Авторы: Коробова Татьяна Васильевна, Татьяна Васильевна Коробова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46 "Северяночка"
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГАДЖИЕВО
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Важные профессии"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 46
«Северяночка»
Проект «Юные друзья кадетов»
(по гражданско-патриотическому
воспитанию)
«Профессии нашего города»
Подготовили:
Воспитатели детского сада
№ 46 «Северяночка»
Коробова Т.В.
г. Гаджиево
Актуальность.
Обновление
системы
дошкольного
образования
ставит
перед
современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок
«нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в
профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей,
предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им
первоначальных
представлений
социального
характера,
в
том
числе
и
ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и
профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация
начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не
успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий
мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы
профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе
дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей
профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по
мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере),
а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить
ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в
дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о
разных
профессиях.
В
зависимости
от
способностей,
психологических
особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему
ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и
отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его
надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего
окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить
информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также
включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в
каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру
в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике
и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем
лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно
понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на
основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений
работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать
определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться
дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире
профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе
дошкольного возраста, был разработан проект «Профессии нашего города».
Тип
проекта:
информационно-ориентированный,
долгосрочный
(срок
реализации: октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.)
Вид проекта: информационный.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Цель проекта:
Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к
труду взрослых, своих родителей, его результату.
Способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе и
представлениях детей о профессиях людей нашего города.
Формировать
у
детей
начальные
и
максимально
разнообразные
представления о профессиях, эмоциональное отношение к миру профессий,
предоставление им возможности использовать свои силы в доступных видах
деятельности посредством проектной деятельности.
Задачи:
Расширить представление детей о профессиях людей нашего города и
ближайшего окружения.
Развивать умение включаться в обсуждение, беседы, поддерживать общение,
развивать речевую деятельность детей;
Способствовать
сотрудничеству
детей
и
родителей
по
организации
совместной деятельности;
Воспитание у детей чувства гордости за трудовой народ родного города и
уважения к труду своих близких.
Формы и методы работы с дошкольниками:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность;
- Викторина «Профессии»;
- режиссерская игра «Военные»;
Алгоритм ознакомления с профессией.
•
Название профессии
•
Место работы
•
Материал для труда
•
Форма одежда
•
Орудия труда
•
Трудовые действия
•
Личностные качества
•
Результат труда
•
Польза труда для общества.
Предполагаемые результаты:
Создать условия для воспитания у дошкольников ценностного отношения к
труду взрослых, своих родителей, его результату.
Способствовать формированию системных знаний о трудовом процессе и
представлениях детей о профессиях людей нашего города.
Формировать у детей начальные и максимально разнообразные представления
о профессиях, эмоциональное отношение к миру профессий, предоставление им
возможности
использовать
свои
силы
в
доступных
видах
деятельности
посредством проектной деятельности
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
1 этап – оганизационно – подготовительный.
Задачи этапа:
подготовить необходимые материалы для дальнейшей реализации проекта,
разработать план проекта,
составить конспекты занятий
Разработать план реализации проекта.
2этап- Основной (реализация проекта):
Тематический план
Месяц
Тема
Цели
Форма
ознакомления с
профессиями
Материал,
оборудование
Ноябрь
Профессии нашего
города.
Цель: обогащение
знаний и
представлений детей о
профессиях.
Форма проведения:
беседа,
рассматривание
иллюстраций,
просмотр
презентации и
отрывка из
интернет. ресурсов.
.
Атрибуты
для
моделирования
игровых
ситуаций.
Знакомство
с
профессией
моряк.
Цель: дать понятие о
том,
что
Моряк
плавает
на
судне,
пароходе, корабле.
Занятие: “Только
смелым
покоряются моря”.
Сюж. ролевая игра
“Моряки”.
- Конструирование
из бумаги методом
оригами
на
тему
«Корабль».
Атрибуты
для
моделирования
игровых
ситуаций
декабрь
«Врач»
«Медицинская
сестра»
Цель: обогащение
знаний и
представлений детей о
профессиях врача,
медсестры. Задачи:
познакомить с
обязанностями и
трудовыми
действиями
представителей этих
профессий,
Форма проведения:
беседа, экскурсии в
процедурный
кабинет. Сюжетно-
ролевая игра
«Поликлиника».
Основные понятия:
врач, больной,
Атрибуты для
моделирования
игровой
ситуации: «В
кабинет у
врача»,
«Процедурный
кабинет»
сформировать
понимание
значимости данной
профессии для
общества.
Знакомство
с
работой
инспектора
ГИБДД.
-
Цель:
познакомить
детей
с
работой
инспектор
ГИБДД
отвечает за движение
автотранспорта
и
пешехода.
Экскурсия
к
светофору
-Беседа
с
инспектором
ГИБДД.
Атрибуты
для
моделирования
игровых
ситуаций
Январь
Учитель.
Цель: обогащение
знаний и
представлений детей о
профессии учитель.
Задачи: познакомить с
обязанностями и
трудовыми
действиями
представителей этих
профессий,
сформировать
понимание
значимости данной
профессии для
общества.
Форма проведения:
Беседа,
обсуждение,
экскурсия в школу
(по возможности).
Просмотр
презентации о
школе,
просмотр
мультфильма
«В стране
невыученных
уроков»
Сюжетно-
ролевая игра
«Школа»
Февраль
Водитель
Цель: Расширение и
уточнение знаний о
профессии водитель.
Форма проведения:
Беседа,
презентация.
Мультимедийн
о
е оборудование,
презентация.
Рассматривание
книжных
иллюстраций,
фотографий,
плакатов.
Просмотр
мультфильма
«Все
профессии»
Атрибуты
Сюжетно –
ролевая игра
«Водитель»
«Повар»
Цель:
формирование
представлений
о
профессионально
й
деятельности
повара
Форма
проведения:
экскурсия на
кухню. Основные
понятия: варит,
печет, жарит.
Кухонная
техника и посуда.
Атрибуты для
сюжетно-
ролевой игры
«Кухня»
«Машинист по
стирке белья»
Цель: Расширение и
уточнение знаний о
профессии.
Задачи:
Формировать
уважение
к
людям
разных
профессий
Форма
проведения:
НОД. Основные
понятия: прачка,
прачечная,
стиральная
машина,
центрифуга, утюг,
стиральный
порошок, сушилка.
Экскурсия в
прачечную.
Картинки с
изображением
стиральных
машин, и
прачечных.
Месяц
Тема
Цели
Форма
ознакомления с
профессиями
Материал,
оборудование
март
Продавец
Цель: формирование
представлений о
профессиональной
деятельности продавца
Форма проведения:
беседа, экскурсия в
магазин, встреча с
продавцом и ее
спецификой
работы.
Атрибуты
Сюжетно-
ролевая игра
«Магазин».
Основные
понятия: касса,
деньги,
продукты.
Строитель
Цель: формирование
представлений о
профессиональной
деятельности строителя.
Форма проведения:
беседа, наблюдение
за строительным
объектом из
далека, встреча с
продавцом и ее
спецификой
работы.
Атрибуты
Сюжетно-
ролевая игра
«Мы строители».
Основные
понятия: блоки,
сваи.
апрель
«Пожарник»
Цель: формирование
представлений
о
профессиональной
деятельности
пожарника.
Форма
проведения:
беседа, чтение
Произведения С.
Михалкова «Дядя
Степа». Просмотр
мультфильма
«Пожарный
Сэми». Экскурсия
в пожарную
часть.
Атрибуты
Сюжетно-
ролевая игра
«Мы –
пожарные».
Месяц
Тема
Цели
Форма
ознакомления с
профессиями
Материал,
оборудование
апрель
"Все профессии
нужны, все
профессии важны"
Цель: закрепить
представление о
профессиях, о
значимости труда
взрослых, воспитать
уважение и любовь к
труду взрослых.
Форма проведения:
игровая программа.
Викторина.
«Кем
быть»,
эмблемы для
команд,
мультимедийно
е
оборудование,
презентация
предметы
для игры
«Кто здесь был
и
что
забыл»
1)Шляпа
цилиндр,
пипетка,
фляжка, кисть,
мел,
жезл
полицейский;
2)
Ножницы,
свисток,
шприц,
молоток,
калькулятор;
3 этап: Заключительный.
Изволение лепбука с детскими рисунками «Кем я хочу стать, когда вырасту»
Дидактическая игра «Что нужно Врачу», «Что нужно пожарному» , и т.д.
Лепбук «Важные профессии»
Заключительный этап
В ходе проекта «Профессии нашего города» дети группы закрепили знания о
том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать.
Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях
труда, трудовых действиях.
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об
известных им уже профессиях, так и других малознакомых профессиях, правильно
говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые
игры на основе имеющихся знаний о профессиях: врач, аптекарь, парикмахер и др.
Теперь дети более ответственно относятся к выполнению поручений,
дежурствам,
хозяйственно-бытовому
труду.
Стараются
оказать
помощь
окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети
стали
бережнее
относиться
к
одежде,
игрушкам,
окружающим
предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к
собственному труду и труду взрослых.
Хочется отметить активное участие
родителей в реализации данного проекта.