Напоминание

Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО


Автор: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 70" комбинированного вида
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: "Лучшая методическая разработка по ФГОС и ФОП ДО"
Тема: Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Содержание образовательной деятельности в области речевого

развития детей согласно ФОП ДО

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности

личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь

сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений,

которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень

коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества

речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при

планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д.

зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное

положение в детском сообществе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.

к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме.

Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ

воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С

развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических

процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в

подготовке детей к школе.

Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и

сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий

для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их

возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении

словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции

речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения

художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является

формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения

литературным языком.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:

владение речью как средством общения и культуры,

обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,

развитие речевого творчества,

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,

знакомство с книжной культурой, детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в

контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не

переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.

Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия

ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых

средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его

существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями

общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.

Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой

способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это

происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом

возрастных особенностей и возможностей малыша.

Присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в

ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуем как можно больше и

чаще разговаривать с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре,

труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего,

развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего

возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов

должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером

определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития

используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация

функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в

связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей

и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.

Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к

художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого

развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего

слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают

объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их

жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских

представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых

действий, качеств, результатов труда.

Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-

летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения.

Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает

необходимость в более разнообразных речевых средствах.

Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит

малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно

подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх,

простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является

ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень

речи детей.

Средством развития речи является культурная языковая среда. Подражая окружающим, дети

перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но

также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога

предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность;

соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая

правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,

неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета;

соответствие слова воспитателя его делам.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный,

систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети

овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.

Важнейшей формой организации обучения речи считаются специальные занятия, на которых мы

ставим и целенаправленно решаем определенные задачи речевого развития детей.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом

благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи

детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО:

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с

контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и

произношения), любви и интереса к художественному слову

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова,

нахождение места звука в слове)

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

В практике по развитию речи используются следующие методы:

Наглядные:

- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин,

рассказывание по игрушкам и картинам).

Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Заучивание наизусть;

-Пересказ;

-Обобщающая беседа;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические:

-Дидактические игры;

-Игры-драматизации;

-Инсценировки;

-Дидактические упражнения;

-Хороводные игры.

Также для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• художественная литература;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).



В раздел образования