Напоминание

Развитие математических способностей у детей 3-4 лет через игровую деятельность


Автор: Забродина Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ «Тридцать первая школа» г. Химки ДО "Светлячок"
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие математических способностей у детей 3-4 лет через игровую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие математических способностей у детей 3-4 лет через игровую

деятельность

Работу с детьми по формированию элементарных математических представлений

начинают проводить в 3-4 года.

Малыши значительно лучше усваивают эмоционально яркий материал. Запоминание у

них характеризуется непроизвольностью. Поэтому основное усилие должно быть

направлено на то, чтобы поддержать интерес к самому процессу познания. Важно

привить любовь к математике.

Занятия по математике в возрастной группе от 3 до 4 лет в детском саду

проводится один раз в неделю, а также в игровом уголке по математике дети

закрепляют и углубляют свои знания индивидуально.

Брать знания по математике ребенок должен не только в детском саду, но и из своей

повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира дома, на

улице. И в этом ему должны помочь родители.

Мамы и папы, если вы заинтересованы в развитии своего ребёнка, то здесь ваша

помощь неоценима.

Большинство родителей в первую очередь стремятся научить ребенка считать и

решать задачи. Они радуются, когда их ребенок считает до ста, складывает и вычитает

числа. Однако проверка показала, что дошкольник чаще всего просто запоминает

различные варианты примеров на сложение и вычитание. Знания, приобретенные

подобным способом, представляют для ребенка такой же набор слов, как любая

детская считалочка. Такие знания можно сравнить с зданием, построенным над ямой.

С чего же начать?

Счет – это лишь одна из сторон математического развития. Современная техника

помогает человеку производить счетные операции, а вот мыслить и логически

рассуждать, вскрывать скрытые для непосредственного

восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости не сможет ни одна

машина.

Обучение отвлеченному счету и натаскивание в счетных операциях никак не

может быть выдвинуто на первый план в математическом развитии человека, тем

более дошкольника. В каждом возрасте ребенку надо дать то, что присуще именно

ему, обогатить те стороны развития, к которым данный возраст наиболее

восприимчив. Ведь многое из того, что упущено в детстве, невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Начиная занятия с

трехлетним ребенком, надо помнить, что главное в этом возрасте обогащение его

опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, знакомство с

общепринятыми образцами внешних свойств предметов (основными цветами,

геометрическими фигурами и величиной) и умение пользоваться этими

представлениями.

Знакомство с математикой следует начинать тогда, когда ребёнок не занят каким-

либо интересным делом. Предложите ему поиграть и не забывайте, что игра – дело

добровольное!

Поговорим подробнее о форме и величине предметов. В дальнейшем это будет

играть важную роль для развития математических представлений.

Форма является одним из основных свойств окружающих ребенка предметов.

Эталоном ее принято считать геометрические фигуры, при помощи которых

определяется форма предметов.Вначале надо познакомить ребенка с эталонами

формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; научить их различать, запоминать

названия и научить использовать геометрические формы для оценки окружающих

предметов. Приступая к обучению трехлетних детей, главное – организовать это в

форме игры.

Играйте с ребёнком всегда и везде. Готовите обед, спросите, какое количество

овощей пошло на приготовление супа, какой они формы, величины. Обращайте

внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество.

Например, тарелки, часы, крышка от кастрюли круглые; скатерть, табурет и стол

квадратные, крыша дома треугольная. Спросите, какую фигуру по форме напоминает

тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Познакомившись с эталонами формы, их названиями, действием подбора по образцу,

трехлетние дети смогут выполнять более сложные задания. Например, по данному

образцу составлять картинки из геометрических фигур (дерево, ёлка, домик). Сначала

ребенок продумывает, из каких фигур можно составить данный образец, затем

выкладывает его на столе или листе чистой бумаги.

Знакомство с величиной предметов является необходимым условием развития

математических представлений. Именно от практического сравнения величин

предметов и начинается путь к познанию количественных отношений «больше-

меньше», «равенство-неравенство», что является важнейшим моментом

в математическом развитии дошкольника. Развивая представления ребенка о

величине, постепенно переходим от сравнения двух-трех предметов к сравнению пяти

и более, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.На этом принципе

построены многие народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, игрушки-

вкладыши, которые у вас, родители, есть дома практически у каждого.

Советую придумывать игры, где необходимо выделение отдельных параметров

величины. Например, можно вырезать из бумаги реку. Машине, которая подъехала к

реке, надо переехать на другую сторону. Дети решают, что нужен мост. Но ваш

мост (прямоугольник из бумаги или картона) не достает до другого берега. Принесите

другой мост, длиннее первого, и по нему машина переедет на другой берег. Подобные

игры дают возможность обратить внимание ребенка не только на величину предметов

в целом, но и на отдельные параметры величины, учат сравнивать предметы по

величине.

Или еще пример. Играет ваш ребенок с машинками, спросите какая машинка

больше, какая меньше. Построил из кубиков гараж, спросите какой выше, ниже.

Соотнесите их с размерами машин. Какую машину, в какой гараж можно поставить?

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше – ниже, толще –

тоньше, дорога длиннее – короче, солнце выше деревьев или ниже)

Остановимся еще на одном свойстве предметов, окружающих ребенка, — их

количестве. Что важно для четырехлетнего малыша? Прежде всего, научить его

понимать математические отношения: больше, меньше, поровну. Лучше всего снова

обратиться к игре и использовать такие ситуации, когда установление равенства –

неравенства предметов становится необходимым. Например,мама предлагает

малышу: «Давай покормим твоих кукол!»Вместе с ребенком она рассаживает кукол и

предлагает накрыть на стол: каждой кукле надо поставить тарелку, а к каждой тарелке

положить ложку. Малыш с удовольствием играет с любимыми игрушками. Перед

взрослым же, который должен выступать как равноправный партнер по игре, стоит

серьезная обучающая задача.Он показывает ребенку способ сравнения двух групп

предметов: «Чтобы всем куклам хватило тарелок, давай перед каждой куклой

поставим тарелку. Мы сразу увидим, у всех ли есть тарелки. Чтобы всем хватило

ложек, давай положим ложку на каждую тарелку». Полученные знания дети с

удовольствием используют в повседневной жизни.Ребенок охотно будет помогать

накрывать на стол: к каждой тарелке положить ложку, нож, вилку, под каждой чашкой

поставить блюдце и т. д.

Возьмите фрукты: яблоки и бананы. Спросите, чего больше? Что для этого нужно

сделать? Напоминаем, что это можно сделать без счета, путём попарного

сопоставления. Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в

том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй

и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент

первой (чашек столько, сколько блюдец; ножей столько, сколько вилок, и т. п.).

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами,

подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о

натуральном числе.

Способствуйте обогащению чувственного опыта вашего ребенка. Создавайте

условия для сравнения доступных наблюдению объектов по величине. В общении с

ребенком показывайте различные параметры величины и относительность признаков.

Обогащайте словарь ваших деток (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий,

низкий, толстый, тонкий). Показывайте образцы грамотной речи (стул выше, чем

стульчик; скамья шире, чем скамеечка; ствол деревца тоньше ствола дерева и т. п.).

Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей.

Дети учатся ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это

внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то, что находится слева, справа от него,

впереди, сзади. Посмотрите, какие предметы находятся над головой, что ниже головы

Побуждайте ребёнка использовать слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что

было вчера и что будет завтра).

Спрашивайте, какое сейчас время года. Называйте текущий месяц, день недели.

Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три – ищи!» –

говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя

слова «на», «за», «между», «в».

Так, играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко

многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению,

поддерживая и развивая интерес к математике.

Игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует

становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений,

самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере

свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать

у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому

поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами

проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Достижение цели

игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной

активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребенка в

получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному

обучению.

Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность,

проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в

ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения

качественного результата).

Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур-

силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств

личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение

зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути,

способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за

действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный

результат). Решение практических задач с использованием занимательного

материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить

для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей

творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с

палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов “Танграм”, “Колумбово яйцо” и

др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена

какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без

сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с

полученным результатом.

Математические игры для детей 3-4 лет

Считаем в дороге.

Если у вас есть машина, и вы проводите много времени в ней, а ребенку нечем

заняться. Поиграйте с ним, кто больше сосчитает машин своего цвета. Например,

взрослый считает машины красного цвета, а ребенок зеленого, и наоборот. В

маршрутке можно посчитать остановки, и количество пассажиров, которые входят и

выходят.

Математика и пластилин.

Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их

из пластилина. Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по

ним пальчиком.

Накрываем на стол.

Кухня это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это

дело ребенку, поручить достанет необходимое количество столовых предметов,

принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания

рождаются сами собой, только стоит начать!

Сложи квадрат.

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера

– скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на

несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой – уже на

три. Самый сложный вариант для малыша – набор из 5-6 частей. Теперь давайте

ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую

фигуру.

Математические сказки.

Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже,

наверное, знает наизусть, – ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма

всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Судите сами.

“Теремок” поможет запомнить не только количественный и порядковый счет

(первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы

арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый

раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка – и стало их трое. Прибежала

лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по

которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку

при помощи игрушек. “Колобок” и “Репка” особенно хороши для освоения

порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку

третьим? А в “Репке” можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед.

Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит

перед кошкой? А кто за бабкой? “Три медведя” – это вообще математическая

суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой,

маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый

маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками.

Чтение “Красной Шапочки” даст возможность поговорить о понятиях

“длинный” и “короткий”. Особенно, если нарисовать длинную и короткую

дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по

какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная

машинка.

Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – “Про козленка, который

умел считать до десяти”.

Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком

героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.

Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например,

“Котята” С. Михалкова или “Веселый счет” С. Маршака. Множество стихов-

считалочек есть у А. Усачева.

Вот одна из них, “Считалка для ворон”:

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть ворона – на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят.

Ну а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка.

Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит

замечательным счетным тренажером.

Литература

Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у

детей дошкольного возраста. – М., 1974.

10. Непомнящая Н. И. Проблемы начального этапа обучения математике //

Теория и методика формирования математических представлений. Хрестоматия в 6

частях. Часть I. – СПб., 1993.



В раздел образования