то есть

формирует

универсальные

способности,

важные

для

любой

сферы

деятельности.

Причастность

к

творчеству

создаёт

условия,

включающие

психологические механизмы, которые обеспечивают возможность творческого

подхода в любой сфере деятельности в будущем. Занятия искусством снимают

нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией,

создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Задача педагога –

помочь детям утвердиться во мнении, что человек не может не заниматься

искусством! Только тогда о системе дополнительного образования можно будет

говорить как о системе воспитания, ориентированной на формирование

творческой личности.

Значимость

и

основные

аспекты

психолого-педагогической

направленности деятельности преподавателей ДМШ в процессе развития

музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов заключаются в

следующем:

это

создание

особого,

психологически

комфортного

образовательного

пространства,

развитие

у

обучающихся

позитивной

творческой мотивации, доброжелательные и продуктивные отношения между

преподавателем

и

учащимися,

что

в

целом

способствует

успешному

выполнению задачи развития музыкально-творческих способностей учеников и

воспитанию их творческой личности.

16

Список литературы

1.

Александрина Н.Б. Психолого-педагогическая направленность развития

музыкально-творческих способностей учащихся-пианистов детских школ

искусств // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1 (44). – С.9-

12.

2.

Александрина Н.Б. Формирование позитивной мотивации у учащихся-

пианистов детских школ искусств // Теория и практика педагогики и

психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ.

– 2008. – № 2. – Вып. 29 (№ 2). – С.14-17.

3.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальных способностей. – М.: Классика-

XXI, 2007. – 352 с.

4.

Вицинский А.В. Эстрадное исполнение // А. В. Вицинский. Процесс

работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М.:

Классика-XXI, 2004. – С.73-84.

5.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Эксмо, 2019. – 288 с.

6.

Гофман Й. Публичная игра // Й. Гофман Фортепианная игра. Ответы на

вопросы о фортепианной игре / пер. с англ. Г. Павлов. – 2-е изд. – М.:

Классика-XXI, 2002. – С.179-182.

7.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. – М.:

Логос, 2000.

8.

Коган Г.М. У врат мастерства. – 2-е изд. – М.: Классика-XXI, 2004. –

С.61-75.

9.

Лезедова Н.В. О психологической подготовке музыканта-исполнителя к

конкурсному выступлению // Царскосельские чтения. – 2010. – С.286-288.

10. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения:

сборник / под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 422 с.

11. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – 4-е изд. – М.: Музыка,

1982. – 300 с.

17

12. Немов Р.С. Психология. – Кн. 2: Психология образования. – М.:

ВЛАДОС, 2002. – 491 с.

13. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное

пособие для студентов муз. фак.; под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия,

2003. – 366 с.

14. Савшинский С.И. Предконцертный период. Концертное исполнение //

Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. –

2-е изд. – М.: Классика-XXI, 2004. – С.133-157.

15. Цыпин Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии

исполнительской деятельности. – М.: Музыка, 2011. – 124 с.

18



В раздел образования