Автор: Баишева Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Жабыльская СОШ им. Н.В.Петрова"
Населённый пункт: с.Нуорагана
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Лекарственные растения"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жабыльская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Петрова»
МР «Мегино Кангаласский улус»
Экологический проект
«Зелёная аптека. Лекарственные растения родного края»
Участники проекта: ученики 3 класса,
Руководитель: Баишева И.М. учитель
начальных классов
Нуорагана
2020г
Тип проекта:
познавательно-исследовательский коллективный,
среднесрочный
Тема проекта: «Зелёная аптека. Лекарственные растения родного
края»
Цель:
создание условий для исследования полезных свойств
лекарственных растений
Задачи:
- создать обстановку общей увлечённости для усвоения знаний о
свойствах лекарственных растений при создании экологического проекта
- способствовать развитию интереса у детей к познавательной
деятельности,
исследовательских
умений
и
творческих
способностей,
коммуникативных навыков учащихся, воспитанию любви к родному краю и
чувства гордости за свою маленькую Родину, бережного отношения к
природе.
Практическая значимость работы:
Проект разработан для учащихся 3 класса, используется во
внеклассной работе для 3 классов.
Методы, используемые для реализации цели и задач проекта:
исследовательские:
проблемные
вопросы,
наблюдения,
поиск
поговорок, пословиц, легенд о лекарственных растениях в различных
источниках;
словесные:
беседы,
чтение
дополнительной
литературы,
консультации у родителей, рассказы детей, проведение викторин;
наглядные:
просмотр
фильмов
о
лекарственных
растениях,
организация книжной выставки;
практические: дидактические игры, сбор растений, запас сборов
разных трав
Основной метод - информационно - исследовательская работа, в
результате
которой
учащиеся
учатся
самостоятельно
проводить
эксперименты,
открывать
новые
знания
с
помощью
практической,
исследовательской деятельности.
Работа над проектом позволяет учащимся пользоваться различными
источниками и способами получения информации.
Ожидаемые результаты обучения
В результате выполнения проекта учащиеся смогут:
- планировать и проводить самостоятельное исследование
- находить и анализировать нужную информацию в интернете,
энциклопедии, в аптеке посёлка и других различных дополнительных
источниках
- наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать
- работать в команде над решением единой проблемы, иметь
чувство ответственности за свой вклад
- обрабатывать и обобщать полученные данные
- оформлять результаты исследований
Образовательный
стандарт
нового
поколения
ставит
перед
учителем новые цели и не позволяет работать по-старому. Задача педагога
состоит в том, чтобы вовремя увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что
порой скрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми
высказываниями. Педагог должен увидеть то, что заложила в ученика
природа, великое, неповторимое, личное, разглядеть его способности,
развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, стремиться к
тому, чтобы его таланты и способности были реализованы. Ведь порой
ребёнок может и не подозревать о собственных возможностях, поэтому
педагогу очень важно разглядеть склонности ребёнка и подобрать условия,
максимально полно способствующие их раскрытию.
В настоящее время наиболее популярный метод обучения среди
учителей - метод проектов. Он предполагает принципиально иной подход:
«Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путём и какими средствами
это можно выполнить». Проектная деятельность создаёт условия для
дифференцированного обучения, мотивирует самостоятельную деятельность
учащихся, инициирует их творчество, помогает выявлять и оценивать их
возможности, каждому вносить посильный вклад в общее дело, позволяет
проявлять себя одновременно и в роли организатора, и исполнителя, и
эксперта
деятельности,
а
значит,
стать
более
самостоятельным
и
ответственным.
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности
через осознание собственных потребностей, через самореализацию в
творческой деятельности. В процессе творческой работы дети получают
полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая
активность, определяется социальная позиция ребёнка. При этом они
заботятся о своём здоровье, воспитывается бережное отношение к растениям.
Если школьники будут знать простые рецепты и правила использования
лекарственных растений, то смогут грамотно применять их для сохранения и
поддержания здоровья, объяснять окружающим, как бережно к ним
относиться.
Основополагающий вопрос: Какова роль лекарственных растений
в жизни современного человека?
Проблемный вопрос: Могут ли растения заменить лекарства?
План проведения проекта
1
Представление
проекта
учащимся.
Формирование
исследовательских
групп.
Определение
проблемных
вопросов
для
исследования. Планирование работы учащихся в группах. Обсуждение
возможных источников информации.
2 Самостоятельная работа учащихся.
3 Выбор форм предоставления отчёта по исследованию.
4 Подготовка отчётов по проведённым исследованиям.
5 Защита полученных результатов. Подведение итогов.
Для
защиты
проекта
учащиеся
разбились
на
группы
по
интересующим их вопросам, обсудили в группах план действий, условились
об оперативной помощи друг другу, наметили сроки для проведения
исследований, договорились о том, как будут оформлять итоги работы,
защищать свой проект.
6 Защита полученных результатов. Подведение итогов. После
завершения
работы
над
проектом
учащиеся
предоставят
результаты
исследовательской деятельности в классе (презентации, рефераты)
Защита проекта.
Оценивание результатов проекта учащимися. Завершается проект в
коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и не
удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить в
будущих работах? Что нового хотели бы ещё узнать?
Актуальность.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в
системе образования. Природа полна необыкновенных чудес. Если с ней
дружить, она раскроет нам свои секреты и тайны. В наше время
компьютерной техники и фантастических достижений медицины есть
быстродействующие таблетки, микстуры, но, с одной стороны они помогают
организму бороться с болезнями, а с другой - разрушают его, оказывая
побочные явления. Природа — настоящая кладовая здоровья. В ней спрятаны
ценные вещества, которые помогают организму справиться со многими
недугами.
Одним
из
ярчайших
представителей
природы
являются
лекарственные растения. История человечества накопила огромный опыт
использования их в быту для поддержания здоровья и лечения от болезней.
Актуальность обращения к этой теме определяется тем, что и
сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при
лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Ведь в
них содержатся такие вещества, синтезировать которые человек ещё не
может. Поэтому иногда лекарственные растения оказываются эффективней
современных
препаратов.
Очень
важно
формирование
экологической
культуры, интереса и бережного отношения к растениям, имеющим значение
для естественного оздоровления человека. Ведь, если дети узнают, как
обычные растения ближайшего окружения могут помочь человеку, то будут
бережнее к ним относиться. А знать и изучать природу родного края, там, где
ты живёшь, значит любить свою малую Родину, быть её хозяином и
патриотом.
Этапы проекта:
1 этап.
Сбор информации о лекарственных растениях. Чтение
рассказов, стихов, загадок о лекарственных растениях, поиск нужной
информации о них в беседе со взрослыми, в библиотеке в энциклопедии и
справочниках, в интернете, посещение аптеки.
2 этап. Сбор лекарственных растений.
3этап.
Презентация результатов исследовательской работы на
школьном конкурсе экологических проектов. Подарки гостям буклетов
«Зелёная аптека», которые дети сделали сами.
Результаты реализации проекта:
Проведя
такую
работу,
у
ребят
сформируется
знание
о
лекарственных растениях, помогающих здоровью человека, развивается
познавательный интерес, расширяется представления о природе, ученики
научатся воспринимать лекарственные растения как живые существа,
сочувствовать им, оберегать их.
В аптеке ребята познакомились с различными медицинскими
препаратами из лекарственных трав: с лечебными сборами, мазями,
микстурами, настойками, каплями, с интересом слушали рассказ местной
травницы, которая рассказывала, от каких болезней они помогают, и что
лекарственные средства растительного производства в настоящее время
очень востребованы. Люди их покупают чаще, чем дорогостоящие таблетки.
Дети провели анкетирование среди родственников, знакомых, соседей,
педагогов, чтобы узнать, используют ли они лекарственные растения в
лечебных целях. И был получен такой результат: да, используют, и почти все.
Узнав много интересного о лекарственных растениях, ребята на
себе испытали целебное действие окружающих нас растений. Всем классом
пили чай, заваренный на травах, начали делать запасы сборов разных трав, не
покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советовали и другим
использовать их вместо химических препаратов.
Вывод: в ходе работы над проектом ребята узнали, как могут
лекарственные растения помочь здоровью человека, пополнили запас знаний
о лекарственных растениях родного края, где растут, чем полезны, научились
различать, узнавать растения по внешним признакам, правилами сбора и
хранения, узнали, пользуются ли лекарственными растениями родственники
и знакомые. Природа создала лекарства практически от всех болезней.
Работа помогла понять, что растения являются частью природы, и
люди должны бережно относиться к ней.
Ребята решили продолжить и дальше работу по изучению
лекарственных растений, стараясь расширить ещё больше свой кругозор и
обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, а потом
передать знания другим школьникам с целью оздоровления организма.
Ребята усвоили также и то, что от каждого человека зависит красота
и богатство родной земли. Надо всегда помнить об этом!