Автор: Витушкина Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад №3
Населённый пункт: станицы Старовеличковской Калинского района Краснодарского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект ОД по познавательно -исследовательской деятельности по теме "Воздух-невидимка".
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности по познавательно-
исследовательской деятельности по теме «Воздух – невидимка»
в средней группе.
Цель:
- углублять и систематизировать представления детей о воздухе,
Образовательные задачи:
- Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим,
прозрачен,
не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер это
движение воздуха;
- Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
- Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
- Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность, наблюдательность;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению
аргументировать свои высказывания.
- Развивать анализирующее наблюдение, продолжать учить детей делать
обобщения
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического
опыта.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- Воспитывать любознательность, познавательное отношение к
окружающему миру,
желание исследовать его всеми доступными способами.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное
развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое
развитие»
Современные образовательные технологии: здоровьесберегающие,
личностно-ориентированные, проблемно-поисковые, информационно-
коммуникационные, игровые.
Предварительная работа:
наблюдение за ветром; отгадывание загадок про воздух.
Оборудование:
- воздушный шарик
- шапочки и бейджики ( по количеству детей);
- схемы;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканчики водой, трубочки (по количеству детей)
- мандарин, соленый огурец, лук, яблоко.
- тазик с водой, игрушки мелкие;
- веера (по количеству детей);
- магниты (по количеству детей);
Ход непосредственно образовательной деятельности
I
Организационный момент
Воспитатель надувает шарик. Шарик улетает с шумом и сдувается.
Воспитатель: Ничего себе! Что это было такое?
Дети: В вашем шарике был воздух, шарик улетел, из него вышел воздух.
Воспитатель: Правильно, ребята. В моём шарике был воздух. Воздух вышел
и поэтому шарик сдулся.
А давайте сегодня поговорим о воздухе, как настоящие учёные-
исследователи.
А как называется помещение, где работают учёные?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Всё верно. Вот мы сейчас и отправимся в научную
лабораторию, где узнаем много интересного про воздух.
А кто знает, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Двигаться аккуратно, не мешать друг другу, соблюдать тишину.
Воспитатель: Всё верно! А сейчас, ребята, давайте все вместе произнесём
волшебные слова и окажемся в лаборатории.
Раз, два, повернись и в научной лаборатории окажись!
II Экспериментальная деятельность.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лаборатории. Но чтобы нам
выглядеть, как настоящие ученые - исследователи, я предлагаю надеть вот
такие шапочки и бейджики.
Звучит сигнал.
Воспитатель: Ребята, вы слышите сигнал? Это нас приглашает первая
лаборатория. Я предлагаю пройти в лабораторию. Но прежде, чем
приступить к проведению первого опыта, давайте глубоко вдохнём, а потом
выдохнем. Как вы думаете, что вы вдохнули?
Дети: Мы вдохнули воздух.
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Мы не видим воздух.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый
Воспитатель: Вы правы, ребята, воздух невидимый, поэтому мы его и не
видим.
Опыт № 1 « Воздух можно поймать».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: Пакет полон воздуха.
Воспитатель: На что он похож?
Дети: На подушку, на шарик.
Воспитатель: Воздух занял всё место в мешочке. Теперь развяжем пакет и
выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха!
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета в какой он попадает.
Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою
руку?
Дети: Видим.
Воспитатель: Если вы видите свою руку, значит воздух какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый.
Воспитатель: Учёные записывают результаты опытов в тетради или
компьютеры. А мы будем обозначать свои результаты, вот такими
карточками-символами, которые помогут вам запомнить свойства воздуха.
Из этих карточек, мы составим таблицу, по которой мы сможем рассказать о
воздухе.
Мы помещаем в нашу таблицу 2 карточки. Первая карточка обозначает, что
воздух бесцветный, а вторая карточка обозначает, что воздух объёмный и
занимает пространство.
Звучит сигнал.
Опыт № 2 «Воздух легче воды».
Воспитатель: Переходим в следующую лабораторию.
Здесь какие- то картинки. Посмотрите, что вы видите на картинках
Дети: Детские спасательные нарукавник, жилет, спасательные круги,
надувные матрасы.
Воспитатель: А для чего они нам нужны?
Дети: Для того, чтобы можно было плавать и не тонуть.
Воспитатель: А как вы думаете, почему они держатся на воде и не тонут?
Дети: Они наполнены воздухом.
Воспитатель: А давайте проверим наши предположения.
Я предлагаю поиграть в игру «Тонет – не тонет».
Воспитатель: Ребята, я открою вам секрет, воздух легче воды, поэтому
игрушки и не утонули, в которых есть воздух.
Какой же мы сделаем вывод?
Дети: Воздух легче воды.
Мы помещаем в нашу таблицу ещё одну карточку.
Опыт №3 «Чем пахнет воздух?».
Ребята, как можно почувствовать воздух?
Дети: Надо понюхать.
Воспитатель: Чем же пахнет воздух?
Дети: Воздух ничем не пахнет.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но переносит их.
По запаху перенесённому из кухни, мы догадываемся, что нам мама
приготовила.
А теперь закройте глаза и почувствуйте, какой запах вам передаст воздух.
(Запах огурца, чеснока, яблока, мандарина).
Воспитатель: Какой же сделаем вывод?
Дети: Сам воздух не имеет запаха, но переносит их.
Мы помещаем в нашу таблицу следующую карточку.
Звучит сигнал.
А теперь я предлагаю отдохнуть.
Физминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Отдохнули, продолжаем наши исследования
Опыт №4 « Воздух может двигаться?».
Воспитатель: А может ли воздух двигаться?
Дети: Воздух может двигаться.
Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается и
получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха.
Качаются деревья, плывут облака. Ветер – движение воздуха.
А давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.
Помашите веером сначала на себя. Потом друг на друга.
Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок
Воспитатель: Какой же сделаем вывод?
Дети: Воздух может двигаться.
Мы помещаем в нашу таблицу 4 карточку.
Звучит сигнал.
А мы переходим в следующую лабораторию.
Опыт №5 «Есть ли в человеке воздух?»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, есть воздух внутри нас.
А давайте проверим! Возьмите стаканчик с водой и опустите в него трубочку
и подуйте в неё. Что вы видите?
Дети: В воде появились пузырьки.
Воспитатель: Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки?
Дети: Мы дуем в трубочку, воздух выходит из нас, и появились в воде
пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой же сделаем вывод?
Дети: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас.
Воспитатель: Мы помещаем в нашу таблицу 5 карточку.
Звучит сигнал.
Опыт №6 « Кому нужен воздух?»
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает в организм человека?
Дети: Через нос и рот?
Воспитатель: Правильно, всё верно! Скажите, а могут ли живые существа
жить без воздуха?
Дети: Нет, не могут.
Воспитатель: Да, ребята, всему живому на земле необходим воздух
Людям, животным, растениям.Без воздуха они могут погибнуть!
Давайте попробуем зажать носик и не дышать, на сколько вы сможете.
Видите, долго задержать дыхание не можем.
Воспитатель: Какой же сделаем вывод?
Дети: Без воздуха нет жизни на земле
И мы помещаем в нашу таблицу последнюю карточку.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые учёные, все опыты в нашей лаборатории
закончились. Давайте подведём итоги.
Что же вы узнали нового, расскажите, используя наши карточки
помощницы.
Дети:
1. Воздух есть везде. Он повсюду, вокруг нас.
2. Воздух нельзя увидеть, потому что он прозрачный, бесцветный.
3. Воздух легче воды.
4. Воздух движется. Ветер – это движение воздуха
5. Воздух не имеет своего запаха, но его можно почувствовать.
6.Воздух есть внутри человека.
7.Без воздуха нет жизни на земле.
Воспитатель: А теперь возьмите по магнитики и прикрепите его к тому
опыту, который вам больше всего понравился
Воспитатель: На этом наша научная лаборатория закрывается.
И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесём волшебные
слова. Раз, два, три, повернись и деском саду очутись. Вам понравилось
быть юными учёными?
Дети: Очень понравилось.
Воспитатель: Вы хотели бы ещё раз побывать в научной лаборатории?
Мне очень понравилось с вами работать. Вы такие наблюдательные,
активные и любознательные. За свои старания и проявленные знания вы
получаете награды. Эмблемы юных учёных.