Автор: Даминова Гульнур Фасхутдиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 70" комбинированного вида
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: "Лучшая методическая разработка по ФГОС и ФОП ДО"
Тема: Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО
Раздел: дошкольное образование
Содержание образовательной деятельности в области речевого
развития детей согласно ФОП ДО
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности
личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь
сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений,
которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень
коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества
речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при
планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д.
зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитете статусное
положение в детском сообществе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.
к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме.
Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ
воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С
развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических
процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в
подготовке детей к школе.
Условия речевого развития. Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и
сверстниками. Владение педагогом правильной литературной речи. Обеспечивают детям условий
для овладение детьми грамматическим строем речи. Развитие у детей связной речи с учетом их
возрастных особенностей. Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении
словесной инструкции. Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции
речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. Приобщение детей к культуре чтения
художественной литературы. Поощрение детского словотворчества.
Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Согласно ФОП ДО: Задачи «речевое развитие дошкольника» включают:
владение речью как средством общения и культуры,
обогащение активного словаря,
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В условиях реализации ФОП ДО новой является необходимость решения речевых задач в
контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не
переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия
ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых
средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его
существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями
общения, нуждами жизнедеятельности ребенка.
Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой
способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это
происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом
возрастных особенностей и возможностей малыша.
Присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в
ситуации общения и только по требованию взрослого. Поэтому рекомендуем как можно больше и
чаще разговаривать с детьми.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре,
труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.
Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего,
развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего
возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов
должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером
определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития
используются все виды игровой деятельности.
В творческой ролевой игре, коммуникативной по своей природе, происходит дифференциация
функций и форм речи. В ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в
связной монологической речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулирующей
и планирующей функций речи.
Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к
художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого
развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего
слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают
объяснительную речь.
Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их
жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских
представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых
действий, качеств, результатов труда.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-
летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения.
Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает
необходимость в более разнообразных речевых средствах.
Полезно общение детей разного возраста. Объединение с детьми более старшего возраста ставит
малышей в благоприятные условия для восприятия речи и ее активизации: они активно
подражают действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх,
простейшими видами рассказов по картинкам, об игрушках. Таким образом, общение является
ведущим средством развития речи. Его содержание и формы определяют содержание и уровень
речи детей.
Средством развития речи является культурная языковая среда. Подражая окружающим, дети
перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но
также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога
предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность;
соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая
правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций,
неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета;
соответствие слова воспитателя его делам.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный,
систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети
овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи считаются специальные занятия, на которых мы
ставим и целенаправленно решаем определенные задачи речевого развития детей.
Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом
благоприятном периоде для овладения языком.
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи
детей друг на друга. Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО:
- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с
контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)
- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и
произношения), любви и интереса к художественному слову
- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова,
нахождение места звука в слове)
- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)
В практике по развитию речи используются следующие методы:
Наглядные:
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин,
рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Пересказ;
-Обобщающая беседа;
-Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Хороводные игры.
Также для развития речи используются разнообразные средства:
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).