Напоминание

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами как средство развития творческих способностей


Автор: Бибикова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 35 г. Орла
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами как средство развития творческих способностей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего дошкольного возраста

с народными промыслами как средство развития творческих

способностей.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных

проблем

современного

дошкольного

образования,

ведь

речь

идет

о

важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности

уже на первых этапах её становления.

И поэтому одной из задач дошкольного образования в художественно-

эстетическом развитии является знакомство детей с изделиями народных

промыслов России. Это процесс включения детей в истоки русского

народного творчества, которое начинается с колыбельной матери, сказки

бабушки, игры во дворе, а продолжается знакомством с декоративными

промыслами на занятиях в детском саду.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,

которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,

наглядно

демонстрирует

его

моральные,

эстетические

ценности,

художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие

народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа,

национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю

культуру, и искусство, и образование. В народном искусстве обобщены

представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа,

которые передаются из поколения в поколение.

Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно

возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы

утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим

эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.

Русский народ всегда стремился не только изготовить нужное изделие для

быта, но и украсить его, чтобы глаз радовало, чтобы жизнь была веселее и

красочнее.

Из

поколения

в

поколение

передают

мастера

технику

производства своих изделий, поддерживают колорит народной росписи. Как

«живые» глядят на нас цветы с жостовских подносов и павлопосадских

платков.

Какое

великое

множество

цветов

и

оттенков

используется

художниками при создании своих шедевров.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и

тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не

найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими

далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

Ручная роспись – это великое таинство передачи человеческого тепла на

расстоянии. Ведь недаром в народе говорят: «…в своё изделие душу

вложил…». В каждом предмете народного промысла сохраняется тепло

человеческих рук и частица души.

Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности

дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного

творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности:

составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки. И кто, как не

воспитатель, подробно расскажет детям о красивых глиняных игрушках из

села Дымково, нарядной гжельской посуде, расписных жостовских подносах.

И поэтому мы посчитали целесообразным использовать в своей работе

более углубленное знакомство с народным творчеством.

Но чтобы успешно проводить работу по приобщению дошкольников к

народному искусству, педагог должен быть сам знаком с народными

промыслами, с историей их возникновения, должен знать и понимать

народное искусство, в совершенстве владеть способами декоративной лепки,

уметь увлекательно рассказывать о мастерах, об истории возникновения той

или иной росписи.

Также опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного

развития

детского

художественного

творчества

разнообразие

и

вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное

начало

работы,

разнообразные

материалы,

интересные

для

детей

неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие

факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную

деятельность

однообразие

и

скуку,

обеспечивает

живость

и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы

всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной

стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с

другой – искали новые решения, творческие подходы. И все это на примере

народной культуры. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции,

радостное удивление, желание созидательно трудиться.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются

тогда,

когда

работают

с

увлечением.

Увлеченность

и

творческая

заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном

творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины

или соленого теста, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и

бересте,

при

овладении

различными

техническими

приёмами

художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с

целью

оформления

помещений

группы,

детского

сада,

с

целью

использования в качестве подарка родным и близким, для игры малышей и т.

д.

В 5-6 лет ребенок знакомится с изделиями гжельских мастеров.

Удивительная красота гжельской посуды, украшенной синими цветами,

завораживает детский взгляд, хочется попробовать самим нарисовать

волшебные цветы, сказочную синюю птицу. Сейчас стало модно иметь в

доме

игрушку-талисман

наступившего

года.

Дети

с

удовольствием

придумывают сказочные идеи и воплощают их в жизнь.

В этом возрасте дети также знакомятся с русской глиняной игрушкой,

которая пользуется самой большой известностью и популярностью -

дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это фигурки, разукрашенные по

белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов: горохов,

полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением

золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской

игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся

книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках,

именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские

индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с

пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла

красные с золотом рога.

Также дошкольников старшего возраста знакомим и с городецкой, и

полхов-майданской росписями. Тепло деревянных изделий, яркость красок

привлекает взор ребенка, ему хочется нарисовать такие же красивые цветы,

как на изделиях народных промыслов.

Дети на занятиях учатся лепить простые предметы: уточку, рыбку,

лошадку, птичку и т. д. Затем они их расписывают, а потом обязательно

обыгрывают. Ребенок должен насладиться результатом своего труда.

Простые по своему исполнению узоры: мазки, круги, точки, черточки,

полоски, а также более сложные формы - растительные (листья, ягоды,

цветы)

– не утомляют детей, а дают толчок для развития фантазии и

творчества. Ребенок видит, как игрушка становится расписной, веселой, с ней

хочется играть и обязательно показать маме, которая является главным и

первым экспертом творчества начинающего художника. Что может быть

красивее изделия, сделанного своими руками. Более сложные украшения и

поделки дети изготовляют совместно с родителями.

В конце занятия из детских работ мы составляем выставку на фоне

настенного коврика, чудесной полянки или макета мини - музея. Сюжетная

компановка работ вызывает у детей радость и удивление, и восхищение от

результатов своего творчества.

Каждому ребёнку хочется, чтобы его

рисунок, игрушку, сувенир увидели, похвалили

.

Творчество народных мастеров, знакомство детей с предметами народного

промысла не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует

духовные

потребности,

чувства

патриотизма,

национальной

гордости,

высокой

гражданственности

и

человечности.

Ребенок

узнает,

что

замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди,

одарённые фантазией, талантом и добротой.

Таким образом, в процессе занятий у детей развиваются не только

художественные умения и навыки, но и любовь, интерес к народному

творчеству,

родной

культуре

и

гордость

за

умение

и

способность

приобщаться и заниматься этим творчеством.



В раздел образования