Автор: Гарипова Гульназ Алмазовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУДО Дворец творчества
Населённый пункт: город Нефтекамск
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьная медиация: программа подготовки медиаторов из числа учащихся"
Раздел: дополнительное образование
«Школьная медиация: программа подготовки медиаторов из числа учащихся»
1 слайд
Добрый день. Тема моего выступления: «Школьная медиация: программа
подготовки медиаторов из числа учащихся».
Школа
–
это
своеобразная
модель
общества
и
для
нее
характерны
разнонаправленные конфликты. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их
родители. Полностью избежать конфликтных ситуаций конечно невозможно. Поэтому
главное – научиться выходить из них с наименьшими потерями для всех сторон. В этом
может помочь школьная служба медиации.
2 слайд
Медиация (посредничество) – это переговоры между двумя конфликтующими
сторонами в присутствии третьего лица (медиатора), который следит за тем, чтобы
переговоры велись в определенных структурированных рамках.
Цель школьной службы примирения – формирование умения обучающихся и
педагогов цивилизованно и конструктивно решать конфликты; оказание помощи в
разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
Понятие «восстановительная» указывает на важность восстановления человеческих
отношений.
Основой восстановительной медиации является организация диалога между
сторонами, который дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга.
Диалог
способствует
изменению
отношений:
от
отношений
конфронтации,
предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям.
Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что
формирует пространство взаимопонимания.
Важнейшим
результатом
медиации
являются
восстановительные
действия
(извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие
действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.
Суть процесса медиации состоит в том, что участники конфликта сами должны
прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны. В
процессе медиации создаются такие условия, где участники конфликта, чувствуют себя в
безопасности и могут быть искренними.
Средства разрешения конфликтов ребенок получает из окружающего его социума.
Если в окружении основными средствами реагирования на конфликт является агрессия,
возникает риск, что именно этот способ освоит ребенок и будет использовать в своей
дальнейшей жизни.
3 слайд
На данный момент основной груз ответственности за решение конфликтов лежит
на учителях. При этом многие из педагогов затрудняются в проведении диалога с
учениками разного возраста. Как правило, резкое замечание учителя вызывает ответную
грубость со стороны ученика, а заканчивается такое «общение» вызовом родителей в
школу.
В связи с этим одной из приоритетных задач развития службы медиации
образовательного учреждения является подготовка школьных медиаторов из числа
учащихся, способных выполнять медиаторские функции по принципу «равный-равному».
4 слайд
«Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения
медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений для
предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников. «Группы равных»
считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре
цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают
возможность
обучаться
на
примере
собственных
межличностных
конфликтов.
Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер
общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор
обучает участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя это
своим примером.
5 слайд
В нашем городе подготовку обучающихся подросткового возраста к деятельности в
школьной
службе
медиации
обеспечивает
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Психология
общения», реализуемая во Дворце творчества. Данная программа включает в себя
обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению
предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников
образовательного
процесса,
что
согласуется
приоритетами,
обозначенными
в
Федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа «Психология общения» предназначена для детей 12–15 лет, в том числе
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Объем программы
составляет 144 часа. Срок освоения программы: 1 год.
Обучая ровесников («группы равных»), с одной стороны мы создаем условия для
разрешения ими межличностных конфликтов, а с другой – даем им возможность для
самореализации. Дети сами становятся распространителями идей медиации.
Освоение программы предполагает удовлетворение познавательного интереса
обучающихся, расширение их информированности в области психологии, обогащение
навыков общения, приобретение умения разрешения конфликтов и приобщение к
совместной деятельности в освоении программы.
6 слайд
Обучение предполагает изучение следующих тематических разделов:
1.
Личность и ее индивидуальные особенности;
2.
Психология общения;
3.
Конфликт и способы его разрешения;
4.
Этика и этикет.
Занятия имеют практико-ориентированный характер, что позволяет подростку
учиться решать собственные проблемные ситуации, приобрести навыки социального
взаимодействия, овладеть формами конструктивного общения и развить навыки
самоанализа.
7 слайд
Предлагаю перейти к небольшой практической части. Нужно разделиться на 3
команды. Каждая команда будет исполнять определенную роль: 1 команда – педагоги, 2 –
родители, 3 – ученики. Вам будет предложена проблемная ситуация, необходимо
предложить способы ее разрешения от лица педагогов, родителей и детей.
Проблемная ситуация:
«Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба
в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять
задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких
замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не
отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению
прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это,
естественно, привело к недовольству ребят». Как вы решите данную проблему?
Вывод по упражнению: Действуя по-доброму и с любовью, находя подход к детям
все
получится!
Можно
найти
точки
соприкосновения
с
каждым
участником
образовательного процесса и решить проблему.
Вывод по докладу: Таким образом, школьная медиация позволяет интегрировать
медиативные
принципы
в
систему
взаимодействия
участников
образовательно-
воспитательного
процесса
в
целом,
что
создает
основу
для
полномасштабной
профилактической работы. Спасибо за внимание!
Проблемный вопрос:
Педагог-психолог предлагает каждой группе проблемный вопрос, который нужно
решить с помощью метода «Мозгового штурма»:
Группа 1. Меры профилактики конфликтных ситуаций
Группа 2. Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?
Группа 3. Конфликт и его влияние на психологическое здоровье человека
Обсуждение. Общий вывод.