Напоминание

«Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи для детей 6 - 7 лет»


Автор: Васильева Ирина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 83»
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: «Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи для детей 6 - 7 лет»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и упражнения по развитию звуковой

культуры речи для детей 6 - 7 лет»

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять

правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и

мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.

Игра «Будь внимательным»

(в кругу с мячом)

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но,

если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему.

В игре принимают участие все дети. Она проводится в быстром темпе.

Упражнение «Назови одинаковые слоги в словах»

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: малина, машина.

Воспитатель. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь

я разделю слово на кусочки-слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а

вы считайте, сколько в слове слогов. Какой первый слог, второй слог, третий

слог? (Ответы детей.)

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог

воспитатель хлопает). (Ответы детей.)

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Воспитатель. В этих словах по два слога: лод-ка, ложка. Какие одинаковые

слоги в словах? («Ка».)

Игра «Найди свой домик»

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук

в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок.

Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого

первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у

кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец) .

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с

соответствующими

кружками.

Воспитатель

проверяет

правильность

выполнения, определяет команду-победительницу.

Дети меняются картинками, и игра повторяется.

Упражнение «Найди товарища»

На фланелеграфе выставляются картинки. Первый ряд: барабан, флаг,

курица, дудочка, собака, шишка; второй ряд: попугай, волк, гусь, трамвай,

зонт, жук.

Воспитатель. Вверху и внизу картинки. Давайте расставим их парами, чтобы

первые звуки слов были товарищами (звонкий-глухой звуки). Дети выходят,

называют предмет и первые звуки слов. Выставляют нижние картинки под

верхними,

чтобы

первые

звуки

составляли

пару

«звонкий—глухой

согласный».

Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит первый слог; ребенок

называет слово, которое начинается с этого слога и перебрасывает мяч

воспитателю. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча»,

«шу», «си», «за».

В игре принимают участие все дети.

Игра «Найди пару»

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука

начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти

картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара

детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их

обозначающие.

Воспитатель отмечает детей, которые раньше всех встали в пары.

Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом)

Воспитатель называет звонкий согласный звук, а дети — его пару. Когда в

игре примет участие половина детей, задание меняется: воспитатель

называет глухой согласный, а дети — его пару.

Упражнение «Куда ударит молоточек?»

Воспитатель {вывешивая на фланелеграфе картинки: луна, ваза). Давайте

назовем эти предметы. В этих словах один звук произносится дольше других:

назовите его в слове «лунааа» {«а»). Я могу это слово сказать по-другому:

«Лу-уна». Получилось слово «луна»? {Нет.) Назовите такой звук в слове

«вааза». Послушайте, как по-другому я скажу слово: «вазаа». Правильно?

{Нет.)

— В слове только один звук произносится долго, по нему как будто

«ударяет» молоточек: лунааа (делает резкое движение рукой сверху вниз на

ударный звук); вааза (повторяет предыдущее движение). Звук, по которому

ударяет молоточек, называется ударным (дети повторяют слово). В наших

словах ударный звук «а».

— У вас картинки. Вы будете называть предметы и находить в словах

ударный звук.

Картинки должны быть подобраны так, чтобы ударными оказались все

гласные: роза, коза, лодка, рыба, весы, утка, шуба, паук, репа, орех, белка,

часы, сани, лиса, лыжи, сумка, носки.

Игра «Назови ударный звук» (в кругу с мячом)

Воспитатель бросает мяч, называет слово с выделением ударного слога;

ребенок

ловит

мяч,

называет

ударный

звук

и

перебрасывает

мяч

воспитателю.

Упражнение «Отгадай загадку»

Воспитатель выставляет в ряд картинки: лодка, утка, кукла, лук (последняя

обратной стороной).

Воспитатель. Какое слово получится, если произнести первые звуки слов-

названий и сложить их? (Лук.)

Ребенок не только называет полученное слово, но и объясняет, как он его

составил. После этого воспитатель показывает слово-отгадку.

Выставляется другой ряд: морковь, аист, курица, мак (последняя обратной

стороной). Дети отгадывают слово и объясняют, как они это сделали.

Игра «Назови слово»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет любой согласный звук; ребенок

должен назвать слово, которое начинается с этого звука. В игре принимают

участие все дети.

Упражнение «Отгадай загадку»

На доске выставлены в ряд картинки: дыня, осы, машина; в стороне

перевернутая картинка — дом. Дети отгадывают слово по первым звукам,

объясняют, как они это сделали.

На доске в ряд картинки: ложка, утюг, носок, арбуз; в стороне перевернутая

картинка — луна. Задание то же.



В раздел образования