Напоминание

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Автор: Иванова Нина Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" №34,г.Усолье-Сибирское
Населённый пункт: город Усолье-Сибирское
Наименование материала: ДИДАКТИЧЕСКИе ИГРы ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тема: КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дидактические игры по ознакомлению детей с цветом предметов.

1. "Найди и назови". Цель: Знакомить детей с характерными явлениями

природы для осени: жёлтые листья. Материал: осенние листья.

2. " Найди флажок". Цель: Знакомить детей с красным цветом предметов.

Учить детей узнавать и называть красный флажок. Материал: флажки.

3Дидактическая игра "Найди и назови" Дидактическая задача: Научить детей

узнавать и называть овощи. Обращать внимание на их цвет: помидор

красный, репа жёлтая. Материал: овощи.

3. "Парные картинки" Цель: Учить детей находить одинаковые картинки с

изображением овощей, называя их цвет: красный, жёлтый. Материал: парные

картинки с изображением овощей.

4. "Найди такой же" Цель: Учить детей группировать предметы по цвету:

красные к красным, жёлтые к жёлтым. Материал: кубики красного и жёлтого

цвета.

5. "Подбери пёрышко" Цель: Учить детей называть и различать красный и

жёлтый цвета. Учить детей группировать предметы по цвету. Материал:

картинка с изображением петуха с пышным хвостом, не раскрашенным, где

перья- прорези. Перья двух цветов: красный и жёлтый.

6. "Собери и назови какого цвета" Цель: Знакомить детей с зелёным цветом

предметов. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является основным

признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал: пирамидки зелёного цвета, состоящие из колец одного размера.

7. "Посадим цветы у домиков" Цель: Учить детей соотносить разнородные

предметы по цвету: красные цветы к красному дому, жёлтые цветы к

жёлтому дому на зелёной полянке. Упражнять детей в различении цветов:

красный, жёлтый, зелёный. Материал: домики, цветы, полянка.

8. "Помоги матрёшкам найти свой домик" Цель: Продолжать учить детей

различать и называть красный, жёлтый, зелёный и синий цвета. Учить детей

соотносить разнородные предметы по цвету: синюю матрёшку к синему

домику и т. п. Материал: домики и матрёшки основных цветов. 9. "Помоги

матрёшкам найти свои бусы" Цель: Упражнять детей в различении основных

цветов. Продолжать учить детей соотносить разнородные предметы по цвету:

красные бусы к красной матрёшке и т. п. Материал: матрёшки и бусы

основных цветов.

10."Разноцветные бусы" Цель: Учить детей чередовать предметы по цвету:

красный, жёлтый, зелёный. Материал: бусины красного, жёлтого и зелёного

цветов.

11. "Выкладывание из мозаики на тему "Гусята пошли на речку гулять""

Цель: Знакомить детей с синим цветом предметов. Фиксировать внимание

детей на характерных цветовых свойствах предметов. Материал: элементы

жёлтой и синей мозаики.

12. "Поручения" Цель: Учить детей называть и различать игрушки, обозначая

их основные цвета. Материал: мячи-красный и синий, ёлка- зелёная,

машины- синяя и красная. 1

13. "Разложи по цвету" Цель: Учить детей группировать однородные объекты

по цвету. Материал: грибы с разными по цвету шляпками: по три гриба

каждого цвета.

14. "Подбери ниточку для шарика" Цель: Продолжать учить детей

соотносить предметы по цвету: красную нитку к красному шарику и т. п.

Материал: демонстрационный материал: фланелеграф, полоски и круги из

цветного картона.

15. "Подбери блюдца к чашкам" Цель: Продолжать учить детей соотносить

предметы по цвету: жёлтое блюдце к жёлтой чашке и т. п. Материал:

фланелеграф, блюдца и чашки из картона.

16. "Подбери по цвету" Цель: Закреплять у детей умение подбирать

предметы по цвету. Материал: у каждого ребёнка карточка, разделённая на 4

клетки основных цветов, мелкие игрушки тех же цветов.

17. "Спрячь мышку" Цель: Упражнять детей в умении подбирать предметы

по цвету: синяя дверь к синему домику, где живёт мышка и т. п. Материал:

Карточки большие и маленькие в середине с мышкой, двери тех же цветов,

игрушка- кошка.

18. "Составь картинку" Цель: Учить детей составлять картинку целого

предмета из двух- четырёх частей. Материал: разрезанные картинки-

предметные, образцы.

19."Сложи цветок" Цель: Продолжать учить детей составлять целые

предметы из трёх частей. Материал: разрезные цветы основных цветов.

Дидактические игры по ознакомлению детей с величиной предметов.

1. "Составь из башенку" Цель: Учить детей называть и различать величину

предметов: большой, маленький. Развивать у детей понимание этих слов.

Материал: Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и

маленького размера.

2. "Что там? " Цель: Учить детей сопоставлять предметы по величине:

маленькая, большая. Материал: матрёшки: большая двухместная и маленькая

неразъёмная.

3. "Какой мяч больше" Цель: Учить детей находить разные по величине

предметы, называя их основные свойства: величину и цвет. Материал:

большие и маленькие мячи.

4. "Найди и назови" Цель: Знакомить детей с характерными явлениями

природы для осени: жёлтые и красные листья. Учить детей называть и

различать предметы по величине: большие, маленькие. Материал: листья

большие и маленькие.

5. "Соберём пирамидку" Цель: Упражнять детей в умении собирать

пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые

по величине предметы путём накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец; два кольца одинаковой величины.

6. "Разложи- ка кубики" Цель: Учить детей группировать объекты по

величине: большие, маленькие. Материал: большие и маленькие кубики

красного цвета.

7. "Узнай и назови" Цель: Учить детей узнавать и называть овощи. Учить

детей группировать овощи по величине. Материал: большие и маленькие

овощи.

8. "Разложи по величине" Цель: Продолжать учить детей группировать

предметы по величине. Материал: Грибы из картона разной величины.

9. "Большие и маленькие" Цель: Продолжать учить детей называть и

различать предметы на картинках по величине. Материал: картинки с

изображением разных по величине предметов.

10. "Подбери блюдца к чашкам" Цель: Учить детей соотносить предметы по

величине: большие блюдца к большим чашкам, маленькие блюдца к

маленьким чашкам. Материал: фланелеграф, блюдца и чашки из картона

разной величины.

11. "Помоги матрёшкам найти свой домик" Цель: Продолжать учит детей

соотносить предметы по величине: большую матрёшку к большому дому,

маленькую матрёшку к маленькому дому. Материал: Матрёшки и домики

разной величины.

12. " Помоги матрёшкам найти свои бусы" Цель: Продолжать учить детей

соотносить предметы по величине. Материал: бусы и матрёшки разной

величины.

13. "Собери бусы" Цель: Учить детей чередовать элементы по величине.

Материал: Леска, бусины разной величины.

14. "Помоги матрёшкам найти свою ленту" Цель: Учит детей соотносить

предметы по величине: большой матрёшке широкую ленту, маленькой

матрёшке узкую ленту. Учить детей различать и называть величину

предмета: узкая, широкая. Материал: Матрёшки, ленты- широкая, узкая.

15. "Поручения" Цель: Учить детей узнавать и называть игрушки, обозначая

их свойствацвет, величину- большие, маленькие, узкие, широкие. Материал:

игрушки разной величины.

16. "Как машины зверят катали" Цель: Продолжать учить детей соотносить

предметы по величине: большие зверята на большой машине, маленькие

зверята на маленькой. У зайца короткий хвост, у лисы длинный. Материал:

машины и игрушки разной величины.

17. "Поможем кукле Кате одеться на прогулку" Цель: Учить детей запомнить

название

одежды,

обуви;

последовательность

одевания

на

прогулку,

обозначая их цвет, величину: шапка- маленькая, шарф- длинный, сапоги-

короткие. Материал: кукла с комплектом одежды.

18. "Украсим ёлочку игрушками" Цель: Учить детей называть величину

предметов, украшающих ёлку. Материал: фланелеграф, ёлка и игрушки из

цветного картона.

19. "Кто топает" Цель: Упражнять детей в назывании величины предметов:

большой медведь топает громко, маленький тихо. Материал: ширма,

игрушки-медведи разной величины.

20. "Узкий, широкий" Цель: Уточнить представление детей о величине:

узкий, широкий. Материал: цветы с узкими и широкими листьями.

Дидактические игры по ознакомлению детей с формой предметов.

1. "Найди свой домик" Цель: Учить детей ощупывать контур и отверстие

геометрических фигур. Материал: игра- панно с отверстиями, вкладыши

геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2. "Узнай и назови" Цель: Знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

3. "Соберём башню из колец" Цель: Учить детей определять круглую форму

предмета, ощупывая её пальцами. Материал: пирамидки.

4. "Бусы для кукол" Цель: Продолжать учить детей называть круглую форму

предмета. Материал: бусины, леска, куклы. Дидактические игры на тему:

«Природа. Животные. Птицы. Цветы». 1. Найди листочек. Цель: различать и

называть

листья

знакомых

деревьев,

вспоминать

названия

деревьев,

развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена,

дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя. Ход игры Воспитатель

раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то

листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек

покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

5. Отгадайте что в руке. Цель: учить детей различать и называть овощи,

фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе. Материал: овощи и

фрукты. Ход игры Дети образуют круг, закладывая руки за спину.

Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из

овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или

фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к

воспитателю. 3. Деревья и их плоды. Цель: учить детей подбирать плоды

деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: иллюстрации

деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан,

липовое семян, кленовая крылатка). Ход игры 8 Воспитатель предлагает

назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

6. Назвать птицу. Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать

зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе. Материал:

картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица). Ход

игры Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать

их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками

показывают согласны они или нет.

7. Какого цветка не стало. Цель: учить детей называть цветы «уголка

природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать

зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях. Материал:

цветы «уголка природы». Ход игры Воспитатель выставляет на стол растения

из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям

закрыть глаза и прячет одно растение. Дети открывают глаза, они должны

отгадать: какой цветка не стало, назвать его. 6. Ухаживать за цветами. Цель:

закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»;

выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность,

воспитывать желание заботиться о растениях. Материал: лейка; тряпка; палка

для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень,

книга и т.д.). Ход игры На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям

выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают

вещи и называют, что ими делают.

8. Магазин цветов. Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов,

растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя

предложениями развивать связную речь, память. Материал: растения «уголка

природы». Ход игры Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить»

цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан

цветок. Например:

9 «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы

маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета». 8. Кто в лесу живет.

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь;

воспитывать любовь к животным. Материал: наборы игрушек: «Дикие

животные» и «Домашние животные». Ход игры Воспитатель предлагает

детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в

лесу.

10. Найти цветок. Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы

«уголка

природы».

Материал:

цветы

«уголка

природы».

Ход

игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети

находят его, повторяют его название.

11.Волшебный мешочек. Цель: закреплять умение детей называть овощи и их

цвет; развивать зрительную память, внимание. Материал: «волшебный

мешочек», овощи. Ход игры Воспитатель предлагает детям по очереди

извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель

может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно

играют все дети.

12.Узнайте животное. Цель: закреплять умение детей узнавать домашних

животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание. Ход

игры Вариант 1 Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2 Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему

животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

13. Овощи и фрукты. Цель: закреплять умение детей находить названные

овощи или фрукты развивать внимание, память. Материал: муляжи овощей и

фруктов. Ход игры 10 На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и

фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или

иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают,

согласны ли они с выбором или нет.

14.Назвать дерево. Цель: учить детей узнавать и называть деревья на

уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к

природе. Материал: деревья на уличной площадке. Ход игры Воспитатель

подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги!

Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе. Игра

продолжается, пока дети не устанут.

15.С какого дерева листочек. Цель: учить детей узнавать и называть листья с

деревьев, развивать зрительную память, внимание. Материал: засушенные

листочки с деревьев, колокольчик. Ход игры На коврике по кругу разложены

листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как

только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с

какого дерева листочек, у которого они остановились.

16.Узнаете по описанию. Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по

описанию; развивать внимательность, память. Ход игры Воспитатель

описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст.

Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх;

летом с него летит пух и т.д..

17.Кто лишний. Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее,

объяснять,

почему

оно

лишнее;

развивать

логическое

мышление,

внимательность. Материал: картинки с дикими животными и одним

домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно. Ход

игры Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне

картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот

или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она -

домашнее животное».

18.Кто как кричит. Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц;

развивать внимательность воспитывать любовь к природе. Материал:

картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы. Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их

озвучивают, а потом называют.

19.Какой птицы не стало. Цель: продолжать учить детей узнать и называть

птиц;

развивать

зрительную

память,

внимательность

воспитывать

исполнительность. Материал: карточки с изображением птиц, наборное

полотно. Ход игры Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное

полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети

должны угадать: кого спрятал воспитатель.

20..Название птицы. Цель: продолжать учить детей узнавать и называть

перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к

птицам. Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец,

журавль). Ход игры Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель

предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает

фишку



В раздел образования