Напоминание

Конструирование культурно- эстетического образовательного пространства средствами арт- технологии


Автор: Егорова Лилианна Эрнстовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОО "Туора- Кюельская СОШ имени И.Н. Гуляева"
Населённый пункт: Село Туора- Кюель, Таттинский улус,Республика Саха( Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конструирование культурно- эстетического образовательного пространства средствами арт- технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Конструирование культурно-

эстетической среды в

образовательном

пространстве с помощью

приема инсталляции.

Егорова Лилианна

Эрнстовна, учитель

русского языка и

литературы,

МБОО «Туора- Кюельская

СОШ имени И.Н. Гуляева»

В наш век прагматизма, излишней материализованности всех помыслов арт-

технология необыкновенно актуальна. В ней решение многих проблем

бездуховности, оторванности от культуры. Также несомненно и то, что

арт - технологии формируют ассоциативное мышление, системное

мышление.

Что же нас заставило обратиться к данной теме? Во- первых, это безусловно

опасная оторванность школьников от истоков, культуры и истории

предков. Тенденция удовлетворенности лишь внешней стороной данного

вопроса становится все более угрожающей( танцы, песни- внешняя

атрибутика).Во- вторых, это низкое развитие читательской культуры.

Низкое развитие читательской культуры на наш взгляд состоит из

следующих аспектов:

Проблема прагматичного отношения к художественному тексту

Ученик читает вынужденно, по требованию. Фрагментарно, дробно

воспринимает информацию.

Ученик не вникает в смысл прочитанного, а если и вникает , то не

осознает ценностную сторону художественной действительности

Предметное восприятие мешает ученику создать свой мир через призму

анализа художественного чтения.

Необходимо помочь учащимся создавать условия для

«проживания» историко- культурной, литературной ситуации.

И здесь весьма эффективно применение арт- технологии.

Наша работа нацелена на конструирование культурно-

эстетической среды в образовательном пространстве с

помощью приема инсталляции.

Задачи:

Изучение особенностей арт- технологии

Обоснование выбора приема инсталляции

Анализ апробации приема инсталляции на опыте Туора-

Кюельской средней школы.

Арт- технологии-

творческая

деятельность,

направленная на

создание чего- то

нового средствами

искусства

Благодаря использованию арт –

технологий, каждый ребенок

делает собственные открытия,

создает уникальные

художественные объекты

Обобщают

эстетическое

представление об

окружающем мире

Осознание и

активизация

жизненных ресурсов

Обучение навыкам

саморегуляции; обучение

коммуникативным навыкам,

развитие сферы восприятия.

Создание позитивного

и мотивированного

процесса обучения и

воспитания, а также

условий личностного

роста

Инсталляция – форма современного искусства,

представляющая собой пространственную композицию ,

созданную из различных готовых материалов и форм

( природных объектов, промышленных и бытовых предметов,

фрагментов текстовой и зрительной информации являющую

собой единое целое.

Смена контекстов создает

смысловые модификации, игру

значений.

Инсталляция, в отличие от плоских

росписей и единичных объектов

делает акцент на создании

интерьерного пространства.

Эрнст Александрович Алексеев путем достаточно глубокого изучения

данного вопроса как в теории, так и на практике сумел доказать, что

инсталляция, как соединение символов, будит воображение,

развивает образное мышление, расширяет кругозор, формирует

мобильность личности.

Габарит инсталляций варьируется от

предельно малого, куда можно только

заглянуть одним глазком, до

нескольких залов в крупных музеях.

Вступая в различные неординарные

комбинации, вещь освобождается

от своей практической функции,

приобретая функцию

символическую.

Также в этой области

реализует интересные

проекты Изабелла

Иннокентьевна Элякова,

народный мастер, автор

многих проектов по

возрождению

декоративно-

прикладного искусства.

Особенности этих проектов в

том, что они направлены на

возрождение традиций,

декоративно- прикладной

культуры наших предков,

Они всегда обращены

через глубины истории к

будущему поколению.

История и культура

якутов

Ученик , проживая воссозданную ситуацию, может

сделать выбор, обрести свое понимание мира,

осознать свое предназначение. В течение двух лет

мы сотрудничаем с этими двумя мастерами и

апробируем прием инсталляции.

Нами введены некоторые новшества в

данной сфере:

Это сочетание художественного слова с инсталляциями, то есть

конструируется культурно- эстетическая среда на определенную тему,

при выстраивании которой важное значение имеют текст и музыка.

Это организация выставок, во время которых посетители погружаются в

воссозданную историко- культурную реальность. Инсталляция «

поглощает» и «вбирает» в себя не только все предшествовавшие ей

жанры, но и самого зрителя. Во время данных выставок создается

«прецендент» проживания детьми культурно- эстетической ситуации.

Занятия с использованием приема инсталляции имеют еще одно

дидактическое достоинство: создается эффект присутствия», проявляется

интерес, желание узнать и увидеть больше.

При создании инсталляций ученикам предоставляются любые материалы

для инсталляции , Всякое навязывание образов, «подсказывающие»

разъяснения исключаются

Тема инсталляции №1: « Путь к себе: через призму времени.

Тайны Мандара»

Учитель на начальном этапе вместе с детьми изучают

творчество Мастера , используя метод мозгового штурма,

«Погружения», технологии смыслового чтения и проектного

метода

в основу создания инсталляции заложена идея обретения своего

пути Мастером. Проект выполнен в виде создания некоего

пространства, соединяющего в себе детство, нравственное

взросление и творчество.

В пространстве соединены бытовые предметы и предметы

искусства: детская телогрейка, кружка, чорон, картина,

фотографии

Образ чорона, как связующий образ, символизирует судьбу

мастера, его философию Определенную функцию несет

освещение. Применяется открытый огонь в виде свечи для

выделения смысловых зон.

Тема инсталляции «Узоры жизни. Судьба девушки- саха

»

Проектное

обоснование

в основу идейного решения инсталляции

заложено символическое выражение

исторического пути якутской женщины.

Форма объекта- национальные о

костюмы- олицетворяют бесконечность

истории, связь времен, переплетение

судеб и мечты о счастье.

Фотографии играют роль некоей спирали- символа развития.

Таким образом, дети выстраивают некое художественное

пространство, раскрывающее суть культурно- эстетического

явления:

На начальном этапе детям предлагается тема. Ассоциативный анализ тему

помогает детям погрузиться в творческий процесс.Затем они создают смысловое

зерно инсталляции. И начинается этап соединения символов для создания

единого образа.

Инсталляция №1 « Кривое зеркало действительности» , «Ревизор»

Н.В. Гоголь.

Проектное обоснование: в основу идейного

решения инсталляции кладется образ мира ,

где все перевернуто с ног на голову. Все

ценностные ориентиры разрушены.С

помощью зеркал, бечевки, куска тканей и

картона дети создают мир трагического

абсурда. Между родителями и детьми лежит

пропасть. Слово утратило первоначальный

смысл. Каждый одинок в этом страшном

мире.

Использование арт - технологий дает возможность расширить и углубить уровень

познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному

изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Это

видно в диаграмме.

Умение подбирать ассоциации к образу

Умение находить символы в художественном тексте

Умение сочетать символы

Умение создавать образы с помощью символов

Направления

Инсталляции»

«Путь

мастера»

Инсталляции

«Мир

предков»

Инсталляции

« От текста к

образу»

Инсталляции

«Мой мир»

5 класс

+

+

6 класс

+

+

+

7 класс

+

+

+

+

8 класс

+

+

+

+

Арт- технология

основана на

деятельностном

подходе и

соответствует

стандартам

нового

образования.

Это обучение

интеллектуальной

деятельности

средствами

художественного

творчества

Арт- занятие часто

идет по

алгоритму 2Что

будет, если….»

Метанавыки

Метафорическое

мышление

Системное

мышление



В раздел образования