Автор: Иванова Нина Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №34,г.Усолье-Сибирское
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: ДИДАКТИЧЕСКИе ИГРы ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тема: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом предметов.
1. "Найди и назови". Цель: Знакомить детей с характерными явлениями
природы для осени: жёлтые листья. Материал: осенние листья.
2. " Найди флажок". Цель: Знакомить детей с красным цветом предметов.
Учить детей узнавать и называть красный флажок. Материал: флажки.
3Дидактическая игра "Найди и назови" Дидактическая задача: Научить детей
узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор
красный, репа жёлтая. Материал: овощи.
3. "Парные картинки" Цель: Учить детей находить одинаковые картинки с
изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый. Материал: парные
картинки с изображением овощей.
4. "Найди такой же" Цель: Учить детей группировать предметы по цвету:
красные к красным, жёлтые к жёлтым. Материал: кубики красного и жёлтого
цвета.
5. "Подбери пёрышко" Цель: Учить детей называть и различать красный и
жёлтый цвета. Учить детей группировать предметы по цвету. Материал:
картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашенным, где
перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.
6. "Собери и назови какого цвета" Цель: Знакомить детей с зелёным цветом
предметов. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является основным
признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Материал: пирамидки зелёного цвета, состоящие из колец одного размера.
7. "Посадим цветы у домиков" Цель: Учить детей соотносить разнородные
предметы по цвету: красные цветы к красному дому, жёлтые цветы к
жёлтому дому на зелёной полянке. Упражнять детей в различении цветов:
красный, жёлтый, зелёный. Материал: домики, цветы, полянка.
8. "Помоги матрёшкам найти свой домик" Цель: Продолжать учить детей
различать и называть красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Учить детей
соотносить разнородные предметы по цвету: синюю матрёшку к синему
домику и т. п. Материал: домики и матрёшки основных цветов. 9. "Помоги
матрёшкам найти свои бусы" Цель: Упражнять детей в различении основных
цветов. Продолжать учить детей соотносить разнородные предметы по цвету:
красные бусы к красной матрёшке и т. п. Материал: матрёшки и бусы
основных цветов.
10."Разноцветные бусы" Цель: Учить детей чередовать предметы по цвету:
красный, жёлтый, зелёный. Материал: бусины красного, жёлтого и зелёного
цветов.
11. "Выкладывание из мозаики на тему "Гусята пошли на речку гулять""
Цель: Знакомить детей с синим цветом предметов. Фиксировать внимание
детей на характерных цветовых свойствах предметов. Материал: элементы
жёлтой и синей мозаики.
12. "Поручения" Цель: Учить детей называть и различать игрушки, обозначая
их основные цвета. Материал: мячи-красный и синий, ёлка- зелёная,
машины- синяя и красная. 1
13. "Разложи по цвету" Цель: Учить детей группировать однородные объекты
по цвету. Материал: грибы с разными по цвету шляпками: по три гриба
каждого цвета.
14. "Подбери ниточку для шарика" Цель: Продолжать учить детей
соотносить предметы по цвету: красную нитку к красному шарику и т. п.
Материал: демонстрационный материал: фланелеграф, полоски и круги из
цветного картона.
15. "Подбери блюдца к чашкам" Цель: Продолжать учить детей соотносить
предметы по цвету: жёлтое блюдце к жёлтой чашке и т. п. Материал:
фланелеграф, блюдца и чашки из картона.
16. "Подбери по цвету" Цель: Закреплять у детей умение подбирать
предметы по цвету. Материал: у каждого ребёнка карточка, разделённая на 4
клетки основных цветов, мелкие игрушки тех же цветов.
17. "Спрячь мышку" Цель: Упражнять детей в умении подбирать предметы
по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п. Материал:
Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов,
игрушка- кошка.
18. "Составь картинку" Цель: Учить детей составлять картинку целого
предмета из двух- четырёх частей. Материал: разрезанные картинки-
предметные, образцы.
19."Сложи цветок" Цель: Продолжать учить детей составлять целые
предметы из трёх частей. Материал: разрезные цветы основных цветов.
Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.
1. "Составь из башенку" Цель: Учить детей называть и различать величину
предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.
Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и
маленького размера.
2. "Что там? " Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине:
маленькая, большая. Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая
неразъёмная.
3. "Какой мяч больше" Цель: Учить детей находить разные по величине
предметы, называя их основные свойства: величину и цвет. Материал:
большие и маленькие мячи.
4. "Найди и назови" Цель: Знакомить детей с характерными явлениями
природы для осени: жёлтые и красные листья. Учить детей называть и
различать предметы по величине: большие, маленькие. Материал: листья
большие и маленькие.
5. "Соберём пирамидку" Цель: Упражнять детей в умении собирать
пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые
по величине предметы путём накладывания одного предмета на другой.
Материал: пирамидки из пяти колец; два кольца одинаковой величины.
6. "Разложи- ка кубики" Цель: Учить детей группировать объекты по
величине: большие, маленькие. Материал: большие и маленькие кубики
красного цвета.
7. "Узнай и назови" Цель: Учить детей узнавать и называть овощи. Учить
детей группировать овощи по величине. Материал: большие и маленькие
овощи.
8. "Разложи по величине" Цель: Продолжать учить детей группировать
предметы по величине. Материал: Грибы из картона разной величины.
9. "Большие и маленькие" Цель: Продолжать учить детей называть и
различать предметы на картинках по величине. Материал: картинки с
изображением разных по величине предметов.
10. "Подбери блюдца к чашкам" Цель: Учить детей соотносить предметы по
величине: большие блюдца к большим чашкам, маленькие блюдца к
маленьким чашкам. Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона
разной величины.
11. "Помоги матрёшкам найти свой домик" Цель: Продолжать учит детей
соотносить предметы по величине: большую матрёшку к большому дому,
маленькую матрёшку к маленькому дому. Материал: Матрёшки и домики
разной величины.
12. " Помоги матрёшкам найти свои бусы" Цель: Продолжать учить детей
соотносить предметы по величине. Материал: бусы и матрёшки разной
величины.
13. "Собери бусы" Цель: Учить детей чередовать элементы по величине.
Материал: Леска, бусины разной величины.
14. "Помоги матрёшкам найти свою ленту" Цель: Учит детей соотносить
предметы по величине: большой матрёшке широкую ленту, маленькой
матрёшке узкую ленту. Учить детей различать и называть величину
предмета: узкая, широкая. Материал: Матрёшки, ленты- широкая, узкая.
15. "Поручения" Цель: Учить детей узнавать и называть игрушки, обозначая
их свойствацвет, величину- большие, маленькие, узкие, широкие. Материал:
игрушки разной величины.
16. "Как машины зверят катали" Цель: Продолжать учить детей соотносить
предметы по величине: большие зверята на большой машине, маленькие
зверята на маленькой. У зайца короткий хвост, у лисы длинный. Материал:
машины и игрушки разной величины.
17. "Поможем кукле Кате одеться на прогулку" Цель: Учить детей запомнить
название
одежды,
обуви;
последовательность
одевания
на
прогулку,
обозначая их цвет, величину: шапка- маленькая, шарф- длинный, сапоги-
короткие. Материал: кукла с комплектом одежды.
18. "Украсим ёлочку игрушками" Цель: Учить детей называть величину
предметов, украшающих ёлку. Материал: фланелеграф, ёлка и игрушки из
цветного картона.
19. "Кто топает" Цель: Упражнять детей в назывании величины предметов:
большой медведь топает громко, маленький тихо. Материал: ширма,
игрушки-медведи разной величины.
20. "Узкий, широкий" Цель: Уточнить представление детей о величине:
узкий, широкий. Материал: цветы с узкими и широкими листьями.
Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.
1. "Найди свой домик" Цель: Учить детей ощупывать контур и отверстие
геометрических фигур. Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши
геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
2. "Узнай и назови" Цель: Знакомить детей с круглой формой предмета.
Материал: помидор, яблоко, апельсин.
3. "Соберём башню из колец" Цель: Учить детей определять круглую форму
предмета, ощупывая её пальцами. Материал: пирамидки.
4. "Бусы для кукол" Цель: Продолжать учить детей называть круглую форму
предмета. Материал: бусины, леска, куклы. Дидактические игры на тему:
«Природа. Животные. Птицы. Цветы». 1. Найди листочек. Цель: различать и
называть
листья
знакомых
деревьев,
вспоминать
названия
деревьев,
развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена,
дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель
раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то
листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек
покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.
5. Отгадайте что в руке. Цель: учить детей различать и называть овощи,
фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и
фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину.
Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из
овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или
фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к
воспитателю. 3. Деревья и их плоды. Цель: учить детей подбирать плоды
деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации
деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан,
липовое семян, кленовая крылатка). Ход игры 8 Воспитатель предлагает
назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
6. Назвать птицу. Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать
зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал:
картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица). Ход
игры Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать
их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками
показывают согласны они или нет.
7. Какого цветка не стало. Цель: учить детей называть цветы «уголка
природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать
зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал:
цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения
из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям
закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны
отгадать: какой цветка не стало, назвать его. 6. Ухаживать за цветами. Цель:
закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»;
выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность,
воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: лейка; тряпка; палка
для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень,
книга и т.д.). Ход игры На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям
выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают
вещи и называют, что ими делают.
8. Магазин цветов. Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов,
растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя
предложениями развивать связную речь, память. Материал: растения «уголка
природы». Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить»
цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан
цветок. Например:
9 «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы
маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета». 8. Кто в лесу живет.
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь;
воспитывать любовь к животным. Материал: наборы игрушек: «Дикие
животные» и «Домашние животные». Ход игры Воспитатель предлагает
детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в
лесу.
10. Найти цветок. Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы
«уголка
природы».
Материал:
цветы
«уголка
природы».
Ход
игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети
находят его, повторяют его название.
11.Волшебный мешочек. Цель: закреплять умение детей называть овощи и их
цвет; развивать зрительную память, внимание. Материал: «волшебный
мешочек», овощи. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди
извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель
может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно
играют все дети.
12.Узнайте животное. Цель: закреплять умение детей узнавать домашних
животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. Ход
игры Вариант 1 Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2 Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему
животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
13. Овощи и фрукты. Цель: закреплять умение детей находить названные
овощи или фрукты развивать внимание, память. Материал: муляжи овощей и
фруктов. Ход игры 10 На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и
фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или
иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают,
согласны ли они с выбором или нет.
14.Назвать дерево. Цель: учить детей узнавать и называть деревья на
уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к
природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель
подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра
продолжается, пока дети не устанут.
15.С какого дерева листочек. Цель: учить детей узнавать и называть листья с
деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: засушенные
листочки с деревьев, колокольчик. Ход игры На коврике по кругу разложены
листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как
только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с
какого дерева листочек, у которого они остановились.
16.Узнаете по описанию. Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по
описанию; развивать внимательность, память. Ход игры Воспитатель
описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст.
Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх;
летом с него летит пух и т.д..
17.Кто лишний. Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее,
объяснять,
почему
оно
лишнее;
развивать
логическое
мышление,
внимательность. Материал: картинки с дикими животными и одним
домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно. Ход
игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне
картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот
или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она -
домашнее животное».
18.Кто как кричит. Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц;
развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Материал:
картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Ход игры
Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их
озвучивают, а потом называют.
19.Какой птицы не стало. Цель: продолжать учить детей узнать и называть
птиц;
развивать
зрительную
память,
внимательность
воспитывать
исполнительность. Материал: карточки с изображением птиц, наборное
полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное
полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети
должны угадать: кого спрятал воспитатель.
20..Название птицы. Цель: продолжать учить детей узнавать и называть
перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к
птицам. Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец,
журавль). Ход игры Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель
предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает
фишку