Напоминание

проект "Лекарственные растения"


Автор: Баишева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жабыльская СОШ им. Н.В.Петрова"
Населённый пункт: с.Нуорагана
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Лекарственные растения"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жабыльская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Петрова»

МР «Мегино Кангаласский улус»

Экологический проект

«Зелёная аптека. Лекарственные растения родного края»

Участники проекта: ученики 3 класса,

Руководитель: Баишева И.М. учитель

начальных классов

Нуорагана

2020г

Тип проекта:

познавательно-исследовательский коллективный,

среднесрочный

Тема проекта: «Зелёная аптека. Лекарственные растения родного

края»

Цель:

создание условий для исследования полезных свойств

лекарственных растений

Задачи:

- создать обстановку общей увлечённости для усвоения знаний о

свойствах лекарственных растений при создании экологического проекта

- способствовать развитию интереса у детей к познавательной

деятельности,

исследовательских

умений

и

творческих

способностей,

коммуникативных навыков учащихся, воспитанию любви к родному краю и

чувства гордости за свою маленькую Родину, бережного отношения к

природе.

Практическая значимость работы:

Проект разработан для учащихся 3 класса, используется во

внеклассной работе для 3 классов.

Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:

исследовательские:

проблемные

вопросы,

наблюдения,

поиск

поговорок, пословиц, легенд о лекарственных растениях в различных

источниках;

словесные:

беседы,

чтение

дополнительной

литературы,

консультации у родителей, рассказы детей, проведение викторин;

наглядные:

просмотр

фильмов

о

лекарственных

растениях,

организация книжной выставки;

практические: дидактические игры, сбор растений, запас сборов

разных трав

Основной метод - информационно - исследовательская работа, в

результате

которой

учащиеся

учатся

самостоятельно

проводить

эксперименты,

открывать

новые

знания

с

помощью

практической,

исследовательской деятельности.

Работа над проектом позволяет учащимся пользоваться различными

источниками и способами получения информации.

Ожидаемые результаты обучения

В результате выполнения проекта учащиеся смогут:

- планировать и проводить самостоятельное исследование

- находить и анализировать нужную информацию в интернете,

энциклопедии, в аптеке посёлка и других различных дополнительных

источниках

- наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

- работать в команде над решением единой проблемы, иметь

чувство ответственности за свой вклад

- обрабатывать и обобщать полученные данные

- оформлять результаты исследований

Образовательный

стандарт

нового

поколения

ставит

перед

учителем новые цели и не позволяет работать по-старому. Задача педагога

состоит в том, чтобы вовремя увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что

порой скрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми

высказываниями. Педагог должен увидеть то, что заложила в ученика

природа, великое, неповторимое, личное, разглядеть его способности,

развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, стремиться к

тому, чтобы его таланты и способности были реализованы. Ведь порой

ребёнок может и не подозревать о собственных возможностях, поэтому

педагогу очень важно разглядеть склонности ребёнка и подобрать условия,

максимально полно способствующие их раскрытию.

В настоящее время наиболее популярный метод обучения среди

учителей - метод проектов. Он предполагает принципиально иной подход:

«Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путём и какими средствами

это можно выполнить». Проектная деятельность создаёт условия для

дифференцированного обучения, мотивирует самостоятельную деятельность

учащихся, инициирует их творчество, помогает выявлять и оценивать их

возможности, каждому вносить посильный вклад в общее дело, позволяет

проявлять себя одновременно и в роли организатора, и исполнителя, и

эксперта

деятельности,

а

значит,

стать

более

самостоятельным

и

ответственным.

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности

через осознание собственных потребностей, через самореализацию в

творческой деятельности. В процессе творческой работы дети получают

полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая

активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом они

заботятся о своём здоровье, воспитывается бережное отношение к растениям.

Если школьники будут знать простые рецепты и правила использования

лекарственных растений, то смогут грамотно применять их для сохранения и

поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним

относиться.

Основополагающий вопрос: Какова роль лекарственных растений

в жизни современного человека?

Проблемный вопрос: Могут ли растения заменить лекарства?

План проведения проекта

1

Представление

проекта

учащимся.

Формирование

исследовательских

групп.

Определение

проблемных

вопросов

для

исследования. Планирование работы учащихся в группах. Обсуждение

возможных источников информации.

2 Самостоятельная работа учащихся.

3 Выбор форм предоставления отчёта по исследованию.

4 Подготовка отчётов по проведённым исследованиям.

5 Защита полученных результатов. Подведение итогов.

Для

защиты

проекта

учащиеся

разбились

на

группы

по

интересующим их вопросам, обсудили в группах план действий, условились

об оперативной помощи друг другу, наметили сроки для проведения

исследований, договорились о том, как будут оформлять итоги работы,

защищать свой проект.

6 Защита полученных результатов. Подведение итогов. После

завершения

работы

над

проектом

учащиеся

предоставят

результаты

исследовательской деятельности в классе (презентации, рефераты)

Защита проекта.

Оценивание результатов проекта учащимися. Завершается проект в

коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не

удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить в

будущих работах? Что нового хотели бы ещё узнать?

Актуальность.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в

системе образования. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней

дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. В наше время

компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть

быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают

организму бороться с болезнями, а с другой - разрушают его, оказывая

побочные явления. Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны

ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими

недугами.

Одним

из

ярчайших

представителей

природы

являются

лекарственные растения. История человечества накопила огромный опыт

использования их в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.

Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и

сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при

лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в

них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не

может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней

современных

препаратов.

Очень

важно

формирование

экологической

культуры, интереса и бережного отношения к растениям, имеющим значение

для естественного оздоровления человека. Ведь, если дети узнают, как

обычные растения ближайшего окружения могут помочь человеку, то будут

бережнее к ним относиться. А знать и изучать природу родного края, там, где

ты живёшь, значит любить свою малую Родину, быть её хозяином и

патриотом.

Этапы проекта:

1 этап.

Сбор информации о лекарственных растениях. Чтение

рассказов, стихов, загадок о лекарственных растениях, поиск нужной

информации о них в беседе со взрослыми, в библиотеке в энциклопедии и

справочниках, в интернете, посещение аптеки.

2 этап. Сбор лекарственных растений.

3этап.

Презентация результатов исследовательской работы на

школьном конкурсе экологических проектов. Подарки гостям буклетов

«Зелёная аптека», которые дети сделали сами.

Результаты реализации проекта:

Проведя

такую

работу,

у

ребят

сформируется

знание

о

лекарственных растениях, помогающих здоровью человека, развивается

познавательный интерес, расширяется представления о природе, ученики

научатся воспринимать лекарственные растения как живые существа,

сочувствовать им, оберегать их.

В аптеке ребята познакомились с различными медицинскими

препаратами из лекарственных трав: с лечебными сборами, мазями,

микстурами, настойками, каплями, с интересом слушали рассказ местной

травницы, которая рассказывала, от каких болезней они помогают, и что

лекарственные средства растительного производства в настоящее время

очень востребованы. Люди их покупают чаще, чем дорогостоящие таблетки.

Дети провели анкетирование среди родственников, знакомых, соседей,

педагогов, чтобы узнать, используют ли они лекарственные растения в

лечебных целях. И был получен такой результат: да, используют, и почти все.

Узнав много интересного о лекарственных растениях, ребята на

себе испытали целебное действие окружающих нас растений. Всем классом

пили чай, заваренный на травах, начали делать запасы сборов разных трав, не

покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советовали и другим

использовать их вместо химических препаратов.

Вывод: в ходе работы над проектом ребята узнали, как могут

лекарственные растения помочь здоровью человека, пополнили запас знаний

о лекарственных растениях родного края, где растут, чем полезны, научились

различать, узнавать растения по внешним признакам, правилами сбора и

хранения, узнали, пользуются ли лекарственными растениями родственники

и знакомые. Природа создала лекарства практически от всех болезней.

Работа помогла понять, что растения являются частью природы, и

люди должны бережно относиться к ней.

Ребята решили продолжить и дальше работу по изучению

лекарственных растений, стараясь расширить ещё больше свой кругозор и

обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, а потом

передать знания другим школьникам с целью оздоровления организма.

Ребята усвоили также и то, что от каждого человека зависит красота

и богатство родной земли. Надо всегда помнить об этом!



В раздел образования