Автор: Гринь Виктория Евгеньевна
Должность: тренер-преподаватель по плаванию
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Спортивная школа «Чолбон»
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: «СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Раздел: дополнительное образование
ТЕМА: «СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ И КАКОВА ИХ РОЛЬ В
ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»
Гринь Виктория Евгеньевна
тренер-преподаватель по плаванию
Государственного бюджетного учреждения
Республики Саха (Якутия) «Спортивная школа «Чолбон»
Сенсорное развитие у ребенка представляет собой формирование
восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Исторически
они
сложились
в
понятии
«эталон»
в
качестве
систем
геометрических фигур, мер веса, систем цветов, шкалы величин, фонетических
систем языка, которые должны быть усвоены в раннем возрасте, поскольку
именно
в
этом
возрасте
создаются
благоприятные
условия
для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире. Считается, что сенсорное воспитание является одной из
основных сторон дошкольного воспитания.
Термин «сенсорные эталоны» предложил А.В. Запорожец, который
разработал
теорию
развития
восприятия
при
помощи
формирования
перцептивных действий. Сенсорные эталоны – исторически выработанные
человечеством представления об основных разновидностях каждого вида
свойств и отношений: цвет, форма, размер, положение в пространстве, высота
звука
и
т.п.
Они
используются
в
качестве
мерок,
обозначающих
соответствующие свойства.
Для дошкольного возраста характерно знакомство с восприятием цвета,
формы, величины, в результате чего происходит осваивание чувственного
познания мира, способов наглядно-образного мышления. Все виды детской
деятельности улучшаются и позволяют сформироваться самостоятельности в
познавательной практике.
Сенсорные
эталоны
являются
слаженной
системой,
в
которой
разновидности
определенного
свойства
расположены
в
конкретной
последовательности
и
различаются
строго
по
признакам.
В
процессе
сенсорного воспитания происходит формирование только отдельных эталонов,
что обеспечивает ребенку точное восприятие конкретных свойств предметов,
которые совпадают с изученным эталоном. Свойства неизученных эталонов
воспринимаются
ошибочно
и
не
точно.
Формирование
и
применение
сенсорных эталонов обусловлены характером развития детского восприятия и
усвоением общественного опыта.
Учебная деятельность направлена на усвоение знаний и умений, которые
выработаны человечеством, при условии самоцели получить и усвоить новые
знания. После учения данные знания становятся достоянием человека, то есть
происходит преобразование субъекта деятельности. Таким образом, учебная
деятельность
представляет
собой
деятельность
по
саморазвитию
и
самоизменениям в плане умственного развития, в уровне знаний и умений.
Основная роль учебной деятельность заключается в том, что она определяет
всю систему отношений ребенка с обществом, способствуя формированию
психических качеств и личности младшего школьника.
Познавательный интерес в младших классах зачастую связывается с
игровыми и эмоциональными приемами организации занятий, с приданием
материалу
занимательности
и
интереса.
Благодаря
данным
методам
необходимо
формировать
внутреннюю
познавательную
мотивацию
и
теоретический интерес. В процесс школьного обучения доминирующей
функцией
становится
мышление,
которое
перестраивает
мыслительные
процессы и влияет на психические функции. Происходит переход от наглядно-
образного мышления к словесно-логическому.
В данном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера и
самосознание ребенка, обуславливающие стремление к самоутверждению и к
признанию со стороны взрослых. Учебная деятельность требует от детей
ответственности и формирует ее как черту личности.
Конец младшего школьного возраста обуславливается мотивационным
кризисом, для которого характерно снижение мотивации, связанной с новой
социальной позицией, при этом содержательные мотивы не сформированы.
Обостряются нерешенные трудности в обучении, вызванные недостаточным
уровнем знаний, навыков. Перед ребенком встают такие проблемы как
сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям
новых учителей. В этот момент возникает в развитии ребенка ориентирование
на себя, на свои качества и умения как основное условие решения разных задач.
Поведение ребенка в этот период теряет непосредственность, появляется
стремление к взрослости. Общение со сверстниками определяет многие
стороны личностного развития. Определение психологического содержания
ребенка
в
данном
периоде
становится
дискуссионным
вопросом
для
большинства психологов.
Интеллектуальные и личностные ориентиры в личностном развитии
подростка имеют двойственную природу и их можно отнести, как к типичным
достижениям, так и к идеалам и возможностям.
Ценностные ориентации представляют собой выражение основных
жизненных
принципов
человека,
мировоззренческую
и
нравственную
направленность его интересов, поступков, намерений, способов построения
межличностных
отношений.
Ориентиром
представлены
определенные
стандарты, к которым стремится подросток в умственном или личностном
развитии.
Это
степень
развития
социального
взаимодействия,
интеллектуального развития, самоопределения.
Ориентиры в интеллектуальном развитии представляют собой улучшение
когнитивных
навыков
и
способствуют
развитию
критического
и
аналитического мышления. В этом возрасте для подроста свойственны
логические операции и возможность анализа информации из различных
источников, ее обобщение и составление аргументов.
Ориентиры в личностном развитии направлены на улучшение навыков
социального взаимодействия с другими людьми. В данной возрастной
категории дети стремятся к самостоятельности и независимости в принятии
собственных решений и учатся нести за них ответственность. Подобные
ориентиры берут своей основой общепринятые нормы и правила, а также
ожидания от социальной среды.
Однако
личностные
и
интеллектуальные
ориентиры
можно
рассматривать как идеал и возможность, потому что они дают возможность для
роста и развития своих способностей. Они носят гибкий характер и позволяют
целям меняться и адаптироваться в соответствии со своими интересами и
желаниями. Подросток может стремиться к конкретным качествам и наблюдать
свои достижения на пути к поставленной цели. В этом заключается
идеализация ориентиров.
Таким образом, ориентиры предоставляют собой стандарты и меру для
развития подростка, но вместе с тем дают свободу для самовыражения, для
изменений и перемен в своих стремлениях.
Ведущей
деятельностью
в
зрелом
возрасте
не
только
трудовая
деятельность и включение в производительную сферу, которая сопряжена с
профессиональным становлением личности, а также реализация высший
достижений в различных областях.
Социальная
ситуация
развития
предполагает
активное
включение
человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности,
а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней
стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется
стремлением
к
самостоятельности,
независимости,
отношением
к
ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь
близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание
социальной ситуации развития зрелости.
Согласно
теории
Эриксона,
зрелость
представляется
как
возраст
«совершения деяний», когда человек становится тождественным самому себе.
Для
человека
в
этом
возрасте
характерны
производительность,
созидательность, стремление стать лучше и достичь определенных высот в
карьере, семье.
Изучением процесса реализации сущностных сил человека занимается
гуманистическая психология.
В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.)
центральное
значение
придавалось
процессу
самореализации,
самоактуализации
взрослого
человека,
представители
которой
наделяли
человека потенциями к непрерывному развитию и самореализации. Для
человека свойственна некоторая степень свободы от внешних рамок благодаря
ценностям, которыми он пользуется.
По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются
удовлетворением элементарных потребностей, они привержены высшим,
бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся
достичь в своем деле высот или достить определенных результатов.
Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью
функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и
продуктивен, если он превзошел ранние формы мотивации и действует вполне
осознанно.
Проведенные исследования (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В.
Суворов,
В.
Э.
Чудновский)
показывают,
что
обязательным
условием
инициирования самореализации является постоянная активность внутреннего
мира
человека,
духовно-здоровая
направленность
и
положительная
продуктивность.
Чем старше становится человек, тем больше у него приобретенного
жизненного опыта, знаний в различных сферах, тем больше возможностей
реализовать себя, что в конечном приводит к уверенности, внутреннему
спокойствию и зрелости личности.
Социальная
ситуация
развития
предполагает
активное
включение
человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности,
а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней
стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется
стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к
ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь
близких и готовность принять эту ответственность — ключевое переживание
социальной ситуации развития зрелости.