Автор: Позднякова Янина Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Образовательная план-программа
Тема: "Детский фитнес-центр "Планета здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 103
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
192281, Санкт-Петербург, Купчинская улица, дом 14, корпус 2, литера А
.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАН - ПРОГРАММА
«Детский фитнесс - центр
«Планета здоровья»
Автор программы:
Позднякова Янина Юрьевна
Заведующий ГБДОУ № 103
Фрунзенского района СПб
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
С
каждым
годом
в
нашей
стране
растет
количество
детей,
страдающих
сердечно-
сосудистыми
заболеваниями,
ожирением,
нарушением
осанки,
речи,
зрения,
координации
движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного
рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей
укрепления
здоровья
ребенка,
коррекции
недостатков
физического
развития,
профилактики
заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и
эмоционального развития человека. В последнее время отмечается тенденция к использованию
разнообразных
средств
физической
культуры
с
лечебной
направленностью.
В
большинстве
случаев
это
различные
направления
оздоровительных
видов
гимнастики
—
ритмическая
гимнастика,
аэробика,
стретчинг,
шейпинг,
каланетика,
суставная
и
дыхательная
гимнастика,
восточные оздоровительные системы упражнений: ушу, китайской гимнастики, йоги и многое
другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости
жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать
образом жизни каждого человека. В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей
оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности,
приобщения
к
здоровому
образу
жизни.
Одним
из
путей
решения
этой
проблемы
является
развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования
детей дошкольного возраста.
Детский фитнес является прекрасным дополнением к государственным программам.
В настоящее время в ДОО вводятся дополнительные развивающие занятия: аэробика, ритмика,
спортивные танцы; появляется всё больше садов с бассейнами. Однако основную нагрузку в плане
физического развития выполняют физкультурные занятия, цели которых:
- удовлетворять естественную потребность детей в движении;
-
обеспечивать
развитие
и
тренировку
всех
систем
организма
ребёнка
через
специально
организованную,
оптимальную
для
всех
дошкольников
и
для
каждого
ребёнка
физическую
нагрузку;
- давать возможность каждому ребёнку демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и
учиться у них;
Как
сделать
физкультурные
занятия
развивающими,
интересными,
познавательными,
увлекательными? Существуют различные способы здоровьесбережения:
1.
Распределение детей по степени физической подготовленности в группы с различными
уровнями двигательной активности (ДА). Условно можно выделить детей 3 группы детей: с
большой, средней и малой подвижностью.
Однако на практике распределение детей по 3 подгруппам неудобно, поэтому лучше делить их на 2
подгруппы (в одной – дети со средним и высоким уровнем ДА, в другой с низким уровнем ДА).
Каждое занятие своего рода «оздоровительная процедура»
и вместе с тем активный отдых,
поскольку движение, физическая нагрузка приносят «мышечную радость». Распределения на
группы
позволяет
детям
чувствовать
себя
комфортно
по
отношению
к
другим,
а
освоение
двигательных умений даёт возможность самовыражения.
2.
Акцентирование внимания на качестве выполнения физических упражнений и осознание
их значимости для здоровья. Правильно выполняемые упражнения положительно влияют на
работу органов и систем, тренируют организм, приучают к двигательной активности.
3.
Оптимизация двигательной деятельности детей как одно из условий, обеспечивающих
развитие двигательной сферы.
Для
реализации
целей
опытно-экспериментальной
работы,
проводящейся
в
ГБДОУ
10З
Фрунзенского
района
Санкт-Петербурга,
был
предложен
педагогический
проект
«Детский
фитнесс центр «Планета здоровья».
Цель
проекта:
Способствовать
интеграции
системы
личностных
компетенций
здоровьесберегающего потенциала дошкольника, способствовать созданию комплексных форм
организации педагогической деятельности в ДОУ.
Реализация проекта предполагает необходимость разработки системы и структуры действий
специалистов ДОУ для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места
каждого действия, времени осуществления этих действий, а так же и условий, необходимых для
эффективности всей системы действий.
Основные принципы
разработки и реализации
педагогического проекта
«Детский фитнесс
центр «Планета здоровья»»:
•
Предметом интеграции выступает система личностных компетенций ребенка в области
здоровья, описанная в холистической модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов» и
включающая в себя интеллектуальные, волевые, эмоциональные, телесные, коммуникативные,
креативные и духовные компетенции.
•
Модульный принцип
построения и организации работы. Каждый модуль программы
обладает относительной самостоятельностью и позволяет реализовать отдельные задачи проекта.
В
программе
выделяются
три
самостоятельных
модуля:
физкультурно-оздоровительный,
психолого-коррекционный и логопедический.
•
Педагогический проект предполагает совместную работу специалистов ГБ ДОУ № 103 в
режиме интегрированного взаимодействия с распределением ролей и ответственности.
•
Предусмотрена
регламентация
времени
реализации
педагогических
задач
в
рамках
физкультурно-оздоровительного,
психологического
и
логопедического
модуля
с
учетом
нормативов, регламентирующих режим дня воспитанников
старшего дошкольного
возраста в
ДОУ.
•
Принцип культурной аналогии, указывающий на адекватность процедур реализации целей
и задач проектирования определённым культурным образцам. В нашем случае в качестве аналога
выбран «взрослый» способ организации спортивного досуга-фитнесс-центр. Что такое фитнес?
Фитнес (от английского fitness - cоответствие) появился в нашей стране в 90-е годы 20 века. Это
деятельность,
направленная
на
повышения
уровня
здоровья
и
предполагающая
много
видов
физической активности, здоровый образ жизни. Действительно фитнес подразумевает сочетание
различных
спортивных
упражнений,
физкультурных
занятий
и
прочих
способов
улучшения
здоровья, укрепления организма. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура,
общеукрепляющая
и
формирующая
жизненно
важные
навыки
и
умения.
Это
занятия
под
специально подобранную музыку с использованием различного инвентаря, которые укрепляют
мышцы
ребёнка,
повышают
способствовать
ориентироваться
в
пространстве,
развивают
координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту
реакции.
Таким
образом,
решаются
оздоровительные
задачи
физического
воспитания,
осуществляется
индивидуально-дифференцированный
подход,
учитываются
психические
особенности детей. Самое главное – вызвать у детей интерес к выполнению упражнений, занятия
для детей должны быть не принудительной обязанностью, а интересной формой деятельности.
При
этом
дети,
принимающие
участие
в
занятиях
по
программе
педагогического
проекта
погружаются в атмосферу реальной, взрослой жизни, посещая те же занятия, что и их родители,
что подкрепляет интерес к данным занятиям.
•
Принцип саморазвития, применяющийся в отношении как субъектов проектирования, так и
проектируемых
процессов,
ситуаций,
что
означает
создание
их
динамичными,
гибкими,
способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
•
Основными
теоретико-методологическими
принципами
проекта
являются:
принцип
структурно-динамической
целостности
в процессе
формирования личностных компетенций
дошкольника (Н. Семаго, М. Семаго); принцип учета логики и последовательности нормативного
развития ребенка (Н. Семаго, М. Семаго);
принцип единства воспитания и изучения (А.И.
Кочетов); принцип личностной направленности обучения; принцип системности в организации и
проведении психолого-педагогической работы.
Занятия организованы в рамках досуговых мероприятий, проводящихся в ДОУ, рассчитаны
на детей 5-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в месяц, время проведения 1 занятия 40-45 минут. При
этом 1 занятие проводят 2-специалиста. Основной модуль-физкультурно-оздоровительный. На его
реализацию отводится 25-З0 минут. На реализацию психолого-коррекционного и логопедического
модулей отводится от 10 до 20 минут в зависимости от особенностей занятия.
Содержание занятий в рамках психолого-коррекционного модуля
Работа психолога в рамках проекта «Детский фитнесс центр «Планета здоровья»» ориентирована,
прежде всего, на гармонизацию психоэмоционального состояния дошкольников, обучение их
приемам первичной саморегуляции, а так же навыкам построения эффективной коммуникации со
сверстниками.
На первых занятиях детям дается вводная в отношении того, что в фитнесс центре есть кабинет
психолога, который проводит занятия с посетителями фитнесс центра и дети так же могут
посещать занятия психолога.
Учебно-тематический план
месяц
Название
занятия
Цели ,задачи
Содержание
занятия для
детей 5-6лет
Содержание
занятия для
детей 6-7 лет
сентябрь
«Тропинка
здоровья»
Цель: формирование
социального доверия.
Задачи: -создать
атмосферу
безопасности,
доверия и принятия;
развивать
коммуникативные
навыки; креативное
мышление,
воображение.
1.Приветствие-
упр. «тропинка
с именем»
2.Упр. «Привет
другу»
3.Игра
«Собираем
добрые слова»
4. «Дружат в
нашей группе
девочки и
мальчики»
1.Упр.
«Тропинка с
именем»
2. Игра-упр.
«Ворота»
3. Игра
«Массаж
чувств»
4 «Дружат в
нашей группе
девочки и
мальчики»
Октябрь
« Мои чувства,
моё
настроение»
Цель: способствовать
снятию
психоэмоционального
напряжения,
утомления и
созданию хорошего
настроения.
Задачи: формировать
позитивное
отношение ребёнка к
своему «я»; обучать
мышечному
расслаблению.
1. «Имя-
движение»
2. Снятие эмо-
ционального
напряжения
«Кулачки- веер»
3. Релаксация
под музыку
«Лес»
1. «Связующая
нить» -размат-
ывают клубок и
говорят поже -
лания др.другу
2. «Тряпичная
кукла»
3.Релаксация
под музыку
«Лес»
Ноябрь
«Моё
настроение-
моё здоровье»
Цель: развитие
социальной
активности.
Задачи:
психопрофилактика
непродуктивных
форм поведения;
повышение
1. Приветствие
с мячом
«Похвалилки»
2. «Жираф »-
психомышечная
тренировка
3. Релаксация
под музыку
1. Приветствие
с мячом
«Копилка
трудностей»
2. «Жираф»
3. Релаксация
под музыку
уверенности в себе;
развивать
навыки
произвольного
расслабления.
«Озеро»
«Озеро»
Декабрь
«Путешествие
по тропе
здоровья»
Цель: установить
доброжелательную
обстановку общения.
Задача; обучать
совместной
импровизации;
приёмам релаксации;
снятию мышечных
зажимов, развивать
воображение;
1. «Передай
чувство»
2. Этюд
«Сосулька»
3. Хоровод
«Здравствуй,
зимушка-зима»
4.Релаксация
под муз.
«Снеговик»
1. «Колоколь-
чик радости»
2. Игра
«Льдинка
волнуется
раз…»
3.Хоровод.
4. Релаксация
под муз. «Снег
пушистый….»
Январь
«Страна
снеговичков»
Цель: развивать
социальную сферу
эмоций.
Задачи:
эмоционально раз –
вивать детей;
снижать мышечное и
эмоциональное
напряжение; обучать
приёмам
саморегуляции.
1.Приветствие-
«Чьи ладошки»
2.Упр. «Игра со
снежком»
3.Релаксация
«Мягкий снег»
1.Приветствие
«Эхо»
2.Этюд «Доб -
рый снеговик»
3.Релаксация
под медитати –
вную музыку
«Зима»
Февраль
«Шкатулка
здоровья»
Цель: создавать
атмосферу доверия и
приятия.
Задачи: обучать
совместной
импровизации;
обучать приёмам
релаксации; разви-
вать воображение,
общую моторику.
1.Приветствие
«Волшебное
зеркало»
2.Этюд
«Штанга»
3.Релаксация
«Воздушный
шар»
1.Приветствие
«моё настрое –
ние»;
2.Этюд
«Горячий лёд»
3.Релаксация
«Полёт в
облаках»
Март
«Страна
Дракона-пло –
хих
привычек»
Цель: гармонично
развивать личность
ребенка.
Задачи: формировать
представления об
уверенности –
неуверенности;
развивать
ориентацию на
позитивную оценку
качеств сверстников.
1.Приветствие
«Колокольчик»
2.Упр.
«Запомни
порядок»
3.Релаксация
«На берегу
ручейка»
1.Приветствие
«Аплодисменты
по кругу»
2.Упр.
«Запомни
порядок»
3.Хоровод
«Веснянка»
4.Релаксация
«Бумажные
кораблики»
Апрель
«Приласкай,
ветерок,
облачко»
Цель: формировать
адекватную
самооценку.
Задачи: снижать
уровень тревожности;
1.Приветствие
«Передай свою
улыбку»
2. Игровое упр.
«Солнышко и
1.Приветствие
«Мы хорошие,
мы умелые, мы
молодцы!»
2.Игровое упр.
проводить
психомышечную
тренировку.
тучка»
«Путешествие
на облаке»
«Ласковый
ветер»
3. «Полёт в
облаках»
Май
« Самый
сказочный,
волшебный
цветок»
Цель: формировать
адаптационные
навыки в группе.
Задачи: формировать
социальное доверие;
развивать
внутреннюю
активность,
закреплять
коммуникативные
навыки.
1.Приветствие
«Моё здоровье
–это …»
2.Этюд
«Встреча с
другом»
3.Хоровод
«Дружба»
4.Релаксация
«Цветок»
1. «Я сильный,
я здоровый
потому, что…»
2.Игровое упр.
«Комната
смеха»
3.Хоровод
«Мост дружбы»
4.Релаксация
«Цветок»
Конспект занятия с детьми 6-7 лет
«Мои чувства – моё настроение»
Ц е л ь .
Развивать
чувство
единства,
сплочённости,
способствовать
гармонизации
психоэмоционального состояния.
Задачи: обучать действовать согласованно;
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения, утомления;
Формировать позитивное отношение к своему «я»,
Обучать мышечному расслаблению.
Оборудование: клубок ниток, тряпичная кукла ,магнитофон, аудиозапись с музыкой и
«звуками леса».
Содержание занятия.
Вводная часть: дети подходят к психологу.
Психолог: - « Здравствуйте ребята! Я рада встрече с вами. Сейчас мы сядем в кружок и будем
передавать этот красочный и мягкий клубок друг другу. Передавая клубок, каждый пожелает друг
другу здоровье и радости».
Начинает взрослый. Когда клубочек вернётся к ведущему, дети натягивают нить, образуя круг.
Затем они закрывают глаза, представляя одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.
Когда дети открывают глаза, перед ними сидит Тряпичная кукла.
Основная часть:
Психолог: «Посмотрите на эту куклу. Что в ней необычного? (дети отвечают) Эта кукла может с
нами поиграть. Она будет выполнять различные движения, а вы за ней повторяйте».
Выполняется игровое упражнение
«Тряпичная кукла» на напряжение и расслабление мышц
туловища.
Дети стоят в кругу и повторяют движения, которые «показывает кукла»:
-«Покачивание туловища»
-«Столбик»
-«Наклоны туловища вниз, руки внизу – расслабленные»
-«Столбик» и т. Д.
Психолог:-«Вы отдохнули? Вам понравилось? А чтобы быть здоровыми и весёлыми предлагаю
совершить маленькое путешествие в лес.». Звучат звуки леса , а потом мелодичная музыка. Дети
располагаются по кругу на стульчиках.
Заключительная часть. Релаксация «Лес».
Психолог:- «Мы совершим маленькое путешествие в лес. Будем использовать нашу фантазию и,
фантазируя, создавать различные картинки в нашем воображении. Дышите спокойно. Представьте
себе, что вы идёте по лесной тропинке, прекрасный летний день, вокруг – лес. Светит солнышко, и
вы ощущаете, как оно вас греет, какое оно тёплое и ласковое. Дует нежный ветерок, который нас
освежает. В воздухе стоит удивительный лесной аромат. Вы идёте вперёд, ощущая твёрдую почву,
и слышите, как под ногами шелестят листья. Тропинка выводит вас к прекрасному лесному ручью.
Вы садитесь на камушек, он тёплый, удобный, и глядите на воду. Она сверкает в лучах солнышка,
пузырится и поёт, протекая мимо вас. Небо сияет над головой. Всё дышит миром и спокойствием.
Вы слышите, как поют птицы. Вам хорошо и спокойно. Вы по-прежнему сидите на камушке, тихо
и спокойно, отдыхаете и любуетесь окружающим: лесом, озером. Потом вы неторопливо встаёте с
камушка, возвращаетесь на лесную тропинку, которая выводит вас обратно из леса в эту комнату.
Раз, два, три, вы здесь, в этой комнате. Вы сидите на стульях, ваши ноги касаются пола. А теперь
спокойно откройте глаза. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.»
Дети
образуют
круг,
затем
ставят
свои
кулачки
в
единый
«столбик»
(«башню»)
и
громко
произносят : « Всем-всем до свидания!» . Минуту все стоят в тишине , ощущая общее единение,
потом «башня» рассыпается, и игровое занятие заканчивается.