Автор: Бибикова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 35 г. Орла
Населённый пункт: г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами как средство развития творческих способностей
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста
с народными промыслами как средство развития творческих
способностей.
Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных
проблем
современного
дошкольного
образования,
ведь
речь
идет
о
важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности
уже на первых этапах её становления.
И поэтому одной из задач дошкольного образования в художественно-
эстетическом развитии является знакомство детей с изделиями народных
промыслов России. Это процесс включения детей в истоки русского
народного творчества, которое начинается с колыбельной матери, сказки
бабушки, игры во дворе, а продолжается знакомством с декоративными
промыслами на занятиях в детском саду.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства,
которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,
наглядно
демонстрирует
его
моральные,
эстетические
ценности,
художественные вкусы и является частью её истории. Каждое изделие
народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа,
национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю
культуру, и искусство, и образование. В народном искусстве обобщены
представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа,
которые передаются из поколения в поколение.
Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно
возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт не как предметы
утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим
эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен.
Русский народ всегда стремился не только изготовить нужное изделие для
быта, но и украсить его, чтобы глаз радовало, чтобы жизнь была веселее и
красочнее.
Из
поколения
в
поколение
передают
мастера
технику
производства своих изделий, поддерживают колорит народной росписи. Как
«живые» глядят на нас цветы с жостовских подносов и павлопосадских
платков.
Какое
великое
множество
цветов
и
оттенков
используется
художниками при создании своих шедевров.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и
тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не
найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими
далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.
Ручная роспись – это великое таинство передачи человеческого тепла на
расстоянии. Ведь недаром в народе говорят: «…в своё изделие душу
вложил…». В каждом предмете народного промысла сохраняется тепло
человеческих рук и частица души.
Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности
дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного
творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности:
составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки. И кто, как не
воспитатель, подробно расскажет детям о красивых глиняных игрушках из
села Дымково, нарядной гжельской посуде, расписных жостовских подносах.
И поэтому мы посчитали целесообразным использовать в своей работе
более углубленное знакомство с народным творчеством.
Но чтобы успешно проводить работу по приобщению дошкольников к
народному искусству, педагог должен быть сам знаком с народными
промыслами, с историей их возникновения, должен знать и понимать
народное искусство, в совершенстве владеть способами декоративной лепки,
уметь увлекательно рассказывать о мастерах, об истории возникновения той
или иной росписи.
Также опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного
развития
детского
художественного
творчества
–
разнообразие
и
вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное
начало
работы,
разнообразные
материалы,
интересные
для
детей
неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие
факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную
деятельность
однообразие
и
скуку,
обеспечивает
живость
и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы
всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной
стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с
другой – искали новые решения, творческие подходы. И все это на примере
народной культуры. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции,
радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются
тогда,
когда
работают
с
увлечением.
Увлеченность
и
творческая
заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном
творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины
или соленого теста, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и
бересте,
при
овладении
различными
техническими
приёмами
художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с
целью
оформления
помещений
группы,
детского
сада,
с
целью
использования в качестве подарка родным и близким, для игры малышей и т.
д.
В 5-6 лет ребенок знакомится с изделиями гжельских мастеров.
Удивительная красота гжельской посуды, украшенной синими цветами,
завораживает детский взгляд, хочется попробовать самим нарисовать
волшебные цветы, сказочную синюю птицу. Сейчас стало модно иметь в
доме
игрушку-талисман
наступившего
года.
Дети
с
удовольствием
придумывают сказочные идеи и воплощают их в жизнь.
В этом возрасте дети также знакомятся с русской глиняной игрушкой,
которая пользуется самой большой известностью и популярностью -
дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это фигурки, разукрашенные по
белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов: горохов,
полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением
золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской
игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся
книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках,
именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские
индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с
пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла
красные с золотом рога.
Также дошкольников старшего возраста знакомим и с городецкой, и
полхов-майданской росписями. Тепло деревянных изделий, яркость красок
привлекает взор ребенка, ему хочется нарисовать такие же красивые цветы,
как на изделиях народных промыслов.
Дети на занятиях учатся лепить простые предметы: уточку, рыбку,
лошадку, птичку и т. д. Затем они их расписывают, а потом обязательно
обыгрывают. Ребенок должен насладиться результатом своего труда.
Простые по своему исполнению узоры: мазки, круги, точки, черточки,
полоски, а также более сложные формы - растительные (листья, ягоды,
цветы)
– не утомляют детей, а дают толчок для развития фантазии и
творчества. Ребенок видит, как игрушка становится расписной, веселой, с ней
хочется играть и обязательно показать маме, которая является главным и
первым экспертом творчества начинающего художника. Что может быть
красивее изделия, сделанного своими руками. Более сложные украшения и
поделки дети изготовляют совместно с родителями.
В конце занятия из детских работ мы составляем выставку на фоне
настенного коврика, чудесной полянки или макета мини - музея. Сюжетная
компановка работ вызывает у детей радость и удивление, и восхищение от
результатов своего творчества.
Каждому ребёнку хочется, чтобы его
рисунок, игрушку, сувенир увидели, похвалили
.
Творчество народных мастеров, знакомство детей с предметами народного
промысла не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует
духовные
потребности,
чувства
патриотизма,
национальной
гордости,
высокой
гражданственности
и
человечности.
Ребенок
узнает,
что
замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди,
одарённые фантазией, талантом и добротой.
Таким образом, в процессе занятий у детей развиваются не только
художественные умения и навыки, но и любовь, интерес к народному
творчеству,
родной
культуре
и
гордость
за
умение
и
способность
приобщаться и заниматься этим творчеством.