Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи для детей 6 - 7 лет»
Раздел: дошкольное образование
«Игры и упражнения по развитию звуковой
культуры речи для детей 6 - 7 лет»
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять
правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и
мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Игра «Будь внимательным»
(в кругу с мячом)
Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но,
если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.
В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе.
Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина.
Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь
я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а
вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий
слог? (Ответы детей.)
Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог
воспитатель хлопает). (Ответы детей.)
Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)
Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.
Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые
слоги в словах? («Ка».)
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук
в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок.
Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого
первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у
кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .
По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с
соответствующими
кружками.
Воспитатель
проверяет
правильность
выполнения, определяет команду-победительницу.
Дети меняются картинками, и игра повторяется.
Упражнение «Найди товарища»
На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг,
курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай,
зонт, жук.
Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы
первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят,
называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под
верхними,
чтобы
первые
звуки
составляли
пару
«звонкий—глухой
согласный».
Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок
называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч
воспитателю. В игре принимают участие все дети.
Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча»,
«шу», «си», «за».
В игре принимают участие все дети.
Игра «Найди пару»
Детям раздается по одной картинке.
Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука
начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти
картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.
Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара
детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их
обозначающие.
Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.
Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)
Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в
игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель
называет глухой согласный, а дети — его пару.
Упражнение «Куда ударит молоточек?»
Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте
назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других:
назовите его в слове «лунааа» {«а»). Я могу это слово сказать по-другому:
«Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове
«вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно?
{Нет.)
— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто
«ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на
ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому
ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших
словах ударный звук «а».
— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах
ударный звук.
Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все
гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка,
часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.
Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)
Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога;
ребенок
ловит
мяч,
называет
ударный
звук
и
перебрасывает
мяч
воспитателю.
Упражнение «Отгадай загадку»
Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя
обратной стороной).
Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-
названий и сложить их? (Лук.)
Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его
составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.
Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной
стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.
Игра «Назови слово»
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок
должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают
участие все дети.
Упражнение «Отгадай загадку»
На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне
перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам,
объясняют, как они это сделали.
На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая
картинка — луна. Задание то же.