Автор: Суркина Анна Александровна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Акварель"
Населённый пункт: Нижегородская область, Шарангский муниципальный округ, р.п. Шаранга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Акварель»
Методическая разработка
«Использование интерактивных игр
в работе с детьми
старшего дошкольного возраста»
Составитель:
учитель – логопед
Суркина А.А.
2023-2024 учебный год
Применение интерактивной доски в детском саду.
В
настоящее
время
компьютерные
технологии
стали
активно
применятся
в
образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных
программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и
применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть
рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные
средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как
зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и
др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.
Преимущества интерактивной доски.
Обучение детей становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и
мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть
новыми
знаниями.
Интерактивная
доска
значительно
расширяет
возможности
предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение
мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники)
позволяет
моделировать
различные
ситуации
и
среды.
Игровые
компоненты,
включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность
обучающихся и усиливают усвоение материала.
Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, компьютеры, станут
отличными помощниками в диагностики развития детей:
Развитие внимания
Памяти
Мышления
Речи
Личности
Навыки учебной деятельности
Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной
грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными
электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно,
чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому,
эмоциональному человеческому общению.
Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в
информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами
работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с
помощью современных технических средств. Использование ИКТ на занятиях позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при
котором
ребенок
становится
активным
субъектом,
а
не
пассивным
объектом
педагогического
воздействия.
Это
способствует
осознанному
усвоению
знаний
дошкольниками.
Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным,
интересным
и
продуктивным.
При
условии
систематического
использования
электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с
традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно
повышается эффективность обучения детей. При этом происходит качественное
усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких
технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает
скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и
способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.
В связи с этим я начала использовать в детском саду новое информационно-
техническое средство – интерактивную доску.
Задачи:
развитие
познавательной
и
творческой
активности
детей,
любознательности, воображения, образного мышления;
формирование готовности ребенка к школьному обучению;
знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
овладение навыками работы с интерактивной доской.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в
которую входит компьютер и проектор. Технология работы доски, основанная на
принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой
безопасной для здоровья. Интерактивная доска (ИД) является удобным инструментом,
как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров,
родительских собраний. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными
чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски –
тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения.
Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие
компьютерной мыши. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика
максимально
удобен
для
детей
дошкольного
возраста.
Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с
детьми
в
динамичную
и
увлекательную
игру.
Используя
крупные
яркие
изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения,
оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами,
дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом
случае,
дошкольники,
воспринимающие
информацию
визуально
и
кинетически,
понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только
опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие
результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают
понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в
пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать,
выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается
мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается
время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и
сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются
элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к
прогнозированию
конечного
результата
действий.
Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является
одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития
творческих
способностей
и
создания
благоприятного
эмоционального
фона.
В целом интерактивная доска позволяет развивать у детей способность ориентироваться
в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками
работы
с
информацией,
развивать
разносторонние
умения,
что
способствует
осознанному усвоению знаний дошкольника.
Интерактивная игра «Бюро находок»,
направленная на развитие словарного запаса
Интерактивная игра «Бедный дракончик»,
Направленная на развитие фонематического слуха
Интерактивная игра «Фея и комната чудес», направленная
на установление контакта, положительного настроя на занятие